Дидактический материал по теме: история как наука. Проблема достоверности исторических знаний. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактический материал по теме: история как наука. Проблема достоверности исторических знаний.



Дидактический материал по теме: «Цивилизации Востока в средние века».

Прочтите текст, ответьте на вопросы, выполните задания.

В 7 веке в Аравии зародилась третья по времени возникновения после буддизма (5 век до н.э.) и христианства (1 в. н.э.) мирова я религия – ислам – покорность Богу. Принятое в Европе наименование «мусульманство» происходит от арабского «муслим» - покорный Богу. Ислам, как и христинанство, монотеистическая религия, то есть основанная на вере в одного Бога. До принятия ислама арабы поклонялись различным богам, но главной святыней для все арабов была Кааба – храм в городе Мекка, в углу которого был вмурован черный камень. Ежегодно в Мекку стекались толпы арабов, чтобы поклониться черному камню.

Основатель ислама был житель Мекки Мухаммед (570-632). Он призвал арабов верить в одного Бога – Аллаха и в то, что он его пророк. Это вызвало недовольство мекканских купцов. Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в город Ястриб (Медина – «Город пророка»). Это событие – хиджра – переселение, случившееся в 622 году, стало точкой мусульманского летоисчесления. После смерти Мухаммеда произошло объединение арабов. Тогда же была составлена священная книга ислама – Коран (то, что читают). Для мусульман Коран – прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям.

У мусульман возникло пять главных обязанностей: 1) вера в то, что Аллах – единственное божество, а Мухаммед – его пророк: «нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его»; 2) намаз - молитва; 3) пост в месяц рамадан; 4) хадж – поломничество в Мекку и посещение Каабы; 5) налог на имущество и доходы. Налог распределяется впользу бедных. Выделяется и еще одна обязанность мусульман – джихад – отдача всех сил и возможностей ради торжества ислама, вплоть до газавата – священной войны.

После смерти Мухаммеда государство возглавляли халифы (замеситель, преемник). Довольно быстро арабы завоевали Сирию, Палестину, Ирак, Египет, Северную Африку, Иран, Армению, часть Грузии, Испанию. К 750 году владения халифата – Арабского государства раскинулись от берегов Атлантического моря до границ Индии и Китая. Столицей халифата вначале была Мекка, затем Дамаск в Сирии.

Причины побед: 1) религиозный     фактор: ислам сплотил всех арабов; 2) разногласия в стане противников: Византия и Персия истощили себя в войнах.

Значение завований: 1) ислам превратился в мировую религию; 2) арабский халифат стал мировой державой, включавший в себя страны Азии, Африки, Европы; 3) возникла арабская мусульманская цивилизация, которая впитала в себя достижения индийской, закавказских и римских культурных традиций. Арабская астрономия, медицина, алгебра, философия были на порядок выше европейской науки того времени.

Вопросы и задания:

1. Какой религией является ислам: мировой или национальной, монотеистической или политеистической?

2. Что общего, а что различного между исламом и христианством, между исламом и буддизмом?

3. Кто является основателем ислама?

4. Как называется священная книга мусульман?

5. На основе прочитанного текста дайте определение таким понятиям как  «ислам», «хиджра», «Коран», «хадж», «намаз», «газават», «халиф».

6. Каковы исторические предпосылки зарождения ислама?

7. В чем состоит суть ислама?

8. Какую роль сыграл ислам в мировой истории и культуре?

9. Как зарождение ислама повлияло на современность? Перечислите народы, проживающие на территории России и исповедующие ислам.

10. Какую главную мысль содержит текст? Как вы бы его озаглавили?

 

Дидактический материал по теме: «Образование Древнерусского государства. Крещение Руси и его значение».

Прочтите текст, ответьте на вопросы, выполните задания.

С 980 по 1015 г. киевским князем был Владимир Святославич. С его именем связано проведение трех реформ.

Первая реформа. – Административная. Владимир извел князей союзов племенных княжений и посадил на их места своих сыновей. Это должно было укрепить государственное единство.

Вторая реформа. – Религиозная. Поначалу Владимир попытался создать единый пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но на местах цепко держались за своих богов. Тогда он решил порвать с язычеством. Из всех мировых религий его выбор пал на христианство по греческому образцу. Видимо, Владимира привлекли пышность обрядов, возможность совершать литургию на родном языке.

Официальной датой принятия христианства является 988 г. Однако на практике это произошло не ранее 990 г.: сестра византийских императоров Анна прибывает на Русь и вступает в брак с Владимиром (одно из условий крещения Руси), Владимир повелевает крестить киевлян, а затем и других жителей Руси.

Значение принятия христианства: единая религия была призвана укрепить государственное единство; христианство идеологически обосновывало социальное и имущественное неравенство (по языческим представлениям, богатый забирал с собой из этой жизни все богатства и на том свете его ждало такое же безбедное существование; бедный соответственно был обречен на нищету и в загробном мире; в христианстве не важно социальное и имущественное положение, важно, насколько праведную жизнь вел человек на земле, раскаялся ли перед смертью); - принятие христианства дало толчок развитию культуры; - Русь вошла в семью христианских стран Европы; - возникла церковь как религиозно-феодальный институт.

Во главе церкви стоял киевский митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Крупные города были центрами епархий, во главе – епископы.

Третья реформа. – Церковно-судебная. В начале XI в. (до 1011 г.) был издан Устав князя Владимира “ О десятине и людях церковных ”. Устав устанавливал десятину – основной источник существования церкви (отсюда – “десятинный период” в истории русской церкви). В пользу церкви отчислялись: десятая часть от дани, княжеского суда, торга, урожая, приплода скота.

По Уставу учреждался церковный суд и определялся круг дел, находившихся в его ведении. Церковь имела право:  судить население, проживающее на церковных землях; - судить церковных людей (священно- и церковнослужителей);  судить все население, но по определенному кругу дел. Эти дела перечислены в ст.9 названного Устава. Среди них: семейные дела (развод, измена, конфликты между членами семьи и т.п.); изнасилование; колдовство; кража из церкви; оскорбления словом; поклонение языческим богам и др.

Другими словами, рассмотрению церковного суда подлежали дела, вытекающие из внутрисемейных конфликтов, необузданных проявлений природных влечений, из обращения к нецерковным авторитетам (волхвам, чародеям), из неуважения к церковной символике и имуществу.

Владимир умер в 1015 г. Киевский стол перешел к его приемному сыну Святополку. Ярослав, княживший в Новгороде, начал борьбу за киевский стол. В ходе этой борьбы при неясных обстоятельствах погибли князья Борис и Глеб, впоследствии канонизированные русской церковью. Вину за их гибель возложили на Святополка, прозвав его “ Святополк Окаянный ”. (Новейшие исследования – Г. Филист – показывают, что Святополк, видимо, не виноват в гибели братьев, по крайней мере, одного из них, Бориса; в гибели Бориса и Глеба был заинтересован, скорее, Ярослав.)

В 1019 г. борьба закончилась: Святополк был изгнан за границу, где, якобы одержимый манией преследования и разбитый параличом, вскоре и умер. Киевским князем стал Ярослав.

Принято считать, что при Ярославе Русь достигла своего расцвета, поэтому его называли Ярослав Мудрый.

Расцвет Руси выразился: Ярослав разбил в 1036 г. печенегов, на Руси установился мир; законодательная деятельность Ярослава (“ Русская Правда ”, “ Домениальный устав ”, Церковный устав); - “культурное строительство” (в 1030 г. на земле чуди был заложен г. Юрьев; в 1037 г. на месте, где за год до того были разбиты печенеги, заложен Софийский собор, примерно в то же время Золотые ворота; велись работы по обучению грамоте, переписке и переводу на русский язык книг); желая укрепить автономию русской церкви Ярослав ставит в 1051 г., вопреки традиции, митрополитом не грека, а “русина”, Илариона – автор знаменитого “Слова о законе и благодати”. Современники называли Ярослава Мудрого царем.

Вопросы и задания:

1. В чем заключалась реформаторская деятельность Владимира Святославовича?

2. Каковы причины и последствия христианизации Руси?

3. Оцените реформаторскую деятельность Владимира Святославовича. Каково ваше отношение к его реформам?

4. В правление какого князя древнерусское государство достигло своего расцвета? Какие исторические факты свидетельствуют об этом?

5. Почему Владимира прозвали Святым, а Ярослава Мудрым? Ответ обоснуйте.

6. Составьте хронологию представленного вашему вниманию исторического периода. Какие исторические факты предполагаете включить? Свой выбор аргументируйте.

7. Какие исторические личности упоминаются в тексте? Что вам о них известно?

8. Какие исторические события рассматриваемого периода повлияли на современное общество?

9. Какую мысль содержит текст? Как вы бы его озаглавили?

 

Дидактический материал по теме: «Начало возвышения Москвы. Образование единого Русского государства»

 

Прочтите текст, ответьте на вопросы, выполните задания.

Причины и характер объединения страны. Иван III. Существовали две основные причины объединения русских земель.

Первая – политическая. Необходимость противостоять внешней угрозе. С запада – Польша и Литва. С юга и востока – наследники Золотой Орды: Большая Орда, Ногайская Орда, Крымское ханство, Казанское ханство.

Вторая – экономическая. Рост крупного землевладения требовал принятия общерусских законов об охране феодальной собственности, регламентации крестьянских переходов. Рост, пусть и в ограниченных масштабах, торговли, развитие ремесла требовали установления единой денежной системы, системы мер, веса и т.д.

Политическая причина доминировала. Инициатива объединения исходила в основном сверху, власть диктовала условия объединения.

Пути объединения были различными. Мелкие уделы подчинялись власти Москвы добровольно. Крупные княжества и земли присоединялись силой. На отдельные княжества Москва получала ярлыки в Орде. Часть земель переходило к Москве как выморочное имущество.

Большое значение для объединения русских земель имела деятельность московского князя Ивана III. Он родился в 1440 г. После смерти отца, Василия II, в 1462 г., стал великим князем московским. В отличие от отца, личности бесцветной, лишенной государственного кругозора, Иван III был талантливым государственным деятелем. Он умел выжидать, отступать, знал, когда надо применить силу, а когда использовать дипломатические методы.

Иван III княжил до 1505 г. Он сумел осознать и решить важнейшие задачи, поставленные временем: объединить большую часть русских земель, свергнуть ордынское иго, начать строительство новой государственности.

Присоединение Новгорода и других земель. На рубеже 1460-1470-х гг. наметился союз Новгорода с Литвой. В 1471 г. Иван III возглавил общерусский поход против “изменников”. Новгородские дружины были разбиты на реке Шелони. В 1477 г. Иван III предпринял еще один поход на Новгород, в начале 1478 г. Новгород был присоединен к Москве; с новгородскими вольностями было покончено.

В 1485 г. была присоединена Тверь. В 1489 г. – Вятка. После войны с Литвой 1500-1503 гг. к России отошло 25 городов (среди которых Чернигов, Брянск, Рыльск, Путивль) и 70 волостей.

Завершение процесса объединения русских земель приходится на годы великого княжения Василия III (1505-1533). В 1510 г. присоединен Псков. В 1514 г. у Литвы отвоеван Смоленск. Наконец, в 1521 г. присоединена Рязань.

Ликвидация иноземного ига. При Иване III Русь окончательно перестала выплачивать дань Орде. Ордынский хан Ахмат решил восстановить прежнее господство над Русью. Он заключил союз с литовским королем Казимиром, противником Москвы, и в 1480 г. двинулся походом на Русь.

Иван III привлек на свою сторону крымского хана Менгли-Гирея. Крымцы напали на владения Казимира, и он отказался от похода на Русь.

Русские дружины выступили навстречу ордынцам. Осенью 1480 г. произошло знаменитое стояние на Угре. Ахмат так и не рискнул переправиться через реку и вступить в бой с русскими полками. После нескольких недель стояния он ушел восвояси.

Через некоторое время Ахмат прислал грамоту Ивану III. Ордынский хан объяснял, что он “от берега пошел”, так как люди его “без одежды, а кони попон”. Обещал вскоре вернуться. Требовал немедленной явки Ивана III в Орду. Московский князь оставил грамоту без ответа. Хан Ахмат вскоре был убит.

Так закончилось более чем двухвековое ордынское иго.

Вопросы и задания:

1. Почему произошло образование единого русского государства? Какая причина объединения древнерусских земель доминировала?

2. Какими способами происходило объединение русских земель?

3. Какие правители сыграли большую роль в объединении русских земель? Ответ обоснуйте.

4. При каких обстоятельствах Россия стала суверенным государством? Какое значение имело свержение татаро-монгольского ига?

5. О каких исторических личностях говорится в тексте? Что вы о них знаете?

6. Какие исторические факты упомянуты в тексте?

7. Какая главная мысль содержится в тексте? Как вы бы его озаглавили? Свое мнение обоснуйте.

 

 

Дидактический материал по теме: История как наука. Проблема достоверности исторических знаний.

Прочтите отрывок из текста. Ответьте на вопросы, выполните задания.

Исторический факт – это реальное событие прошлого. Все прошлое человечества соткано из исторических фактов. Конкретно-исторические факты мы получаем из исторических источников, но для получения исторической картины требуется выстроить факты в логическую цепочку и объяснить их.

История человечества реконструируется по целому комплексу исторических источников, поскольку ни один источник в отдельности не в состоянии предоставить нам полной и достоверной картины исторической эпохи. Важнейшая группа источников – археологические – позволяют исследовать материальные основы человеческой жизнедеятельности. Предметы, изготовленные человеком, несут в себе информацию о нем самом, о его занятии в обществе, в котором он жил. По материальным останкам человека можно получить сведения о его духовном мире. Сложность работы с этим видом источников заключается в том, что до нас дошли далеко не все предметы, связанные с человеком и его деятельностью. Предметы из органических материалов (дерево, кость), как правило, не сохраняются. Археологические раскопки способствуют приобретению знаний о самом начале человеческого существования, потому что орудия труда, изготовленные человеком, явились одним из признаков, отделившим его от животного мира.

Для установления точной даты ученые используют такие методы, как радиоуглеродный (по содержанию в органических останках изотопа углерода), дендрохронологический (по годичным кольцам деревьев), а рхеомагнитный (датируются изделия из обожженной глины и другие). Все эти методы еще далеки от желаемой точности и позволяют датировать события лишь приблизительно.

Этнографические источники позволяют при помощи сравнительно-исторического метода реконструировать культуру, быт, общественные отношения прошлого. Этнография исследует жизнь реликтовых (отсталых) племен и народностей, а также пережитки прошлого в современных обществах. Для этого используются такие научные методы, как непосредственные наблюдения специалистов, анализ записей древних и средневековых авторов. Здесь есть одна трудность – так или иначе все племена и народы подверглись влиянию цивилизованных обществ. Мы также не вправе говорить о полном тождестве самых отсталых обществ – племен аборигенов Австралии первобытных носителей сходных культур. К этнографическим источникам также относят фольклорные памятники, по которым исследуют устное народное творчество.

Антропология изучает костные останки первобытных людей, восстанавливая физический их облик. По костным останкам мы можем судить об объеме мозга первобытного человека, его походке, строении тела, болезнях и травмах. Антропологи могут реконструировать весь скелет и облик человека  по маленькому фрагменту кости и, таким образом, восстановить процесс антропогенеза – происхождение человека.

 

Вопросы и задания:

1. Дайте определения таким понятиям как исторический факт, исторический источник,  археология, антропология, этнография, антропогенез.

2. Согласны ли вы с определением исторического факта? Ответ дайте в развернутой форме.

3. Какие виды исторических источников упоминаются в тексте? Дайте им краткую характеристику.

4. Чем археологические исторические источники отличаются от антропологических исторических источников? В чем их сходство?

5. В чем особенность этнографических исторических источников? Почему с данным видом исторических источников сложно работать?

6. Можно ли по одному историческому источнику воссоздать картину прошлого? Ответ обоснуйте.

7. Какие методы применяют ученые в исторических исследованиях? В чем суть этих методов?

8. О каких исторических дисциплинах говорится в тексте? Что они изучают, чем занимаются?

9. В чем заключается проблема достоверности исторических знаний?

10. Какую главную мысль содержит текст? Как вы бы озаглавили его? Ответ аргументируйте.

  

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.048 с.)