Кафедра Таможенного дела и логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра Таможенного дела и логистики



УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

МЕХАНИКИ И ОПТИКИ»

Факультет «ИМБИП»

Кафедра Таможенного дела и логистики

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ»

для студентов по направлению подготовки 38.05.02 «таможенное дело»

Доцента каф. Таможенного дела и логистики

К.фил. н. Антипова А.А.

Рекомендовано решением УМК факультета

от __ __ 2017 г.

Санкт-Петербург

2017

Оглавление

I. Понятие и структура самостоятельной работы обучающегося в вузе.............. 3

II. Цель, задачи и основные виды самостоятельной работы в курсе «Теория государственного управления»......................................................................................................................... 7

III. Подготовка к семинарским занятиям: методические рекомендации......... 10

III.2 Подготовка теоретической части семинарских занятий...................................... 10

III.2.1 Работа с литературой.......................................................................................................................................... 10

III.2.2 Подготовка презентаций................................................................................................................................ 13

III.3 Подготовка к практической части семинарских занятий..................................... 15

IV. Подготовка курсовой работы..................................................................................................................... 17

IV.1 Общие положения................................................................................................................................................. 17

IV.2 Этапы работы над курсовой работой.............................................................................................. 17

IV.2.1 Выбор темы и подбор литературы по теме..................................................................................... 17

IV.2.2 Составление плана............................................................................................................................................... 19

IV.2.3 Написание курсовой работы......................................................................................................................... 19

IV.2.4 Оформление курсового проекта................................................................................................................ 21

IV.2.5 Подготовка к защите курсового проекта......................................................................................... 23

VI. Подготовка к экзамену....................................................................................................................................... 26

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.......................................................................................................................................................................... 27

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.......................................................................................................................................................................... 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.......................................................................................................................................................................... 31

ПРИЛОЖЕНИЕ 4.......................................................................................................................................................................... 33

ПРИЛОЖЕНИЕ 5.......................................................................................................................................................................... 34

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.......................................................................................................................................................................... 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 7.......................................................................................................................................................................... 37

 

 

 

 

I. Понятие и структура самостоятельной работы обучающегося в вузе

 

Самостоятельная работа - это самая значительная часть вузовской подготовки студентов, включающая в себя планируемую учебную, учебно-исследовательскую, научно-исследовательскую работу, которые выполняются  в аудиторное и внеаудиторное время по заданию и в соответствии с  методическим руководством преподавателя. О того, насколько самостоятельная работа студента будет эффективной и целенаправленной, зависит успешность освоения обучающимся образовательной программы.

Формы самостоятельной работы студентов включают в себя:

· изучение учебной, научной и методической литературы, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств официальной, статистической, периодической и научной информации;

· изучение и систематизацию официальных государственных документов - законов, постановлений, указов, нормативно-инструкционных и справочных материалов с использованием информационно-поисковых систем;

· подготовку по вопросам семинарских занятий, тренингов, эссе, докладов и рефератов, написание курсовых и выпускной квалификационной работы;

· участие в работе студенческих конференций, комплексных научных исследованиях.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю образовательной программы, опытом творческой, исследовательской деятельности. Самостоятельная работа студентов способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня.

Задачами СРС являются:

· систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;

·  углубление и расширение теоретических знаний;

· формирование умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;

· развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

· развитие исследовательских умений;

·  использование материала, собранного и полученного в ходе самостоятельных занятий на семинарах, на практических и лабораторных занятиях, при написании курсовых и выпускной квалификационной работ, для эффективной подготовки к итоговым зачетам и экзаменам.

Основными видами самостоятельной работы студентов являются:

без участия преподавателя:

· формирование и усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной преподавателем учебной литературы, включая информационные образовательные ресурсы (электронные учебники, электронные библиотеки и др.);

· написание рефератов, эссе;

· подготовка к семинарам и лабораторным работам, их оформление;

· составление аннотированного списка статей из соответствующих журналов по отраслям знаний;

· подготовка рецензий на статью, пособие;

· выполнение микроисследований;

· подготовка практических разработок;

· выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, проведения типовых расчетов, расчетно-компьютерных и индивидуальных работ по отдельным разделам содержания дисциплин и т.д.;

с участием преподавателя:

· выполнение курсовых работ (проектов);

· компьютерный текущий самоконтроль и контроль успеваемости на базе электронных обучающих и аттестующих тестов;

· выполнение выпускной квалификационной работы.

При этом участие/неучастие преподавателя в том или ином виде самостоятельной работы не является  нормированным, и студент может получать консультации в ходе выполнения любого из видов самостоятельной работы.

Выполняя самостоятельную, работу студент должен:

· освоить минимум содержания, выносимый на самостоятельную работу студентов и предложенный преподавателем в соответствии с ФГОС ВО, ОС Университета и РПД по читаемой дисциплине.

· планировать самостоятельную работу в соответствии с графиком самостоятельной работы, предложенным преподавателем.

· самостоятельную работу студент должен осуществлять в организационных формах, предусмотренных учебным планом и рабочей программой преподавателя.

·  выполнять самостоятельную работу и отчитываться по ее результатам в соответствии с графиком представления результатов, видами и сроками отчетности по самостоятельной работе студентов.

· студент может:

· сверх предложенного преподавателем (при обосновании и согласовании с ним) и минимума обязательного содержания, определяемого ФГОС ВО, ОС Университета и РПД по читаемой дисциплине;

· самостоятельно определять уровень (глубину) проработки содержания материала;

· предлагать дополнительные темы и вопросы для самостоятельной проработки;

·  в рамках общего графика выполнения самостоятельной работы предлагать обоснованный индивидуальный график выполнения и отчетности по результатам самостоятельной работы;

·  предлагать свои варианты организационных форм самостоятельной работы;

· использовать для самостоятельной работы методические пособия, учебные пособия, разработки сверх предложенного преподавателем перечня;

· использовать не только контроль, но и самоконтроль результатов самостоятельной работы в соответствии с методами самоконтроля, предложенными преподавателем или выбранными самостоятельно.

 

 

 

II. Цель, задачи и основные виды самостоятельной работы в курсе «Теория государственного управления»

 

Самостоятельная работа является важнейшей частью процесса усвоения содержания дисциплины «Теория государственного управления» будущим специалистам по направлению подготовки 38.05.02 «Таможенное дело».

Целью дисциплины является знание системы и специфики функционирования системы государственного управления в зависимости от объективных и субъективных факторов. Названная цель достигается посредством достижения следующих результатов образования:

· знание понятийного аппарата теории государственного управления;

· понимание содержания теорий, концепций и современных подходов к государственному управлению;

· владение основными методами государственного управления и особенности их применения;

· знание структуры органов государственной власти и состава объектов государственного управления, основных направлений повышения эффективности государственного управления;

· представление об основных управленческих технологиях, используемых органами исполнительной власти;

· оперирование основными понятиями и определениями теории местного самоуправления, основными теориями, концепциями и современными подходами к местному самоуправлению;

· знание истории развития местного самоуправления в России и за рубежом;

· понимание структуры и знание полномочий органов местного самоуправления;

· преставление об экономических основах местного самоуправления и формах непосредственного осуществления населением демократии в местном самоуправлении, основных направлений совершенствования местного самоуправления.

Важно отметить, что главным результатом курса должно стать овладение учащимися теоретическими и практическими основами государственного управления. Среди умений подчеркнем: критически оценить перспективы внедрения управленческих технологий в определенной области; анализировать и оценивать социальные и экономические программы; формировать рациональные модели и организационные структуры муниципального управления применительно к особенностям конкретного муниципального образования и сферы муниципальной деятельности; критически оценить перспективы внедрения управленческих технологий в определенной области; анализировать и оценивать социальные и экономические программы развития муниципальных образований.  В качестве навыков отметим: навыки работы с нормативными актами, иными документами системы государственного управления; подготовки проектов нормативных правовых актов, их технико-экономического обоснования; поиска, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования управленческих решений, а также анализа проблем в области государственного управления и подготовки предложений по их решению; практического решения проблем муниципального управления; работы с нормативными актами, иными документами системы местного самоуправления; подготовки проектов нормативных правовых актов, их технико-экономического обоснования; поиска, обработки и анализа информации, необходимой для подготовки и обоснования управленческих решений, а также анализа проблем в области муниципального управления и подготовки предложений по их решению.

Самостоятельная работа способствует овладению следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки:

Общекультурных:

- готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-4);

- способность использовать общеправовые знания в различных сферах деятельности

Общепрофессиональных:

 - способностью понимать экономические процессы, происходящие в обществе, и анализировать тенденции развития российской и мировой экономик (ОПК-4);

Самостоятельная работа по дисциплине «Теория государственного управления» включает следующие основные виды самостоятельной работы:

· подготовка к практическим семинарским занятиям.

· подготовка к тестированию;

· подготовка проекта государственного развития;

· подготовка курсовой работы.

· подготовка к экзамену.

Все перечисленные виды работы взаимодополняют друг друга, являются неотъемлемой частью учебного процесса, а результаты ее выполнения - определяющими критериями аттестации студента по данной дисциплине.

 

III. Подготовка к семинарским занятиям: методические рекомендации

III.1 Общие положения

 

Практические семинарские занятия по дисциплине «Теория государственного управления» включают в себя теоретическую и практическую части.

Теоретическая часть включает в себя подготовку к рассмотрению вопросов, вынесенных на обсуждение, в том числе подбор, чтение и конспектирование учебной и научной литературы, подготовку презентаций и др.

Практическая часть семинарских занятий  - это отработка теоретических знаний и апробирование аналитических и управленческих навыков. 

III.2 Подготовка теоретической части семинарских занятий

Рекомендации по составлению конспекта:

· внимательно прочитать текст. Уточнить в справочной литературе непонятные слова.

· Выделить главное, составить план;

· Кратко сформулировать основные положения текста, отметить аргументацию автора;

· Законспектировать материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании стараться выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

· Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения.

    Пример конспективного содержания материала для представления аудитории на практическом семинарском занятии по теме 2.1. «Теоретические представления о государственном управлении в российской философской и социально-политической мысли» представлен в Приложении 1.

III.2.2 Подготовка презентаций

 

    Наиболее оптимальной формой ответа на семинарском занятии является электронная презентация.

     Электронная презентация – электронный документ, представляющий набор слайдов, предназначенный для демонстрации проделанной работы. Целью любой презентации является визуальное представление замысла автора, максимально удобное для восприятия. Электронная презентация должна показать то, что трудно объяснить на словах.

Задачи презентации:

· привлечение внимания аудитории;

· предоставление необходимой информации, достаточной для восприятия

результатов проделанной работы без пояснений;

· предоставление информации в максимально комфортном виде;

· акцентирование внимания на наиболее существенных информационных

разделах.

Для проведения успешной презентации, способной завоевать внимание слушателей и произвести на них должное впечатление, необходимо подготовить грамотную речь, правильно ее озвучить, соблюдая правила поведения при публичном выступлении, а также уделить внимание оформлению слайдов.

    Наиболее распространенная структура презентации:

· Титульный слайд: Презентация начинается со слайда, содержащего название работы (доклада) и имена авторов. Эти элементы обычно выделяются более крупным шрифтом, чем основной текст презентации. Также на первый слайд целесообразно поместить логотип учреждения, от лица которого делается презентация. В качестве фона или изображения первого слайда можно использовать рисунок или фотографию, имеющую непосредственное отношение к теме презентации

· Введение (план презентации): очерчивает круг вопросов, о которых пойдет речь в презентации. Во введении определяется актуальность темы, дается характеристика направления исследования. Можно оформить в виде гиперссылок (для интерактивности презентации). Объем – не более одного слайда.

· Основная часть: формулируются задачи, которые предстоит разрешить в процессе работы с презентацией. Рассматриваются варианты решения поставленных задач. Это должна быть не сама содержательная информация, но пояснения к ней -  рисунки, схемы, основные тезисы, которые могут записать слушатели. Содержательную информацию должен излагать докладчик.

· Заключение (выводы): в заключении кратко, в 3 - 5 тезисах, излагаются основные результаты представленной работы.

· Список использованных источников: список использованной литературы является составной частью справочного аппарата научной работы и помещается после заключения. Содержит библиографическую информацию об основных рассматриваемых или рекомендуемых документах.

Общие требования к оформлению слайдов:

· Средний расчет времени, необходимого на презентацию ведется исходя из количества слайдов. Обычно на один слайд необходимо не более двух- трех минут.

· Необходимо использовать максимальное пространство экрана (слайда) - например, растянув рисунки. По возможности используйте верхние 3⁄4 площади экрана (слайда), т.к. с последних рядов нижняя часть экрана обычно не видна.

· Дизайн должен быть простым и лаконичным. Каждый слайд должен иметь заголовок.

· Слайды могут быть пронумерованы с указанием общего количества слайдов в презентации.

· Завершать презентацию следует кратким резюме, содержащим ее основные положения, важные данные, прозвучавшие в докладе.

Общее время презентации вне зависимости от емкости вопроса не должно превышать рамки 10-15 минут.

Пример содержательного наполнения слайдов по теме курсовой работы «Гражданское общество, его структура и перспективы развития» приведен в Приложении 2.

III.3 Подготовка к практической части семинарских занятий

Целью практической части семинарских занятий по дисциплине «Теория государственного управления» является отработка теоретических знаний и апробирование аналитических и управленческих навыков. 

Реализации данной задачи способствует выполнение таких заданий, как, например:

·  необходимость собрать и проанализировать главные новости политики и экономики за определенный период как отечественных, так и зарубежных СМИ с целью взаимоналожения и выявления сходства/отличия интерпретации событий

· проверка  собственные знания об основах политического устройства и функционирования государства;

· подготовка командного проекта - «Пять шагов будущего развитии России»: группа предварительно делится на команды и получает задание - подготовить в виде презентации проект развития России в будущем в разных областях: внешняя политика, внутренняя политика, экономика наука и образование, моложеная политика, культура. Учащиеся должны представить себя на месте руководителей государства, от которых зависит будущее страны.

В целом оптимальным способом проведения практической части семинарских заданий является командная соревновательная работа, когда учащиеся делятся на небольшие команды и получают задания как до практических занятий, так и во время занятий.

Пример результатов сборки новостей и тестовых вопросов по дисциплине приведен в Приложении 3.

 

 

 

IV. Подготовка курсовой работы

IV.1 Общие положения

Курсовая работа (КР) представляет собой вид учебной работы по дисциплине и выполняется в пределах часов, отводимых на ее изучение.

КР представляет собой форму самостоятельной работы студента, цель которой заключается в подготовке студента к дипломному проектированию.

Задачами КР являются:

· систематизация (обобщение), закрепление и расширение 
(углубление) теоретических и практических знаний по изучаемой дисциплине и применение их при решении конкретных исследовательских задач; 


· развитие творческого мышления и навыков самостоятельной 
работы; 


· приобретение навыков использования справочной, нормативной и 
научной литературы, а также Интернет-ресурсов; 


· приобретение навыков оформления пояснительной записки. 


 

При написании КР важно уделять внимание планированию времени. Как правило на написание КР выделяется 15 недель. Таблица примерного планирования времени написания КР представлена в Приложении 4.

IV.2.4 Оформление курсового проекта

 

КР оформляют в соответствии с рекомендациями, изложенными в «Требованиям к ВКР ИТМО» от 15.12.2015, размещенными на сайте Университета ИТМО в разделе «Образование», подразделе «Проектирование образовательных программ», вкладке «Локальные нормативные акты университета ИТМО»

КР состоит из титульного листа, содержания, введения, содержательной части, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Титульный лист является первой страницей КР и содержит основную информацию, позволяющую идентифицировать работу. На титульном листе приводят следующие сведения:

· наименование вуза; 


· наименование кафедры, которая принимает КР; 


· название курса, по которому пишется КР; 


· тема КР; 


· ФИО и номер группы студента, выполнившего КР; 


· ФИО и должность преподавателя, принявшего КР; 


· место и дату написания КР. 


Содержание должно включать в себя основные структурные компоненты работы: 


· оглавление; 


· введение; 


· содержательную часть; 


· заключение; 


· список использованной литературы; 


· приложения. 


По структуре содержания должна быть понятна полнота изложения рассматриваемой проблемы, видна логика изложения. Введение должно содержать общую постановку проблемы. Также здесь необходимо отметить актуальность вопроса, определить цели и задачи написания данной работы, последовательность дальнейшего изложения материала. В содержательной части (не менее 3⁄4 объема КР) должна быть полностью раскрыта рассматриваемая тема. Изложение материала должно быть логически построено и выверено, стиль текста должен быть научным, т. е. ясным, точным, однозначным и последовательным.

Список использованной литературы необходимо оформить в соответствии с общепринятыми требованиями. В него должны входить ссылки на всю литературу, использованную при написании данного КР в порядке упоминания в тексте, алфавитном или систематическом. Список литературы, как правило, состоит не менее чем из 10 источников для КР по широкой тематике и порядка 15 источников для более узкой темы.

В конце КР помещается приложение. Оно включает материалы, дополняющие основной текст КР.

IV.2.5 Подготовка к защите курсового проекта

 

Данный этап включает в себя:

· сдачу и регистрацию КР на кафедре;

· предварительная проверка и получение допуска от преподавателя дисциплины;

· подготовку презентации по КР (см. Приложение 2);

· подготовка выступления по КР (7-10 минут).

На защиту КР учащемуся предоставляется 10 минут. Защита проходит в виде презентации, которая иллюстрирует то, что излагает докладчик. Содержание доклада не должно дублировать содержание презентации. Доклад должен иметь кольцевую композицию: начинаться с представления темы, цели и задач работы, отражать основные положения работы по главам и завершаться обоснованием достижения цели и решения поставленных задач, а также указанием на возможные перспективы исследования.

Для получения высокого балла за КР учащийся должен ориентироваться на следующие критерии:

· соответствие содержания заявленной теме, целям и задачам, отсутствие в тексте отступлений от темы;

· постановка проблемы, корректное изложение смысла основных научных идей, их теоретическое обоснование и объяснение;

· логичность и последовательность в изложении материала;

· способность к работе с литературными источниками, Интернет-ресурсами, справочной и энциклопедической литературой;

· умение извлекать информацию, соответствующую поставленной цели, и перераспределять информацию;

· объем исследованной литературы и других источников информации;

· правильность оформления (соответствие стандарту, структурная упорядоченность, ссылки, цитаты, таблицы и т.д.);

· самостоятельность исследования;

· выявление и анализ проблем во второй главе КП;

· новизна и обоснованность путей решения проблем в третьей главе КП

· соблюдение объема, шрифтов, интервалов (соответствие оформления правилам компьютерного набора текста);

· качество оформления презентации;

· емкость и содержательность презентации;

· владение навыками публичного выступления и межперсональной коммуникации;

· соответствие выводов прославленной цели и задачам;

· владение навыками планирования и управления временем при выполнении работы;

Образец титульного листа и шкалы оценивания представлен в Приложении 5. 

 

V. Подготовка к тестированию

 

Тестирование является важным критерием рубежной и промежуточной аттестации студента по дисциплине и направлено на выявление ключевых знаний студента по одному, нескольким или всем модулям дисциплины.

При подготовке к тестированию необходимо обращать внимание на информацию, характеризующуюся конкретной информацией: термины, определения, направления, принципы, законы и т.п. Для этого необходимо еще раз тщательно изучить содержание всех пройденных лекционных и практических занятий и составить для себя схематичный планы по принципу «тема - направление - ключевые понятия». Пример данной схемы по теме «Институт президентства» представлен в Приложении 6.

В ходе сдачи теста рекомендуется придерживаться следующих правил:

· предварительно изучить структуру теста, оценить объем времени, выделяемого на данный тест, увидеть, какого типа задания в нем содержатся.

· пропустить те вопросы, в знании которых нет уверенности, чтобы вернуться к ним позже;

· внимательно читать задания до конца;

· использовать метод исключения неправильных вариантов;

· рассчитать время на выполнение теста таким образом, чтобы 1/3-1/4 запланированного времени

 

 

VI. Подготовка к экзамену

 

Система оценивания по курсу «Теория государственного управления» выстроена таким образом, что студент имеет возможность получить необходимые баллы для получения положительной оценки на экзамене без непосредственной сдачи экзамена по вопросам.

Структура формирования итогового балла по модулям и видам работы представлена в Приложении 7.

Если студент не набрал необходимых баллов к промежуточной аттестации по итогам двух модулей, ему необходимо сдавать экзамен по вопросам, которые выдаются преподавателем группе в начале семестра.

Подготовка к экзамену является индивидуальной и зависит от мнемонический особенностей каждого человека. При этом следует придерживаться общих рекомендаций:

· необходимо структурировать весь материал по вопросам;

· процесс запоминания не может быть механическим и должен быть непосредственно соотнесен с процессом осмысления;  

· целесообразно подготовить опорные минипланы ответа по каждому вопросу;

· важно уделять внимание планированию времени: на подготовку к сдаче экзамена необходимо не менее 4-х дней. Непрерывное рассмотрение не должно превышать 2-х часов с обязательным отдыхом не менее получаса. При этом количество рассматриваемых вопросов должно быть распределено равномерно. Первую половину последнего дня перед экзаменом необходимо посвятить повторению по заготовленным опроным планам. Вторую половину дня - отдыху.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Конспективное содержание материала по теме 2.1 «Теоретические представления о государственном управлении в российской философской и социально-политической мысли»

    Основы национального государственного мировоззрения были заложены в эпоху Киевской Руси и Московского государства.

       Одним из первых идеи законности и государственности в контексте национальной ментальности осмыслил Иларион Киевский (ум. ок 1055 г.), автор «Слова о Законе и Благодати». Иларион противопоставляет Ветхий и Новый завет как Закон и Благодать и утверждает, что «Закон отошел, а Благодать и Истина всю землю наполнили». Теперь государство обретает божественный статус, где первична духовность и Спасение души. Отсюда - особый статус главы государства - Киевского князя, который сопричастен Христу и престол которого божественен. Поэтому деятельность главы государства - деятельность согласно Божественной воле, которая через князя закономерно распространяется на всех представителей власти.

  Фундамент именно этики и психологии российской государственности был заложен Великим князем Киевским Владимиром Мономахом (1053 - 1125). В своем «Поучении», обращаясь к сыновьям, он дал непосредственные рекомендации будущим правителям России, о том, как заслужить и сохранить авторитет и уважение народа. Для этого правитель должен:

· заботиться и быть щедрым по отношению к нуждающимся: всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека;

· быть по-христиански милосердным: «ни правого, ни виновного не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души»;

· не поминать имя Бога в суе и не стремиться к показухе: «говоря что-либо, дурное или хорошее, не клянитесь Богом, не креститесь, ибо нет тебе в этом никакой нужды».

· быть некорыстолюбивым: «и в земле ничего не сохраняйте, это нам великий грех»;

· уважать и старших и молодых: «старых чтите, как отца, а молодых, как братьев»;

· принимать непосредственное личное участие во внутренних делах: «в дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте; не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим»;

· в совершенстве владеть военным искусством и полагаться прежде всего на самого себя: на войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружия не снимайте с себя второпях, не оглядевшись по лености, внезапно ведь человек погибает»;

        Идея особой духовной роли России достигла своего апогея в доктрине «Москва - Третий Рим», которая восходит к Филофею Псковскому (1462 - 1542): «Первый Рим пал от нечестия, второй (Константинополь) - от засилия агарянского (мусульманского), Третий Рим - Москва, а четвертому - не бывать». Русское царство - последнее, и за ним наступает Царство Христа». Россия не может быть государством для себя, так как призвана свыше принимать непосредственное участие мировой истории.

        П.Я. Чаадаев (1794 - 1856) в первом «Философическом письме» подверг радикальной критике традиционные основы российской культуры и истории в свете совершенства западной цивилизации. Основные положения Чаадаева следующие:

· в отличие от бурной самостоятельной жизни европейских народов, мы ничего подобно не имели: «сначала дикое варварство, затем грубое суеверие, далее иноземное владычество, жестокое и унизительное, дух которого национальная власть впоследствии унаследовала, - вот печальная история нашей юности»;

· историческая жизнь России лишена ярких событий, как и жизнь социальная - итогом этого является историческое беспамятство и общенациональная пассивность: «Мы живем лишь в самом ограниченном настоящем без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя. И если мы иногда волнуемся, то не в ожидании или не с пожеланием какого-нибудь общего блага, а в ребяческом легкомыслии младенца, когда он тянется и протягивает руки к погремушке, которую ему показывает кормилица»;

· Россия оказалась вне цивилизационного развития и существует для того, чтобы быть отрицательным примером для других;

        Одним из первых Чаадаеву ответил крупнейший представитель славянофильства А.С. Хомяков. Основные положения его ответа мы приведем в ряду общих славянофильских идей:

· Хомяков трактует чаадаевскую «ничтожность» России как ее уникальность - не как пустыню, а как «море, в которое стекаются все понятия». При этом чужеродные понятия не размывают нашу культуру: «И пусть вливаются в наш сосуд общие понятия человечества - в этом сосуде есть древний русский элемент, который предохранит нас от порчи»;

· в отличие от Чаадаева, которого восхищало единство Европы, обусловленное католицизмом, Хомяков подвергает протестантизм и католицизм резкой критике за обезличивание человека: «человек в протестантстве» подобен песчинке, поскольку она «действительно не получает нового бытия от груды, в которую забросил ее случай», в католицизме это «кирпич, уложенный в стене, не претерпевает порчи и не приобретает совершенства от места, назначенного ему наугольником каменщика»;

       В полемике со славянофилами развивалось течение западничества. Наглядным примером данного течения является теория разумного эгоизма Н.Г. Чернышевского (1828 - 1889). В обществе разумного эгоизма каждый руководствуется личными интересами, личной выгодой. Разумность этого эгоизма, при котором не нарушаются интересы друг друга, определяется совершенными законами. В этом пункте Чернышевский, безусловно, следует многим западным образцам общественного устройства, в которых совершенный общественный механизм первичен по отношению к социальной гармонии. Существующее традиционное общество должно быть радикально переустроено таким образом, чтобы в нем превалировал принцип общественной пользы каждого человека при существующей возможности удовлетворения каждым простейших потребностей.

        Полемика западничества и славянофильства, философическое письмо Чаадаева - тот полемический столп, вокруг которого до сих пор вращается российская философская, социологическая, государственно-политическая мысль. И среди современных политических течений, государственны



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.141 с.)