Глава 3. Влияние «арабской весны» на образ Израиля в египетских сми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Влияние «арабской весны» на образ Израиля в египетских сми



 

Режим Хосни Мубарака, занимавшего к 2011 году пост президента уже 30 лет, был связан как с множеством социально-политических проблем, (политическая стагнация, непотизм, преследование оппозиции) так и с негативными структурно-демографическими факторами[71] (например, «молодежный бугор», образовавшийся в стране), что сыграло решающую роль в усилении протестного потенциала в Египте к началу 2011 года. Тот факт, что Мубарак имел сравнительно тесные политические и военные связи с Израилем, также не пошел ему на пользу: многотысячная толпа на площади Тахрир вместе с антиправительственными лозунгами скандировала и антиизраильские.

 

Еще до свержения режима Мубарака в неправительственных египетских СМИ усилилась антиизраильская риторика. В Аль-Йаум Ас-Саби’ уже в январе 2011 года появляются резко антиизраильские статьи: они затрагивают такие темы, как «сионистский заговор» против Египта,[72] иудаизация Иерусалима[73], и традиционное для арабской пропаганды противопоставление «хороших» евреев «плохим» сионистам.[74] Статья от 7 января 2011 года под заголовком «О, убийцы, убирайтесь из нашего Египта»[75] критикует связи режима Мубарака с Израилем, что свидетельствует о политической слабости египетского президента, уже неспособного держать под контролем неправительственные СМИ. Что характерно, вышеупомянутые статьи используют семантические единицы «сионистское образование» и «сионистский враг», от которых правительственные СМИ воздерживались на протяжении всей «Арабской весны» в силу наличия дипломатических отношений между Египтом и Израилем.

 

После отставки Мубарака 11 февраля 2011 года антиизраильские настроения в СМИ усилились еще больше. Так, мартовские статьи Аль-Йаум ас-Саби посвящены «незаконной оккупацией Израилем арабских земель»[76] и «экономической агрессии сионистов против арабских стран».[77] В силу отсутствия сдерживающего фактора, которым являлся Мубарак, неправительственные издания фактически транслировали настроения радикальной части египетского общества, выражавшую враждебность к Израилю и мирному соглашению с ним. Вместе с критикой Мубарака, как правителя, соблюдавшего мирный договор с Израилем, можно проследить критику Анвара Садата как правителя, его заключившего. В египетских изданиях появляются обвинения Израиля в воздействии на решения египетского правительства посредством «еврейского лобби», действовавшего в Египте при Садате и Мубараке. [78]

 

Кульминация антиизраильских настроений в египетском обществе произошла в сентябре 2011 года, когда в результате израильско-египетского пограничного инцидента погибли 3 египетских солдата. Несмотря на извинения израильского правительства,[79] 9 сентября разгневанная толпа собралась у израильского посольства в Каире, требуя немедленного разрыва дипломатических отношений. Демонстрантам удалось прорваться в посольство, а также сорвать израильский флаг с крыши здания, водрузив на его место египетский. Инцидент был улажен с помощью вмешательства американской администрации и лично президента Барака Обамы, демонстрантов же разогнал египетский спецназ.[80] Неправительственные СМИ встали на сторону протестующих, высказываясь за денонсацию мирного договора с Израилем: газета Аль-Масри Аль-Йаум выразила неприятие нормализации отношений, рассказав о десятках случаях сожжения израильских флагов протестующими по всей республике.[81]

 

Вступление в должность нового президента Мухаммада Мурси в июне 2012 усиливало неопределенность в будущем Кемп-Девидских соглашений: будучи кандидатом от «Братьев-Мусульман», Мурси неоднократно критиковал Израиль[82] и призывал к пересмотру мирного договора. Египетские издания на протяжении 2012 года также продолжали агрессивную риторику в адрес Израиля: на страницах газет сионистов обвиняли в вербовке для своих целей египетской молодежи[83], провокациях столкновений между футбольными болельщиками[84] и даже называли израильский порт Эйлат «оккупированной египетской территорией».[85]

 

На ноябрь 2012 года пришлось обострение противостояния между Израилем и ХАМАС, что привело к израильской военной операции в Секторе Газа, получившей название «Облачный столп». Бомбардировки Израилем сектора вызвали критику и гнев в арабском мире. Хотя президент Мурси участвовал в заключении перемирия между сторонами[86], в египетском общественном дискурсе произошел еще всплеск солидарности с палестинским народом, сопровождавшийся резкой антиизраильской риторикой[87]. Аль-Масри Аль-Йаум даже заявила о намерении организовать собственную «Флотилию Свободы» с целью прорвать морскую блокаду Сектора Газа. [88]В последующие месяцы на страницах издания можно встретить обвинения Израиля в краже египетских древностей[89] и поддержку сотрудничества с Ираном назло Израилю.[90]

 

Таким образом, последние месяцы правления Хосни Мубарака и год нахождения у власти Мухаммада Мурси ознаменовались резким всплеском антиизраильской риторики в неправительственных египетских СМИ, начиная от семантики и заканчивая содержанием. Этот всплеск можно объяснить падением авторитарного режима Мубарака, имевшего сравнительно хорошие отношения с Израилем и увеличением влияния исламистов в на социально-политическую жизнь Египта. Высокое количество враждебных к Израилю публикаций проиллюстрировано на данном графике, построенном на основе анализа газеты Аль-Йаум Ас-Саби’:

 

Исходя из данных графика, можно сделать вывод, о том, что антиизраильская риторика в издании резко упала к 2013 году: упоминания Израиля снизились в количестве, а к откровенно враждебным публикациям добавились нейтральные и даже положительные.[91] Основной причиной данной тенденции, безусловно, стал военный переворот 2013 года.

 

3 июля 2013 года министр обороны Египта Абд аль-Фаттах ас-Сиси объявил о свержении президента Мухаммада Мурси и переходе власти к временному правительству. Действующий президент был помещен под домашний арест и, позже, отдан под суд. В последствии, в Египте вновь установился авторитарный режим во главе с самим ас-Сиси: «Братья-Мусульмане» были объявлены террористической организацией, а свобода слова и публикаций (в том числе неправительственных СМИ) была сильно ограничена в течение последующих лет.[92]

 

Установление режима ас-Сиси в определенном смысле вернуло Египет к дореволюционным порядкам. С точки зрения данного исследования особенно интересны два явления: возобновление сотрудничества с Израилем[93] и усиление контроля над правительственной и неправительственной прессой.[94] Уже в 2013 году внимание к Израилю в египетских изданиях резко снизилось, а его упоминания стали соответствовать интересам нового правительства: так, в статьях от 23 августа[95] и 11 ноября[96] Аль Йаум Ас-Саби’ обвиняет в сотрудничестве с сионистами Аль-Джазиру и Турцию соответственно. Так как катарский телеканал (впоследствии запрещеный ас-Сиси) и турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган до самого конца поддерживали Мурси и правительство Братьев-мусульман[97], можно сделать вывод, что неправительственная пресса стала использовать обвинения в сотрудничестве с Израилем как инструмент против идеологических противников ас-Сиси в регионе.

 

Период правления ас-Сиси также можно охарактеризовать усилением контроля над упоминаниями Израиля в правительственной прессе. Правительственное издание Аль-Ахрам стало усиливать градус враждебности к Израилю в зависимости от внешнеполитических факторов и в соответствии с интересами египетского правительства. Наглядная иллюстрация данной тенденции – данный график:

 

 

Всплески внимания к Израилю начиная с 2013 года можно объяснить намерением египетского правительства отвлечь население от внутренних социальных и экономических проблем. В отличие от Аль-Йаум Ас-Саби, Аль-Ахрам усилила внимание к Израилю уже в июле 2013 года, когда произошел военный переворот. Это различие можно объяснить неуверенностью неправительственных СМИ в необходимости нагнетания антиизраильской повестки: редакция Аль-Йаум Ас-Саби не знала, чего ждать от нового правительства, в то время как правительственная Аль-Ахрам практически немедленно начала выполнять государственный заказ. Скачок лета 2014 года связан с выборами, выигранными ас-Сиси, за которыми последовало принятие целого ряда крайне непопулярных законов об отмене субсидий на топливо и электроэнергию.[98] Рост упоминаний Израиля в феврале 2015 года, возможно, обусловлен смертельными столкновениями египетской полиции с футбольными фанатами.[99] Всплески июня 2016 года и января 2017 года связаны с решениями египетского суда о незаконности передачи Саудовской Аравии островов Санафир и Тиран в Красном море, инициированной президентом, что вызвало усиление противоречий в египетском политическом дискурсе.[100]

 

Резкое усиление враждебных статей об Израиле в декабре 2017 года вызвано решением американского президента Дональда Трампа признать Иерусалим столицей Израиля и перенести туда американское посольство. Этот шаг был воспринят резко отрицательно во всем мусульманском мире, поэтому для египетского правительства была важна солидарность с мусульманами в данном вопросе. Так, в начале декабря 2017 года, Аль-Ахрам резко усилила антиизраильскую риторику. Среди декабрьских и январских заголовков: «Мечты Израиля о еврейском Иерусалиме»[101], «Долой Трампа и Израиль, Иерусалим – арабский город»[102] и «Треть Израиля живет в бедности»[103].

 

Резкое увеличение антиизраильских публикаций в Аль-Ахрам отражено на отдельном графике, основанном на анализе издания:

 

 

Можно сделать вывод, что с приходом к власти ас-Сиси, враждебность в отношении Израиля стала «управляемой». С одной стороны, градус агрессии в сторону Израиля заметно снизился, особенно в неправительственных изданиях. С другой стороны, противопоставление Египта Израилю, игнорирование сотрудничества с ним, и обвинение в этом сотрудничестве региональных противников режима ас-Сиси (таких как Турция) стали инструментами в информационной войне египетского авторитарного лидера. Более того, если сравнить англоязычные публикации Аль-Ахрам 2019 года о Турции[104] и Израиле[105], можно сделать вывод, что издание относится к турецкой угрозе гораздо серьёзнее, нежели к израильской. Это, в свою очередь, свидетельствует возможной тенденции к уходу от Израиля к Турции роли «врага Египта номер один».

 

 

Таким образом, «Арабская весна», начавшаяся со свержения Мубарака и закончившаяся приходом к власти ас-Сиси оказала значительное влияние на образ Израиля в египетской прессе. Можно говорить о «волнообразной» дихотомии правительственных и неправительственных изданий: в определенные периоды «Арабской весны» их объединяли общие тенденции, в иные периоды их поведение было абсолютно разным. Так или иначе, события 2010-ых годов ХХ века выявили сохраняющийся интерес к Израилю в египетском обществе, берущий корни с самого начала арабо-израильского конфликта в 1948 году, причем как на официальном уровне, так и на народном. Учитывая высокий уровень сотрудничества между режимом ас-Сиси и Израилем, можно сделать осторожный прогноз о возможном снижении враждебности к Израилю в египетских правительственных СМИ, разумеется, не из-за реального потепления между египетским и израильским народами, а из-за прагматичных интересов египетского лидера.

 

Однако наличие связей с Израилем египетское правительство старается не афишировать. Так, вскоре после того, как в интервью канадскому телеканалу CBS в январе 2019 года египетский лидер упомянул о тесном сотрудничестве с израильтянами в борьбе с вооруженными формированиями на Синайском полуострове, египетское правительство потребовало от телеканала отменить публикацию интервью, на что CBS ответил отказом.[106]

Заключение.

 

Кемп-Девидские соглашения 1979 года, положившие начало официальным израильско-египетским отношениям имели как позитивные, так и негативные последствия для Египта. Однако на основе проведенного исследования можно с уверенностью утверждать, что в долгосрочной перспективе Египет выиграл от подписания мирного договора с Израилем. Краткосрочная арабская изоляция, внутриполитические трения и даже убийство Анвара Садата не перевесили огромную экономическую и политическую выгоду, связанную с улучшением отношений с США, получением от них многомилионной экономической помощи в последующие годы, уменьшением оборонного бюджета, мирным возвращением Синайского полуострова и возвращением спокойствия на израильской границе.

В свою очередь, египетско-израильские отношения с 1979 года по настоящее время можно охарактеризовать как «холодный мир». Египетские СМИ, в первую очередь пресса и телевидение, продолжали держаться традиционной антисионистской линии, хоть и смягченной порой наличием дипломатически отношений с Израилем. Литературный обзор публикаций на тему Израиля в египетской прессе с 1950-ых годов не показал заметного смягчения антиизраильской риторики после заключения мирного договора. Египетские СМИ эпохи Садата и Мубарака как и СМИ эпохи Насера продолжали использовать Израиль в качестве главного врага Египта с целью отвлечения населения от внутренних экономических и социальных проблем и смещения общественного дискурса во внешнеполитическое поле.

 

На основе обзора египетского кинематографа, была выявлена следующая тенденция: египетская кинематографическая индустрия, будучи наиболее развитой на фоне остальных арабских стран, использовала и продолжает использовать Израиль в качестве антагониста. Как египетские картины в духе социалистического реализма эпохи Насера, так и «голливудизированные» фильмы «Инфитаха» пропитаны антиизраильской и антисионисткой риторикой. Можно ожидать продолжения данной тенденции: египетский политический режим далек от демократии, а авторитарной власти всегда выгодно использовать кино для пробуждения в зрителе национальной гордости и патриотизма.

 

В ходе контент-анализа современной египетской прессы (в первую очередь, изданий Аль-Йаум Ас-Саби и Аль-Ахрам) была создана база данных в виде нескольких таблиц и построенных на их основе наглядных графиков и диаграмм. Вышеупомянутая база данных позволила отследить на временной шкале как количественные изменения упоминаний Израиля в египетских СМИ, так и изменения риторики и семантики в отношении еврейского государства. Таким образом, построенная база данных помогла осуществить анализ влияния различных социальных, политических и экономических событий на образ Израиля в египетской прессе.

В ходе исследования были выявлены основные смысловые единицы, используемые египетскими СМИ в отношении Израиля. Так, семантические единицы «сионистское образование», «сионисткий враг», или слово «Израиль», взятое в кавычки, дают читателю представление об антиизраильской ангажированности текста, что, в свою очередь, свидетельствует о негосударственном и неофициальном характере издания. (Данные смысловые единицы, например, широко использует Аль-Йаум Ас-Саби). Официальные правительственные египетские издания (как Аль-Ахрам) воздерживаются от их применения в силу наличия дипломатических отношений с Израилем, и даже в антиизраильских статьях не искажают название государства, которое Египет официально признаёт.

 

 В ходе исследование был проведен подробный анализ влияния «Арабской весны» на образ Израиля в египетских СМИ. Она в определенном смысле послужила «проверкой на прочность» прохладному египетско-израильскому миру: в период правления «Братьев-Мусульман» будущее мирного соглашения с Израилем было весьма неопределенным, что и отразилось на образе Израиля в египетских СМИ. Накал агрессии к Израилю в египетской неправительственной прессе 2011-2012 годов можно охарактеризовать как хаотичный и вызванный слабостью государственной власти в конце правления Хосни Мубарака и на всем протяжении нахождения у власти Мухаммада Мурси. В свою очередь, относительное затишье 2013 года главным образом связано с приходом к власти реакционных сил во главе с ас-Сиси.

Египетские СМИ эпохи ас-Сиси, в свою очередь, являются наглядной иллюстрацией «разделения труда». Более стесненную в семантических средствах правительственную прессу можно противопоставить свободной от рамок приличия неправительственной прессе, использующей  пренебрежительные смысловые и семантические единицы наподобие «сионистского образования» и «сионистского врага». Учитывая тот факт, что неправительственные СМИ также как государственные, так или иначе контролируются властями,[107] можно сделать вывод, что данная ситуация соответствует интересам египетского правительства и президента.  

Негативное отношение к Израилю в прессе стало инструментом египетского политического режима, используемым для отвлечения населения от внутренних проблем (например, рост упоминаний Израиля в Аль-Ахрам во время отмены субсидий на топливо) и поддержания имиджа на ближневосточной политической арене (например, увеличение количества негативных статей об Израиле в Аль-Ахрам, связанных с переносом американского посольства в Иерусалим). О сотрудничестве с Израилем в сфере безопасности египетская пресса предпочитает умалчивать, скорее всего, во избежание обвинений режима ас-Сиси со стороны египтян и арабов в «сотрудничестве с сионистами».

Подводя итог, образ Израиля в египетских СМИ оставался преимущественно негативным от создания еврейского государства в 1948 году по настоящий день. Наличие внешнего врага в виде «сионистского образования» позволяло египетским лидерам консолидировать общество и отвлечь его от внутренних проблем. Немного смягченная подписанием мирного договора, риторика в отношении Израиля вновь ужесточилась во время «Арабской весны», главным образом, из-за ослабления государственной власти как сдерживающего фактора, а также из-за усиления влияния исламистских движений на египетское общество. После военного переворота 2013 года агрессия к Израилю в прессе пошла на спад и вновь стала обслуживать интересы правящего режима, не заинтересованного в эскалации отношений с Израилем, однако желающего направить фрустрацию египетского общества, вызванную экономическими и социальными проблемами в нужное русло.

Список использованной литературы и иных источников

Arad, R & Hirsch, Z., (1982), Potential Trade between Egypt and Israel, Weltwirtschaftliches Archiv, pp. 62-78

Eran, O., (2011), Egypt–Israel–United States: Problems on the Horizon?, Institute for National Security Studies

Gerges, F., (1995), Egyptian-Israeli Relations Turn Sour, Foreign Affairs, Vol. 74, No. 3 (May - Jun., 1995)

Landau, E., (2001), Egypt and Israel in ACRS: Bilateral Concerns in a Regional Arms Control Process, Institute for National Security Studies

Laskier, M. (1995). Egyptian Jewry under the Nasser regime, 1956-70 // Historical Society of Jews from Egypt // Middle Eastern Studies, Vol. 31, No.3,, pp. 573 – 619

Levenberg, H. (1993 ). Military preparations of the Arab community in Palestine, 1945-1948. Chapter 9: The situation in Palestine after the United Nations Partition Resolution. // London: Frank Cass and Co., pp. 179-188

Lindquist, T. (2003). A War of Words, from Lod to Twin Towers: Defining Terrorism in Arab and Israeli Newspapers A Study in Propaganda, Semantics and Pragmatics, Uppsala Universitet.

Mahoney, R.(2007). "A Boat of My Own". Down the Nile: Alone in a Fisherman's Skiff, p.48

Morris, B. (2008). 1948: A history of the first Arab-Israeli war // Yale University Press

Osman, T. (2013 ). Egypt on the Brink – From Nasser to the Muslim Brotherhood. Yale University Press

Podeh, E. (2003). Recognition without legitimization: Israel and the Arab-Israeli conflict in Egyptian history textbooks // Internationale

Porat, L. (2014), The Muslim Brotherhood and Egypt-Israel Peace, Begin-Sadat Center for Strategic Studies

Quandt W. (1989), The Middle East: ten years after Camp David

Schulbuchforschung, Vol. 25, No. 4, Teaching History in the Middle East

Sageman,M. (2004). Understanding Terror Networks, University of Pennsylvania Press,

Seal, P. (1979) The Egypt-Israel Treaty and Its Implications, The World Today, Vol. 35, No. 5, pp. 189-196

Shlaim, A. (1997). The Protocol of Sèvres, 1956: Anatomy of a War Plot. International Affairs, p. 509-530.

Stein, E. (2011). The "Camp David Consensus": Ideas, Intellectuals, and the Division of Labor in Egypt's Foreign Policy toward Israel, Vol. 55, No. 3

Stein, K. (1999). Heroic Diplomacy: Sadat, Kissinger, Carter, Begin, and the Quest for Arab–Israeli Peace. Taylor & Francis,

Wahba, M. (1972). Cultural Policy in Egypt. Studies and Documents on Cultural Policies / UNESCO/Paris.

Лаффин Д., Израильская армия в конфликтах на Ближнем Востоке. 1948—1973. М.: АСТ, Астрель, 2002, с. 54.

Мустафина Э.М. Культура Египте в контексте общественно-политического развития страны (Вторая половина ХХ века): диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Казань: КГУ им. В. И. Ленина, 2004

Коротаев А.В., Зинькина Ю. В. Египетская революция 2011 г.: структурно-демографический анализ // Полис. Экстратекст. 2011. Выпуск 1

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. - М.: Медиум, 1995. С. 117.

Фахми, И. إسماعيل فهمي (2006) Ат-тафауд мин аджлис-салям фиш-шарк аль аусат التفاوض من أجل السلام في الشرق الأوسط [Переговоры ради мира на Ближнем Востоке], Дар-аш-Шурук, 408 с.

Аль-Джауади, М. محمد الجوادي (2000) Мин аджлис-салям...маарик уат-тафауд - музаккират риджаль ад-диблумасия аль-мысрия من أجل السلام..معارك التفاوض - مذكرات رجال الديبلوماسية المصرية [Ради мира...Сражения и преговоры - воспоминания египетских дипломатов], Дар-аш-шурук, 447 с.

Аль-Араби, Н. نبيل العربي   (2012)  Таба...Кемп-Девид...Аль-джидар аль-азиль - сыра ад-диблумасия мин маджлис аль-аман иляль махкама ад-даулия طابا..كامب ديفيد..الجدار العازل - صراع الدبلوماسية من مجلس الأمن إلى المحكمة الدولية, [Таба…Кемп-Девид…Звуконепроницаемая стена - Дипломатический конфликт между советом безопасности и Международным судом], стр. 320-414

Интернет-источники:

Официальный вебсайт издания Аль-Ахрам http://www.ahram.org.eg

Официальный вебсайт издания Аль-Йаум Ас-Саби https://www.youm7.com

Официальный вебсайт издания Аль-Масри Аль-Йаум https://www.almasryalyoum.com/

The Tahrir Institute for Middle East Policy. TIMEP Brief: Press Freedom in Egypt. URL: https://timep.org/reports-briefings/timep-briefs/timep-brief-press-freedom-in-egypt/

Reuters. Egypt business pushes Sisi for energy subsidy cuts. URL: https://www.reuters.com/article/egypt-election-subsidies-idUSL3N0O407120140521  

The Guardian. Death of Zamalek fans in riot stirs political conspiracies in Egypt. URL: https://www.theguardian.com/football/2015/feb/13/death-of-zamalek-fans-in-riot-stirs-political-conspiracies-in-egypt

"Egypt says Israel apology of troop deaths is insufficient". CNN. 21 August 2011. URL: http://articles.cnn.com/2011-08-21/world/israel.egypt.tensions_1_israel-and-egypt-egyptian-border-amos-gilad?_s=PM:WORLD  

Wexler, Robert (22 September 2011). "Defending Obama's pro-Israel credentials". The Jerusalem Post. URL: http://www.jpost.com/Opinion/Op-EdContributors/Article.aspx?id=238954

Sharon's Bantustans Are Far From Copenhagen's Hope, 2003//Haaretz, ежедн. Интернет-издание//URL: https://www.haaretz.com/1.4721178 

IMDB. Welad el-Amm. URL: https://www.imdb.com/title/tt1650844/

Интервью Мухаммада Мурси «Российской газете». URL: https://rg.ru/2013/04/17/egipet-site.html

The New Arab. Erdogan blasts Egypt's 'putschist president' Sisi in al-Jazeera interview. URL: https://www.alaraby.co.uk/english/news/2016/7/22/erdogan-blasts-egypts-putschist-president-sisi-in-al-jazeera-interview

Abdul Fattah al-Sisi: Why did Egypt want CBS interview pulled? BBC news. URL: https://www.bbc.com/news/world-middle-east-46757759  

Al Jazeera. Egypt court upholds Tiran, Sanafir transfer to Saudi Arabia. URL: https://www.aljazeera.com/news/2018/03/egypt-court-upholds-tiran-sanafir-transfer-saudi-arabia-180303185036714.html

The Jerusalem Post. Egypt's Sisi: military cooperation with Israel at unprecedented levels. URL: https://www.jpost.com/Middle-East/Egypts-Sisi-Military-cooperation-with-Israel-at-unprecedented-levels-576339 

The Wall Street Journal. Egypt Passes Law to Regulate Media as President Sisi Consolidates Power. URL: https://www.wsj.com/articles/egypt-passes-law-to-regulate-media-as-president-sisi-consolidates-power-1531769232  

Приложения.

1) Обзор статей Аль-Йаум Ас-Саби об Израиле с 2011 года по 2018, с классификацией отрицательные (о), нейтральные (н), и положительные (п). Во втором столбце даётся не заголовок статьи, а краткий синопсис с целью лучшего понимания посыла статьи. Источник: https://www.youm7.com

о

07.01.2011

Влияние сионистов на Египет

о

19.01.2011

Иудаизация Иерусалима

о

22.01.2011



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.52.86 (0.079 с.)