Тема 11. Расовое разнообразие современного человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Расовое разнообразие современного человека.



Вопросы к обсуждению:

1. Понятие о расах человека. 3. Первые схемы: Ф. Бернье, К. Линней, И. Блюменбах, Ж. Бюффон

2. Расовые признаки. Свойства расовых признаков.

3. Раса, этнос, народ и нация. Возникновение рас: изоляция, метисация. Автогенетические процессы и половой отбор.

4. Концепции расоведения

5. Расы человека и их классификации. Принципы расовых классификаций. Классификация И. Деникера (1889-1902 гг.), В. Джиуффрида-Руджери (1910-1917 гг.), Г.Ф. Дебеца (1958 г.), Я.Я. Рогинского и М.Г. Левина (1963 г.), В.В. Бунака (1980 г.)

Тема 12. Экологическая антропология.

1. Адаптация. Акклиматизация и физиологический стресс

2. Наш собственный способ адаптации: среда - культура - человек

3. Относительность адаптации

4. География некоторых морфологических признаков. География некоторых физиологических и биохимических признаков

5. Гипотеза адаптивных типов. Адаптация человека в различных экологических нишах земли. Основные характеристики адаптивных типов. Динамика адаптивных типов и их аналогии в животном мире

6. Реконструкция прошлого: историческая антропоэкология. Историческая антропоэкология.

 

Тема 13. Культурная экология и этноэкология

1. Взаимосвязь понятий «культура», «личность», «энкультурация».

2. Антропология Дарвина-Геккеля и концепция наследственности Лебона-Ломброзо.

3. Культурная антропология, понятие «культура» и концепция Г. Стейна.

4. Идея безличной волшебной силы и концепция магии и религии Р. Маретта.

5. Общая характеристика исследований антропологии коммуникаций.

6. Понятие ритуала в этологии человека. Функции ритуала. Этологическая интерпретация коммуникации.

Критерии оценки (в баллах):

- 90-100 баллов выставляется студенту, если составлен правильный алгоритм решения задачи; в логическом рассуждении, в выборе формул и решении нет ошибок; получен верный ответ; задача решена рациональным способом; 

- 75-89 баллов выставляется студенту, если составлен правильный алгоритм решения задачи; в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ; 

- 60-74 баллов выставляется студенту, если задание понято правильно; в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задача решена не полностью или в общем виде; 

- 0-59 баллов выставляется студенту, если задача не решена или решена неправильно. 

Задания для контрольной работы

Вариант 1.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе по теме «Шкалыэтническойтолерантности».

Вариант 2.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе на тему «Культурно-языковыеконфликты на территориисовременнойУкраины».

Вариант 3.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе на тему «Проблематика современныхэтнопсихологическихисследований в Украине».

Вариант 4.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе на тему «Толерантность и этническаятерпимость: разница понятий и практика западноевропейскихстран».

Вариант 5.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе на тему «Проблема валидностиэтнопсихологическихтеорий и методик в этнонациональных культурах».

Вариант 6.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе по теме «Р.Бенедикт: культура вины и культура стыда».

Вариант 7.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе на тему «Проблема норме и патологии в этнопсихологии».

Вариант 8.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе по теме «Концепция«основнойличностнойструктуры»и«модальнойличности»разницаметодологическихподходов».

Вариант 9.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе по теме «Концепциясоциализации Маргарет Мид (по еекниге«Культура и мир детства»)».

Вариант 10.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе на тему «Прикладныеаспектыэкологическойантропологии и еёотдельных направлений».

Вариант 11.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе на тему «Проблема этническойгруппы в социальнойантропологии К.Гирца».

Вариант 12.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе на тему «Культурнаяэкология и представления Дж. Стюарда о культурнойадаптации и её роли в историческойэволюции культур».

Вариант 13.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе на тему «Предысторияэкологическойантропологии: географическийдетерминизм,

его суть и отличия от экологическойантропологии, элементыпреемственности с последней».

Вариант 14.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе на тему «Бушменыкунг в полупустынях и опустыненныхсаваннахКалахари: природныеусловия и ресурсы, основныеотраслихозяйства и модель экосистемы, включающейсообществоохотников-собирателей».

Вариант 15.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе на тему «Листья коки и их роль в адаптациичеловека в высокогорнойзоне Анд; проблема борьбы с наркомафией и учётапотребностейтрадиционногохозяйстваиндейцев».

Вариант 16.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе на тему «Адаптациячеловека в тропическихполупустынях и опустыненныхсаваннах: биологические и культурныеаспекты».

Вариант 17.

Подобратьнаучнуюлитературу, изучитьее и написатьэссе на тему «Адаптациячеловекавовлажномэкваториальном лесу: биологические и культурныеаспекты».

 

 Критерии оценки решения задачи

- 45-50 баллов выставляется студенту, если составлен правильный алгоритм решения задачи; в логическом рассуждении, в выборе формул и решении нет ошибок; получен верный ответ; задача решена рациональным способом; 

- 38-44 баллов выставляется студенту, если составлен правильный алгоритм решения задачи; в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ; 

- 30-37 баллов выставляется студенту, если задание понято правильно; в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задача решена не полностью или в общем виде; 

- 0-29 баллов выставляется студенту, если задача не решена или решена неправильно. 

 

 

Темы для написания реферата

  1. Проблема "неолитической революции" по Гордону Чайлду.
  2. Проблема возникновения скотоводства.
  3. Уровни экономической интеграции по Маршаллу Саллинзу.
  4. "Первобытный коммунизм" — реальность или миф?
  5. Пол и гендер как объекты социоантропологического анализа.
  6. "Престижная экономика" по Маршаллу Салинзу.
  7. Организационные принципы классифицирующих номенклатур родства по А.Рэдклиффу-Брауну.
  8. Возможен ли социальный эгалитаризм (по литературе о бушменах и пигмеях Африки).
  9. Обряды перехода по А.ванГеннепу.
  10. Проблема родовой организации в отечественной литературе (по работам А.Н.Максимова, В.Р.Кабо, О.Ю.Артемовой, А.В.Коротаева и А.Д.Оболонкова).
  11. Проблема историческогосостношенияпатрилинейности и матрилинейности, патрилокальности и матрилокальности в советской и постсоветской этнологической литературе.
  12. Миф, символ, ритуал по В.Тернеру.
  13. "Первобытная ментальность" по Ф.Боасу и Л.Леви-Брюлю.
  14. Проблема группового брака в русской дореволюционной и советской литературе.
  15. "Теория главной последовательности" (Main Sequence Theory) по Дж. П. Мердока.
  16. Что такое тотемизм (по А.Н.Максимову и А.Рэдклиффу-Брауну).
  17. Что такое прикладная антропология и примеры ее успехов в постсовесткое время

 

 

Критерии оценки (в баллах):

- 90-100 баллов выставляется студенту, если выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы;

- 75-89 баллов выставляется студенту, если основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы; 

- 60-74 баллов выставляется студенту, если имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод; 

- 0-59 баллов выставляется студенту, если тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы. 

 


Блок Г

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.011 с.)