Конспект лекции по гимнастике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект лекции по гимнастике



Классификация видов гимнастики

Классификация видов гимнастики представлена на рис. 1. Образовательно-развивающие виды гимнастики

О с н о в н а я  г и м н а с т и к а направлена на всестороннее развитие и укрепление организма, на овладение общими основами движений, воспитание физических, морально-волевых качеств, необходимых во всех областях деятельности человека. Средствами основной гимнастики являются строевые упражнения; общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами; вольные упражнения, простейшие упражнения на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, элементы художественной гимнастики, хореография, подвижные игры и спортивные эстафеты. Основная гимнастика, в свою очередь, делится на подвиды по различным группам и возрастам занимающихся.

Основная гимнастика для детей дошкольного возраста (3–7 лет). Главными задачами основной гимнастики в дошкольном возрасте являются охрана и укрепление здоровья детей, закаливание организма, формирование правильной осанки, всестороннее физическое развитие, выработка первоначальных навыков личной и общественной гигиены. Учитель должен учитывать физические возможности детей данного возраста и весь процесс физического воспитания дошкольников подчинять интересам нормального развития растущего организма. В связи с особенностями развития скелета, мышц, внутренних органов, нервной системы необходимы простейшие виды физических упражнений. Это прежде всего общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, метание, лазанье, равновесие, подвижные игры, а также простейшие упражнения художественной гимнастики. Учитель должен стремиться воспитывать у ребят дисциплину и прививать навыки организованного поведения в коллективе. В этом возрасте нельзя применять специальные упражнения, связанные с большим мышечным напряжением. В занятиях с дошкольниками должны преобладать имитационные упражнения и соответствующие развитию детей подвижные игры. Для решения задач физического воспитания в детских дошкольных учреждениях проводятся специальные занятия физическими упражнениями учебного типа, такие как утренняя гимнастика, физкультминутка, закаливающие процедуры, подвижные игры, экскурсии, праздники, индивидуальные и самостоятельные занятия. Основная гимнастика для детей школьного возраста. Содержание для детей различных возрастов определяется общими задачами гимнастики физического воспитания и анатомо-физиологическими особенностями детского организма. Основная гимнастика направлена на общее укрепление и развитие организма школьников, а именно: на формирование прильной осанки, воспитание физических, моральных и волевых качеств, а также умения целесообразно пользоваться ими в практической деятельности. В связи с анатомо-физиологическими и психологическими особенностями растущего организма школьный возраст подразделяется на три периода: а) младший школьный возраст – 6–11 лет (I–IV классы); б) средний – 12–15 лет (V–VIII классы); в) старший – 16–18 лет (IX–XI классы). В каждой из этих возрастных групп используются различные средства и методы физического воспитания. Широкие возможности использования основной гимнастики в целях гармоничного физического и духовного развития личности сделали ее самостоятельным средством и методом физического воспитания всех возрастных категорий занимающихся. Поэтому она положена в основу государственных программ физического воспитания детей, дошкольного и школьного возраста, учащихся средних и высших специальных учебных заведений, а также предназначена для лиц среднего и пожилого возраста. Систематические занятия в зрелом возрасте способствуют поддержанию высокой физической и умственной работоспособности долгие годы.

Женская гимнастика. Статистика говорит о том, что в будни женщины из числа рабочих и служащих тратят на прогулки и занятия спортом в среднем одиннадцать минут в день. А в воскресные дни отдают активному досугу меньше часа. Речь идет о среднестатистической женщине. Среди женщин распространено суждение, что физические упражнения им не очень-то нужны, так как они много уделяют времени ходьбе по магазинам, по делам домашнего хозяйства, часто переносят тяжести на работе и дома. Естественно, все мы так или иначе двигаемся. Но отсюда вовсе не следует, что любые наши движения в быту, в повседневной жизни являются физическими упражнениями. И не любая двигательная деятельность является физической культурой – лишь та, что направлена на самого человека с целью его самосовершенствования. Так, профессор Л. Матвеев из бесконечного множества физических упражнений выделяет две группы, без которых невозможно обойтись даже в рамках физкультминимума. Это, во-первых, упражнения гимнастического типа, позволяющие избирательно и последовательно воздействовать на все основные звенья мышечной системы и опорносвязочного аппарата, обеспечивая тем самым определенный уровень дееспособности мышц, гибкости в сочленениях и координации движений. Во-вторых, упражнения циклического характера, вовлекающие в деятельность большинство мышечных групп и активизирующие преимущественно функции вегетативных систем (особенно сердечно-сосудистой и дыхательной).

В современных условиях именно сердечно-сосудистая система оказывается самым слабым звеном в нашем организме. Необходимо отметить, что с возрастом происходит морфологическая перестройка в суставах: уплощаются и деформируются из-за отложения солей суставные поверхности костей, истончаются и окостевают хрящевые прослойки, теряют эластичность, укорачиваются и огрубляются связки. Все это приводит к снижению амплитуды движений, потере гибкости, появлению болезненных ощущений в плечевых, коленных, тазобедренных суставах и позвоночнике. Для того чтобы остановить такой процесс, существует только один способ – физическая культура, специально направленная на проработку суставов.     

Гимнастика оказывает и общее физиологическое воздействие на организм, повышая обмен веществ, положительно влияет на сердечно-сосудистую, дыхательную и пищеварительную системы. На занятиях женской гимнастикой учитываются особенности организма и психологического склада женщин. При подборе упражнений, методических приемов учитываются прежде всего функции материнства, поэтому специальное внимание обращается на развитие силы, выносливости, укрепление мышц ног, таза, живота и спины. В занятия включаются все виды общеразвивающих упражнений без предметов и с предметами. Большое место занимают упражнения художественной гимнастики, хореографии, элементы бальных и народных танцев, с использованием музыкального сопровождения. С помощью этих упражнений развивается координация движений, гибкость, плавность, грациозность, красота движений, формируется правильная и красивая осанка, укрепляется здоровье, повышается физическая и умственная работоспособность. Занятия женской гимнастикой способствуют снятию психологического напряжения и повышают устойчивость к стрессовым ситуациям.

 

А т л е т и ч е с к а я г и м н а с т и к а, или атлетизм, представляет собой систему упражнений, направленную на укрепление здоровья, развития силы и выносливости мышц, формирования красивого телосложения. В качестве отягощений используются амортизаторы, гантели, гири, штанга, блочные устройства, вес собственного тела, различные тренажеры и так далее. Обилие упражнений и возможность дозировать нагрузку делает это важное средство оздоровления доступным для всех возрастов. Помимо широко известного названия «культуризм», спортивный атлетизм все чаще называют термином, привычным на Западе, – «бодибилдинг».

Атлетизм – прекрасное средство приобщение подростков и юношей к систематическим занятиям физическими упражнениями, формирования здорового образа жизни, отвлечения от вредных привычек. В настоящее время в развитии атлетической гимнастики можно выделить два направления – массово-оздоровительное и спортивное. Несмотря на то, что атлетическая гимнастика всегда привлекала молодежь, до определенного времени она не могла получить официального признания в нашей стране, особенно это касается ее спортивного направления. Сегодня оно переживает новое рождение. Прежде всего это связано с признанием в 1987 году атлетизма видом спорта и созданием самостоятельной федерации атлетической гимнастики. Соревнования проводятся по двум видам: силовому троеборью и атлетическому позированию (обязательная и произвольная программы). Для занятий атлетической гимнастикой в школе наиболее доступным является массово-оздоровительное направление. Упражнения атлетической гимнастики могут включаться в основную часть урока гимнастики со школьниками среднего и старшего возраста любого уровня подготовленности.

Одним из массово-оздоровительных направлений атлетической гимнастики является фитнес. Фитнес-тренинг – это новейшая суперсистема, которая объединяет в единую тренировочную программу аэробику и упражнения с отягощениями: гантелями, бодибарами, штангами и на тренажерах, то есть соединение двух видов принципиально разных физических нагрузок. Комбинация силовой работы с аэробной оказывает всестороннее воздействие на организм человека и поэтому является одной из эффективных форм двигательной активности. Фитнес-тренинг нацелен на конструирование идеального тела, основными критериями которого являются узкая талия, стройные бедра, изящные ноги, упругая грудь. Невозможно изменить унаследованные «конструкцию» тела и структуру скелета, но любой девушке, женщине по силам создать красивую фигуру и превратить себя в идеал физической формы. Фитнес-тренинг предлагает решать данные задачи двумя путями: сжигать лишний жир и развивать мышцы.

Для занятий фитнес-тренингом практически нет противопоказаний. Варьируя содержание, длительность, интенсивность упражнений, можно добиваться различного эффекта от занятий: оздоровительного, лечебно-оздоровительного, специально-тренировочного, поэтому фитнес-тренинг может быть рекомендован для занимающихся любого уровня подготовленности.

П р о ф е с с и о н а л ь н о – п р и к л а д н а я гимнастика – составная часть профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), направленной на общее физическое развитие занимающихся и на совершенствование двигательных способностей человека, от которых в значительной степени зависит успех в овладении избранной профессией. Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

 Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь этой цели, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность: – к ускорению профессионального обучения; – достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии; – предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия; – использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время; – выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП: – формы (виды) труда специалистов данного профиля; – условия и характер труда; – режим труда и отдыха; – особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости. Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Занятия профессионально-прикладной гимнастикой дают возможность избирательно влиять на ведущие функции и системы организма и тем самым способствовать быстрейшему овладению изучаемой специальностью. В качестве средств профессионально-прикладной гимнастики применяются общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами, упражнения на гимнастических снарядах, а также простейшие акробатические упражнения, неопорные и опорные прыжки, прыжки на батуте и другие.

Содержание профессионально-прикладной гимнастики составляют такие упражнения, с помощью которых успешнее осуществляется подготовка к конкретным условиям трудовой деятельности. Упражнения, применяемые в занятиях, направлены на развитие в первую очередь тех мышечных групп, которые несут основную нагрузку в процессе труда. Кроме того, они способствуют развитию тех психофизиологических функций, к которым предъявляются повышенные требования в данном виде трудовой деятельности. Применяя специально подобранные физические упражнения, сходные с трудовыми движениями (или близкие к ним), развивают те физические качества и навыки, которые необходимы для успешной работы в той или иной профессии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.011 с.)