Тема 26. Методика расследования изнасилований и причинения вреда здоровью различной степени тяжести 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 26. Методика расследования изнасилований и причинения вреда здоровью различной степени тяжести



Цель – Выработка первоначальных навыков анализа исходной информации при решении вопроса о возбуждении уголовного дела об изнасиловании. Приобретения умения анализировать специфические следственные ситуации по этой категории уголовных дел. Выработка навыков конструирования следственных версий, планирования и принятия решения о производстве комплекса необходимых следственных и иных действий по делам об изнасиловании.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части.

В результате изучения темы студент должен:

Знать: особенности следственной ситуации, складывающейся на первоначальном и последующем этапе расследования изнасилований и причинения вреда здоровью различной степени тяжести, в зависимости от этого необходимость производства конкретных следственных действий на первоначальном и последующем этапе расследования (ОПК-2)

Уметь: с учетом складывающейся на первоначальном и последующем этапе расследования данной категории преступлений планировать производство неотложных и последующих следственных действий, применение приемов расследования на различных его этапах (ОПК-2).

Владеть: моделью поведения, основанной на осознании социальной значимости профессии, этике юриста; основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; иметь навыки работы с современными информационными технологиями (ОПК-2).

Организационная форма занятия: традиционный семинар, собеседование

Теоретическая часть

Отвечая на первый вопрос, следует сказать, что студент должен уяснить обстоятельства подлежащие установлению по делам об изнасиловании:

 - по объекту преступления: кто является потерпевшей, как характеризуется ее образ жизни и поведение; при каких обстоятельствах потерпевшая оказалась на месте преступления, с кем; известен ли потерпевшей насильник, в каких отношениях она с ним находилась до и после преступления

- по объективной стороне, где, при каких обстоятельствах и когда было совершено насилие; каким способом было преодолено сопротивление потерпевшей, если оно оказывалось; был ли виновный вооружен, чем именно;

- по субъекту преступления: кто совершил изнасилование, сколько человек участвовало в совершении преступления; как образовалась преступная группа, о чем был сговор, как действовали соучастники;

- по субъективной стороне: как и при каких обстоятельствах возник умысел на преступление.

В ответе на второй вопрос необходимо отметить, что студент должен знать типичные версии по данной категории дел:

- преступление действительно имело место при указанных потерпевшей или иных обстоятельствах;

- налицо инсценировка преступления, которого фактически не совершалось.

При ответе на третий вопрос следует сказать, что к первоначальным следственным действиям относят допрос потерпевшей.

Необходимо назвать особенности расследования преступления в случаях, когда преступник знаком с потерпевшей или не знаком.

При ответе на четвертый вопрос следует сказать, что цель оперативно-розыскных мероприятий, проводимых на этом этапе расследования, — установление, розыск и задержание подозреваемого. Если эти меры увенчались успехом, следуют допрос подозреваемого, его освидетельствование, осмотр одежды, в которой он был при совершении преступления, при необходимости — обыск в его жилище или иных местах с целью обнаружения одежды и орудий преступления. Необходимо также провести допросы свидетелей, очевидцев.

При ответе на пятый вопрос следует сказать, что допрос обвиняемого по этой категории дел тактически не отличается от аналогичного следственного действия по другим делам. Студент должен знать типичные ухищрения, к которым прибегают обвиняемые в изнасиловании, средства опровержения ложных заявлений обвиняемого.

При ответе на шестой вопрос следует сказать, что студент должен знать особенности расследования изнасилований несовершеннолетних и малолетних.

При ответе на седьмой и восьмой вопрос следует сказать, что причинение вреда здоровью различной степени тяжести расследуется по аналогичной схеме: на первоначальном этапе расследования устанавливается, имело ли место преступление, известно ли лицо, его совершившее, проводится судебно-медицинская экспертиза определения тяжести полученных повреждений для квалификации содеянного.

Первоначальные следственные действия направлены на установление личности преступника. Далее проводится комплекс мероприятий, сходных с мероприятиями по делам об изнасиловании.  

 

Вопросы и задания

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Криминалистическая характеристика изнасилований. Типичные версии при изнасиловании.

2. Типичные следы при расследовании изнасилований.

3. Круг обстоятельств, подлежащих установлению при изнасиловании.

4. Типичные следственные ситуации, первоначальные и последующие следственные действия по делам об изнасиловании.

5. Криминалистическая характеристика причинения вреда здоровью. Типичные версии.

6. Типичные следы при причинения вреда здоровью.

7. Круг обстоятельств, подлежащих установлению при причинения вреда здоровью

8. Типичные следственные ситуации, первоначальные и последующие следственные действия по делам о причинения вреда здоровью.

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:

1. Какие сведения о преступлении необходимы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела? В каких случаях уголовное дело об изнасиловании может быть возбуждено без заявления потерпевшей?

2. В чем проявляется специфичность и взаимосвязь элементов криминалистической характеристики изнасилований?

3. Какие типичные ситуации чаще всего встречаются по делам об изнасиловании?

4. Какие сведения о преступнике и происшедшем событии можно получить при осмотре места происшествия и допросе потерпевшей?

5. Какие методы используются при установлении насильника, неизвестного потерпевшей?

6. Какие экспертные исследования наиболее специфичны для этой категории уголовных дел?

7. В чем специфика допроса потерпевшей и подозреваемого (обвиняемого) по этой категории уголовных дел?

8. На основании каких данных проверяется причастность лица к совершению изнасилования?

9. В чем проявляется специфика возбуждения уголовных дел о причинении вреда здоровью различной степени тяжести?

10. Какие типичные ситуации чаще всего встречаются по делам этой категории?

11. Какие сведения о преступнике и происшедшем событии можно получить при осмотре места происшествия и допросе потерпевшего?

12. Какие методы используются при установлении неизвестного преступника?

13. Какие экспертные исследования наиболее специфичны для этой категории уголовных дел?

14. В чем специфика допроса потерпевшего и подозреваемого (обвиняемого) по этой категории уголовных дел?

15. На основании каких данных проверяется причастность лица к совершению преступления?

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Т.В. Аверьянова [и др.]. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 799 c. — 978-5-238-02958-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71179.html

2. Адельханян Р.А. Криминалистика. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов, П.В. Федотов. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 239 c. — 978-5-238-02145-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71096.html

Дополнительная литература:

1. Григорович В.Л. Общая теория криминалистики и криминалистическая техника [Электронный ресурс]: курс лекций / В.Л. Григорович. — Электрон. текстовые данные. — Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014. — 304 c. — 978-985-7081-23-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28156.html

2. Корж П.А. Криминалистика [Электронный ресурс]: практикум / П.А. Корж. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 60 c. — 978-5-4486-0101-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71565.html

3. Криминалистика [Электронный ресурс]: сборник задач /. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. — 82 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62948.html

4. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебник / Н.И. Порубов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2011. — 639 c. — 978-985-06-1983-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20221.html

5. Тюнис И.О. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.О. Тюнис. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. — 232 c. — 978-5-4257-0076-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17020.html

6. Чепурнов А.А. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие / А.А. Чепурнов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Евразийский открытый институт, 2012. — 88 c. — 978-5-374-00181-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14640.html

7. Чурилов С.Н. Предмет доказывания в уголовном судопроизводстве и криминалистике [Электронный ресурс]: научно-практическое пособие / С.Н. Чурилов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Юстицинформ, 2010. — 136 c. — 978-5-7205-1001-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13397.html

Методическая литература:

1. Руководство для следователей. Руководство для следователя по осмотру места происшествия. Учебно-практическое пособие.// Под ред. Костылевой Г.В., Попова И.А. М.:Издательство: Проспект, 2013. 440 с.

2. Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений. В 2-х частях. Часть 1.//Под ред. Муженской М.Е., Костылевой Г.В.М.,2013. 640 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://e.lanbook.com (Электронно-библиотечная система «Лань»)

2. http://elibrary.ru/ (Научная электронная библиотека).

3. www.consultant.ru (СПС КонсультантПлюс)

4. http://law.edu.ru (Юридическая Россия. Федеральный правовой портал)

5. http://www.ncfu.ru/nzuchnaya-biblioteka-skfu.html (Сайт научной библиотеки Северо-Кавказского федерального университета)

6. www.mvd.ru – официальный сайт МВД РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.017 с.)