Конспекты лекций и практических занятий в соответствии с РПД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспекты лекций и практических занятий в соответствии с РПД



Конспект лекции по ТиМФК

 

ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ФИЗИЧЕСКОМ

ВОСПИТАНИИ

Обучение двигательному действию (или физическому упражнению) – педагогическая задача. Это – процесс передачи и усвоения систем специальных знаний и двигательных действий, направленных на физическое и психическое совершенствование человека.

Перечислим особенности обучения двигательным действиям:

1) активная двигательная деятельность, зависящая от работоспособности;

2) формирование систем двигательных навыков;

3) связь с развитием комплекса двигательных качеств;

Суть обучения двигательным действиям заключается в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений.

Обучение как деятельность начинается тогда, когда ученик осознает потребность в приобретении новых знаний и умений, навыков, а учитель осознает потребность передать знания ученику.

Согласно концепции теории условного рефлекса, двигательные реакции формируются при многократном сочетании условных раздражителей (стимул условный сигнал) и нужной реакции (движение). В результате повторений формируется динамический стереотип в двигательной зоне больших полушарий головного мозга.

Работами И.М. Сеченова и И.П. Павлова был установлен основной физиологический механизм формирования произвольных движений. Он заключается в образовании временных связей, с помощью которых реализуется выполнение мышцами двигательного акта. В их основе может лежать формирование условных рефлексов первого порядка, высшего порядка и т.д.

Процесс формирования двигательного навыка условно разделяется НА три физиологические фазы – условное отражение биологических закономерностей становления двигательного навыка.

Различают следующие фазы формирования двигательного действия:

1)Иррадиации; 2) концентрации; 3) стабилизации (автоматизации).

1-я фаза – иррадиации – характеризуется образованием условно рефлекторных связей при широкой иррадиации возбудительных процессов в центральной нервной системе. Внешне это выражается воссозданием лишь общей картины действия, сопровождающегося неточными и часто ненужными движениями.

2-я фаза – концентрации – отличается тем, что излишняя иррадиация возбуждения ограничивается развитием тормозных процессов, происходит уточнение центрально-нервных процессов во времени и пространстве. Этому соответствует более правильное выполнение двигательного действия, устранение лишних движений. Однако недостаточно совершенные взаимодействия возбудительных и тормозных процессов обусловливают

излишнюю скованность в движениях.

3-я фаза – стабилизации (автоматизации) – характеризуется завершением становления двигательного динамического стереотипа, обусловливающего более совершенное выполнение двигательного действия.

Динамический стереотип является физиологической основой системности в движениях при стандартных действиях, когда все составляющие его движения стереотипно повторяются в одной и той же последовательности.

При постоянно изменяющихся условиях деятельности (например, в спортивных играх) одной из форм экстренного приспособления является способность нервных центров к экстраполяции, т.е. к быстрому формированию двигательных и вегетативных функций в

соответствии с возникшими условиями деятельности.

 

 

Двигательное умение – это способность выполнять двигательное действие (решить двигательную задачу) при условии концентрированного внимания ученика на каждом движении, входящем в изучаемое двигательное действие.

Признаки: контроль за действиями, нестабильность результатов выполнения, малая прочность запоминания, излишнее напряжение, значительное утомление, неустойчивость к сбивающим факторам и др.

Значение: творческий поиск, сравнение, оценка способов выполнения движений, соединение их в целостное двигательное действие, а это несет в себе большие образовательные возможности.

Двигательный навык – способность выполнить двигательное действие,

позволяющая акцентировать внимание на условиях и результате действия, а не на отдельных движениях, входящих в него.

Признаки: стабильность результатов, высокая прочность запоминания,

устойчивость к сбивающим факторам, высокая скорость выполнения, системность в движениях, формирование навыка сопровождается перераспределением функций анализаторов, повышается роль двигательного анализатора, так как мышечное чувство приобретает ведущее значение в контроле за движениями.

Стабилизация и пластичность, постепенность и неравномерность формирования навыка (с «отрицательным» и «положительным» ускорением), задержка в развитии навыка («плато»), перенос двигательных навыков («положительный» и «отрицательный»), угасания навыка.

«+» перенос навыка - такое взаимодействие навыков, при котором ранее сформированный навык облегчает процесс формирования последующего.

«-» перенос навыка – ранее изученный навык тормозит формирование нового навыка.

 

Значение: Формирование двигательных навыков повышает успешность во всех видах физической деятельности. Выполнение ряда движений, доведенное до автоматизма, делает работу менее утомительной, не сковывает сознание потребностью контролировать каждый элемент движения, а наоборот, высвобождает сознание для творческой деятельности.

Двигательное умение высшего порядка – это умение применять выученные двигательные действия в реальных условиях жизни.

Признаки:

1) повышенная роль пусковой функции сознания. Только объективный анализ сложившейся ситуации, причем чаще при дефиците времени, позволяет воспроизвести тот двигательный навык, который приведет к наибольшему эффекту;

2) движения могут выполняться автоматизировано, но могут попадать и под

контроль сознания при непривычных условиях;

3) умения высшего порядка всегда проявляются в целостной двигательной

деятельности.

Умения высшего порядка:

1.эффективно использовать приобретенные навыки параллельно или в

разнообразной последовательности в соответствии с требованиями окружающей обстановки;

2 использовать одновременно два или несколько сформированных навыков.

В построении процесса обучения каждому отдельному двигательному действию можно выделить ряд относительно завершенных этапов, которым соответствуют определенные стадии формирования двигательного умения и навыка.

Этапы – условное деление педагогического процесса, которое отражает

педагогические и биологические закономерности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.007 с.)