Дидактический материал по теме: История первобытного общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактический материал по теме: История первобытного общества.



Прочтите отрывок из текста. Ответьте на вопросы, выполните задания после него.

Археологическая периодизация в качестве основного критерия использует последовательную смену орудий труда. Основные этапы: палеолит (древнекаменный век). Начался более 2 млн. лет назад, завершился в восьмом тыс. до н.э.; мезолит (среднекаменный век) – 8 – 5 тыс. до н.э.; неолит (новый каменный век) – 5 – 3 тыс. до н.э., энеолит (меднокаменный век) – переходный этап между каменным и металлическими периодами: бронзовый век3 – 2 тыс. до н.э., железный век начинается в 1 тыс. до н.э.

В палеолите человек создает живопись, гравюру, скульптуру, танцы. Появляются зачатки искусства. В пещерах обнаружены рисунки животных (мамонтов, оленей, лошадей). Пещеры с рисунками известны в Испании, Франции, России, Монголии. Найдены графические рисунки животных, вырубленные или вырезанные на кости или камне. В палеолите появляются статуэтк и женщин с ярко выраженными половыми признаками – «палеолитические Венеры». Большую роль в жизни первобытных людей играли песни и танцы.

 В конце палеолита наступила эпоха оледенения. В ходе оледенения главной добычей становятся дикие лошади и северные олени. Для охоты на этих животных использовались загонные способы охоты. С отступлением ледника условия жизни поменялись. Охотники за оленями ушли вслед за ними, вслед отступающему леднику, оставшиеся были вынуждены приспособиться к охоте на мелких животных.

Наступила эпоха мезолита. В этот период появляется новая микролитическая техника. Микролиты – кремневые изделия небольших размеров, которые вставлялись в деревянные или костяные орудия и составляли режущую кромку. Огромным достижением стало изобретение лук и стрел. Был изобретен бумеранг. В эпоху мезолита человек приручил собаку. Усовершенствуются способы рыбной ловли, появляются сети, лодка с веслами, рыболовный крючок. Отступление ледника и потепление климата приводят к повышению собирательства. Человеку эпохи мезолита приходилось объединяться в мелкие группы, которые долго не задерживались на одном месте.

Производящее хозяйство (земледелие, скотоводство) возникло в эпоху неолита. Последняя стадия каменного века характеризуется появлением новой техники каменной индустрии – шлифования, пиления и сверление камня. В этот период широко распространяется топор. Одним из важнейших изобретений неолита стала керамика. Изготовление и обжиг глиняной посуды позволили человеку облегчить процедуры приготовления и хранения пищи. Человек научился производить материал, не встречающийся в природе – обожженную глину. Огромное значение имело также изобретение прядения и ткачества. В энеолите был изобретен гончарный круг, что способствовало развитию гончарного мастерства.

Революционные изменения произошли вследствие появления металлов. Сначала люди освоили металлы, которые можно найти в виде самородков – медь и золото. Затем они научились самостоятельно выплавлять металлы. Появился и стал широко использоваться первый известный сплав из меди и олова – бронза, превосходящий по твердости медь. Но орудия труда из меди и бронзы не могли заменить каменные. Только тогда, когда человек научился выплавлять железо, эпоха каменных орудий ушла в прошлое. Месторождение железа находится повсеместно, но его трудно обрабатывать. Поэтому человечество научилось выплавлять железо через относительно долгий промежуток времени – во 2 тыс. до н.э. Новый металл по своим качествам превосходил все известные материалы. Внедрение металлических орудий вызвало ускорение развития земледелия, скотоводства и повышение производительности труда. После изобретения плуга с металлическими рабочими частями появилось пашенное земледелие.

Вопросы и задания

1. На какие этапы можно разделить историю первобытного общества с точки зрения археологической периодизации?

2. Какой критерий положен в основу археологической периодизации? Насколько он обоснован? Ответ дайте в развернутой форме.

3. Что такое палеолит? Когда он начался и закончился? Какие события произошли в эпоху палеолита?

4. Когда начался и когда закончился мезолит? Какие изобретения появились в историческую эпоху? Какое значение они имели для человечества?

5. Какое хозяйство пришло на смену присваивающему хозяйству? Когда это событие произошло? Какое значение оно имело?

6. Чем бронзовый век отличается от железного века? Почему железный век не мог так долго наступить?

7. Каково значение изобретения железа?

8. Что человечеству дала история первобытного общества? Какие изобретения были сделаны в эту историческую эпоху?

9. Составьте по ранжированию список «Лучшие изобретения первобытной эпохи». Какое изобретение вы поместите на первое место, какое – на второе и какое – на последнее? Свой выбор аргументируйте.

10. Какую главную мысль содержит текст? Как вы бы озаглавили его? Свой ответ аргументируйте.

11. Напишите дома сочинение-эссе на тему: «Что дала современности первобытная эпоха?».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.005 с.)