Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Метод изучения продуктов деятельности ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Заключается в изучении различных продуктов деятельности (например произведений исскуства, литературы, различных изделий) с целью установления психологических характеристик личности.
Требования
1. Необходимо установить типичны ли определённые продукты. Или они созданы случайно. 2. Желательно знать условия в которых протекала деятельность. 3. Нужно анализировать не единичные, а многие продукты как аналогичные так и другие.
Достоинства Предметы всегда под рукой. Возможность многократного обращения.
Недостатки Далеко не всегда можно раскрыть мотивы которые привели к созданию определённого материального продукта.
Анкета Сбор сведений с помощью письменных ответов испытуемого на вопросы.
Бывают: закрытые, открытые, комбинированные.
Закрытые – даются несколько ответов из которых необходимо выбрать нужный (+, v). Легко обробатывать, но не всё учитывается. Открытые – сам формирует ответ.Трудно обробатывать. Комбинированные – несколько ответов и открытый ответ, что ещё напишите?
Требования 1. Инструкция по заполнению должна быть понятной. 2. Вопрос должен пониматься однозначно, в нём не должно быть двусмысленности. 3. Необходимы проверочные вопросы (например о желании сменить роботу).
Достоинства 1. Возможность получения большого объёма материала, в короткие сроки. 2. Простота и доступность в непосредственной роботе.
Недостатки Нет личного контакта с испытуемым, что снижает возможности для качественного анализа результатов.
Тестирование Термин тест значит по английски “проба” или “испытание”. Он был введён в конце прошлого столетия американским психологом Каттелом. Т – позволяют определить определённых психологических особенностей. Тесты в собственном смысле слова – это испытания, которые ставят своей целью градуирование, определение рангового места личности в группе или коллективе, установлению её уровня. Тест направлен на личность; он должен служить средством диагноза в целях прогноза. Сам термин “тест” в последнее время получил и более расширенное употребление, распространяемое на всякое задание, которое даётся испытуемому.
Все существующие тесты можно условно разделить на тесты способностей, успешности и личностные или проективные тесты.
1. Т. способностей – уровень развития психических качеств (памяти, внимания, мышления). 2. Т. успешности – измеряют готовность к определённой деятельности (экзамен на права). 3. Проективные Т. – количественные показатели свойств личности.
Требования к методу. 1. Обязательно стандартизация показателей, т.е. эти показатели сравниваются с усреднёнными полученными на большой массе людей. 2. Все испытуемые должны быть в одинаковых условиях (Пример, дети рабочих и элиты дают разные результаты).
Достоинства Быстро можно получить данные о глубинных личностных характеристиках.
Недостатки 1. Трудность в разработке теста. 2. Трудности в интерпритации результатов. Требуется многолетний опыт.
В настоящее время в странах Запада, тестирование применяется в широких масштабах в армии, на производстве,при поступлении в учебные заведения. В нашей стране тестовые методики так же находят применение в некоторых областях психологии, а так же в психиатрии. Применение некоторых тестовых методов и интерпритация данных являются в настоящее время предметом острых дискуссий. Особенно это относится к личностным тестам. В США и других странах широко применяются для изучения личности проекционные (или их называют ещё прожективные) методы. Сам термин имеет своё происхождение от термина Фрейда проэкция, для обозначения одного из защитных механизмов личности. Этот механизм заключается в том, что человек приписывает другим людям, а иногда и неодушевлённым предметом те свои черты которые его тяготят. Озлобленный человек видит озлобленность не у себя, а у знакомых, ему представляются озлобленными даже мирные картины природы. Одним из распространённых проэкционных методов является метод чернильных пятен швейцарского психиатра Роршаха. Испытуемым предлагаются картинки с бесмысленными чёрно – белыми или цветными пятнами причудливых форм, таких примерно, какие образуются, если размазать капли чёрным на сгибе места бумаги. Применяется довольно сложная система учёта результатов. Обычно берутся показатели:
а) способы восприятия (глобальная или общая интерпретация пятна и.т.д б) качества восприятия в) содержание восприятия г) степень оригинальности ответов, (о мышлении,эмоциях). У нас этот метод применяется при изучении психологии характера и в психиатрии. Широкое распространение в США имеет тест Меррей на тематическую апперцепцию (ТАТ). Это по существу составление рассказа по картинкам. На одной, к примеру изображен мальчик, сидящий перед футляром со скрипкой, на другом пожилая женщина и молодой человек. Испытуемому должен на каждой из 30 таких картинок расказать что именно происходит, что привело к данной ситуации, что думают и чувствуют изображённые лица, как дальше будут развиваться события и.т.д. Результаты этого метода, по замыслу авторов, должны дать информацию о следующих сторонах личности: а) организации мышления б) организации эмоций в) силе и уровне проявления потребностей г) мировозрение д) межличностных отношениях е) самосознание и отношение человека к себе ж) динамике развития. Имеются попытки получить по этой методике цифровые показатели, по чаще применяется качественный анализ. Очень употребителен, в том числе и в наших психиатрических и от части психологических кругах, метод называемый “ассоциативным экспериментом”. Он также относится к проекционным методам. Впервые он предложен Галтоном. Испытуемому предлогается на каждое слово ответить первым словом, которое ему прийдёт в голову. Учитываются время реакции, а так же внутренние и внешние ассоциации, звуковые ассоциации и другие виды ассоциаций. В основу применения ассоциативногоэксперимента, западные психологи часто берут учение о глубинных, подсознательных или бесознательных пластах личности в духе Фрейда, Адлера, Юнга. Этот метод будто бы должен дать показатели комплексов, сдерживаемых цензурой сознания. К таким показателям комплексов причисляются, например, большое сокращение или большое удлинение времени реакции, реагирование необычное, ни чем не связанное со словом – стимулом,повторение слова- стимула в ответе. Как я уже говорил ассоциативный эксперимент применяется у неё однако теоритические предпосылки используемые при трактовке результатов у нас инные. Они исходят из того, что сознательная деятельность направляется не спонтанно возникающими ассоциациями, а объективной действительностью. Большое распространение в США и на западе имеет миннесотский многофазный личностный тест, (или сокращённо ММРТ). Он включает в себя 566 вопросов. Основные результаты применения методики представляются в виде так называемого профиля личности, образуемого из 13 базисных шкал. В их число кроме 3х специальных шкал, позволяющих оценивать уровень достоверности результатов обследования, входят 10 основных шкал. Называния основных шкал в самом общем виде отражают те психологические явления и тенденции, степень выраженно и которых измеряют эти школы. Ну к примеру такие шкалы: Отношение к себе, самоконтроль, враждебность, зависимость, связная тревога и.т.д., склонность к лидерству.
Социометрия Социометрия - способ исследования эмоционально-непосредственных отношений внутри малой группы.
Возникновение метода тесно связано с именем американского ученого Дж. Морено - психиатра и социального психолога, ученика З.Фрейда (родился в 1892г.). Термин "социометрия" восходит к латинским socius- товарищ, компаньон, соучастник и mеtrium - измерение, т.е. это метрическое измерение эмоционально-психологических связей между людьми. Технику социометрии Морено разработал и начал эффективно применять в начале иска. Так, в 1930г. на одной из крупных прачечных неподалеку от Нью-Йорка между работницами существовало много конфликтов. Пригласили Морено. Он провел социометрию. И по ее результатам расставил работниц так, чтобы находящиеся в конфликте не контактировали в процессе производственных операций. Производительность фабрики стала расти без каких-либо финансовых затрат. В процессе социометрии изучение группы проводится путем изучения выборов, сделанных членами группы. Для этой цели чаще всего применяются анкеты, содержащие социометрические вопросы. В них респонденту предлагается выбрать некоторых людей (например, из его сотрудников), пользуясь для выбора заданным критерием. Например: "С кем из членов бригады Вы хотели бы выполнять совместное задание?", "Кого из бригады (или класса) Вы хотели бы пригласить на день рождения?" и т.д. Выборы могут взвешиваться, например:
По полученным результатам строят социометрическую матрицу.
На ее основе можно вычислять социометрические индексы. Можно построить социограмму. Социограмма - это рисунок, на котором члены группы изображаются точками, а выборы "стрелками" (из точки X проводится "стрелка" в точку У, если X выбирает У). Социометрические индексы - это количественные показатели, характеризующие структуру группы в целом либо положение отдельных членов группы в структуре группы. Социометрическая информация основывается на социометрических критериях. Они формулируются в виде вопросов, ответы на которые служат основанием для установления структуры взаимоотношений.
Критерии бывают различных видов. Официальные (производственные) позволяют выяснять взаимоотношения в рабоче-функциональной сфере отношений. Они формулируются в виде вопроса, требующего выбора лиц для совместного выполнения производственных и иных заданий ("С кем бы Вы хотели выполнять совместное задание?") Неофициальные (непроизводственные) критерии выясняют межличностные отношения на уровне неофициальных структур взаимодействия в группе. Значимые ситуации, включаемые в неофициальные критерии, должны формулироваться на основе деятельности, не связанной с решением официальных групповых задач (отдых, совместная встреча праздников, семейные торжества и т.д.). Например: «Кого из членов группы Вы хотели бы пригласить на день рождения?». Критерии бывают положительные и отрицательные. Положительный предполагает выбор для какой-нибудь деятельности. Отрицательный - наоборот тех лиц, с которыми опрашиваемый не хотел бы заниматься одной деятельностью. Ролевые критерии позволяют выявить особенности взаимоотношений в группе на основе указанного ролевого поведения. Они заранее обозначают ту социальную роль, которая может быть значима для личности в ее отношениях с окружающими. Например: «Кого бы Вы хотели выбрать своим ближайшим помощником, если бы были бригадиром?» Эти критерии успешно применяют при изучении проблем лидерства. Гностические критерии (тест «социальной перцепции»). Это индикаторы отношений воображаемых, представляемых субъектом. Например: «Выбери, пожалуйста, тех членов класса, которые, по твоему мнению, выберут тебя товарищем по парте?» Требования к социометрическому критерию. 1. Вопрос должен быть конкретным, не длинным, понятным. Вопрос должен учитывать время, место и контекст ситуации. 2. Вопрос не должен иметь слов с двойным значением.
3. Социометрический критерий должен требовать, от субъекта выбрать или отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности. 4. Критерий не должен накладывать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбранным или отвергнутым, но он должен четко представлять размеры и границы коллектива. 5. Используемые критерии должны интересовать исследуемый коллектив, быть значимым для него. 6. Необходимо использовать варианты вопросов типа «Кого бы Вы хотели выбрать?», «Кто Вам больше..., меньше нравится?» 7. При необходимости ограничения выборов или их ранжирования следует отметить это в вопросе или инструкции к анкете. Оформление социометрической анкеты (карточки). Карточка должна иметь строгую структуру: а) обращение к испытуемому («Уважаемый товарищ, господин»); б) просьбу об участии в опросе с указанием в популярной форме его смысла; в) инструкцию для заполнения (шифр и правила пользования шифром);
г) перечень вопросов-критериев с соответствующими графами для ответов; д) просьбу указать свой шифр (номер по списку); е) гарантию о сохранении тайны эксперимента и использовании ответов в научных целях; ж) благодарность учреждения, проводящего опрос, за участие в исследовании. Требования к проведению опроса. 1. Опрос можно проводить в коллективах, имеющих 2. Размер коллектива должен давать возможность его членам активно общаться. Оптимально до 8-9 чел., больший размер снизит качество получаемой информации. 3. Задаваемые вопросы должны представлять собой критерии, на основании которых опрашиваемый (респондент) осуществляет личный выбор кого-либо из членов коллектива для участия в какой-то совместной деятельности. Необходимо указать возможное число выборов. Выборы можно не ограничивать. В этом случае такая процедура называется непараметрической. Она дает полную картину взаимоотношений между членами. Применяется в социометрических исследованиях в небольших группах. Параметрическая социометрия предусматривает ограничения числа выбираемых лиц по критериям. Так, в инструкции или в анкете указывается, сколько человек и в каком порядке испытуемые могут выбрать или отвергнуть. Проблема взвешивания выборов не имеет однозначного решения. Согласно математическим расчетам, приведенным в книге Паниотто В.Н. («Структура межличностных отношений», Киев, 1975г.), можно округленно для всех групп брать вес 1-го выбора - 1, 2-го - 0,7, 3-го - 0,6. Вес невыбранного - 0. Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом. Ни члены коллектива, ни тем более руководство или представители администрации не должны проводить сбор информации, т.к. это резко нарушает анонимность, которая является обязательным условием проведения социометрического опроса. Процедура социометрического опроса состоит из нескольких этапов. Подготовительная фаза. Исследователь определяет проблему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива. Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с членами коллектива, стремится внушить к себе доверие. Предварительный контакт исследователя с членами коллектива повышает их психологическую готовность к предстоящему опросу. Этот этап часто называют социометрической разминкой. Одновременно на этой фазе устанавливается содержание социометрических критериев. Вторая фаза. Проведение собственно опроса: инструктирование респондентов, раздача социометрических карточек, заполнение их опрашиваемыми, сбор карточек. Инструкцию для заполнения можно давать в двух формах: как фронтально для всех членов группы, так и индивидуально. При подаче инструкции фронтально у опрашиваемых, как правило, возникают вопросы - «зачем шифр?», «зачем указывать свой шифр?" (значит, другие узнают, что я о них думаю и др.). Отвечая на эти вопросы, исследователь должен убедить испытуемых в неразглашении тайны их личных ответов в опросе. Не рекомендуется в присутствии испытуемого просматривать собранные заполненные карточки и уточнять детали. Лучше сделать это потом. Не рекомендуется поручать сбор заполненных карточек члену группы. Это вызовет затруднения у некоторых членов группы, не состоящих в положительной группировке с данным субъектом. Не рекомендуется также передавать заполненные карточки в руки администрации или руководителя группы. Желательно рассаживать испытуемых так, чтобы они не видели лиц друг друга, иначе могут появиться симптомы скованности, желание отдельных лиц пересесть на другое место. Фаза обработки. Обработка информации, вычисление социометрических индексов, представление информации в свернутом виде, проверка надежности полученных данных. Социограмма. Результаты социометрии могут быть представлены и в виде сопрограммы - графического изображения связей внутри коллектива. Завершающая фаза. Получение выводов и рекомендаций.
Референтометрия Референтометрия - экспериментальная процедура, с помощью которой оказывается возможным выявить круг лиц, значимых (референтных) для индивида в отношении оценки качеств его личности, способов его поведения, мнений и ориентации, что не удается обнаружить с помощью социометрии. Сущность методики в следующем. Вначале группа выгМлняет задание экспериментатора по взаимооценке. На бланках написаны фамилии, а напротив стоят различные качества личности, например, "честность, доброта, жадность" и т.д., которые необходимо оценить по пятибалльной шкале. Каждый оценивает всех и себя в том числе. Все полученные оценки заключаются в отдельные конверты с указанием фамилии проставившего оценки. Затем испытуемому предлагают ознакомиться с мнением товарищей, которые оценивали его в эксперименте. Но из 30-40 человек, участвовавших в оценке, испытуемый может отобрать лишь трех-четырех. В подобных условиях испытуемый стремится ознакомиться с мнением наиболее значимых для него лиц и тем самым невольно обнаруживает референтный для него круг общения. Исследования подтвердили гипотезу о возможности несовпадения выбранных групп, обнаруженных с помощью социометрии и референтометрии. Имеются данные, свидетельствующие о том, что лица, отверженные в обстоятельствах социометрического выбора, выступают в роли "референ-тометрической звезды", т.е. вызывают настойчивое стремление членов группы ознакомиться с их мнением.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.055 с.) |