Форма чувственного познания, которая дает отражение отдельных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма чувственного познания, которая дает отражение отдельных



Вариант 1

ЗАДАНИЕ №1

Мировоззрение – это:

А.Целостный взгляд на мир и место человека в нем.

Б. Форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия.

В. Метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.

Глобальные проблемы – это

А.Проблемы, решение которых еще не найдено наукой

Б. Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества

В.Присущие только развивающимся и бывшим социалистическим странам

Г.Экологические проблемы

3. Агностицизм, по Канту, - это:

А. Знание, которое получает человек в результате опыта.

Б. Невозможность познания окружающей действительности.

В. Знание, которое не требует опытного подтверждения.

Форма чувственного познания, которая дает отражение отдельных

свойств предмета, явления, называется:

А. Ощущение;

Б. Восприятие;

В. Представление;

Г. Умозаключение;

Д. Суждение.

Продолжите и объясните. Для мифологического мировоззрения характерны

следующие особенности…

 

ЗАДАНИЕ №2 (Практическое).

       Текст задания: внимательно прочтите представленные в заданиях фрагменты оригинальных философских текстов, выдержки из современных учебников и словарей по философии или отдельные высказывания известных философов.

Используя философскую терминологию ответьте на поставленные вопросы, рассуждая на общие философские темы бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; сформулируйте собственную точку зрения как гражданина и будущего специалиста.

Свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы необходимо обосновать или аргументировать.

В процессе обоснования собственного мнения в качестве аргументов можете приводить факты из истории философии, науки, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…»

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос: вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии».

М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него».

Вопросы:

а) Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?

б) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?

в) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?

г) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?

2. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже? Обоснуйте свой ответ:

а) "Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости";

б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»;

в) "Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости";

г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости».

Вариант 2

ЗАДАНИЕ №1(тест)

1. Три основные формы мировоззрения:

А. Синтоизм, индуизм, иудаизм.

Б. Мифология, религия, философия.

В. Онтология, гносеология, антропология

2. Какие знания выделял Кант в своей книге «Критика чистого разума»:

А. Апостериорное, априорное, «вещь в себе».

Б. Проблема субстанции, теория познания, этика.

В. Каноника, эстетика

3. Умозаключение, при котором мысль движется от общего к

частному, называется:

А. Индуктивным;

Б. Дедуктивным;

В. По аналогии;

Г. Диалектическим;

Д. Алогичным.

4. Эпоха Средневековья охватывает период:

А. IV-X вв.

Б. V-XV вв.

В. III-IX вв.

Г.VI-XVI вв.

5. Дайте характеристику периоду схоластика.

 

ЗАДАНИЕ №2 (Практическое).

       Текст задания: внимательно прочтите представленные в заданиях фрагменты оригинальных философских текстов, выдержки из современных учебников и словарей по философии или отдельные высказывания известных философов.

Используя философскую терминологию ответьте на поставленные вопросы, рассуждая на общие философские темы бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; сформулируйте собственную точку зрения как гражданина и будущего специалиста.

Свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы необходимо обосновать или аргументировать.

В процессе обоснования собственного мнения в качестве аргументов можете приводить факты из истории философии, науки, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. Сравните нижеприведенные высказывания с мнением К. Ясперса: "Нет философии без политики и политических выводов". Кто прав, по вашему мнению?

а) Бельгийский философ Л. Флам утверждает: "Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению, — это значит требовать, чтобы он перестал быть философом…".

б) "Философия не должна быть частью государственной идеологии, ибо идеология — средство достижения единомыслия, в том числе по мировоззренческим проблемам, а философия — это индивидуальная мыслительная деятельность" (М. Мамардашвилли).

2. Какое место в системе знаний отводит Л. Витгенштейн (австрийский философ XX в.) философии, и как он определяет ее предназначение?

а) "Работа в философии — это в значительной мере работа над самим собой. Над собственной точкой зрения, над способом видения предметов (и над тем, что человеку от них требуется).

Философ легко попадает в положение неумелого руководителя, который, вместо того, чтобы заниматься собственным делом и лишь присматривать за тем, правильно ли выполняют свое дело его подчиненные, отнимает у них работу. И потому каждый день он перегружен чужой работой, подчиненные же, взирая на это, подвергают его критике".

б) "Философия не является одной из наук (слово "философия" должно обозначать нечто стоящее под или над, но не рядом с науками). Цель философии — логическое пояснение мыслей".

в) "Философия не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяснений. Результат философии — не "философские предположения", а достигнутая ясность предположений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми".

Вариант 3

ЗАДАНИЕ №1(тест)

1.Мифология – это:

А. Форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Б. Особый, научно-теоретический тип мировоззрения.

В. Форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

2. «Вещь в себе» у Канта- это:

А. Целостная картина окружающего мира, возникшая в разуме на основании ощущений.

Б. Реальный мир.

В.Внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

3.  Кто первым из философов выделил бытие как категорию:

А. Платон;       В. Кант;

Б. Парменид;       Г. Аристотель.

4. Цивилизация – это:

А. Технологическая культура общества;

Б. Наука, просвещение;

В. То, что относится к жизнеобеспечению общества;

Г. Интеллектуальное в отличие от духовного;

Д. Все выше перечисленное.

5. Дайте определение. Теодицея – это…

ЗАДАНИЕ №2 (Практическое).

       Текст задания: внимательно прочтите представленные в заданиях фрагменты оригинальных философских текстов, выдержки из современных учебников и словарей по философии или отдельные высказывания известных философов.

Используя философскую терминологию ответьте на поставленные вопросы, рассуждая на общие философские темы бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; сформулируйте собственную точку зрения как гражданина и будущего специалиста.

Свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы необходимо обосновать или аргументировать.

В процессе обоснования собственного мнения в качестве аргументов можете приводить факты из истории философии, науки, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. «Все течет, и ничто не пребывает», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды…». Кто автор этих суждений и в чем их философский смысл?

«Я знаю только то, что ничего не знаю». На какой философский метод опирается автор данного суждения?

«Человек есть мера всех вещей…» — какую философскую концепцию обозначает это высказывание?

2. Какая идея заключена в следующем рассуждении Дж. Бруно: «Поскольку Вселенная бесконечна и неподвижна, не нужно искать ее двигателя… Бесконечные миры, содержащиеся в ней, каковы земли, огни и другие виды тел, называемые звездами, все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа… и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель».

 

Вариант 4

ЗАДАНИЕ №1(тест)

1. «Золотое правило» Конфуция:

А. «Все прошло! Пройдет и это!»

Б. «Не делай другим того, чего не желаешь себе!»

В. «Даже самый лютый зверь имеет хоть каплю жалости, а я не имею, значит, я не зверь».

2. К социально-политическим взглядам Иммануила Канта относится следующее:

А. Человек наделен изначально злой природой.

Б. Был сторонником распространения демократии и правового государства.

В. Выдвинул идею о наличии границ познавательной способности разума человека.

Г. Вывел 12 категорий.

Вариант 5

ЗАДАНИЕ №1(тест)

1.Материя – первичная субстанция, а сознание – ее модус – это:

А. Идеалистический метод.

Б. Эмпирический метод.

В. Материалистический метод.

2. Согласно психоанализу З. Фрейда, бессознательное – это:

А. Реакция вытеснения.

Б. Особая психическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и контролирующее его.

В.психическая реальность, которая находится в подчинении у сознательной сферы психики.

3. К особенностям философии Возрождения относятся:

А. Эстетизм

Б. Психологизм

В. Креационизм

Г. Антропоцентризм

Д. Свободомыслие

4. Гносеология — это учение:

А. о ценностях, об их происхождении и сущности;

Б. о развитии вселенной;

В.  о бытии как таковом;

Г.  о сущности познания, о путях постижения истины;

Д. о сущности человеческой истории.

Вариант 6

ЗАДАНИЕ №1(тест)

 1. Истинное знание может быть достигнуто только с помощью разума, без влияния опыта и ощущений – это:

А. Рационализм.

Б. Эмпиризм.

В. Идеализм.

2. Согласно динамической схемы З. Фрейда, «Я» - это:

А. Сознание человека.

Б. Мир бессознательного.

В. Внешняя реальность.

3.  Три основные формы мировоззрения:

А. Синтоизм, индуизм, иудаизм.

Б. Мифология, религия, философия.

В. Онтология, гносеология, антропология

4. Дедукция — это:

А. Логический путь от общего к частному;

Б. Передача ложного знания, как истинного;

В. Восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого

порядка;

Г. Момент интеллектуального озарения;

Д. Относительная, неполная истина.

5.  Дайте определение и назовите основателя экзистенциализма.

ЗАДАНИЕ №2 (Практическое).

       Текст задания: внимательно прочтите представленные в заданиях фрагменты оригинальных философских текстов, выдержки из современных учебников и словарей по философии или отдельные высказывания известных философов.

Используя философскую терминологию ответьте на поставленные вопросы, рассуждая на общие философские темы бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; сформулируйте собственную точку зрения как гражданина и будущего специалиста.

Свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы необходимо обосновать или аргументировать.

В процессе обоснования собственного мнения в качестве аргументов можете приводить факты из истории философии, науки, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. К какого рода аргументации прибегает Шопенгауэр для объяснения материи и ее атрибутов: "Но время и пространство, каждое само по себе, могут быть созерцательно представляемы и без материи, материя же без них не представляема" (А. Шопенгауэр).

2. Прокомментируйте данное определение истины.

"То, что мы называем миром или реальностью, подразумевая под этим нечто внешнее, объективное, существующее независимо от нашего опыта или знания, на самом деле есть картина мира, или в терминах феноменализма, конструкция из данных опыта". Схему "мир — опыт — картина мира" следует заменить схемой "опыт — картина мира — мир" (Э. Гуссерль).

а) Как называется такая точка зрения?

б) Каковы корни этого взгляда?

Вариант 7

ЗАДАНИЕ №1(тест)

1. К досократикам относились следующие философы:

А. Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Демокрит.

Б. Спиноза, Лейбниц, Роттердамский, Гроций.

В. Шопенгауэр, Кант, Ницше, Гегель.

2. Преобразования сексуальной энергии в другие «разрешенные» типы социальной деятельности и культурного творчества согласно З. Фрейду:

А. Вытеснение.

Б. Сублимация.

В. Либидо.

3.Мифология – это:

А. Форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Б. Особый, научно-теоретический тип мировоззрения.

В. Форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

4.Этапы философии:

А. Христианство, ислам, буддизм.

Б. Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

В. Чувственность, рассудок, разум.

Г. Мифология, религия, философия

5.  Дайте определение и назовите основателя идеализма.

ЗАДАНИЕ №2 (Практическое).

       Текст задания: внимательно прочтите представленные в заданиях фрагменты оригинальных философских текстов, выдержки из современных учебников и словарей по философии или отдельные высказывания известных философов.

Используя философскую терминологию ответьте на поставленные вопросы, рассуждая на общие философские темы бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; сформулируйте собственную точку зрения как гражданина и будущего специалиста.

Свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы необходимо обосновать или аргументировать.

В процессе обоснования собственного мнения в качестве аргументов можете приводить факты из истории философии, науки, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. Прочтите фрагмент и ответьте на вопросы. "Сознание человека имеет, по преимуществу, интеллектуальный характер, но оно также могло и должно было, по-видимому, быть интуитивным. Интуиция и интеллект представляют два противоположных направления работы сознания. Интуиция идет в направлении самой жизни, интеллект… — подчинен движению материи. Для совершенства человечества было бы необходимо, чтобы обе эти формы познавательной активности были едины…В действительности, … интуиция целиком пожертвована в пользу интеллекта… Сохранилась, правда, и интуиция, но смутная, мимолетная. Но философия должна овладеть этими мимолетными интуициями, поддержать их, потом расширить и согласовать их между собой,… ибо интуиция представляет самую сущность нашего духа, единство нашей духовной жизни"[3].

а) В чем, по Бергсону, преимущество интуиции перед интеллектом?

б) Имеет ли место в реальном процессе познания противопоставление интуиции и интеллекта?

в) Как реально соотносятся в познании интуиция и интеллект? Сравните точку зрения Бергсона и диалектического материализма.

2. М. Хайдеггер, полемизируя с Марксом по вопросу сущности человека, пишет: «Маркс требует «познать и признать человечного человека». Он обнаруживает его в «обществе». Общественный человек есть для него естественный человек. Христианин усматривает человечность человека в свете его отношения к божеству. В плане истории спасения он — человек как дитя Божие, слышащее и воспринимающее зов Божий во Христе. Человек не от мира сего, поскольку мир, в теоретически-платоническом смысле, остается лишь эпизодическим преддверием к потустороннему».

а) За что экзистенциалист М. Хайдеггер критикует марксизм и христианство по вопросу сущности человека?

б) Каковой видит сущность человека сам Хайдеггер? Что больше всего привлекает его в человеке?

Вариант 8

ЗАДАНИЕ №1(тест)

1.Укажите, что из ниже перечисленного не относится к достижениям Сократа:

А. Открыл метод майевтики.

Б.Основал академию Платона.

В. Ввел диалогический метод нахождения истины

2. Представителями философского течения неофрейдизма были:

А. Ницше, Кант, Гегель.

Б. Ясперс, Кьеркегор, Камю.

В. Райх, Фромм, Адлер.

3. Экзистенциализм – это:

А. Направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности существования в мире.

Б. Направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.

В. Направление в философии, главной идеей которого является признание в качестве первоначала - идеи.

4. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

А.  культурология;

Б.  социальная философия;

В.  гносеология;

Г.  политология;

Д.  экономика.

5.  Дайте определение и назовите основателя материализма.

ЗАДАНИЕ №2 (Практическое).

       Текст задания: внимательно прочтите представленные в заданиях фрагменты оригинальных философских текстов, выдержки из современных учебников и словарей по философии или отдельные высказывания известных философов.

Используя философскую терминологию ответьте на поставленные вопросы, рассуждая на общие философские темы бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; сформулируйте собственную точку зрения как гражданина и будущего специалиста.

Свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы необходимо обосновать или аргументировать.

В процессе обоснования собственного мнения в качестве аргументов можете приводить факты из истории философии, науки, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1.  «В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие Бога, но не идею о том, что сущность предшествовала существованию… Если даже Бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек. Что это означает, «существование предшествует сущности?" Это означает, что человек сначала существует, появляется в мире и только потом он определяется.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам»[4].

а) Каков смысл экзистенциального принципа: существование человека предшествует его сущности?

б) В чем прав и в чем ошибается Сартр? Каково ваше мнение о выводе Сартра: человек делает себя сам?

2. Что понимал В.И. Вернадский под ноосферой? Что он имеет ввиду, когда пишет о требовании проявления человечества как единого целого?

Вариант 9

ЗАДАНИЕ №1(тест)

1. Софизм – это:

А. Логический прием, благодаря которому правильное с первого взгляда умозаключение оказывается в итоге ложным.

Б. Крайне материалистический подход к проблеме сознания.

В.Одно из направлений философии.

2. Вторую психологическую систему, по Фрейду, составляет:

А. Эрос и Таиатос.

Б. Добро и Зло.

В. Природа и Человек.

3. Философия на русский язык переводится как:

A. Любовь ко Вселенной; Б. Любовь к природе;

B. Любовь к человеку;    Г. Любовь к мудрости.

Вариант 10

ЗАДАНИЕ №1(тест)

1. Какой, по мнению Платона, тип государства был идеальным:

А. Демократия.

Б. Аристократия.

В. Государство будущего без власти и законов.

2. Основателем экзистенциализма считается:

А. Карл Ясперс.

Б. Сьорен Кьеркегор.

В. Жан-Поль Сартр.

3. Немецкий философ, осуществивший своего рода гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на саму специфику познающего субъекта:

       А. Гегель;

       Б. Кант;

       В. Лейбниц;

       Г. Фейербах;

       Д. Маркс.

Вариант 11

ЗАДАНИЕ №1(тест)

1.Совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса», по мнению Аристотеля:

А. Тирания. В. Охлократия.

Б. Полития. Г. Тимократия

   

2. Укажите, какое философское направление определяют эти имена: Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев, М. Хайдеггер:

       А. Неогегельянство;

       Б. Экзистенциализм;

       В. Нетомизм;

       Г. Позитивизм;

       Д. Неокантианство.

3. Направление русской философии, о котором сформулировано понятие соборности:

       А. Народничество;

       Б. Западничество;

       В. Славянофильство;

       Г. Космизм;

Вариант 12

ЗАДАНИЕ №1(тест)

1. Соотнесите название метода философии и его определение:

1) диалектика; а) метод, основанный на произвольном соединении разрозненных фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне кажущиеся достоверными выводы;
2) догматизм; б) метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов;
3) эклектика; в) метод, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно, с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития;
4) софистика; г) восприятие мира через призму раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше», носящих абсолютный характер;
5) герменевтика; д) метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и некорректно поданных, как истинных, посылок (суждений).

2. Русский философ – создатель "философии всеединства":

       А. П. Чаадаев;

       Б. Н. Чернышевский;

       В. В. Соловьев;

       Г. Н. Беляев;

       Д. Л. Шестов.

3. Немецкий философ Г. Гегель внес большой вклад в развитие:

А. диалектики – науки о всеобщем развитии;

Б. теории прибавочной стоимости;

В. теории общественного договора;

Г. идеи диктатуры пролетариата;

Д. идеи социалистической революции.

Глобальные проблемы – это

А.Проблемы, решение которых еще не найдено наукой

Б. Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества

В.Присущие только развивающимся и бывшим социалистическим странам

Г.Экологические проблемы

5.  Дайте определение и назовите основателя рационализма.

ЗАДАНИЕ №2 (Практическое).

       Текст задания: внимательно прочтите представленные в заданиях фрагменты оригинальных философских текстов, выдержки из современных учебников и словарей по философии или отдельные высказывания известных философов.

Используя философскую терминологию ответьте на поставленные вопросы, рассуждая на общие философские темы бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; сформулируйте собственную точку зрения как гражданина и будущего специалиста.

Свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы необходимо обосновать или аргументировать.

В процессе обоснования собственного мнения в качестве аргументов можете приводить факты из истории философии, науки, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. "Абсолютное, истинное, математическое время само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и называется длительностью… Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным"[10].

а) С позиции какого типа мировоззрения возможен такой взгляд на формы бытия материи?

б) Возможны ли абсолютные пространство и время вне материи и движения?

2. "Материя и сознание являются по сути дела конвенциальными понятиями…" — пишет Б. Рассел.

Энгельс утверждает: "Такие понятия, как "материя", "движение"…, суть не более, как сокращения, в которых мы охватываем, сообразно их общим свойствам, множество различных чувственно воспринимаемых вещей…".

а) В чем принципиальная разница в суждениях этих двух философов о фундаментальных философских понятиях?

б) Являют ли они разное мировоззрение?

Вариант 13

ЗАДАНИЕ №1(тест)

1. Кому принадлежит следующее высказывание – «Я знаю, что ничего не знаю»:

А. Платону.          В. Сократу.

Б. Аристотелю.    Г. Демокриту

 

2. Томас Мор назвал книгу об идеальном государственном устройстве:

А. “Город Солнца”;

Б. “О духе законов”;

В. “Утопия”;

Г. “Капитал”;

Д. “Государь”

 3. Какие телесно-анатомические особенности человека отличают

Его от животных?

А. Наличие физических качеств (сила, скорость, выносливость ит.д.);

Б. Особое строение позвоночника, таза – прямохождение;

В. Наличие развитой гортани, позволяющей модулировать членораздельные

звуки;

Г. Наличие объемного мозга.

4. Родовое понятие, выражающее общие черты, присущие человеческому роду называется:

А. Индивид.

Б. Личность.

В. Человек.

5.  Дайте определение и назовите основателя гедонизма.

ЗАДАНИЕ №2 (Практическое).

       Текст задания: внимательно прочтите представленные в заданиях фрагменты оригинальных философских текстов, выдержки из современных учебников и словарей по философии или отдельные высказывания известных философов.

Используя философскую терминологию ответьте на поставленные вопросы, рассуждая на общие философские темы бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; сформулируйте собственную точку зрения как гражданина и будущего специалиста.

Свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы необходимо обосновать или аргументировать.

В процессе обоснования собственного мнения в качестве аргументов можете приводить факты из истории философии, науки, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. Вся материя отражает. Вся материя ощущает. Эквивалентны ли эти суждения?

«Мозг выделяет мысль, так же как печень выделяет желчь. Мозг материален, печень материальна, желчь материальна, значит, и мысль должна быть материальна». Дайте критический анализ этого высказывания.

 

2. Рассмотрите высказывание Р. Декарта:

"В предметах нашего исследования надлежит отыскивать не то, что о них думают другие, или что мы предполагаем о них сами, но что-то, что мы ясно и очевидно можем усмотреть или надежно дедуцировать, ибо знание не может быть достигнуто иначе".

а) О каком методе познания говорится в данном высказывании?

б) Каковы шаги данного метода?

в) Какой критерий истинного знания предлагает Декарт?

г) Против каких ошибок в ходе познания предостерегает Декарт?

д) В чем заключается ограниченность предлагаемого метода познания?

Вариант 14

ЗАДАНИЕ №1(тест)

1. Что такое «атараксия» по Эпикуру:

А. Учение о познании.

Б. Невозмутимость и безмятежность души.

В. Учение о поведении человека.

Г. Отсутствие телесных страданий

2. Родовое понятие, выражающее общие черты, присущие человеческому роду называется:

А. Индивид.

Б. Личность.

В. Человек.

Вариант 15

ЗАДАНИЕ №1(тест)

1. Богооправдание, то есть оправдание Бога за допущение им зла на Земле:

А. Монотеизм.

Б. Трансцендентность.

В.Теодицея.

2. Эсхатология – это:

А.Учение о конце света.

Б. Учение о сотворении мира Богом из ничего.

В. Нахождение вне мира.

3. Личность – это:

А. Особое существо, явление природы;

Б. Отдельный, единичный человек;

В. Представление об индивидуальных способностях отдельного человека, его поведении, характере, уровне умственных и деловых способностей.

4. Агностицизм, по Канту, - это:

А. Знание, которое получает человек в результате опыта.

Б. Невозможность познания окружающей действительности.

В. Знание, которое не требует опытного подтверждения.

5.  Дайте определение и назовите особенности философского мировоззрения…

ЗАДАНИЕ №2 (Практическое).

       Текст задания: внимательно прочтите представленные в заданиях фрагменты оригинальных философских текстов, выдержки из современных учебников и словарей по философии или отдельные высказывания известных философов.

Используя философскую терминологию ответьте на поставленные вопросы, рассуждая на общие философские темы бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; сформулируйте собственную точку зрения как гражданина и будущего специалиста.

Свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы необходимо обосновать или аргументировать.

В процессе обоснования собственного мнения в качестве аргументов можете приводить факты из истории философии, науки, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. Является ли труд главной причиной возникновения мышления у человека? Какие еще концепции генезиса сознания вы знаете?

2. Мысль не существует вне языковой оболочки. Дайте философский анализ этого суждения.

3. Можно ли считать творчество главным отличием человеческого сознания от машинного интеллекта? Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна о том, что машина будет в состоянии решать какие угодно проблемы, но никогда не сумеет поставить хотя бы одну.

Вариант 16

ЗАДАНИЕ №1(тест)

Вариант 17

ЗАДАНИЕ №1(тест)

1. Наиболее авторитетными представителями средневековой теологической философии были:

А. Августин Аврелий, Фома Аквинский.

Б. Кант, Гегель.

В. Ницше, Шопенгауэр.

Вариант 18

ЗАДАНИЕ №1(тест)

1. Официальной идеологией католицизма было объявлено учение:

А. Фомы Аквинского.    

Б. Иммануила Канта

В. Аврелия Блаженного.

2. Релятивистская концепция утверждает, что истина представляет собой знание

А. Относительное;

Б. Абсолютное;

В. Ложное, ошибочное;

Г. Разделяемое большинством.

3.Мифология – это:

А. Форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир.

Б. Особый, научно-теоретический тип мировоззрения.

В. Форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

4.Этапы философии:

А. Христианство, ислам, буддизм.

Б. Космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

В. Чувственность, рассудок, разум.

Г. Мифология, религия, философия

5.  Дайте определение эсхатологии.

ЗАДАНИЕ №2 (Практическое).

       Текст задания: внимательно прочтите представленные в заданиях фрагменты оригинальных философских текстов, выдержки из современных учебников и словарей по философии или отдельные высказывания известных философов.

Используя философскую терминологию ответьте на поставленные вопросы, рассуждая на общие философские темы бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни; сформулируйте собственную точку зрения как гражданина и будущего специалиста.

Свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы необходимо обосновать или аргументировать.

В процессе обоснования собственного мнения в качестве аргументов можете приводить факты из истории философии, науки, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.

1. Раскройте смысл лозунга Ф. Бэкона "Знание — сила".

а) Какие перспективы он раскрывает перед человечеством?

б) Какое отношение к природе формирует данный лозунг?

в) Не является ли владение знанием одной из причин экологической катастрофы?

2. Прочтите фрагмент произведения Дж. Локка:«Так разум ставит человека выше остальных чувствующих существ и дает ему все то превосходство и господство, которое он имеет над ними, то он, без сомнения, является предметом, заслуживающим изучения уже по одному своему благородству. Разумение, подобно глазу, давая нам возможность видеть и воспринимать все остальные вещи, не воспринимает самое себя: необходимо искусство и труд, чтобы поставить его на некотором отдалении и сделать собственным объектом. Но каковы бы ни были трудности, лежащие на пути к этому исследованию, чтобы не держало нас в таком неведении о нас самих, я уверен, что всякий свет, который мы сможем бросить на свои собственные умственные силы, всякое знакомство со своим собственным разумом будет не только очень приятно, но и весьма полезно, помогая направить наше мышление на исследование других вещей…»[12].

а) Какова главная мысль фрагмента? Согласны ли вы с мнением философа? Ответ аргументируйте.

б) Как следует понимать слова Дж. Локка о том, что «знакомство с собственным разумом может быть не только очень приятно, но и полезно»? В чем заключается эта польза?

 

Вариант 19

ЗАДАНИЕ №1(тест)

1. Философы – представители Нового времени:

А. Бэкон, Декарт, Локк, Спиноза.

Б. Аристотель, Платон, Сократ.<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.64.47 (0.279 с.)