Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровень произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов



Третий уровень – этоуровень предметных и символических действий. Он обеспечивает функционирование, регуляцию и контроль за протеканием психической деятельности, управляя работой нижележащих уровней.Центральным здесь является надмодальный синтез, базирующийся на взаимодействии всей совокупности афферентаций от I и II уровней, а ведущим мотивом - смысловая сторона действия. Движения данного уровня включены в состав предметных или символических действий.

Коррекционные задачи данного уровня связаны с устранением и нивелировкой следующих дисфункций:

· несформированность произвольной саморегуляции; трудности произвольной регуляции на этапе осознания программы и/или на этапе ее реализации; упрощение программы, персеверации; снижение самоконтроля;

· трудности перекодировки вербальной и пространственной информации; полевое поведение; тенденция к аспонтанности;

· отсутствие навыков совместных действий, эмоционально-личностная неадекватность.

Решение задач III уровня не является отдельной проблемой в психомоторной коррекции. В большей или меньшей степени необходимость произвольной саморегуляции обнаруживается при решении любой задачи, т.к. программирование, регуляция и контроль являются непременными условиями успешного выполнения любой деятельности.

Именно на III уровне речь идет о качественно новом этапе в развитии предметной (ручной) ловкости, т.к. оценивается конечный результат смысловой цепи движений, результат всего действия в целом.

В произвольном действии можно выделить три основные черты:

1) побудительной силой его является принятое человеком решение;

2)  оно направлено на достижение какой-либо цели;

3) предвосхищает будущее, т.к.   цель должна быть достигнута в будущем.

У детей к произвольным относят движения, которые осуществляются по словесной команде и должны быть определенным образом осмыслены, «перекодированы» ребенком, на основании чего он дает себе команду произвести то или иное действие.

Дети младшего дошкольного возраста нуждаются в словесной инструкции в отношении каждого движения, программа действий здесь вырабатывается постепенно. Дети старшего дошкольного возраста (около 7 лет) уже могут произвести ряд действий по предварительной словесной инструкции, т.е. способны сформировать программу действий экстренно.

В процессе занятий степень произвольности может быть различной. Так, инструкция для решения задачи типа «Делай, как хочешь» не требует программы,  выполнение действия здесь носит механический характер, и степень произвольности снижается.

Оптимальным для развития произвольности являются подробные инструкции, подразумевающие постепенное формирование у ребенка способности к построению собственной программы.

 

Коррекционные упражнения III уровня:

Правила игры и роли.

Важным условием при развитии произвольности является принятие и выполнение ребенком правил игры и взаимодействия с другими детьми.

С самого начала занятий ребенок должен понять и усвоить нормы и правила поведения в группе, основные принципы, взаимодействия с ее членами. На первых порах особенно важна четкая, повторяющаяся структура занятия, неизменное, положение предметов и вещей в кабинете, т.к. это является дополнительным организующим моментом для детей.

В занятие рекомендуется также включать различные ритуалы, например, приветствие и прощание с членами группы, разминка и настрой на работу, формы релаксации и т.д.

Сказанное с необходимостью включает достаточно «жесткую» позицию педагога в начале коррекционной работы, что способствует закреплению «алгоритма» занятий, который постепенно автоматизируется. Затем (через 5-7 занятий) педагог сознательно «ломает» этот ритуал с тем, чтобы активизировать у детей внутренний контроль.

2. Отработка коммуникативных навыков.

«…Когда человек входит в комнату, он делает эго ради какой-то цели... Или чтобы отыскать кого-нибудь, или чтобы передать ему мысль, или получить на свой вопрос ответ, или объяснить чувство...» - писал К.С. Станиславский. Отработка навыков совместных действий проходит в контексте развития коммуникативных способностей ребенка, необходимых ему для успешной социальной адаптации. Парные и групповые упражнения формируют навыки совместных действий, способствуя лучшему пониманию друг друга.

3. Развитие произвольного внимания и памяти.

Развитию произвольного внимания способствуют упражнения на переключение, на преодоление двигательного стереотипа. Здесь могут быть использованы упражнения такие как, «Гонка за лидером», «Звонкая цифра», «Запретное число», «Внимательный», «Муха», «Фокус», «Японская машинка» и т.п..



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.006 с.)