Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Хореографические миниатюры» в современности

Поиск

Гибкость и разнообразие хореографических миниатюр позволяют открывать пути творческого самоопределения перед молодыми балетмейстерами, композиторами, художниками и танцовщиками. Балетный театр расширяет свои выразительные возможности, вводя жанр хореографической миниатюры в круг основных художественных задач и поисков.

Репертуар Театра балета имени Леонида Якобсона отражает основные направления творчества балетмейстера, заставляя размышлять о его месте в современном театральном процессе.

Среди героев его миниатюр – персонажи реальные и сказочные, советские и зарубежные, современные и представители прошлых веков. Разнообразие тематики подсказывает множество жанров и выразительных средств. Комедия, сатира, лирика, драма – жанры; свободная пластика, гротеск, фольклор, классический танец, пантомима – средства.

Постановки Якобсона, вызывая споры, были плодом серьезной творческой работы талантливого педагога и давали богатый материал и опыт будущим артистам. Ученики знакомились с новыми для себя формами, оказывались участниками своеобразной творческой лаборатории.

Сохраняется наследие великого балетмейстера, в 1976 году художественным руководителем театра стал Аскольд Макаров. Он подхватил творческие веяния, направления Якобсона, совершенствуя и дополняя новыми постановками. Аскольд Макаров приглашал в театр многих хореографов. Значительную работу по обновлению репертуара, созданию нового провел Г. Алексидзе. «Миниатюры Алексидзе оригинальны, безупречны по композиции, тонко музыкальны, наполнены смыслом» - писал Б. Илларионов [12].

В 2014 году Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона представил уникальную программу «Шедевры русского балета», приуроченную к 110-летию со дня рождения выдающегося хореографа ХХ века Леонида Якобсона [27]. Восстановлены балеты «Спартак», «Свадебный кортеж», миниатюры из циклов «Роден», «Классицизм-Романтизм», жанровые зарисовки.

Художественный руководитель театра Андриан Фадеев признался, что театр представил лучшие произведения балетмейстера с новыми исполнителями.

Цикл «Классицизм-Романтизм» демонстрирует классику «по-якобсоновски»: движения, несущие мощную смысловую нагрузку; виртуозные балетные трюки.

С особенным трепетом балет им. Якобсона покажет «Роденовский цикл» – одно из самых поэтических сочинений хореографа, совершенный образец движения и поразительного умения Якобсона не только слышать и чувствовать, но и «видеть» музыку.

Жанровые миниатюры Якобсона, которые он начал ставить для себя еще во время учебы, сегодня силами его последователей превратились в настоящие жемчужины хореографии. «Вечная весна», Поцелуй», «Вечный идол» (из цикла «Роден»), «Pas de quatre» и «Вестрис» (из цикла «Классицизм-Романтизм»), одноактный балет «Свадебный кортеж» и жанровые зарисовки «Баба-Яга», «Полишинель», «Кумушки», «Деревенский Дон Жуан» и «Венский вальс» – критики называли их «поэтическими зарисовками». Каждая из постановок красочна и импульсивна, все вместе они – эмоциональный каскад уникальных визуальных образов, потрясающих воображение.

Сегодня Санкт-Петербургский государственный академический театр балета имени Леонида Якобсона занимает важное место среди сильнейших театральных трупп в России. Его репертуар необычайно богат. В нем сочетаются наследие основателя труппы (легендарный «Спартак», циклы миниатюр «Роден», «Классицизм-Романтизм», «Жанровые зарисовки», одноактный балет «Свадебный кортеж»), классические спектакли («Жизель», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Пахита», «Шопениана», «Спящая красавица», «Дон Кихот») и современные работы (вечер одноактных балетов «Лики современной хореографии», балеты «Ромео и Джульетта», «Каменный берег», «Репетиция», «Жар-птица», «Пиковая дама»).

Балетмейстеры и артисты сохраняют, продолжают и развивают традиции, заложенные за все время истории коллектива. Сегодня в театре работают воспитанники лучших хореографических школ и опытные педагоги, объединенные стремлением хранить шедевры прошлого и создавать новое.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

История балета подтверждает жизнеспособность жанра миниатюры, открывающего простор для новых, еще не освоенных тем, сюжетов и образов, для отбора средств и свободного экспериментирования в этой области. Открываются пути творческого самоопределения перед молодыми балетмейстерами, танцовщиками, композиторами.

Творчество Якобсона многогранно, его работы своеобразны. Мера экспериментальности присуща каждой постановке. Главным в творчестве стали поиски новых выразительных средств. С самого начала это определило творческое лицо балетмейстера и осталось ведущим в его практике.

Якобсон был одним из немногих, кто основное внимание уделял не режиссуре спектакля, а собственно танцу, пластике тела. Он продолжал традиции Фокина, разделяя убеждения, что каждый спектакль должен иметь индивидуальное лицо.

Для создания образа Якобсон использует множество выразительных средств, которые в сочетании подчеркивают характерные черты персонажа. Хореограф опирался на традиции, но превносил в балетное искусство новые веяния и приемы. Якобсон искал свой оригинальный язык. Стремился к созданию хореографических характеров, которые раскрываются в пластике.

Балетмейстер отстаивает свои взгляды, его творчество отличает свобода мироощущения, свобода от канонов, устоявшихся принципов.

Якобсон часто обращался к жанру миниатюры, выверяя его содержательные границы и возможности, кристаллизуя его формы. «Хореографические миниатюры» - удачный опыт спектакля, который использует средства классического, народного, симфонического танца, фольклор, пантомиму и др.

По жанру и стилю они весьма разноплановы. Трагические номера («Сильнее смерти», «Мать») оттенялись комедийными зарисовками («Влюбленные», «Кумушки»). Решенные средствами классического танца номера («Венский вальс», «Размышление») соседствовали с народно-характерными (русской «Тройкой» и испанской «Альборадой»).

«Он создал свое собственное течение, но существует в нем один. Якобсон неповторим» - говорил Г. Алексидзе.

«Хореографические миниатюры» Якобсона есть в репертуаре многих театров. Балетмейстеры новой эпохи, опираясь на достижения выдающегося хореографа, дают свою интерпретацию его постановок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.240.14 (0.007 с.)