Дидактический материал по теме: «Становление западноевропейской средневековой цивилизации». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактический материал по теме: «Становление западноевропейской средневековой цивилизации».



Прочтите текст, ответьте на вопросы, выполните задания.

В средневековой культуре большую роль играла религиявера человека в сверхъестественные силы. На смену политеистическим религиям цивилизаций древнего мира пришли мировые монотеистические религии – христианство и мусульманство (ислам).

Христианство – мировая монотеистическая религия, основанное на вере в догмат святой Троицы (Бог един в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын – Иисус Христос и Святой Дух), в средние века получило широкое распространение: росла численность монастырей, церквей. В 1054 году произошел раскол церквей на западную и восточную.

Церковь имела свою иерархию, которая напоминала феодальную лестницу. Во главе восточной церкви – патриарх, во главе западной – папа. Низшее звено – священники приходов. Приходские священники избирали епископа – главу священников епархии. Епископы несколько епархий избирали архиепископа.

Колоссальным авторитетом пользовались монастыри – место жительства монахов – одиноких людей, которые посвятили свою жизнь Богу. Они жили в кельях – специальных комнатах, молились, занимались тяжелым трудом, вели монастырское хозяйство. Жизнь монахов – уставом. Главы монастырейаббаты. В средние века – монашеские ордена. Один из известных - орден францискианцев. Основатель – Франциск Ассизский. Проповедовал любовь, добровольную нищету.

В 7 веке н.э. возник ислам – мировая монотеистическая религия, основанная на вере в то, что нет единого Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк его. Основатель ислама – пророк Мухаммед (570-632). Ислам – это третья известная нам мировая религия, возникшая после буддизма и христианства.

Религия (христианство, ислам) – главный элемент в средневековой европейской культуре. Между исламом и христианством можно обнаружить немало общего. Во-первых, и мусульманство, и христианство – мировые монотеистические религии. Во-вторых, и в исламе, и в христианстве есть такие понятия как «молитва» - общение человека с Богом, паломничество, милостыня, место для общей молитвы – церковь и мечеть.

Философия в средние века по отношению к религии занимала подчиненное место. Она рассматривалась в качестве служанки богословия. 11 век стал временем рождения схоластики. Схоластике присуще подчинение авторитету. Не смотря на то, что философия в средние века была провозглашена «служанкой богословия» и заняла подчиненное положение, тем не менее, философия в средние века продолжила свое развитие. Наиболее видные представители средневековой философии – Августин Блаженный и Фома Аквинский.

В 12 веке возникли университеты – высшие учебные заведения, дававшие универсальное образование. Один из древнейших университетов – Парижский. Университеты обладали широкой автономией. Преподавание – в форме лекций и диспутов, велось на латинском языке – международном языке того времени. Университет подразделялся на факультеты, которые возглавляли деканы. Основой для образования – изучение трудов древнегреческого философа Аристотеля, синтезировавшего в своих трудах достижения многих наук.

Особо следует сказать о вкладе арабов в развитие средневековой культ уры. Арабы внесли большой вклад в развитии культуры, науки. Только в Испании, которую завоевали арабы, они основали 14 университетов. Благодаря арабам в европейских языках появились такие слова как «алгебра», «алкоголь», «зенит». Арабы изобрели десятичную систему счета – арабские цифры, которая гораздо удобнее римской системы счета.

Арабы достигли успехов не только в математике. Наибольших успехов они достигли в медицине. В Багдаде, в Бухаре были основаны медицинские школы. К числу наиболее знаменитых медиков принадлежит Ахарун, описавший оспу, Авиценна, издавший «Канон врачебной науки». Этот труд на протяжении столетий являлся главным руководством арабских и европейских врачей.

Средневековые города, не смотря на свою антисанитарию, выступали в качестве культурных центров. С ростом городов развивалась архитектура. Возводились храмы, ратуши. В центре города – собор или замок. Были улицы, дома в 2- 5 этажей. В 11 – 13 вв. господствовал романтический стиль. С 12 века – готические соборы в Северной Франции.

Иоганном Гуттенбергом было изобретено книгопечатание. В 1455 г. им была напечатана Библия. Значение изобретения велико: стала развиваться культура, распространяться грамотность. Канадский философ Маршалл Маклюэн считает, что изобретение И. Гуттенберга положило начало массовому производству и способствовало формированию индустриального общества.

Вопросы и задания:

1. Какие религии играли большую роль в средневековой культуре? Что общего, а что различного между ними?

2. Как в средние века складывались отношения между религией и философией?

3. Чем средневековые университеты отличались от современных университетов? Что общего между ними?

4. Какой вклад внесла арабская цивилизация в развитие средневековой культуры?

5. Что представлял собой средневековый город?

6. Какое событие способствовало зарождению книжной культуры? В чем состоит историческое значение этого события?

7. На основе прочитанного текста дайте определения таким понятиям как «религия», «христианство», «ислам», «патриарх», «папа», «монастырь», «келья», «аббат», «университет»

8. О каких исторических личностях вы узнали из текста? О какой исторической личности вы бы хотели подготовить сообщение?

9. Составьте на основе текста средневековую хронологию. Какие исторические факты вы включили в нее? Свой выбор обоснуйте.

10. Какую мысль содержит текст? Как вы бы его озаглавили? Ответ дайте в развернутом виде.

 

Дидактический материал по теме: «Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение».

Прочтите текст, ответьте на вопросы, выполните задания.

С 980 по 1015 г. киевским князем был Владимир Святославич. С его именем связано проведение трех реформ.

Первая реформа. – Административная. Владимир извел князей союзов племенных княжений и посадил на их места своих сыновей. Это должно было укрепить государственное единство.

Вторая реформа. – Религиозная. Поначалу Владимир попытался создать единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но на местах цепко держались за своих богов. Тогда он решил порвать с язычеством. Из всех мировых религий его выбор пал на христианство по греческому образцу. Видимо, Владимира привлекли пышность обрядов, возможность совершать литургию на родном языке.

Официальной датой принятия христианства является 988 г. Однако на практике это произошло не ранее 990 г.: сестра византийских императоров Анна прибывает на Русь и вступает в брак с Владимиром (одно из условий крещения Руси), Владимир повелевает крестить киевлян, а затем и других жителей Руси.

Значение принятия христианства: единая религия была призвана укрепить государственное единство; христианство идеологически обосновывало социальное и имущественное неравенство (по языческим представлениям, богатый забирал с собой из этой жизни все богатства и на том свете его ждало такое же безбедное существование; бедный соответственно был обречен на нищету и в загробном мире; в христианстве не важно социальное и имущественное положение, важно, насколько праведную жизнь вел человек на земле, раскаялся ли перед смертью); - принятие христианства дало толчок развитию культуры; - Русь вошла в семью христианских стран Европы; - возникла церковь как религиозно-феодальный институт.

Во главе церкви стоял киевский митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Крупные города были центрами епархий, во главе – епископы.

Третья реформа. – Церковно-судебная. В начале XI в. (до 1011 г.) был издан Устав князя Владимира “ О десятине и людях церковных ”. Устав устанавливал десятину – основной источник существования церкви (отсюда – “десятинный период” в истории русской церкви). В пользу церкви отчислялись: десятая часть от дани, княжеского суда, торга, урожая, приплода скота.

По Уставу учреждался церковный суд и определялся круг дел, находившихся в его ведении. Церковь имела право:  судить население, проживающее на церковных землях; - судить церковных людей (священно- и церковнослужителей);  судить все население, но по определенному кругу дел. Эти дела перечислены в ст.9 названного Устава. Среди них: семейные дела (развод, измена, конфликты между членами семьи и т.п.); изнасилование; колдовство; кража из церкви; оскорбления словом; поклонение языческим богам и др.

Другими словами, рассмотрению церковного суда подлежали дела, вытекающие из внутрисемейных конфликтов, необузданных проявлений природных влечений, из обращения к нецерковным авторитетам (волхвам, чародеям), из неуважения к церковной символике и имуществу.

Владимир умер в 1015 г. Киевский стол перешел к его приемному сыну Святополку. Ярослав, княживший в Новгороде, начал борьбу за киевский стол. В ходе этой борьбы при неясных обстоятельствах погибли князья Борис и Глеб, впоследствии канонизированные русской церковью. Вину за их гибель возложили на Святополка, прозвав его “ Святополк Окаянный ”. (Новейшие исследования – Г. Филист – показывают, что Святополк, видимо, не виноват в гибели братьев, по крайней мере, одного из них, Бориса; в гибели Бориса и Глеба был заинтересован, скорее, Ярослав.)

В 1019 г. борьба закончилась: Святополк был изгнан за границу, где, якобы одержимый манией преследования и разбитый параличом, вскоре и умер. Киевским князем стал Ярослав.

Принято считать, что при Ярославе Русь достигла своего расцвета, поэтому его называли Ярослав Мудрый.

Расцвет Руси выразился: Ярослав разбил в 1036 г. печенегов, на Руси установился мир; законодательная деятельность Ярослава (“ Русская Правда ”, “ Домениальный устав ”, Церковный устав); - “культурное строительство” (в 1030 г. на земле чуди был заложен г. Юрьев; в 1037 г. на месте, где за год до того были разбиты печенеги, заложен Софийский собор, примерно в то же время Золотые ворота; велись работы по обучению грамоте, переписке и переводу на русский язык книг); желая укрепить автономию русской церкви Ярослав ставит в 1051 г., вопреки традиции, митрополитом не грека, а “русина”, Илариона – автор знаменитого “Слова о законе и благодати”. Современники называли Ярослава Мудрого царем.

Вопросы и задания:

1. В чем заключалась реформаторская деятельность Владимира Святославовича?

2. Каковы причины и последствия христианизации Руси?

3. Оцените реформаторскую деятельность Владимира Святославовича. Каково ваше отношение к его реформам?

4. В правление какого князя древнерусское государство достигло своего расцвета? Какие исторические факты свидетельствуют об этом?

5. Почему Владимира прозвали Святым, а Ярослава Мудрым? Ответ обоснуйте.

6. Составьте хронологию представленного вашему вниманию исторического периода. Какие исторические факты предполагаете включить? Свой выбор аргументируйте.

7. Какие исторические личности упоминаются в тексте? Что вам о них известно?

8. Какие исторические события рассматриваемого периода повлияли на современное общество?

9. Какую мысль содержит текст? Как вы бы его озаглавили?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.019 с.)