Общественно-политическая активность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественно-политическая активность



 НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Вместе с тем в соответствии со ст.2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Согласно ч.3 ст.55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии со  ст.2 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 114-ФЗ, одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций.

Согласно ст.9-11 Европейской Конвенция о защите прав человека и основных свобод, каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии, право свободно выражать свое мнение, право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. При этом, например, свобода слова охватывает не только информацию или идеи, которые встречаются благоприятно или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и такие, которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, без которых нет демократического общества.

Указанными правами обладают все граждане государства¸ в том числе и несовершеннолетние.

Таким образом, нельзя смешивать экстремистскую деятельность и близкие к ней схожие проявления общественно-политической активности. Политическая и религиозная сферы жизни общества по своей сути предполагают споры, критику, конфликты, эмоциональные выступления. Органы власти и политические лидеры в любом демократическом государстве находятся "под огнем" подчас очень жесткой критики, это нормальная ситуация. Использование карательной силы государства не должно быть аргументом в философских, политических и религиозных дискуссиях.

Права несовершеннолетних на свободу мысли, совести и религии, свободно выражать свое мнение, на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими нашло своё отражение в действующем российском законодательстве.

Так, в соответствии с ст.19 Закона РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ, учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица - общественные объединения. В то же время членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских общественных объединений - граждане, достигшие 8 лет.  

26.05.1995 г. был принят Закон № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений». Согласно преамбуле этого Закона, под такой поддержкой понимается совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности таких объединений, направленной на социальное становление, развитие и самореализацию детей и молодежи в общественной жизни, а также в целях охраны и защиты их прав. Однако, действие настоящего Федерального закона не распространяется, в частности, на молодежные и детские религиозные организации, а также молодежные и детские объединения, учреждаемые либо создаваемые политическими партиями (статья 2 Закона).

В настоящее время несовершеннолетние всё чаще активно включаются в политическую жизнь страны, высказывают своё мнение по поводу происходящих в ней событий. С целью недопущения нарушения прав несовершеннолетних и одновременно их защиты от вовлечения в незаконные публичные мероприятия необходимо особо отметить значимость Федерального закона РФ № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» с учётом положений Федерального закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Так, согласно статье 4 Федерального закона РФ № 67-ФЗ от 12.06.2002 г., правом избирать и быть избранным обладает гражданин, достигший возраста 18 лет. В то же время государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. При этом граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования (преамбула к Федеральному закону РФ № 54-ФЗ от 19.06.2004 г.).

В соответствии со ст.2 Федерального закона РФ № 54-ФЗ от 19.06.2004 г.:

собрание - совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов;

       митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера;

  демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации;

  шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам;

  пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Чётко различать значение этих понятий следует потому, что Федеральный закон № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. в определённой мере ограничивает права несовершеннолетних по сравнению с гражданами, достигшими 18-летнего возраста. Так, например, в соответствии со ст.5 Закона, организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, при этом организатором демонстраций, шествий и пикетирований может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, а митингов и собраний - 16 лет.

В то же время, статьёй 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка организации либо
проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, которая наступает при достижении гражданином 16-летнего возраста.

Также необходимо отметить следующее. Несовершеннолетний, объявленный в соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса Российской Федерации эмансипированным, обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности (в том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз (п.16 Постановления Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ от 01.07.1996 № 6/8). В частности, в этом случае несовершеннолетний не приобретает право, например, выступать организатором демонстраций, шествий и пикетирований (статья 5 Федерального Закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 г. «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Исходя из положений части третьей статьи 55 Конституции Российской Федерации, такое ограничение прав и свобод является допустимым.  

Для защиты прав несовершеннолетних на свободу совести и свободу вероисповедования необходимо принимать во внимание следующие обстоятельства.

В соответствии со статьёй 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» № 125-ФЗ от 26.09.1997 г.,

в Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. При этом, согласно статьи 4 указанного Закона

Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство

не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания, обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Однако, по просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы (статья 5 Федерального закона № 125-ФЗ от 26.09.1997 г.).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.007 с.)