Основы методологии психомоторной коррекции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы методологии психомоторной коррекции



 

Современные методы коррекции детей с отклонениями в психическом и речевом развитии разделяются на два основных направления. Первое - собственно когнитивные методы, чаше всего направленные на преодоление трудностей усвоения школьных знаний и формирование ВПФ. Второе направление - методы двигательной (моторной) коррекции, или телесно-ориентированные методы.

Наличие этих двух противоположных по своей направленности подходов - «сверху» и «снизу» - открывают нам ещё раз, в ракурсе психологической коррекции, вечную проблему соотношения души (психики) и тела: первый ориентирован «на голову», а второй - «на тело».

Опыт показывает, что желаемые результаты не достигаются, так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов  Таким образом, в сложившейся актуальной ситуации оптимальным является системный подход к коррекции  развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы должны применяться в некотором иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния.

Методика психомоторной коррекции, предлагаемая рядом авторов, таких как, Алла Леонидовна Сиротюк, Наталья Яковлевна и Михаил Михайлович Семаго, Анна Владимировна Семенович, исходит из того, что воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех ВПФ.

Так как сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, логично в начале коррекционного процесса отдать предпочтение именно двигательным методам, не только создающим некоторый потенциал для будущей работы, но и активизирующим, восстанавливающим и простраивающим взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Ведь очевидно, что актуализация и закрепление любых телесных навыков предполагает востребованность извне к таким психическим функциям как, например, эмоции, восприятие, память, процессы саморегуляции. Следовательно, создастся базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.

Последующее включение методов когнитивной коррекции должно происходить с учетом динамики индивидуальной или групповой работы.

 Методика психомоторной коррекции представляет собой трехуровневую систему, основанием для выделения уровней явилось представление об определенных этапах в развитии пространственно-временных аспектов психической деятельности человека, в том числе его телесности.

I. «Уровень активации, энергоснабжения и стато-кинетического баланса психических процессов».

II. «Уровень операционального обеспечения сенсо-мотороного взаимодействия с внешним миром».

III. «Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов»

 

Требования к применению психомоторных методов подразумевают поэтапное включение в коррекционный процесс упражнений I, II и III уровней.  Однако, удельный вес и время применения тех или иных методов будут варьироваться в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания и времени должно быть уделено отработке I уровня, с постепенным переходом к следующему.

Вместе с тем, трудно себе представить ситуацию, при которой коррекционные занятия могут проходить без привлечения групповых и игровых факторов (III уровень). А в идеале, даже в относительно простых случаях, должны присутствовать методы воздействия на все иерархические уровни. Кроме того, очевидно, что автоматизмы, например, I уровня с успехом могут ассимилироваться в программы II и III уровней и в качестве составляющей любого из упражнений.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.6 (0.004 с.)