Принятие решения об использовании проекта. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принятие решения об использовании проекта.



Это – завершающее действие процесса проектирования. После него начинается внедрение проекта в практику.

 

 

2.3. Проектирование образовательных систем

2.3.1. Понятие инноваций в образовании

Инновация – это действие (или результат действия), направленное на удовлетворение новой потребности (или предложение нового пути удовлетворения старой), в основе которого лежит использование новых знаний (новое использование знаний), воплощенных в новые технологии, ноу-хау, новые комбинации производственных факторов и имеющих целью снятие последствий деструктивных процессов или получение новых (или с новыми свойствами, функциями) продуктов/услуг с высоким рыночным потенциалом.

Инновационная деятельность – это особая по характеру деятельность, в которую привносится новое (знания, технологии, приемы, подходы) для получения результата, отличающегося востребованностью (социально-общественной, рыночной и т.п.).

Инновационные процессы – это процессы создания, освоения, использования и распространения инноваций.

Таким образом, инновация не тождественна нововведению, а лишь связана с ним в том смысле, что нововведение в виде новых знаний/подходов/приемов является фактором инновационности.

Инновационность образования как характеристика обучающей деятельности, имеющей своей целью в том числе или прежде всего и подготовку людей к инновационной практике, определяется рядом факторов, важнейшим из которых являются образовательные программы.

В отличие от научного поиска (творчества), идущего изнутри субъекта, инновационный поиск мотивируется внешней средой. Главным инновационным фактором являются перемены.

Инновационный проект – сложный синтезированный продукт проектно-практической деятельности, направленный на создание или преобразование существующей действительности.

Следует подчеркнуть инновационный характер педагогических проектов, которые наряду с этим могут существенно отличаться своими размерами, выступая нередко в роли элементов (составных частей) какой-либо образовательной программы.

 

2.3.2. Реализация нововведений в образовательных системах

 

 

 Выделяют три стратегии развития образовательных систем.

1. Стратегия локальных нововведений – совершенствование, рационализация отдельных участков образовательной системы (освоение новых методик).

2. Стратегия модульных нововведений – осуществление нескольких комплексных нововведений внутри модуля (введение новых дисциплин, реконструкция блока дисциплин, введение стажировок и т.д.).

3. Стратегия системных нововведений.

Пять путей обновления образовательных систем:

развитие собственного педагогического опыта;

заимствование опыта других образовательных систем;

освоение научных разработок;

путь проб и ошибок;

эксперимент.

Изменения могут носить системный, модульный или локальный характер, в зависимости от того, касаются ли они всех уровней структурной организации образовательной системы или ее определенных, специальным образом выделенных подсистем или компонентов. Наряду с этим, проектная деятельность может ограничиваться наличием необходимых ресурсов, составом участников и требованиями, предъявляемыми к качеству проекта. Важным требованием при осуществлении проектной деятельности в области образования выступает ее бездефектность.

Выделяют три уровня структурной организации образовательной системы:

социально-педагогический уровень, отражающий программно-целевой аспект образовательного процесса с учетом требований социального заказа общества;

организационно-дидактический уровень, отражающий методический аспект образовательного процесса;

личностно-деятельностный уровень, отражающий психолого-педагогический аспект взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Проектирование обновленной образовательной системы предполагает постановку и решение ряда вопросов:

1) Какой будет структура образовательной системы, какие ступени движения обучающихся от довузовской до последипломной ступени и с какими промежуточными результатами необходимо установить?

2) В рамках какой педагогической парадигмы будет организован образовательный процесс?

3) Какой тип, характер образовательного процесса будет соответствовать новой модели выпускников на различных уровнях?

4) Сколько и каких маршрутов движения (траекторий) обучающихся в рамках образовательной системы необходимо предусмотреть?


Развитие – эволюция, изменение, приводящее к новому состоянию субъекта развития, повышению его социальной ценности

Технология проектирования педагогических программ и проектов различного назначения включает в себя три основных этапа:

I. Первый (стратегический) этап: создание стратегии конструирования и осуществления проекта через последовательную реализацию процедур, предусматривающих:

предварительную формулировку стратегической цели, концепции и миссии образовательной системы c учетом комплексной диагностики образовательной системы и оценки ее инновационного потенциала, осуществляемой в связи с ее функционированием в нестабильных динамично меняющихся условиях внешней среды;

анализ образовательного поля и выделения ключевых проблем;

оценку и распределение имеющихся ресурсов;

формирование путей и проектов, направленных на решение проблем;

определение, проработку и защиту первоочередных проектов;

выбор и фиксацию окончательной стратегии.

II. Второй (организационный) этап:

разработка бизнес-плана, включающая наряду с ранее выполненным анализом внешней ситуации, тенденций и направлений развития высшего образования и рынка образовательных услуг, технологический (производственный), организационный и финансовый план действий, маркетинговые мероприятия, учет возможных рисков при реализации проекта и т.д.;

организация проектирования, предусматривающая наряду с осуществлением необходимых организационных мероприятий, претворяемых в жизнь в рамках общего руководства менеджером проекта, проведение контролирующих и стимулирующих проектирование акций;

социальное проектирование, учитывающее последствия реализации проекта и его общественную значимость на макро-, мезои микроуровнях.

III. Третий (адаптационный) этап:

конкретизация банка методов, приемлемых в данном конкретном случае для использования в процессе педагогического проектирования, группирование методов и их соотнесение к шагам основного алгоритма;

выявление мероприятий, осуществление которых необходимо в процессе реализации педагогического проекта;

проведение мыслительного эксперимента, предполагающего реализацию моделирующей и прогностической деятельности;

разработка алгоритма практических действий по внедрению проекта в педагогическую практику;

разработка мер по оценке эффективности и качества принятых решений.

Фазы проектирования



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.014 с.)