Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принятие решения об использовании проекта. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Это – завершающее действие процесса проектирования. После него начинается внедрение проекта в практику.
2.3. Проектирование образовательных систем 2.3.1. Понятие инноваций в образовании Инновация – это действие (или результат действия), направленное на удовлетворение новой потребности (или предложение нового пути удовлетворения старой), в основе которого лежит использование новых знаний (новое использование знаний), воплощенных в новые технологии, ноу-хау, новые комбинации производственных факторов и имеющих целью снятие последствий деструктивных процессов или получение новых (или с новыми свойствами, функциями) продуктов/услуг с высоким рыночным потенциалом. Инновационная деятельность – это особая по характеру деятельность, в которую привносится новое (знания, технологии, приемы, подходы) для получения результата, отличающегося востребованностью (социально-общественной, рыночной и т.п.). Инновационные процессы – это процессы создания, освоения, использования и распространения инноваций. Таким образом, инновация не тождественна нововведению, а лишь связана с ним в том смысле, что нововведение в виде новых знаний/подходов/приемов является фактором инновационности. Инновационность образования как характеристика обучающей деятельности, имеющей своей целью в том числе или прежде всего и подготовку людей к инновационной практике, определяется рядом факторов, важнейшим из которых являются образовательные программы. В отличие от научного поиска (творчества), идущего изнутри субъекта, инновационный поиск мотивируется внешней средой. Главным инновационным фактором являются перемены. Инновационный проект – сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, направленный на создание или преобразование существующей действительности. Следует подчеркнуть инновационный характер педагогических проектов, которые наряду с этим могут существенно отличаться своими размерами, выступая нередко в роли элементов (составных частей) какой-либо образовательной программы.
2.3.2. Реализация нововведений в образовательных системах
Выделяют три стратегии развития образовательных систем. 1. Стратегия локальных нововведений – совершенствование, рационализация отдельных участков образовательной системы (освоение новых методик).
2. Стратегия модульных нововведений – осуществление нескольких комплексных нововведений внутри модуля (введение новых дисциплин, реконструкция блока дисциплин, введение стажировок и т.д.). 3. Стратегия системных нововведений. Пять путей обновления образовательных систем: развитие собственного педагогического опыта; заимствование опыта других образовательных систем; освоение научных разработок; путь проб и ошибок; эксперимент. Изменения могут носить системный, модульный или локальный характер, в зависимости от того, касаются ли они всех уровней структурной организации образовательной системы или ее определенных, специальным образом выделенных подсистем или компонентов. Наряду с этим, проектная деятельность может ограничиваться наличием необходимых ресурсов, составом участников и требованиями, предъявляемыми к качеству проекта. Важным требованием при осуществлении проектной деятельности в области образования выступает ее бездефектность. Выделяют три уровня структурной организации образовательной системы: социально-педагогический уровень, отражающий программно-целевой аспект образовательного процесса с учетом требований социального заказа общества; организационно-дидактический уровень, отражающий методический аспект образовательного процесса; личностно-деятельностный уровень, отражающий психолого-педагогический аспект взаимодействия субъектов образовательного процесса. Проектирование обновленной образовательной системы предполагает постановку и решение ряда вопросов: 1) Какой будет структура образовательной системы, какие ступени движения обучающихся от довузовской до последипломной ступени и с какими промежуточными результатами необходимо установить? 2) В рамках какой педагогической парадигмы будет организован образовательный процесс? 3) Какой тип, характер образовательного процесса будет соответствовать новой модели выпускников на различных уровнях? 4) Сколько и каких маршрутов движения (траекторий) обучающихся в рамках образовательной системы необходимо предусмотреть?
Технология проектирования педагогических программ и проектов различного назначения включает в себя три основных этапа: I. Первый (стратегический) этап: создание стратегии конструирования и осуществления проекта через последовательную реализацию процедур, предусматривающих: предварительную формулировку стратегической цели, концепции и миссии образовательной системы c учетом комплексной диагностики образовательной системы и оценки ее инновационного потенциала, осуществляемой в связи с ее функционированием в нестабильных динамично меняющихся условиях внешней среды; анализ образовательного поля и выделения ключевых проблем; оценку и распределение имеющихся ресурсов; формирование путей и проектов, направленных на решение проблем; определение, проработку и защиту первоочередных проектов; выбор и фиксацию окончательной стратегии. II. Второй (организационный) этап: разработка бизнес-плана, включающая наряду с ранее выполненным анализом внешней ситуации, тенденций и направлений развития высшего образования и рынка образовательных услуг, технологический (производственный), организационный и финансовый план действий, маркетинговые мероприятия, учет возможных рисков при реализации проекта и т.д.; организация проектирования, предусматривающая наряду с осуществлением необходимых организационных мероприятий, претворяемых в жизнь в рамках общего руководства менеджером проекта, проведение контролирующих и стимулирующих проектирование акций; социальное проектирование, учитывающее последствия реализации проекта и его общественную значимость на макро-, мезои микроуровнях. III. Третий (адаптационный) этап: конкретизация банка методов, приемлемых в данном конкретном случае для использования в процессе педагогического проектирования, группирование методов и их соотнесение к шагам основного алгоритма; выявление мероприятий, осуществление которых необходимо в процессе реализации педагогического проекта; проведение мыслительного эксперимента, предполагающего реализацию моделирующей и прогностической деятельности; разработка алгоритма практических действий по внедрению проекта в педагогическую практику; разработка мер по оценке эффективности и качества принятых решений. Фазы проектирования
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.014 с.) |