Тема 29. Методика расследования взяточничества и мошенничества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 29. Методика расследования взяточничества и мошенничества



Цель – Обучение анализу следственной ситуации на основе типовых криминалистических характеристик взяточничества. Отработка навыков анализа следственной ситуации, выдвижения следственных версий и принятия решений о направлениях расследования. Изучение комплексов следственных и иных действий, решения о которых принимаются в типичных следственных ситуациях. Освоение основных приемов расследования на различных его этапах.

Обучение анализу следственной ситуации на основе типовых криминалистических характеристик мошенничества. Закрепить и углубить знания студентов по методике расследования мошенничества. Отработка навыков анализа следственной ситуации, выдвижения следственных версий и принятия решений о направлениях расследования. Изучение комплексов следственных и иных действий, решения о которых принимаются в типичных следственных ситуациях. Освоение основных приемов расследования на различных его этапах.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части.

В результате изучения темы студент должен:

Знать: особенности следственной ситуации, складывающейся на первоначальном и последующем этапе расследования взяточничества и мошенничества, в зависимости от этого необходимость производства конкретных следственных действий на первоначальном и последующем этапе расследования (ОПК-2)

Уметь: с учетом складывающейся на первоначальном и последующем этапе расследования взяточничества и мошенничества планировать производство неотложных и последующих следственных действий, применение приемов расследования на различных его этапах (ОПК-2).

Владеть: моделью поведения, основанной на осознании социальной значимости профессии, этике юриста; основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; иметь навыки работы с современными информационными технологиями. (ОПК-2).

Организационная форма занятия: традиционный семинар, собеседование

Теоретическая часть

Отвечая на первый-четвертый вопрос, студент должен знать, что при расследовании взяточничества необходимо установить и доказать:

- по субъекту преступления кто предложил или получил взятку, за какие действия,  личность виновного (виновных), возраст, прошлая преступная деятельность;

- по субъективной стороне наличие предварительного сговора; когда и при каких обстоятельствах был осуществлен сговор, что было его предметом;

- по объекту — какое имущество было предметом взятки, размер этого имущества

- по объективной стороне — каким образом была осуществлена дача (получение) взятки, кем и какие действия для этого были осуществлены; действия виновных на месте преступления и после нее с целью сокрытия преступления и его следов.

Отвечая на шестой-девятый вопрос, следует сказать, что при расследовании мошенничества необходимо обратить внимание на многообразие способов совершения преступления, а также на обстоятельства, подлежащие доказыванию по данному виду преступлений, которые сходны со следственными действиями и оперативными мероприятиями, проводимыми при расследовании взяточничества. 

Первоначальные следственные действия при расследовании мошенничества — это, прежде всего, допрос потерпевших и свидетелей-очевидцев, осмотр места происшествия.

При задержании подозреваемого к числу первоначальных следственных действий относятся его личный обыск, допрос и обыск жилища.

Вопросы и задания

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Криминалистическая характеристика взяточничества.

2. Круг обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании взяточничества. Типичные следственные версии.

3. Первоначальные следственные действия и розыскные мероприятия.

4. Последующие следственные действия. Проверка версии о провокации взятки.

5. Изучить вводную информацию о преступлении, предоставленную преподавателем.

- Оценить сложившуюся следственную ситуацию, выдвинуть версии и составить план расследования.

-.Составить план осмотра места происшествия.

6. Криминалистическая характеристика мошенничества.

7. Круг обстоятельств, подлежащих установлению при расследовании мошенничества. Типичные следственные версии.

8. Первоначальные следственные действия и розыскные мероприятия.

9. Последующие следственные действия.

10. Изучить вводную информацию о преступлении, предоставленную преподавателем.

- Оценить сложившуюся следственную ситуацию, выдвинуть версии и составить план расследования.

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:

1. Какие обстоятельства подлежат доказыванию в ходе расследования взяточничества?

2. Перечислите наиболее типичные ситуации, складывающиеся на первоначальном этапе расследования.

3. Какие наиболее типичные версии выдвигаются по делам этой категории, исходя их складывающихся следственных ситуаций?

4. Какие обстоятельства подлежат установлению в ходе расследования?

5. Какие специальные исследования проводятся по делам о преступлениях против собственности?

6. Криминалистическая характеристика мошенничества. Типичные следственные ситуации по этим делам.

7. Тактические особенности осмотра места происшествия и вещественных доказательств. Выдвижение и проверка версий по делам о мошенничестве. Планирование расследования этих преступлений на первоначальном этапе.

8. Тактические особенности проведения неотложных следственных действий на первоначальном этапе расследования: особенности допроса потерпевших, установление и допрос свидетелей. Использование субъективных портретов для установления и задержания преступников.

9. Возможности использования данных криминалистических учетов в установлении и розыске преступников.

10. Тактические особенности задержания и допроса подозреваемого в совершении мошенничества. Тактика обыска (выемки) и освидетельствования по делам о мошенничестве.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Т.В. Аверьянова [и др.]. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 799 c. — 978-5-238-02958-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71179.html

2. Адельханян Р.А. Криминалистика. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов, П.В. Федотов. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 239 c. — 978-5-238-02145-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71096.html

Дополнительная литература:

1. Григорович В.Л. Общая теория криминалистики и криминалистическая техника [Электронный ресурс]: курс лекций / В.Л. Григорович. — Электрон. текстовые данные. — Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014. — 304 c. — 978-985-7081-23-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28156.html

2. Корж П.А. Криминалистика [Электронный ресурс]: практикум / П.А. Корж. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 60 c. — 978-5-4486-0101-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71565.html

3. Криминалистика [Электронный ресурс]: сборник задач /. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. — 82 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62948.html

4. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебник / Н.И. Порубов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2011. — 639 c. — 978-985-06-1983-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20221.html

5. Тюнис И.О. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.О. Тюнис. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. — 232 c. — 978-5-4257-0076-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17020.html

6. Чепурнов А.А. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие / А.А. Чепурнов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Евразийский открытый институт, 2012. — 88 c. — 978-5-374-00181-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14640.html

7. Чурилов С.Н. Предмет доказывания в уголовном судопроизводстве и криминалистике [Электронный ресурс]: научно-практическое пособие / С.Н. Чурилов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Юстицинформ, 2010. — 136 c. — 978-5-7205-1001-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13397.html

Методическая литература:

1. Руководство для следователей. Руководство для следователя по осмотру места происшествия. Учебно-практическое пособие.// Под ред. Костылевой Г.В., Попова И.А. М.:Издательство: Проспект, 2013. 440 с.

2. Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений. В 2-х частях. Часть 1.//Под ред. Муженской М.Е., Костылевой Г.В.М.,2013. 640 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://e.lanbook.com (Электронно-библиотечная система «Лань»)

2. http://elibrary.ru/ (Научная электронная библиотека).

3. www.consultant.ru (СПС КонсультантПлюс)

4. http://law.edu.ru (Юридическая Россия. Федеральный правовой портал)

5. http://www.ncfu.ru/nzuchnaya-biblioteka-skfu.html (Сайт научной библиотеки Северо-Кавказского федерального университета)

6. www.mvd.ru – официальный сайт МВД РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.011 с.)