Принципы построения психологических исследований. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы построения психологических исследований.



Тема 2. М етоды психологии

1. Уровни методологического анализа психо­логических процессов

2. Принципы построения психологических исследований.

3. Организация психологичекого исследования

4. Методы сбора фактического материала.

 

1. Уровни методологического анализа психо­логических процессов

 

Уровни методологического анализа психо­логических процессов. Выделяют три уровня. Первый - это общая методология, рассматриваемая как общий принцип позна­ния, как философский подход к анализу явлений действительнос­ти. Второй уровень - это частная (или специальная) методология, обеспечивающая конкретную реализацию общефилософских принципов применительно к объектам социально-психологичес­кого исследования. Он базируется на методологических принци­пах психологии. Третий уровень методологии образует совокупность конкретных методов, методик и процедур впсихологических исследованиях. Именно этот уро­вень связан с практикой исследования.

Так как разные уровни методологии тесно переплетаются между собой и в каждом отдельном случае можно проследить их взаимодействие, все конкретные технические приемы, методики и процедуры, обладая в ряде случаев относительной самостоя­тельностью, всегда зависят от теоретических позиций применя­ющих их исследователей и той научной школы, в рамках которой они были созданы. Поэтому исследователю, работающему с методиками, приходится тщательно продумывать вопрос о связи конкретных методических приемов с теоретическими концепци­ями и исходными установками их авторов.

 

Принципы построения психологических исследований.

Объективность изучения психологических явлений.

Принцип означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения. Соблюдение этого принципа требует от исследователя.

а) Изучать человека в процессе его деятельности как в типичных так и не типичных условиях.

б) Исключить влияние исследователя на результаты исследования.

в) Стремиться к такой организации исследований при которой возможно повторное получение результатов, а также получение одинаковых результатов при использовании разных методов.

Изучение психических явлений в их развитии (генетический принцип).

Он заключается в том, что каждое изучаемое психическое явление должно рассматриваться как процесс диалектического равзвития. Соблюдение этого принципа требует выявления и изучения не только тех психических качеств человека, которые наблюдаються у него в момент исследования, но и выявления новых особенностей психики которые только зарождаются или формируются.

 

Аналитико – синтетическое изучение личности.

Этот принцип требует от исследователя давать оценку личности основываясь на изучении общих, особенных и индивидуальных свойствах личности.

Аналитическое (от слова анализ – расчленение) изучение человека позволяет поделить в качестве объектов изучения отдельные психические процессы или свойства.

Синтетическое изучение – даёт возможность выявить взаимосвязь всех отдельных психических процессов и найти то устойчивое, что характеризует человека в целом.

 

Методы организации исследования.

1. Лонгитюдный (метод срезов) – одна группа длительное время.

2. Сравнительный – сравниваются две группы различающиеся по возрасту, по количеству травм.

 

Достоинства

1. Явления и процессы изучаются, в естественных услових.

2. Возможность получения данных, не опирающихся на субъективные показатели людей.

Недостатки

1. Исследователь находится в позициии пассивного наблюдателя он ждёт пока появится изучаемое явление.

2. Не позволяет точно установить причину явления, т.к. нельзя учесть все условия и степень их значимости в проявлении наблюдаемого явления.

3. Длительность, громоздкость фиксации результатов, трудность охвата большого круга исследуемых объектов, трудность с возможностью применения колличественных методов обработки.

             

Эксперимент


                                           

                                                                               

  Лабораторный                                           Естественный

                 

С использованием         Без использования

аппаратуры                 аппаратуры


                                                                                 Педагогический и другие в

                                                                                 Зависимости от области

                                                                                        психологии.

                                                                                                  

 

 

                                      

 

Констатирующий                                            Формирующий

 

 

Лабораторный Э. – проводится в специальных лабораторных условиях. Исследователь может изменять условия. Одну переменную при неизменности других.

Естественный Э. – впервые был розработан А. Ф. Лазурским и применён для изучения личности школьника. Он строится так, что испытуемые не подозревают, что они подвергаются психологическому исследованию. Он сочетает в себе положительные стороны метода наблюдения и эксперимента. Например, два класса обучаются по двум разным программам. Изучаются изменения в развитии определённых психических качеств у школьников разных классов.

 

Достоинства

1. Активная позиция исследователя. Он не ждёт случайного появления изучаемого явления, а сам создаёт условия для его возникновения.

2. Возможность количественного измерения психических функций.

3. Повторяемость исследования.

 

Недостатки

1. Возможное нарушение естественного протекания психических процессов.

2. Искажение получаемых фактов ввиду воздействия искуственной обстановки экспериментальных условий (волнение, страх, стремление показать себя с лучшей стороны.

 

Беседа (интервью)

 

Беседа или интервью- Метод получения психологических фактов при помощи словесного общения.

 

Требования

1. Предварительно намечается цель и основные вопросы. Обдумываются варианты и дополнительных вопросов.

2. Вопросы должны быть чёткими и понятными испытуемым.

3. Непренуждённая дружиская обстановка.

4. Умение фиксировать результаты. Желательно после беседы. Навык фиксации внешних проявлений.

 

Интервью

     
 

 


            Формализованное                                  Неформализованное

Осуществляется по заранее составленному Более гибкое, течение его более

вопросильных. Исследователь не отходит   свободное. Допускаются

От относительно жёсткой схемы.                  встречные вопросы.

 

Достоинства

С помощью беседы можно наиболее доступно выяснить прошлое испытуемого и получить данные, которые можно использовать для объяснения настоящих поступков.

 

Недостатки

1. Большая субъективность метода, т.к. результаты основываются в основном, на суждениях самого испытуемого.

2. Длительность, ограничение возможностей и применение количественных методов обработки в фиксации материала.

 

Интервью

1) Пол и возраст.

а) между мужчинами быстрее возникают неофициальные взаимоотношения

б) мужчины предпочитабт интервьюировать мужчин, а женщины как мужчмн так и женщин

в)мужчины более критичны

г )   большая разница в возрасте отрицательно. Сказывается на результатах

2) Внешний вид, личности качества имеют большое значение

3) Отбор и подготовка интервьюеров проводятся очень тщательно.

Английское бюро рыночных исследований имеет

25 – 30 интервьюеров 1 -5 разрядов.

Беседа чаще используется в основном как вспомогательный метод (начальный этап, уточнение и подтверждение сведений.

 

 

Требования

 

1. Необходимо установить типичны ли определённые продукты. Или они созданы случайно.

2. Желательно знать условия в которых протекала деятельность.

3. Нужно анализировать не единичные, а многие продукты как аналогичные так и другие.

 

Достоинства

Предметы всегда под рукой. Возможность многократного обращения.

 

Недостатки

Далеко не всегда можно раскрыть мотивы которые привели к созданию определённого материального продукта.

 

Анкета

Сбор сведений с помощью письменных ответов испытуемого на вопросы.

 

Требования

1. Инструкция по заполнению должна быть понятной.

2. Вопрос должен пониматься однозначно, в нём не должно быть двусмысленности.

3. Необходимы проверочные вопросы (например о желании сменить роботу).

 

Достоинства

1. Возможность получения большого объёма материала, в короткие сроки.

2. Простота и доступность в непосредственной роботе.

 

Недостатки

Нет личного контакта с испытуемым, что снижает возможности для качественного анализа результатов.

 

 

 

Тестирование

Термин тест значит по английски “проба” или “испытание”. Он был введён в конце прошлого столетия американским психологом Каттелом. Т – позволяют определить определённых психологических особенностей.

Тесты в собственном смысле слова – это испытания, которые ставят своей целью градуирование, определение рангового места личности в группе или коллективе, установлению её уровня. Тест направлен на личность; он должен служить средством диагноза в целях прогноза.

Сам термин “тест” в последнее время получил и более расширенное употребление, распространяемое на всякое задание, которое даётся испытуемому.

Все существующие тесты можно условно разделить на тесты способностей, успешности и личностные или проективные тесты.

 

1. Т. способностей – уровень развития психических качеств (памяти, внимания, мышления).

2. Т. успешности – измеряют готовность к определённой деятельности (экзамен на права).

3. Проективные Т. – количественные показатели свойств личности.

 

Требования к методу.

1. Обязательно стандартизация показателей, т.е. эти показатели сравниваются с усреднёнными полученными на большой массе людей.

2. Все испытуемые должны быть в одинаковых условиях (Пример, дети рабочих и элиты дают разные результаты).

 

Достоинства

Быстро можно получить данные о глубинных личностных характеристиках.

 

Недостатки

1. Трудность в разработке теста.

2. Трудности в интерпритации результатов. Требуется многолетний опыт.

 

В настоящее время в странах Запада, тестирование применяется в широких масштабах в армии, на производстве,при поступлении в учебные заведения.

В нашей стране тестовые методики так же находят применение в некоторых областях психологии, а так же в психиатрии.

Применение некоторых тестовых методов и интерпритация данных являются в настоящее время предметом острых дискуссий. Особенно это относится к личностным тестам.

В США  и других странах широко применяются для изучения личности проекционные (или их называют ещё прожективные) методы. Сам термин имеет своё происхождение от термина Фрейда проэкция, для обозначения одного из защитных механизмов личности. Этот механизм заключается в том, что человек приписывает другим людям, а иногда и неодушевлённым предметом те свои черты которые его тяготят. Озлобленный человек видит озлобленность не у себя, а у знакомых, ему представляются озлобленными даже мирные картины природы.

Одним из распространённых проэкционных методов является метод чернильных пятен швейцарского психиатра Роршаха. Испытуемым предлагаются картинки с бесмысленными чёрно – белыми или цветными пятнами причудливых форм, таких примерно, какие образуются, если размазать капли чёрным на сгибе места бумаги. Применяется довольно сложная система учёта результатов. Обычно берутся показатели:

а) способы восприятия (глобальная или общая интерпретация пятна и.т.д

б) качества восприятия

в) содержание восприятия

г) степень оригинальности ответов, (о мышлении,эмоциях).

У нас этот метод применяется при изучении психологии характера и в психиатрии.

  Широкое распространение в США имеет тест Меррей на тематическую апперцепцию (ТАТ). Это по существу составление рассказа по картинкам. На одной, к примеру изображен мальчик, сидящий перед футляром со скрипкой, на другом пожилая женщина и молодой человек. Испытуемому должен на каждой из 30 таких картинок расказать что именно происходит, что привело к данной ситуации, что думают и чувствуют изображённые лица, как дальше будут развиваться события и.т.д.

Результаты этого метода, по замыслу авторов, должны дать информацию о следующих сторонах личности:

а) организации мышления

б) организации эмоций

в) силе и уровне проявления потребностей

г) мировозрение

д) межличностных отношениях

е) самосознание и отношение человека к себе

ж) динамике развития.

Имеются попытки получить по этой методике цифровые показатели, по чаще применяется качественный анализ.

Очень употребителен, в том числе и в наших психиатрических и от части психологических кругах, метод называемый “ассоциативным экспериментом”. Он также относится к проекционным методам. Впервые он предложен Галтоном. Испытуемому предлогается на каждое слово ответить первым словом, которое ему прийдёт в голову.

Учитываются время реакции, а так же внутренние и внешние ассоциации, звуковые ассоциации и другие виды ассоциаций.

В основу применения ассоциативногоэксперимента, западные психологи часто берут учение о глубинных, подсознательных или бесознательных пластах личности в духе Фрейда, Адлера, Юнга. Этот метод будто бы должен дать показатели комплексов, сдерживаемых цензурой сознания. К таким показателям комплексов причисляются, например, большое сокращение или большое удлинение времени реакции, реагирование необычное, ни чем не связанное со словом – стимулом,повторение слова- стимула в ответе.

Как я уже говорил ассоциативный эксперимент применяется у неё однако теоритические предпосылки используемые при трактовке результатов у нас инные. Они исходят из того, что сознательная деятельность направляется не спонтанно возникающими ассоциациями, а объективной действительностью.

Большое распространение в США и на западе имеет миннесотский многофазный личностный тест, (или сокращённо ММРТ).

Он включает в себя 566 вопросов. Основные результаты применения методики представляются в виде так называемого профиля личности, образуемого из 13 базисных шкал. В их число кроме 3х специальных шкал, позволяющих оценивать уровень достоверности результатов обследования, входят 10 основных шкал. Называния основных шкал в самом общем виде отражают те психологические явления и тенденции, степень выраженно и которых измеряют эти школы. Ну к примеру такие шкалы: Отношение к себе, самоконтроль, враждебность, зависимость, связная тревога и.т.д., склонность к лидерству.

 

Социометрия

Социометрия - способ исследования эмоционально-непос­редственных отношений внутри малой группы.

Возникновение метода тесно связано с именем американ­ского ученого Дж. Морено - психиатра и социального психолога, ученика З.Фрейда (родился в 1892г.).

Термин "социометрия" восходит к латинским socius- това­рищ, компаньон, соучастник и mеtrium - измерение, т.е. это метрическое измерение эмоционально-психологических связей между людьми.

Технику социометрии Морено разработал и начал эффек­тивно применять в начале иска. Так, в 1930г. на одной из крупных прачечных неподалеку от Нью-Йорка между работницами существовало много конфликтов. Пригласили Морено. Он провел социометрию. И по ее результатам расставил работниц так, чтобы находящиеся в конфликте не контактировали в процессе произ­водственных операций. Производительность фабрики стала расти без каких-либо финансовых затрат.

В процессе социометрии изучение группы проводится путем изучения выборов, сделанных членами группы. Для этой цели чаще всего применяются анкеты, содержащие социометри­ческие вопросы. В них респонденту предлагается выбрать неко­торых людей (например, из его сотрудников), пользуясь для выбора заданным критерием. Например: "С кем из членов бригады Вы хотели бы выполнять совместное задание?", "Кого из бригады (или класса) Вы хотели бы пригласить на день рождения?" и т.д. Выборы могут взвешиваться, например:

 

 

В 1-ю очередь Во 2-ю очередь В 3-ю очередь Кого бы вообще не хотели приглашать
5 6 1 9

 

 

По полученным результатам строят социометрическую матрицу.

 

п/п                                   Кого выбирают Кто выбирает    1 2 3 4 5
1 Андреев     1 3  
2 Белов 2       3
3 Вежов з        
4   Иванов 1        
 5 Сидоров          
  Кол-во полученных выборов          
  Из них взаимных          

На ее основе можно вычислять социометрические индексы. Можно построить социограмму. Социограмма - это рисунок, на котором члены группы изображаются точками, а выборы "стрелками" (из точки X проводится "стрелка" в точку У, если X выбирает У).

Социометрические индексы - это количественные показатели, характеризующие структуру группы в целом либо положе­ние отдельных членов группы в структуре группы.

Социометрическая информация основывается на социомет­рических критериях. Они формулируются в виде вопросов, ответы на которые служат основанием для установления струк­туры взаимоотношений.

Критерии бывают различных видов.

Официальные (производственные) позволяют выяснять вза­имоотношения в рабоче-функциональной сфере отношений. Они формулируются в виде вопроса, требующего выбора лиц для совместного выполнения производственных и иных заданий ("С кем бы Вы хотели выполнять совместное задание?")

Неофициальные (непроизводственные) критерии выясняют межличностные отношения на уровне неофициальных структур взаимодействия в группе. Значимые ситуации, включаемые в неофициальные критерии, должны формулироваться на основе деятельности, не связанной с решением официальных групповых задач (отдых, совместная встреча праздников, семейные торжес­тва и т.д.). Например: «Кого из членов группы Вы хотели бы пригласить на день рождения?».

Критерии бывают положительные и отрицательные. Пол­ожительный предполагает выбор для какой-нибудь деятельности. Отрицательный - наоборот тех лиц, с которыми опрашиваемый не хотел бы заниматься одной деятельностью.

Ролевые критерии позволяют выявить особенности взаимо­отношений в группе на основе указанного ролевого поведения. Они заранее обозначают ту социальную роль, которая может быть значима для личности в ее отношениях с окружающими. Напри­мер: «Кого бы Вы хотели выбрать своим ближайшим помощни­ком, если бы были бригадиром?» Эти критерии успешно приме­няют при изучении проблем лидерства.

Гностические критерии (тест «социальной перцепции»). Это индикаторы отношений воображаемых, представляемых субъ­ектом. Например: «Выбери, пожалуйста, тех членов класса, которые, по твоему мнению, выберут тебя товарищем по парте?» Требования к социометрическому критерию.

1. Вопрос должен быть конкретным, не длинным, понят­ным. Вопрос должен учитывать время, место и контекст си­туации.

2.     Вопрос не должен иметь слов с двойным значением.

 

3. Социометрический критерий должен требовать, от субъ­екта выбрать или отвергнуть другого члена группы на основе заданной задачи совместной деятельности.

4. Критерий не должен накладывать ограничений на то, кто из членов группы может быть выбранным или отвергнутым, но он должен четко представлять размеры и границы коллектива.

5. Используемые критерии должны интересовать исследу­емый коллектив, быть значимым для него.

6. Необходимо использовать варианты вопросов типа «Кого бы Вы хотели выбрать?», «Кто Вам больше..., меньше нравится?»

7. При необходимости ограничения выборов или их ранжи­рования следует отметить это в вопросе или инструкции к анкете.

Оформление социометрической анкеты (карточки). Карточка должна иметь строгую структуру:

а) обращение к испытуемому («Уважаемый товарищ, господин»);

б) просьбу об участии в опросе с указанием в популярной форме его смысла;

в) инструкцию для заполнения (шифр и правила пользования шифром);

г) перечень вопросов-критериев с соответствующими графами для ответов;

д) просьбу указать свой шифр (номер по списку);

е) гарантию о сохранении тайны эксперимента и использовании ответов в научных целях;

ж) благодарность учреждения, проводящего опрос, за участие в исследовании.

Требования к проведению опроса.

1. Опрос можно проводить в коллективах, имеющих
некоторый опыт совместной деятельности (обычно не менее 6 мес). В противном случае исследователь рискует зафиксировать случайную структуру.

2. Размер коллектива должен давать возможность его чле­нам активно общаться. Оптимально до 8-9 чел., больший размер снизит качество получаемой информации.

3. Задаваемые вопросы должны представлять собой крите­рии, на основании которых опрашиваемый (респондент) осуществляет личный выбор кого-либо из членов коллектива для участия в какой-то совместной деятельности.

Необходимо указать возможное число выборов. Выборы можно не ограничивать. В этом случае такая процедура называется непараметрической. Она дает полную картину взаимоотно­шений между членами. Применяется в социометрических иссле­дованиях в небольших группах.

Параметрическая социометрия предусматривает ограни­чения числа выбираемых лиц по критериям. Так, в инструкции или в анкете указывается, сколько человек и в каком порядке испытуемые могут выбрать или отвергнуть.

Проблема взвешивания выборов не имеет однозначного решения. Согласно математическим расчетам, приведенным в книге Паниотто В.Н. («Структура межличностных отношений», Киев, 1975г.), можно округленно для всех групп брать вес 1-го выбора - 1, 2-го - 0,7, 3-го - 0,6. Вес невыбранного - 0.

Опрос должен проводиться посторонним для данного коллектива лицом. Ни члены коллектива, ни тем более руковод­ство или представители администрации не должны проводить сбор информации, т.к. это резко нарушает анонимность, которая является обязательным условием проведения социометрического опроса.

Процедура социометрического опроса состоит из несколь­ких этапов.

Подготовительная фаза. Исследователь определяет про­блему, выбирает объект исследования, знакомится с величиной и различными социально-демографическими характеристиками коллектива.

Первая фаза. Исследователь входит в прямой контакт с членами коллектива, стремится внушить к себе доверие. Пред­варительный контакт исследователя с членами коллектива повы­шает их психологическую готовность к предстоящему опросу. Этот этап часто называют социометрической разминкой. Однов­ременно на этой фазе устанавливается содержание социометри­ческих критериев.

Вторая фаза. Проведение собственно опроса: инструктиро­вание респондентов, раздача социометрических карточек, запол­нение их опрашиваемыми, сбор карточек.

Инструкцию для заполнения можно давать в двух формах: как фронтально для всех членов группы, так и индивидуально. При подаче инструкции фронтально у опрашиваемых, как правило, возникают вопросы - «зачем шифр?», «зачем указывать свой шифр?" (значит, другие узнают, что я о них думаю и др.). Отвечая на эти вопросы, исследователь должен убедить испытуемых в неразглашении тайны их личных ответов в опросе.

Не рекомендуется в присутствии испытуемого просматри­вать собранные заполненные карточки и уточнять детали. Лучше сделать это потом. Не рекомендуется поручать сбор заполненных карточек члену группы. Это вызовет затруднения у некоторых членов группы, не состоящих в положительной группировке с данным субъектом. Не рекомендуется также передавать запол­ненные карточки в руки администрации или руководителя груп­пы.

Желательно рассаживать испытуемых так, чтобы они не видели лиц друг друга, иначе могут появиться симптомы скованности, желание отдельных лиц пересесть на другое место.

Фаза обработки. Обработка информации, вычисление соци­ометрических индексов, представление информации в свернутом виде, проверка надежности полученных данных.

Социограмма.

Результаты социометрии могут быть представлены и в виде сопрограммы - графического изображения связей внутри коллек­тива.

Завершающая фаза. Получение выводов и рекомендаций.

 

Референтометрия

Референтометрия - экспериментальная процедура, с по­мощью которой оказывается возможным выявить круг лиц, значи­мых (референтных) для индивида в отношении оценки качеств его личности, способов его поведения, мнений и ориентации, что не удается обнаружить с помощью социометрии. Сущность методики в следующем. Вначале группа выгМлняет задание экспериментатора по взаимооценке. На бланках написаны фамилии, а напротив стоят различные качества личности, например, "честность, доброта, жадность" и т.д., которые необ­ходимо оценить по пятибалльной шкале. Каждый оценивает всех и себя в том числе. Все полученные оценки заключаются в отдельные конверты с указанием фамилии проставившего оценки. Затем испытуемому предла­гают ознакомиться с мнением товарищей, которые оценивали его в эксперименте. Но из 30-40 человек, участвовавших в оценке, испытуемый может отобрать лишь трех-четырех. В подобных условиях испытуемый стремится ознакомиться с мнением наиболее значимых для него лиц и тем самым невольно обнаруживает референтный для него круг общения. Исследования подтвердили гипотезу о возможности несовпадения выбран­ных групп, обнаруженных с помощью социометрии и референтометрии. Имеются данные, свидетельствующие о том, что лица, отверженные в обстоятельствах социометрического выбора, выступают в роли "референ-тометрической звезды", т.е. вызывают настойчивое стремление членов группы ознакомиться с их мнением.

Тема 2. М етоды психологии

1. Уровни методологического анализа психо­логических процессов

2. Принципы построения психологических исследований.

3. Организация психологичекого исследования

4. Методы сбора фактического материала.

 

1. Уровни методологического анализа психо­логических процессов

 

Уровни методологического анализа психо­логических процессов. Выделяют три уровня. Первый - это общая методология, рассматриваемая как общий принцип позна­ния, как философский подход к анализу явлений действительнос­ти. Второй уровень - это частная (или специальная) методология, обеспечивающая конкретную реализацию общефилософских принципов применительно к объектам социально-психологичес­кого исследования. Он базируется на методологических принци­пах психологии. Третий уровень методологии образует совокупность конкретных методов, методик и процедур впсихологических исследованиях. Именно этот уро­вень связан с практикой исследования.

Так как разные уровни методологии тесно переплетаются между собой и в каждом отдельном случае можно проследить их взаимодействие, все конкретные технические приемы, методики и процедуры, обладая в ряде случаев относительной самостоя­тельностью, всегда зависят от теоретических позиций применя­ющих их исследователей и той научной школы, в рамках которой они были созданы. Поэтому исследователю, работающему с методиками, приходится тщательно продумывать вопрос о связи конкретных методических приемов с теоретическими концепци­ями и исходными установками их авторов.

 

Принципы построения психологических исследований.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 309; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.101 с.)