Балл
| Содержание
| Речевое оформление
| Грамотность
|
1
| 1. Работа не соответствует теме, или тема не раскрыта.
2. Нарушены смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли.
3. Допускается более 8 недочётов в содержании
| 1. Работа отличается бедностью словаря, короткими однотипными конструкциями.
2. Допускается более 8 речевых недочётов: нарушений точности словоупотребления, логики изложения, стилевого единства
| Более, чем на 2 балла
|
2
| 1. Работа не соответствует теме.
2. Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли часто нарушаются.
3. Допускается не более 8 недочётов в содержании
| 1. Работа характеризуется бедностью словаря, однотипностью конструкций.
2. Допускается не более 8 речевых недочётов, в том числе нарушений точности словоупотребления, логики изложения, стилевого единства
| От 7/2 до 10/1
и 10 грамматических ошибок
|
3
| 1. Работа частично раскрывает тему и основную мысль.
2. Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в ряде случаев нарушаются.
3. Допускается не более 7 недочётов в содержании
| 1. Работа отличается бедностью словаря, однотипностью конструкций.
2. Допускается не более 7 речевых недочётов, в том числе нарушений точности словоупотребления, логики изложения, стилевого единства
| 0/8, 1/7, 2/6, 3/5, 4/4, 5/3, 6/2, 7/1 и 7
грамматических ошибок
|
4
| 1. Работа частично раскрывает тему и основную мысль, имеются отклонения от темы.
2. Смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в единичных случаях нарушаются.
3. Допускается не более 6 недочётов в содержании
| 1. Работе присуща определённая бедность словаря и однотипность синтаксических конструкций.
2. Допускается не более 6 речевых недочётов, в том числе нарушений точности словоупотребления, логики изложения, стилевого единства
| 0/7, 1/6, 2/5, 3/4, 4/3, 5/2, 6/0,
6/1 и 6 грамматических ошибок
|
5
| 1. Работа в целом раскрывает тему и основную мысль; имеются отклонения от темы.
2. Выдерживаются общая смысловая цельность в развёртывании основной мысли, смысловая связь предложений и последовательность в развитии основной мысли в целом соблюдаются.
3. Допускается не более 5 недочётов в содержании
| 1. В работе отмечаются случаи использования выразительных средств языка.
2. Допускается не более 5 речевых недочётов, в том числе нарушений точности словоупотребления, логики изложения, стилевого единства
| 0/6, 1/5, 3/3, 4/2, 5/0, 5/1 и 5 грамматических ошибок
|
6
| 1. Работа в целом раскрывает тему и основную мысль, имеются отклонения от темы.
2. Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются общая смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.
3. Допускается не более 4 недочётов в содержании
| 1. Работа в целом отличается разнообразием используемых языковых средств, точностью словоупотребления, выразительностью.
2. Допускается не более 4 речевых недочётов, в том числе нарушений логики изложения и стилевого единства
| 0/5, 1/4, 2/3, 3/2, 4/0, 4/1
и 4 грамматические ошибки
|
7
| 1. Работа раскрывает тему и основную мысль.
2. Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются общая смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.
3. Допускается не более 3 недочётов в содержании
| 1. Работа отличается разнообразием используемых языковых средств, точностью словоупотребления, выразительностью.
2. Допускается не более 3 речевых недочётов, в том числе в нарушении логики изложения или стилевого единства текста
| 0/4, 1/3, 2/1, 2/2, 3/0, 3/1
и 3 грамматические ошибки
|
8
| 1. Работа раскрывает тему и основную мысль.
2. Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развертывании основной мысли, смысловая связь предложений.
3. Допускается не более 2 недочётов в содержании
| 1. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых языковых средств, точностью, общей логичностью, выразительностью, стиль работы в целом характеризуется единством использования языковых средств.
2. Допускается не более 2 речевых недочётов — нарушения логики изложения или стилевого единства текста
| 2/0, 1/1, 1/2, 0/2, 0/3
и 2 грамматические ошибки или 3 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
|
9
| 1. Работа полностью раскрывает тему и основную мысль (наличие тематического единства).
2. Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развёртывании основной мысли, смысловая связь предложений.
3. Допускается не более 1 недочёта в содержании
| 1. Работа отличается богатством словаря и разнообразием используемых языковых средств, точностью, логичностью, уместностью, выразительностью, единством использования языковых средств.
2. Допускается не более 1 речевого недочёта
| 1/0, 0/1
и 1 грамматическая ошибка или 1—2 исправления на месте орфограмм (пунктограмм)
|
10
| 1. Работа полностью раскрывает тему и основную мысль (наличие тематического единства).
2. Соблюдается последовательность развития мысли, выдерживаются смысловая цельность в развёртывании основной мысли, смысловая связь предложений.
3. Недочётов в содержании не допускается
| 1. Работа отличается богатством словаря и разнообразием используемых языковых средств, точностью, логичностью, уместностью, выразительностью.
2. Речевые недочёты отсутствуют
| 0/0, 1/0 (негрубая),
0/1 (негрубая), 1—2 исправления не на месте орфограмм (пунктограмм)
|
Примечание: Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на 1 балл.
Степень усвоения теоретического материала, уровень сформированности языковых и нормативных умений учащихся выявляются посредством выполнения тестов.
Для проверки знаний применяется тест с набором заданий разных типов, которые охватывают основные вопросы темы. Количество заданий по разным темам может быть различным (от 5 и более). Тест за курс базовой школы включает от 10 до 30 заданий, за курс средней школы — до 40 (в зависимости от цели и задач контроля).