Дидактический материал по теме: русская культура в Х III–х VII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактический материал по теме: русская культура в Х III–х VII вв.



 

Прочтите текст. Ответьте на вопросы, выполните задания.

 

XVII в. принято считать временем складывания новой русской культуры. Историк культуры Б.И. Краснобаев выделяет две характерные черты новой русской культуры.

Первая черта. Светский характер культуры. Происходит ее “ обмирщение ”, то есть высвобождение из-под церковного влияния. Это приводит к появлению новых жанров в литературе, новых стилей в архитектуре и живописи. Заметным становится личностное начало в культуре.

Вторая черта. Открытость русской культуры, то есть готовность, стремление к активному общению с другими культурами, усвоению достижений других культур.

В XVII в. расширились связи со странами Центральной и Западной Европы. Оттуда в Россию все активнее стали проникать научные знания, все шире стали распространяться оригинальные и переводные технические, медицинские книги. В Россию все чаще стали приезжать иностранные специалисты. Благодаря этому русская культура обогащалась достижениями европейской культуре. Преодолевалась замкнутость русской культуры.

В литературе наступление нового периода проявилось с наибольшей выразительностью. Раньше герои проводили время в неустанной молитве, все их действия зависели от воли Провидения. Герои литературных произведений XVII в. – предприимчивые, энергичные люди, творцы собственной судьбы.

В литературе принято выделять два основных направления.   Первое направление. Официально-панегирическое. К нему относят:   исторические сочинения – “Генеалогия” Игнатия Римского - Корсакова; “Созерцание краткое” Сильвестра Медведева; “Скифская история” Афанасия Лызлова; политические сочинения – “Политика” Юрия Крижанича; поэтические, драматические, публицистические сочинения Симеона Полоцкого. Он был первым придворным поэтом, автором од, оригинальных пьес (“Комедия-притча о блудном сыне”).

Второе направление. Народно-обличительное. Оно представлено сатирическими и бытовыми повестями. Сатирические повести: “Сказание о куре и лисице”, “Служба кабаку”, “Калязинская челобитная”, “Повесть о бражнике”, “О шемякином суде”, “О Ерше Ершовиче”, “Повесть о Фоме и Ереме”, “Азбука о голом и небогатом человеке”. В них высмеиваются стяжательство духовенства, пьянство, распутство, обличается неправедный суд и т.п.

Бытовые повести: “Повесть о Горе-Злосчастии”, “Повесть о Савве Грудцыне”. Их герои пытаются вырваться из рамок житейской мудрости “Домостроя”, но, оказавшись “на свободе”, не могут устоять перед соблазнами. В итоге оказываются в монастыре.

Особое место в литературе XVII в. занимает “ Житие протопопа Аввакума ”. Аввакум Петров был одним из активных деятелей раскола, противником церковных реформ Алексея Михайловича и патриарха Никона. Со страниц “Жития” предстает история раскола, увиденная глазами приверженца старой веры.

Герои прежних житийных произведений наделялись мифическими добродетелями, были лишены недостатков. Аввакум отходит от этой традиции. Он предстает живым человеком, со всеми достоинствами и недостатками. Язык “Жития” очень простой и динамичный. Автор не скупится на гневные выражения по адресу своих противников: царя Алексея и патриарха Никона.

Протопопа Аввакума считают основоположником автобиографического жанра.

В архитектуре XVII в. также появились новые черты. Так, процесс “обмирщения” выразился в сближении культового стиля с гражданским. Вместо суровых аскетических сооружений появляются живописно украшенные здания. Широко применяются новые виды строительных материалов: белый камень для отделки зданий, фигурный кирпич, многоцветные изразцы. В деревянном культовом зодчестве преобладали шатровые храмы, но получают распространение ярусные церкви, например, Вознесенская церковь в Торжке.

Наиболее известными памятниками архитектуры XVII в. являются: Деревянный царский дворец в Коломенском, который современники называли восьмым чудом света. 270 комнат, 3000 окон и оконцев. Дворец состоял из многих разнохарактерных построек, соединенных переходами и галереями.

Теремный дворец Московского Кремля. Трехэтажное здание увенчано высоким теремком. Золоченая двускатная крыша и два пояса лазурных изразцовых карнизов, каменная резьба.

Валдайский Иверский монастырь, Новоиерусалимский монастырь. Патриарх Никон хотел вернуться при постройке этих культовых сооружений к канонам XVI, но в полной мере это не удалось. В соответствии с веяниями XVII в. при отделке были использованы многоцветные изразцы.

В гражданском строительстве используются монументальные формы, которые прежде были характерны в основном для культовых сооружений. Примерами могут служить Сухарева башня и Монетный двор в Москве.

В конце XVII в. в храмовом зодчестве появляется новый стиль: московское (нарышкинское) барокко. В этом стиле строились небольшие церкви в усадьбах русских вельмож. Особенностями стиля были элегантность, строгая симметричность, пышная декоративная отделка. Памятники барокко: церковь Покрова в Филях, церковь Спаса в Уборах под Москвой.

Вопросы и задания:

1. Какие характерные черты новой русской культуры выделил специалист по истории культуры Краснобаев?

2. Что эти характерные черты означают?

3. Какие направления выделяют в отечественной литературе семнадцатого века? Дайте им краткую характеристику.

4. Какую историческую личность считают родоначальником автобиографического жанра в отечественной литературе? Что вы знаете об этой личности?

5. Какие новые черты появились в архитектуре?

6. Какие известные архитектурные памятники семнадцатого века вам известны?

7. Какую главную мысль содержит текст?

8. Как вы бы назвали этот текст? Свое мнение обоснуйте.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.007 с.)