Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппаратаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Основной целью коррекционной работы при ДЦП является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи; обеспечение максимально полной и ранней социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия — согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя. В комплексное восстановительное лечение детского церебрального паралича включаются: медикаментозные средства, различные виды массажа, лечебная физкультура (ЛФК), ортопедическая помощь, физиотерапевтические процедуры. Коррекционно-педагогическая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Нарушения психического и речевого развития при ДЦП в значительной степени обусловлены отсутствием или дефицитом деятельности детей. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в дошкольном возрасте — игровая деятельность. Для того чтобы тщательно изучить и выявить структуру психических и речевых нарушений, необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка в течение длительного времени. При этом эффективность диагностики и коррекции значительно повышается. Это особенно важно при коррекционной работе с детьми с тяжелыми и сочетанными нарушениями. При ДЦП важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно-кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов (зрительный и тактильный, тактильный и слуховой). Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных). Тесное взаимодействие с родителями и всем окружением ребенка является залогом эффективности коррекционно-педагогической работы. В силу огромной роли семьи в процессах становления личности ребенка необходима такая организация среды (быта, досуга, воспитания), которая могла бы максимальным образом стимулировать это развитие, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое состояние ребенка.
В нашей стране для предотвращения роста детской инвалидности вследствие ДЦП большую роль играет создание поэтапной системы помощи, при которой возможна ранняя диагностика и раннее начало систематической лечебно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом. Вопросы для контроля 1. Раскройте основную цель коррекционной работы при ДЦП. 2. Перечислите составляющие комплексного восстановительного лечения детского церебрального паралича. 3. Опишите систему комплексной коррекционно-педагогической и медицинской помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Виды специальных дошкольных и школьных учреждений, основные направления работы с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата Комплектование специальных дошкольных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляется психолого-медико-педагогическими комиссиями (ПМПК). В эти учреждения поступают дети от 3 — 4 до 7 — 9 лет. Несколько недель после поступления ребенка в детский сад отводится на его специальное психолого-педагогическое (в том числе и логопедическое) обследование. При комплексном обследовании проверяется и уточняется уровень знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, выявляются основные трудности в овладении ими, определяются коррекционные мероприятия по преодолению имеющихся затруднений. Противопоказанием к поступлению в данное учреждение является выраженная умственная отсталость. По достижении школьного возраста дети, не готовые к обучению в школе, могут быть оставлены в детском саду до 8-ми—9-ти лет. В специальных ДОУ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата создаются специальные условия для пребывания детей с двигательными нарушениями — необходимое оборудование для передвижения и занятий, организуется восстановительное лечение. В них работают разные специалисты медико-педагогического блока: специальные педагоги, логопеды, воспитатели, психологи, инструкторы ЛФК, неврологи. Каждый специалист не только выполняет свой раздел работы, но и поддерживает тесную связь с коллегами, включает в свои задания материал, рекомендуемый другими специалистами для закрепления их работы. Результаты динамического изучения детей необходимо периодически обсуждать и анализировать всем педагогическим коллективом.
Развитие познавательной деятельности детей осуществляет учитель-дефектолог. Воспитатель формирует навыки самообслуживания в процессе выполнения режимных моментов, организует деятельность детей вне занятий, прогулки. При этом дефектологи и воспитатели распределяют между собой обязанности по проведению коррекционных занятий. Согласно Типовому положению о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с нарушениями в развитии, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1997 г. № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов» коррекционные учреждения VI вида создаются для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с двигательными нарушениями различной этиологии и степени выраженности, детским церебральным параличом, с врожденными и приобретенными деформациями опорно-двигательного аппарата, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей), для восстановления, формирования и развития двигательных функций, коррекции недостатков психического и речевого развития детей, их социально-трудовой адаптации и интеграции в общество на основе специально организованного двигательного режима и предметно-практической деятельности. Вопросы для контроля 1. Какое учреждение осуществляет комплектование специальных учреждений для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата? 2. Назовите вид специального (коррекционного) учреждения, созданного для обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. 3. От каких критериев зависят варианты обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата? Цель, методы, содержание психолого-медико-педагогического сопровождения детей С нарушениями функций ОДА Организация психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ДЦП в учебно-воспитательном процессе, позволяет связать, через единство целей и задач, традиционно разрозненных ее участников — родителей, педагогов и самих детей. Особое значение приобретает с психолого-медико-педагогическое сопровождение при коррекции нарушений развития. В тех же случаях, когда множественные первичные нарушения с годами обрастают вторичными и третичными, образуя вкупе с ними, индивидуально неповторимое системное нарушение развития (а именно так происходит при ДЦП), психолого-медико-педагогического сопровождение оказывается ведущим фактором, обеспечивающим не только компенсацию нарушений и коррекцию развития, но и личностный рост. Традиционный путь — непосредственное использование воспитателем психологических рекомендаций зачастую неэффективен, поэтому необходимо внедрение в образовательное учреждение психолого-медико-педагогического консилиума /ПМПк/.
Служба ПМПк осуществляет поэтапную организацию постоянной работы в следующих направлениях: 1. Психолого-медико-педагогическое просвещение. 2. Психолого-медико-педагогическое консультирование. 3. Психолого-медико-педагогическая диагностическая работа. 4. Коррекционно-развивающая работа. 5. Психопрофилактика и психогигиена. Психолого-медико-педагогическое просвещение проводится в форме лекционно-семинарских спецкурсов со сменными блоками, учитывающими специфику аудитории, и частично - в режиме активного социально-психологического обучения (деловые игры, групповые дискуссии и т.д.). Психолого-медико-педагогическое консультирование как индивидуальное, так и групповое проводится для администрации образовательного учреждения, воспитателей и родителей по проблемам обучения и воспитания детей. Индивидуальное психологическое консультирование представляет собой цикл, включающий в себя клиническую беседу, экспресс-диагностику, разработку и передачу консультируемому психолого-медико-педагогических рекомендаций, а при необходимости - проведение сеансов психотерапии. Групповое психологическое консультирование рассчитано на обсуждение (под руководством психолога) проблем, общих для всех участников, с совместным поиском оптимальных путей их решения. Комплексная психолого-медико-педагогическая диагностика индивидуального развития осуществляется на основе углубленного исследования ребенка с ДЦП. В результате такой диагностики решаются задачи: — Контроля динамики психического и физического развития. — Установление оптимального направления развития. — Создание необходимых условий развития. — Коррекция психического и физического развития ребенка. Содержание диагностической работы предусматривает: — первичную диагностику, — сбор дополнительной информации о ребенке, — конструирование диагностических процедур, — проведение диагностических процедур, — установление психолого-медико-педагогического заключения, — разработка индивидуальной программы развития, — составление индивидуального плана коррекционной работы, — организация коррекционной работы и текущего контроля. Коррекционно-развивающая работа строится на основе углубленной диагностики в динамике развития. Задачи коррекционно-развивающей работы: — Контроль личностного роста. — Сохранение и оперативная коррекция условий личностного роста. Реализуются индивидуальные программы развития ребенка, его обучения и воспитания с организацией промежуточного контроля и коррекции различных аспектов программы в зависимости от успехов ребенка и его трудностей.
Психопрофилактика и психогигиена призваны активно содействовать личностному росту и сохранению психического здоровья детей с ДЦП. Задачами этой работы являются: — Контроль среды развития ребенка. — Формирование развивающей среды. — Предупреждение возможных осложнений в критические периоды развития. Содержание психопрофилактической работы предусматривает: — текущую диагностику и коррекцию психического и физического здоровья участников учебно-воспитательного процесса, — текущий контроль и коррекцию межличностных отношений, — помощь в создании и поддержании благоприятного социально-психологического климата в семье и школе. Для ПМПк необходимо соблюдение следующих условий: — координация деятельности в рамках единого психолого-медико-педагогического комплекса; — возможно более раннее (не позднее 3-летнего возраста) начало индивидуальной работы с ребенком с ДЦП и его семьей.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 301; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.159.143 (0.012 с.) |