Организационно-правовые формы некоммерческих организаций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационно-правовые формы некоммерческих организаций.



Потребительский кооператив (ст.116 ГК РФ). Помимо Гражданского кодекса его правовое положение регулируется законом “О потребительской кооперации в Российской Федерации”[6].

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паев. Потребительская кооперация в интересах пайщиков осуществляет заготовительную, торговую, жилищно-строительную, гаражно-строительную и иные виды деятельности. Участниками потребительских кооперативов могут быть как граждане, так и организации. Членство в кооперативе не предполагает обязательного личного участия в его делах.

Общественные и религиозные организации (объединения) - ст.117 ГК РФ. Их правовое положение регулируется (помимо Гражданского кодекса) законом “Об общественных объединениях”[7], законом “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности”,[8] законом “О некоммерческих организациях”, законом “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”[9], законом “О свободе вероисповеданий”[10] и другими правовыми актами.

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных материальных потребностей. Это могут быть партийные, профсоюзные, спортивные организации, организации в области культуры, охраны природы, животных и др.

Согласно ст.117 ГК участниками таких объединений могут быть только физические лица. При этом они не имеют ни вещных, ни обязательственных прав на имущество такого юридического лица, т.е. граждане при выходе из организации не вправе требовать возврата членских взносов, пожертвований и иного имущества, переданного такой организации. Юридическими лицами могут признаваться как отдельные звенья общественных организаций (например, профкомы в организациях), так и объединения таких организации (например, профсоюзное объединение “Всероссийский “Электропрофсоюз”).

Как собственники имущества общественные и религиозные организации (объединения) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы и соответствующую этим целям (например, издательской деятельностью, деятельностью по изготовлению и ремонту спортивного инвентаря и т.п.)

Учреждение представляет собой вид некоммерческой организации, не являющейся собственником имущества. Учреждение обладает имуществом на праве оперативного управления. К учреждениям относятся органы государственного управления и органы местного самоуправления, учреждения образования и просвещения, культуры и спорта, социальной защиты и пр.

Ассоциации или союзы это объединения юридических лиц, являющиеся некоммерческими организациями (ст.121 ГК РФ). Созданы такие объединения могут быть как коммерческими, так и некоммерческими организациями. Формула ст.121 ГК РФ исключает лишь одновременное участие в ассоциации или союзе коммерческих и некоммерческих организаций. Создаются они исключительно на добровольной основе для целей координации их деятельности, а также представления и защиты их общих интересов. Участники такого объединения сохраняют полную самостоятельность и права юридического лица, поэтому одно и то же юридическое лицо может состоять в нескольких ассоциациях и союзах.

Глава 4. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

1. Участником отношений, формирующихся в сфере гражданского оборота, вправе выступать и государство. Важнейшая их область - это отношения собственности. Государство широко участвует и в обязательственных отношениях, как договорных так и внедоговорных: при выпуске государственных и муниципальных займов, лотерей, при получении и выдаче кредитов, при возмещении вреда, например, причиненного гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, и в других случаях, предусмотренных законом. При этом в отличие от недавнего прошлого, когда государство рассматривалось как единый субъект гражданских отношений, действующее законодательство исходит из существования наряду с Российской Федерацией других государственных, а также муниципальных образований, являющихся самостоятельными участниками гражданского оборота. Согласно п.1 ст.124 ГК РФ субъектами гражданских правоотношений могут выступать Российская Федерация, субъекты Российской Федерации- республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения; муниципальные образования - городское, сельское поселение, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет, и выборные органы местного самоуправления.[11]

Названным субъектам присущи все признаки, необходимые лицам для самостоятельного участия в гражданских правоотношениях: организационное единство, наличие обособленного имущества, самостоятельная имущественная ответственность, право от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде. Организационное единство, отражающее наличие цели создания и функционирования государственного или муниципального образования, его территориальную структуру, структуру управления и т.п., определяется в Конституции РФ, иных законах, конституциях и уставах субъектов РФ, уставах муниципальных образований и в других нормативных актах. Обособление имущества проявляется в принадлежности им имущества либо на праве государственной собственности - Российской Федерацией, её субъектам, либо на праве муниципальной собственности - муниципальным образованиям (ст. 214,215 ГК РФ). Характеристика двух последних признаках дается далее по тексту.

Российская Федерация, её субъекты и муниципальные образования не только самостоятельно выступают в гражданских отношениях, но и на равных началах с физическими и юридическими лицами - участниками этих отношений, не пользуясь в гражданских правоотношениях привилегиями, основанными на властных полномочиях. Прежде всего, это означает отсутствие с их стороны властного воздействия на иных участников, отказ во внутреннем гражданском обороте от иммунитета государства, от иных преимуществ верховной власти. Более того, к Российской Федерации, её субъектам, муниципальным образованиям как к субъектам гражданского права применяются нормы для юридических лиц, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов (п.1, 2 ст.124 ГК РФ).

Вместе с тем все названные субъекты особые участники гражданских правоотношений. Их особые качества проистекают от объединения в одной структуре и политической организации, облеченной властными полномочиями, и участника гражданских правоотношений, хозяйствующего субъекта. Как носители властных полномочий они в нормативном порядке определяют содержание и пределы правоспособности не только граждан и юридических лиц, но и своей собственной, формируют правила гражданского оборота (устанавливая правовое регулирование права собственности, обязательственного права и других гражданских прав) и т.п.

Участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в гражданских правоотношениях осуществляется через органы государственной власти, участие муниципальных образований - через органы местного самоуправления. Названные органы действуют в рамках компетенции, установленной актами, определяющими их статус (ст.125 ГК РФ).

На уровне Федерации в качестве таковых органов выступают Федеральное собрание, Президент, Правительство России, федеральные органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты). Так, Госкомимущество России оформляет закрепление имущества, находящегося в федеральной собственности, в хозяйственное ведение и оперативное управление организаций, дает согласие на продажу недвижимого имущества, закрепленного в хозяйственном ведении, на передачу его в аренду или в залог и т.д.[12] На уровне республики участие в гражданских правоотношениях осуществляется через законодательное собрание или иной орган законодательной власти, Президента, Правительство, министерства, комитеты. На уровне края, области - через областную, краевую думу, иной законодательный орган, областную, краевую администрацию и её комитеты, департаменты и т.п. В муниципальных образованиях - через выборные органы местного самоуправления, глав муниципальных образований (мэра, старосту и др.), глав районных, городских администраций и др.

Возможен и иной механизм вступления государства в гражданские правоотношения. Согласно п.3ст.125 ГК РФ в федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства, нормативных актах субъектов РФ и муниципальных образований могут быть предусмотрены случаи, когда по их специальному поручению от их имени выступают государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Это своего рода делегирование полномочий, оформляемое в нормативном или индивидуальном порядке. В этих ситуациях приобретение государством гражданских прав и осуществление им гражданских обязанностей происходит опосредованно[13]. Так, граждане могут представлять интересы государства в органах управления акционерных обществ (хозяйственных товариществ), часть акций (доли, вклады) которых закреплена (находится) в федеральной собственности. Представление интересов осуществляется на основании договора, заключаемого Российским фондом федерального имущества и гражданином.[14] Граждане также могут выступать в качестве представителей интересов Правительства в суде в случае предъявления к Правительству исковых или иных требований. Полномочия гражданина - представителя должны быть в таком случае выражены в доверенности[15].

Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования. Имущественная обособленность Российской федерации, государственных и муниципальных образований влечет за собой их самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам (ст.126 ГК РФ).

Прежде всего, следует отметить, что названные субъекты несут ответственность только по своим обязательствам, т.е. по обязательствам, в которых являются стороной. Исключения могут быть предусмотрены в законе (например, п.5 ст.115, п.2 ст.120 ГК РФ).

Затем, они отвечают имуществом, принадлежащим им на праве собственности. При этом следует иметь в виду, что согласно п.4 ст.214, п.3 ст.215 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, делится на две части. Одна его часть закрепляется на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными предприятиями или учреждениями, созданными Российской Федерацией, её субъектами и муниципальными образованиями; а другая часть имущества составляет соответственно казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, либо муниципальную казну муниципального образования. Самостоятельная имущественная ответственность возможна только на базе второй части имущества. В состав имущества, которым отвечают Российская Федерация, её субъекты и муниципальные образования не включаются: имущество, закреплённое за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; имущество, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (например, объекты ядерной энергетики).

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы допускается в случаях, предусмотренных законом.

Далее, установлен принцип, согласно которому юридические лица не отвечают по обязательствам создавших их государственных и муниципальных образований, а Российская Федерация, государственные и муниципальные образования в свою очередь не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, специально установленных законом. Так, согласно п.3 ст.56 ГК РФ, если несостоятельность юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Разграничение ответственности производится и между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями. Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственных и муниципальных образований, а последние не отвечают по обязательствам Российской Федерации. Правило об их раздельной ответственности не применяется, если Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Коммерческая, иная частноправовая деятельность государства с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств регулируется нормами международного частного права и международного гражданского процесса. При этом российское законодательство исходит из концепции абсолютного иммунитета суверенного иностранного государства, его имущества и требует соответствующего подхода к иммунитету российского государства, его имущества (ст.435 ГПК РФ). Это означает в частности, что российское государство в отношении совершаемых им сделок может быть подчинено иностранному закону или иностранному суду только при условии, что прямо выразит на то свое согласие; что предъявление иска к государству, обеспечение иска, обращение взыскания на имущество государства может быть допущено лишь с согласия компетентных органов Российской Федерации.

Сделки, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности, как правило, совершают торговые представительства РФ за границей, а также органы государственной власти в рамках их компетенции или иные юридические лица в силу специальных полномочий. Непосредственно Российская Федерация, её субъекты и муниципальные образования осуществляют внешнеторговую деятельность только в случаях, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными актами субъектов РФ.

Особенности ответственности Российской Федерации, её субъектов в регулируемых гражданским законодательством отношениях с так называемым “иностранным элементом” определяются законом об иммунитете государства и его собственности. Такой закон ещё не принят.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 24; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.01 с.)