Понятие педагогического проектирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие педагогического проектирования



Проектирование – деятельность человека или организации по созданию проекта, то есть прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния.

В.А. Ясвин предлагает схему (алгоритм) проектирования психодидактического компонента образовательной среды, в основе которой – ответы на базовые вопросы:

· кого обучать (психологические особенности контингента учащихся);

· зачем обучать (цели учебно-воспитательного процесса и образовательной среды в целом);

· чему обучать (содержание образования);

· как обучать (методы обучения и развития);

· кому обучать (определение требований к профессиональной и личностной подготовке педагога).

Особая значимость отводится проектированию психодидактического компонента ОС, т.к. именно данный компонент закладывает основы, задает стратегические ориентиры проектирования всей образовательной среды. В соответствии с ключевой психодидактической идеей выдвигаются те или иные требования к проектированию как социального, так и пространственно-предметного компонентов образовательной среды.

Педагогическая наука рассматривает проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности.

Как утверждает И.А. Колесникова, характерной особенностью проектирования является создание новых продуктов и одновременно познание того, что лишь может возникнуть, это всегда стремление изменить несовершенную действительность (настоящее) и тем самым приблизить более совершенное.

 

Актуализация проектной деятельности в сфере образования и воспитания характеризует вторую половину 1 990-х гг. в связи с развитием идей стандартизации образования. Характерны в этом отношении работы В.П. Беспалько, Н.Г. Алексеева, Ю.В. Громыко, В.А. Никитина, В.В. Рубцова, В.Е. Радионова, В.А. Ясвина.

 

Практические возможности проектной деятельности в образовании еще больше расширились с появлением и интенсивным развитием сетевых и информационно коммуникационных технологий. От метода проектов педагогическое сообщество стало переходить к проектному обучению (обучению с помощью проектирования, обучению в проекте), проектному воспитанию (О. Газман) и проективному образованию (Г. Ильин).

Педагогическое проектирование понимается как:

 практико-ориентированная деятельность, целью которой является разработка новых, не существующих в практике образовательных систем и видов педагогической деятельности;

 новая развивающаяся область знания, способ трактовки педагогической действительности (А.П. Тряпицына);

 прикладное научное направление педагогики и организуемой практической деятельности, нацеленное на решение задач развития, преобразования, совершенствования, разрешения противоречий в современных образовательных системах (Е.С. Заир-Бек);

 способ нормирования и трансляции педагогической и научно-исследовательской деятельности (Н.А. Масюкова);

 процесс создания и реализации педагогического проекта;

 специфический способ развития личности;

 технология обучения.

В рамках проектной культуры сформировались подходы, основанные на проектной деятельности, широко применяемые в педагогической сфере:

‒ проектно-целевой подход обеспечивает организацию проектирования в соответствии с заданной целью (организация ресурсов под цель);

проектно-модульный подход направлен на проектирование с вариативными использованием специально созданных функциональных модулей, выступающих как структурные компоненты целостной системы, обеспечивающей выполнение определенной деятельности или нескольких направлений деятельности;

проектно-программный подход ориентирован на реализацию комплекса проектов в рамках единой программы.

Среди основных функций проектной деятельности принято выделять исследовательскую, аналитическую, прогностическую, преобразующую, нормирующую. Для проектирования также характерна конструктивность, т.е. нацеленность на получение совершенно определенного практически значимого результата на основе прогностического знания.

И.А. Колесникова выделяет три основных вида проектирования, различающиеся по объекту преобразования, целевой направленности и результату:

социально-педагогическое проектирование, направленное на изменение социальной среды или решение социальных проблем педагогическими средствами;

психолого-педагогическое проектирование, целью которого становится преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов;

образовательное проектирование, ориентированное на проектирование качества образования и инновационные изменения образовательных систем и институтов.

 

УРОВНИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

Проектирование в образовании может осуществляться на разных уровнях.

Концептуальный уровень проектирования ориентирован на создание концепции объекта или на его прогностическое модельное представление (модель образовательного стандарта, концепция программы, проект учебного плана). Продукт, полученный на этом уровне, носит универсальный характер и может служить методологической основой для создания аналогичных продуктов следующего уровня.

Содержательный уровень проектирования предполагает непосредственное получение продукта со свойствами, соответствующими диапазону его возможного использования и функционального назначения (стандарт начального образования, программа развития гимназии, учебный план гуманитарного факультета института экономики и финансов).

Технологический уровень проектирования позволяет дать алгоритмическое описание способа действий в заданном контексте (технология полного усвоения учебного материала, технология построения ситуации личностно-ориентированного обучения, методика коллективного.

Процессуальный уровень выводит проектную деятельность в реальный процесс, где необходим продукт, готовый к практическому применению (определенные дидактические или программные средства, методические разработки отдельных уроков и внеклассных дел, сценарий проведения праздника и др.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.240.142 (0.006 с.)