Алгоритм работы над проектом 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Алгоритм работы над проектом



ТИПОЛОГИЯ  проектов

Вид проекта Краткая характеристика процесса

По доминирующей деятельности студентов

Практико-ориентированные   Изготовление продукта, который можно использо­вать в жизни группы, техникума, города, семьи, отдельного человека. Нацелен на социальные интересы самих участников или внешних заказчиков.
Исследовательские   Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью методов современной науки: социологического опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.
Информационные   Сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте, явлении в виде реферата, видеоролика, альбома, плаката и т.п.  
Творческие   Разработка альманахов, игр, сценариев, коллажей, рисунков, выста­вок, музыкальных произведений. Максимально свободный подход к оформлению результатов.  
Ролевые   Подготовка и разыгрывание спектакля, принятие на себя ролей различных персонажей.  

По комплексности

Монопроекты Проводятся в рамках одного предмета или области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний.
Межпредметные Выполняются во внеурочное время под руководством нескольких преподавателей.

По характеру контактов

Внутригрупповые, внутриколледжные, региональные, межрегиональные, международные.

По продолжительности

Мини - проекты Укладываются в одно занятие
Краткосрочные Требуют выделения 4 – 6 занятий
Недельные Выполняются в ходе проектной недели
Годичные Выполняется как в группах, так и индивидуально, во внеурочное время.

Выход проектной деятельности и ее оценка.

Формы продуктов проектной деятельности

Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в зна­чительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедитель­ной, а предложенные решения — полезными для решения выбран­ной социально значимой проблемы.

Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме про­екта. Но чаще всего выбор продукта — не­простая творческая задача. Проект под названием: «Исследование влияния климата природных зон на растительный и животный мир» может завершиться защитой обыкновенного реферата, а может вы­литься в увлекательную подготовку Атласа несуществующего мате­рика.

Приведем перечень (далеко не полный!) возможных выходов про­ектной деятельности:

— Анализ данных социологического опроса;

— Атлас;

— Атрибуты несуществующего государства;

— Бизнес-план;           

— Видеофильм;

— Видеоклип;              

— Выставка;

— Газета;

— Действующая фирма;

— Журнал;

— Законопроект;

— Игра;                         

— Карта;

— Коллекция;                 

— Макет;

— Модель;

— Мультимедийный продукт;

— Оформление кабинета;

— Пакет рекомендаций;

— Письмо в...;

— Праздник;

— Публикация;

— Путеводитель;

— Серия иллюстраций;

— Система студенческого самоуправления;

— Сказка;                     

— Справочник;

— Сравнительно-сопоставительный анализ;

— Статья;

— Сценарий;

— Учебное пособие;                

— Экскурсия.


Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) — один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта.

Задача папки на защите — показать ход работы проектной группы. Кроме того, грамотно составленная проектная папка позволяет:

— четко организовать работу каждого участника проектной группы;

— стать удобным коллектором информации и справочником на протяжении работы над проектом;

— объективно оценить ход работы над завершенным проектом;

— судить о личных достижениях и росте каждого участника проекта на протяжении его выполнения;

— сэкономить время для поиска информации при проведении в дальнейшем других проектов, близких по теме.

В состав проектной папки (портфолио проекта) входят:

1) паспорт проекта;

2) планы выполнения проекта и отдельных его этапов;

3) промежуточные отчеты группы;

4) вся собранная информация по теме проекта, в том числе необходимые ксерокопии, и распечатки из Интернета;

5) результаты исследований и анализа;

6) записи всех идей, гипотез и решений;

7) отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «моз­говых штурмах» и т. д.;

8) краткое описание всех проблем, с которыми приходится стал­киваться проектантам, и способов их преодоления;

9) эскизы, чертежи, наброски продукта;

10) материалы к презентации (сценарий);

11) другие рабочие материалы и черновики группы.

В наполнении проектной папки принимают участие все участни­ки группы.

Записи студентов должны быть по возможности краткими, в форме небольших набросков и аннотаций.

В день презентации проектов оформленная папка сдается в жюри.

Виды презентаций проектов

Выбор формы презентации проекта — задача не менее, а то и бо­лее сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор «типичных» форм презентации, вообще говоря, весьма огра­ничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов — артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т. д.).

Виды презентационных проектов могут быть различными, на­пример:

— Деловая игра.

— Демонстрация видеофильма — продукта, выполненного на основе информационных технологий.

— Диалог исторических или литературных персонажей.

— Защита на Ученом Совете.

— Иллюстрированное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций...

— Инсценировка реального или вымышленного историчес­кого события.

— Научная конференция.

— Научный доклад.

— Отчет исследовательской экспедиции.

— Пресс-конференция.            

— Путешествие.

— Ролевая игра.                        

— Спортивная игра.                 

— Экскурсия.

Рефлексивные умения:

— умение осмыслить задачу, для решения которой недоста­точно знаний;

— умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для ре­шения поставленной задачи?

 

Коммуникативные умения:

— умение инициировать учебное взаимодействие со взрослы­ми — вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;

— умение вести дискуссию;

— умение отстаивать свою точку зрения;

— умение находить компромисс, конструктивно обсуждать результаты и проблемы каждого этапа;

— навыки интервьюирования, устного опроса и т. д.

 

Роль преподавателя

Проектная деятельность требует от педагога не столько объяс­нения «знания», сколько создания условий для расширения познава­тельных интересов студентов, и на этой базе — возможностей их само­образования в процессе практического применения знаний.

Именно поэтому преподаватель — руководитель проекта должен обла­дать высоким уровнем общей культуры, комплексом творческих спо­собностей. Авторитет преподавателя базируется теперь на способ­ности быть инициатором интересных начинаний.

Как именно педагогу предстоит создавать условия для развития студентов в ходе проектной деятельности?

Ответ на этот вопрос даст список ролей, которые предстоит «про­жить» педагогу в ходе руководства проектом:

1) энтузиаст (повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и студентов, направляя их в сторону достижения цели);

2) специалист (обладает знаниями и умениями в нескольких — не во всех! — областях);

3) консультант (организатор доступа к ресурсам, в т. ч. к дру­гим специалистам);

4) руководитель (особенно в вопросах планирования времени);

5) «человек, который задает вопросы» (по Дж. Питту — тот, кто организует обсуждение способов преодоления возникающих труд­ностей путем косвенных, наводящих вопросов; тот, кто обнаружи­вает ошибки и вообще поддерживает обратную связь);

6) координатор всего группового процесса;

7) эксперт (дает четкий анализ результатов выполненного про­екта).

Наиболее сложным является вопрос о степени самостоятельнос­ти учащихся, работающих над проектом. Какие из задач, стоящих перед проектной группой, должен решать учитель, какие — сами уча­щиеся, а какие разрешимы в их сотрудничестве? В этом плане нельзя отклонятся ни в одну сторону (брать все на себя), ни в другую (отдавать работу на откуп студентов).

Педагог перестает быть основным источником и контролером знаний, он становиться консультантом, организатором.

Может быть открытая координация проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве со студентами, сохраняя консультирующие функции, но, не навязывая свое решение. Со скрытой координацией (возможны, главным образом, в телекоммуникационных проектах): координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус преподавателя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

Алгоритм работы над проектом

Этапы Задачи Деятельность студентов Деятельность педагога
1. Подготовка   Определение темы, целей, исходного по­ложения. Выбор рабо­чей группы. Собирают информа­цию. Получают при необходимости дополнительную информацию. Обсуждают зада­ние. Мотивирует студентов.   Объясняет цели проекта. Помогает в постановке целей. Наблюдает.       
2. Планиро- вание   Анализ проблемы. Оп­ределение источников, способов сбора информации. Поста­новка задач и выбор критериев оценки ре­зультатов. Распреде­ление ролей в команде. Формируют задачи. Уточняют информацию (источники). Вырабатывают план действий. Помогает в анализе и синтезе (по просьбе). Предлагает идеи (при необходимости). Наблюдает.                     
3. Принятие решения   Сбор и уточнение ин­формации. Обсужде­ние альтернатив. Вы­бор оптимального ва­рианта. Уточнение пла­нов деятельности. Работают с информа­цией. Проводят синтез и анализ идей. Выпол­няют исследование. Наблюдает. Консультирует                                
4. Выполне-ние   Работа над проектом. Оформление   Выполняют исследова­ние и работают над проектом. Оформляют проект. Наблюдает. Советует (по просьбе). Косвенно руководит деятельностью.  
5. Защита проекта.   Подготовка доклада; обоснование проектирования, объ­яснение полученных результатов. Коллек­тивная защита проек­та. Оценка. Защищают проект. Уча­ствуют в коллективной оценке результатов проекта.   Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника.
6. Оценка результатов   Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач). Анализ достижения по­ставленной цели. Участвуют в коллектив­ном самоанализе про­екта и самооценке.   Оценивает усилия, креативность, неисполь-зованные возможности, потенциал продолжения проекта. Направля­ет процесс анализа.

Организация работы над проектом складывается из шести этапов.

Этап 1-й, поиск или формулирование проблемы, которую необходимо решить. Источниками проблемы могут быть:

- экскурсия на предприятие и анализ его деятельности, определение нерешенных проблем;

- изложение преподавателем конкретной социальной, производственной ситуации, в которой выявляется проблема;

- конкретная задача совершенствования учебного процесса (раз­работка методических и дидактических средств, пособий, рекомендаций, материалов для самостоятельной работы студентов, видеофильмов по отдельным вопросам и темам курса);

- заказ производственного предприятия на разработку определен­ной проблемы;

- недостаточная разработанность определенной научной пробле­мы, необходимой для решения практических задач.

Основная задача преподавателя на данном этапе — вывести сту­дентов на осознание проблемы, создать мотивацию к ее решению и получению конкретного результата — продукта учебного про­ектирования.

Организация творческих групп для работы над проек­том, осуществляется в условиях парного и группового проекти­рования. Выбор должен быть добровольным или альтернативным — один из предлагаемых проектов. Создаются творческие груп­пы разного характера в зависимости от вида проекта (творчес­кие лаборатории, творческие мастерские, конструкторские бюро и т.д.).

Этап 2-й, планирование работы над проектом. На данном этапе

определяются:

- возможные источники информации;

- способы сбора и анализа информации;

- способы представления результатов (отчет, конкретный про­дукт и т. д.);

- критерии оценки продукта;

- обязанности участников творческой группы.

Этап 3-й, поиск и сбор информации. На этом этапе организует­ся исследовательская деятельность студентов в соответствии с пла­ном. Основное требование — наличие разнообразных источников информации, использование различных методов ее получения (изучение литературы, анкеты, интервью, опросы, наблюдения, чте­ние и анализ средств массовой информации, эксперимент и т.д.).

Этап 4-й, анализ информации. На этом этапе осуществляется совместное обсуждение полученных исходных материалов, разра­ботка проекта.

Этап 5-й, оформление и представление (защита) проекта. Способы офор­мления результатов учебного проектирования зависят от его вида и могут быть разными: письменный отчет, издание практических рекомендаций (компьютерный вариант), видеофильм, изготовле­ние макета, технического устройства и т.д. Отчет о работе пред­ставляется на занятии в группе, может быть также устроена от­крытая защита проекта с приглашением специалистов-практиков, заказчиков.

Этап 6-й, анализ и оценка результатов работы над проектом. Данный этап обязательно должен включать в себя:

— групповую рефлексию авторов проекта;

анализ и оценку проекта другими студентами, преподавателями, экспертами.

 

Основные правила по использованию метода проектов:

 

- не следует упрощать идею проекта, смешивать его с сообщения­ми, тезисами, рефератами; проект - это план, замысел, в резуль­тате которого авторы должны получить что-то новое: программу, модель, изделие, сценарий;

- метод проектов должен использоваться не вместо системати­ческого предметного обучения, а как его органический компонент;

- необходимо обеспечение приоритетного базирования проектов на учебном предмете или на нескольких учебных предметах;

- определение тематики проектов должно вестись с учетом учеб­ных ситуаций по конкретным дисциплинам;

- проекты должны обеспечивать возможность комплексного изучения различных тем дисциплин, вокруг которых мобилизуется и концентрируется внимание студентов;

- процесс выбора тем проектов, организация самостоятельной работы студентов и презентация результатов выполнения проектов должны управляться педагогами;

- тематика проектов, выбираемых или предлагаемых студентам, должна обеспечивать интегрирование знаний и умений из различных сфер знаний, техники, технологии и творческих областей пред­стоящей деятельности студентов.

 


ТИПОЛОГИЯ  проектов

Вид проекта Краткая характеристика процесса

По доминирующей деятельности студентов

Практико-ориентированные   Изготовление продукта, который можно использо­вать в жизни группы, техникума, города, семьи, отдельного человека. Нацелен на социальные интересы самих участников или внешних заказчиков.
Исследовательские   Выдвижение первоначальной гипотезы и проверка её с помощью методов современной науки: социологического опроса, наблюдения, эксперимента и т.д.
Информационные   Сбор, анализ и представление информации о каком-либо объекте, явлении в виде реферата, видеоролика, альбома, плаката и т.п.  
Творческие   Разработка альманахов, игр, сценариев, коллажей, рисунков, выста­вок, музыкальных произведений. Максимально свободный подход к оформлению результатов.  
Ролевые   Подготовка и разыгрывание спектакля, принятие на себя ролей различных персонажей.  

По комплексности

Монопроекты Проводятся в рамках одного предмета или области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний. Межпредметные Выполняются во внеурочное время под руководством нескольких преподавателей.

По характеру контактов

Внутригрупповые, внутриколледжные, региональные, межрегиональные, международные.

По продолжительности



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.044 с.)