Система оценки проектных работ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система оценки проектных работ



Выработка системы оценки проектных работ требует предвари­тельного ответа на следующие вопросы:

— Предполагается ли включение самооценки участников проектных групп в общую оценку проекта?

— Предполагается ли присуждение мест (I, II, III) или номи­наций (за лучшее исследование, за лучшую презентацию и т. д.)?

— Предполагается ли оценка проектов по предметным сек­циям (например, лингвистической, естественно-научной, гуманитарной), или «единым списком»?

Проблемными местами в оценке проектных работ обычно явля­ются:

предметная компетентность жюри (жюри должно обя­зательно включать специалистов по всем предметам, ох­ватываемым проектами данной секции);

все участники проектной работы приложили усилия, но не все получили места и номинации.

В этом случае лучше обнародовать рейтинговые оценки всех пред­ставленных проектов, чтобы свой итоговый балл видели и те проек­танты, которые не удостоились наград.

Критерии оценки должны быть выбраны исходя из принципов оптимальности по числу (не более 7-10).

Критерии должны оценивать качество не столько презентации, сколько проекта в целом. Итоговая оценка за проект выставляется с учетом текущих оценок на этапах осмысления проблемы, выдвижения идей и т.д.

Очевидно, что эти критерии должны быть известны всем проек­тантам задолго до защиты.

Приведем примерный перечень критериев:

1) самостоятельность работы над проектом;

2) актуальность и значимость темы;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность решения проблемы;

5) артистизм и выразительность выступления;

6) как раскрыто содержание проекта в презентации;

7) использование средств наглядности, технических средств;

8) ответы на вопросы.

Первые четыре критерия — оценка проекта, последние четыре (т. е. № 5-8) — оценка презентации.


Общеучебные умения и навыки,

Формирующиеся в процессе проектной деятельности

 

Рефлексивные умения:

— умение осмыслить задачу, для решения которой недоста­точно знаний;

— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для ре­шения поставленной задачи?

 

Поисковые (исследовательские) умения:

— умение самостоятельно генерировать идеи, т. е. изобре­тать способ действия, привлекая знания из различных областей;

— умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

— умение запросить недостающую информацию у эксперта (преподавателя, консультанта, специалиста);

— умение находить несколько вариантов решения проблемы;

— умение выдвигать гипотезы;

— умение устанавливать причинно-следственные связи.

 

Умения и навыки работы в сотрудничестве:

— умения коллективного планирования;

— умение взаимодействовать с любым партнером;

— умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

— навыки делового партнерского общения;

— умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

 

Менеджерские умения и навыки:

— умение проектировать процесс (изделие);

— умение планировать деятельность, время, ресурсы;

— умение принимать решения и прогнозировать их послед­ствия;

— навыки анализа собственной деятельности (ее хода и про­межуточных результатов).

 

Коммуникативные умения:

— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослы­ми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

— умение вести дискуссию;

— умение отстаивать свою точку зрения;

— умение находить компромисс, конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа;

— навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

 

Презентационные умения и навыки:

— навыки монологической речи;

— умение уверенно держать себя во время выступления;

— артистические умения;

— умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

— умение отвечать на незапланированные вопросы.


Роль преподавателя

Проектная деятельность требует от педагога не столько объяс­нения «знания», сколько создания условий для расширения познава­тельных интересов студентов, и на этой базе — возможностей их само­образования в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому преподаватель — руководитель проекта должен обла­дать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих спо­собностей. Авторитет преподавателя базируется теперь на способ­ности быть инициатором интересных начинаний.

Как именно педагогу предстоит создавать условия для развития студентов в ходе проектной деятельности?

Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «про­жить» педагогу в ходе руководства проектом:

1) энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и студентов, направляя их в сторону достижения цели);

2) специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких — не во всех! — областях);

3) консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к дру­гим специалистам);

4) руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

5) «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту — тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих труд­ностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаружи­вает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);

6) координатор всего группового процесса;

7) эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного про­екта).

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельнос­ти учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами уча­щиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? В этом плане нельзя отклонятся ни в одну сторону (брать все на себя), ни в другую (отдавать работу на откуп студентов).

Педагог перестает быть основным источником и контролером знаний, он становиться консультантом, организатором.

Может быть открытая координация проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве со студентами, сохраняя консультирующие функции, но, не навязывая свое решение. Со скрытой координацией (возможны, главным образом, в телекоммуникационных проектах): координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус преподавателя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.107.96 (0.006 с.)