Тема 11. Взаимодействие следователя с органами дознания и другими участниками раскрытия и расследования преступлений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. Взаимодействие следователя с органами дознания и другими участниками раскрытия и расследования преступлений



Цель – Исследовать понятие, правовую основу и процессуальный порядок взаимодействия следователя с органами дознания и другими участниками раскрытия и расследования преступлений.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части.

В результате изучения темы студент должен:

Знать: правовые основы, содержание и особенности взаимодействия следователя с органами дознания и другими участниками раскрытия и расследования преступлений (ОПК-2).

Уметь: правильно применять в практической деятельности соответствующие нормы закона, регламентирующие вопросы взаимодействия (ОПК-2).

Владеть: моделью поведения, основанной на осознании социальной значимости профессии, этике юриста; основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; иметь навыки работы с современными информационными технологиями. (ОПК-2).

Организационная форма занятия: традиционный семинар, собеседование

Теоретическая часть

При рассмотрении первого вопроса следует определить, что под взаимодействием понимается согласованная между следователем и оперативными работниками органов дознания по целям, месту, времени, силам, средствам и методам, совместная работа по предупреждению, раскрытию и расследовании преступлений.

В ответе на второй вопрос необходимо отметить, что взаимодействие — это особый уголовно-процессуальный институт, основывающийся на положениях закона и подзаконных нормативных актов.

При ответе на третий вопрос студенты в своих выступлениях должны показать, какие нормы УПК регулируют основы взаимодействия следователя с оперативными работниками и сотрудниками иных служб органов дознания, и особенно подробно остановиться на разъяснении содержания соответствующих статей УПК РФ.

При ответе на четвертый вопрос студенты должны показать знание ведомственных нормативно-правовых актов, а также Генеральной прокуратуры Российской Федерации, регулирующих вопросы взаимодействия.

При ответе на пятый вопрос необходимо рассмотреть принципы, формы и особенности содержания отношений, возникающих в процессе взаимодействия между следователями, оперативными работниками и сотрудниками других служб органов дознания по уголовным делам.

 

Вопросы и задания

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Понятие и правовые основы взаимодействия следователя и оперативных подразделений.

2. Принципы взаимодействия.

3. Формы взаимодействия.

4. Формы взаимодействия, регулируемые УПК (процессуальные).

5. Непроцессуальные формы взаимодействия, регулируемые ведомственными нормативными актами.

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:

1. Правовые основания взаимодействия следователя с сотрудниками оперативных аппаратов.

2. Принципы организации взаимодействия.

3. Основные задачи взаимодействия.

4. Процессуальные формы взаимодействия.

5. Непроцессуальные формы взаимодействия.

6..Содержание взаимодействия на различных этапах расследования.

7. Виды следственно-оперативных групп.

8. Психологические аспекты взаимодействия.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Т.В. Аверьянова [и др.]. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 799 c. — 978-5-238-02958-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71179.html

2. Адельханян Р.А. Криминалистика. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов, П.В. Федотов. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 239 c. — 978-5-238-02145-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71096.html

Дополнительная литература:

1. Григорович В.Л. Общая теория криминалистики и криминалистическая техника [Электронный ресурс]: курс лекций / В.Л. Григорович. — Электрон. текстовые данные. — Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014. — 304 c. — 978-985-7081-23-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28156.html

2. Корж П.А. Криминалистика [Электронный ресурс]: практикум / П.А. Корж. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 60 c. — 978-5-4486-0101-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71565.html

3. Криминалистика [Электронный ресурс]: сборник задач /. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. — 82 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62948.html

4. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебник / Н.И. Порубов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2011. — 639 c. — 978-985-06-1983-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20221.html

5. Тюнис И.О. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.О. Тюнис. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. — 232 c. — 978-5-4257-0076-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17020.html

6. Чепурнов А.А. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие / А.А. Чепурнов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Евразийский открытый институт, 2012. — 88 c. — 978-5-374-00181-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14640.html

7. Чурилов С.Н. Предмет доказывания в уголовном судопроизводстве и криминалистике [Электронный ресурс]: научно-практическое пособие / С.Н. Чурилов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Юстицинформ, 2010. — 136 c. — 978-5-7205-1001-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13397.html

Методическая литература:

1. Руководство для следователей. Руководство для следователя по осмотру места происшествия. Учебно-практическое пособие.// Под ред. Костылевой Г.В., Попова И.А. М.:Издательство: Проспект, 2013. 440 с.

2. Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений. В 2-х частях. Часть 1.//Под ред. Муженской М.Е., Костылевой Г.В.М.,2013. 640 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://e.lanbook.com (Электронно-библиотечная система «Лань»)

2. http://elibrary.ru/ (Научная электронная библиотека).

3. www.consultant.ru (СПС КонсультантПлюс)

4. http://law.edu.ru (Юридическая Россия. Федеральный правовой портал)

5. http://www.ncfu.ru/nzuchnaya-biblioteka-skfu.html (Сайт научной библиотеки Северо-Кавказского федерального университета)

6. www.mvd.ru – официальный сайт МВД РФ.

 

 

Тема 14. Криминалистические версии и планирование расследования

Цель – Закрепление и расширение теоретических знаний о формировании навыков построения криминалистических версий и составления плана расследования уголовного дела.

Знания и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы, формируемые компетенции или их части.

В результате изучения темы студент должен:

Знать: особенности построения криминалистических версий в зависимости от субъекта, этапа расследования, следственной ситуации (ОПК-2).

Уметь: правильно применять в практической деятельности соответствующие нормы, регламентирующие вопросы планирования расследования (ОПК-2).

Владеть: моделью поведения, основанной на осознании социальной значимости профессии, этике юриста; основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации; иметь навыки работы с современными информационными технологиями. (ОПК-2).

Организационная форма занятия: Решение кейс-задач

Теоретическая часть

Отвечая на первый вопрос, следует сказать, что расследовать преступление быстро, полно и всесторонне возможно лишь тогда, когда следователь умело планирует свою работу по уголовному делу.

В ответе на второй вопрос необходимо отметить, что работая над планом, следователь, прежде всего, должен правильно наметить версии. Они обеспечивают развитие знания относительно сущности расследуемого события от предположительного, вероятного, проблематичного к достоверному.

В ответе на третий вопрос необходимо отметить, что версия, собственно, представляет собой логический вывод из собранных расследованием материалов.

При ответе на четвертый вопрос необходимо рассмотреть овременное состояние учения о криминалистической версии и планировании расследования характеризуется осуществлением научных исследований по всему «фронту» проблем этой теории с широким привлечением положений смежных областей знания — философии, психологии, науки управления и др.

При ответе на пятый - восьмой вопрос необходимо сделать акцент на проблему версии как на ключевую проблему это теории в целом. Вопросы непосредственно планирования расследования исследуются, к сожалению, больше в организационном и техническом, нежели в теоретическом аспектах.

При ответе на девятый-четырнадцатый вопросы необходимо рассмотреть планирование розыскной деятельности следователя, рсобенности планирования расследования сложных многоэпизодных дел, роль следственной версии в расследовании преступлений, логическая сущность построения версий, проверка версий как содержание процесса расследования, следственная версия и осмотр места происшествия, розыскная версия как средство обнаружения скрывающегося обвиняемого.

Обширна литература рассматриваемых вопросов. Следует назвать некоторые из наиболее известных исследований. В заключение преподаватель объясняет практическое значение данной темы для обучаемых.

Вопросы и задания

Вопросы, выносимые на обсуждение:

1. Роль следственной версии в расследовании преступлений.

2. Логическая сущность построения версий.

3. Проверка версий как содержание процесса расследования.

4. Следственная версия и осмотр места происшествия.

5. Розыскная версия как средство обнаружения скрывающегося обвиняемого.

6. Особенности планирования расследования при возбуждении уголовных дел по оперативным данным.

7. Специфика планирования на различных этапах расследования.

8. Планирование розыскной деятельности следователя.

9. Особенности планирования расследования сложных многоэпизодных дел.

10. Роль следственной версии в расследовании преступлений.

11. Логическая сущность построения версий.

12. Проверка версий как содержание процесса расследования.

13. Следственная версия и осмотр места происшествия.

14. Розыскная версия как средство обнаружения скрывающегося обвиняемого

Задания и вопросы для формирования и контроля владения компетенциями:

1. Логическая природа криминалистической версии.

2. Классификация криминалистических версий.

3. В чем заключается роль типичных версий в расследовании и экспертного исследования.

4. Каковы основания построения версий.

5. Назовите приемы логического мышления, используемые при построении версий.

6. Формы планов и вспомогательной документации.

7. Назовите основные принципы следственного плана и составьте письменный план с указанием его основных разделов.

Рекомендуемая литература

Основная литература:

1. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / Т.В. Аверьянова [и др.]. — 3-е изд. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 799 c. — 978-5-238-02958-0. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71179.html

2. Адельханян Р.А. Криминалистика. Курс лекций [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Р.А. Адельханян, Д.И. Аминов, П.В. Федотов. — Электрон. текстовые данные. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 239 c. — 978-5-238-02145-4. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71096.html

Дополнительная литература:

1. Григорович В.Л. Общая теория криминалистики и криминалистическая техника [Электронный ресурс]: курс лекций / В.Л. Григорович. — Электрон. текстовые данные. — Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014. — 304 c. — 978-985-7081-23-3. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28156.html

2. Корж П.А. Криминалистика [Электронный ресурс]: практикум / П.А. Корж. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 60 c. — 978-5-4486-0101-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/71565.html

3. Криминалистика [Электронный ресурс]: сборник задач /. — Электрон. текстовые данные. — Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. — 82 c. — 2227-8397. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/62948.html

4. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебник / Н.И. Порубов [и др.]. — Электрон. текстовые данные. — Минск: Вышэйшая школа, 2011. — 639 c. — 978-985-06-1983-9. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20221.html

5. Тюнис И.О. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.О. Тюнис. — Электрон. текстовые данные. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2012. — 232 c. — 978-5-4257-0076-6. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/17020.html

6. Чепурнов А.А. Криминалистика [Электронный ресурс]: учебно-практическое пособие / А.А. Чепурнов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Евразийский открытый институт, 2012. — 88 c. — 978-5-374-00181-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/14640.html

7. Чурилов С.Н. Предмет доказывания в уголовном судопроизводстве и криминалистике [Электронный ресурс]: научно-практическое пособие / С.Н. Чурилов. — Электрон. текстовые данные. — М.: Юстицинформ, 2010. — 136 c. — 978-5-7205-1001-5. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/13397.html

Методическая литература:

1. Руководство для следователей. Руководство для следователя по осмотру места происшествия. Учебно-практическое пособие.// Под ред. Костылевой Г.В., Попова И.А. М.:Издательство: Проспект, 2013. 440 с.

2. Руководство для следователя и дознавателя по расследованию отдельных видов преступлений. В 2-х частях. Часть 1.//Под ред. Муженской М.Е., Костылевой Г.В.М.,2013. 640 с.

Интернет-ресурсы:

1. http://e.lanbook.com (Электронно-библиотечная система «Лань»)

2. http://elibrary.ru/ (Научная электронная библиотека).

3. www.consultant.ru (СПС КонсультантПлюс)

4. http://law.edu.ru (Юридическая Россия. Федеральный правовой портал)

5. http://www.ncfu.ru/nzuchnaya-biblioteka-skfu.html (Сайт научной библиотеки Северо-Кавказского федерального университета)

6. www.mvd.ru – официальный сайт МВД РФ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.037 с.)