Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Творческое наследие в «Хореографических миниатюрах»
Леонид Якобсон – постановщик многих спектаклей и автор целого ряда балетных миниатюр. Убежден, что балетная классика воплощает сказку, романтический вымысел. Но характеры современных людей вряд ли могут быть убедительно выражены в «чистой» классической манере. [19]. Старый балетный театр отказывался от языка классического танца там, где требовалась характерность. Фея Карабос в «Спящей красавице», Ротбарт в «Лебедином озере», Марцелина в «Тщетной предосторожности» и другие пантомимные персонажи обрисованы не приемами классического танца, а пластическими штрихами. Эта особенность использовалась для решения отрицательных или комедийных героев. М. Фокин смело разрабатывал пластический принцип, строил на этой основе не только отдельные партии, но и целые спектакли. Гирей в «Бахчисарайском фонтане» (Р. Захаров), Тибальд и Меркуцио в «Ромео и Джульетте» (Л. Лавровский) тоже созданы на основе пластического принципа [13]. Якобсон утверждает, что нужно принять систему движений, разработанную классической школой, и на ее основе искать и развивать новое, смело откинув устаревшие стилистические приемы и особенности. Леонида Вениаминовича можно назвать хореографом вне направлений. Он неизменно исповедовал собственные эстетические законы и правила. Балетмейстер спорил с классическими традициями, с современниками и предшественниками. Якобсон – хореограф-импровизатор, художник в балетном театре. В постановках хореограф идет от литературных или живописных мотивов. В противовес балетмейстерам хореодрамы творчество Якобсона основывается на оригинальности пластического мышления, которое чуждо простому описанию быта и житейской конкретности. Педагог использовал классические движения, но видоизменял их. Якобсон искал свой оригинальный язык. Стремился к созданию хореографических характеров, которые раскрываются в пластике. Якобсон – художник-импровизатор, следящий за точностью деталей, мелких штрихов, оперирует пространством, планами живописными, а не режиссерскими; Григорович – строгий служитель стилистического единства, его хореография графически точна, но не рассчитана на буквальное истолкование. Сравнение творческих методов Юрия Николаевича и Леонида Вениаминовича не случайно. Они представляют два полюса балетного театра. На одном – принципы хореографического симфонизма, поиски нового на основе классических движений, развитие законов большого спектакля, в основе которого четкая драматургическая и режиссерская концепция. Другой полюс – переосмысление классических традиций и форм, приемы пластической выразительности, стремление к малым жанрам, ограниченным живописным или литературным заданием, излагаемым импровизационно.
Балетмейстеру требовался свой театр – театр хореографических миниатюр, такого жанра, в котором стиль художника мог бы развиваться свободно, нескованный традициями и эстетическими законами того или иного главенствующего направления. Театр Якобсона образовался на основе коллектива Камерного балета, руководимого П. Гусевым. Труппа пополнилась целым рядом новых исполнителей. В программу вошли танцевальные номера, сочиненные хореографом в разные годы. Она состояла из трех частей: «Классицизм и романтизм», «Роден», «Жанровые зарисовки». Были зафиксированы важнейшие этапы творческого пути балетмейстера. Объединил в спектакле произведения самых различных жанров. Основой номеров являются скульптуры и картины великих художников, герои из мифологии, персонажи классических и современных литературных произведений. Балетмейстер умеет использовать сжатость, концентрированность действия, выразить с помощью пластики характер персонажа. В миниатюре четко определена тема, задание для импровизации; полет фантазии ограничен временными рамками. Якобсон – любитель жанровых сцен, танцевальных новелл, монологов. В первом отделении показаны «Умирающий лебедь», «Полет Тальони», «Па де катр», «Качуча». Якобсон отстаивал свой взгляд на эпохи классицизма и романтизма и свое отношение к традициям. Балетмейстер заново поставил номер «Умирающий лебедь» как соло балерины. Во всем остальном сходство искать бессмысленно. Фокинский лебедь – горделивый и благородный, символ покоя, красоты погибающей. А Якобсон при постановке отталкивался от названия. Хореограф ломает классические линии, ставя миниатюру о мечущейся птице, трагически воспринимающей смерть и борющейся с ней. Тема раскрыта в гротескно-кричащей пластике. Сочиняет танец в споре с классиками; лишает хореографию гармонии, отказываясь от красоты линий.
Якобсон чужд всякой идеализации, у него материалистический взгляд на мир. Даже в возвышенных дуэтах, лирических адажио хореография проникнута реальным ощущением жизни и человеческих отношений. В номере «Полет Тальони» на музыку Моцарта хореограф импровизирует, изобретая сложные поддержки, призванные создать иллюзию полета. Интересует экспериментальная сторона номера. Спор с романтизмом, а точнее с традиционной трактовкой романтической темы определяет и «Па де катр» на музыку Беллини. Первое расположение группы исполнительниц воспринимается как вызов: четыре танцовщицы застыли в позах, олицетворяющих гравюру, на которой расположены Тальони, Гризи, Гран, Черрито. Девушки, взявшись за руки, ведут хоровод. Хореограф идет от музыки. Мир романтической души, плачущей об идеальном, находит в хореографии точное по мысли и трагичности интонации выражение. Романтическая тема раскрывалась в образах неземных, фантастических. Хореограф обостряет драматизм конфликта. У него материальное как символ внутренней несвободы сначала берёт верх над духовным. Но балетмейстер преобразует романтическую «жалобу» в праздник, когда коллективное одиночество – хоровод – сменяется сольными вариациями [8, стр. 74]. Кода подводит итог темы. Хореограф вновь фиксирует мизансцену гравюры. Идя от изобразительных мотивов, Якобсон осмысляет романтические конфликты в образно-поэтическом плане. На музыку Моцарта балетмейстер сочинил юмористический номер «Па-де-де». Разворачивается пародийная сценка кокетливых влюбленных. Якобсон уходит от стилизации. Он соотносит прошлое с настоящим, выявляя дистанцию между ними. Исполнители разыгрывают сценку из эпохи париков и масок. В вечном споре музыки и танца за первенство в балетном театре Якобсон оставлял приоритет за хореографом. Он рассматривает музыку как источник независимого творчества [17]. Отталкиваясь от неё, свободно импровизирует, соглашаясь и споря с композитором, дополняя материал и передавая собственное пластическое видение. Музыка, живопись, литература – источники импровизационного метода Якобсона. Леонид Вениаминович – не наблюдатель и не исследователь, он живет вместе со своими персонажами, разделяя их чувства, страдания. Балетмейстер отстаивает свои взгляды, его творчество отличает свобода мироощущения, свобода от канонов, устоявшихся принципов и традиционных трактовок. Личная художественная тема хореографа – мир его идей, мыслей – нашла свое выражение во второй части программы, цикле роденовских миниатюр. От злободневных политических карикатур до исторических картин прошлого разворачивается панорама творчества Якобсона. Но в его творчестве есть излюбленная тема, к которой он возвращается снова и снова. Это тема любви. Хореограф ищет пластический язык, способный хореографическими средствами раскрыть человеческие характеры. Делает этого для того, чтобы показать мир человека во всей его психологической сложности. Именно в пространство чувств вводит зрителя роденовское отделение программы.
Собранные вместе номера образовали единый цикл. Можно говорить не об отдельных миниатюрах, а о целом, пластической поэме, посвященной разным проявлениям любви. Цикл выражен в живописной и скульптурной манере, основанной на пластике, не скованной классическим каноном. По жанру миниатюры близки к элегиям. Хореограф отождествляет себя со зрителем, рассматривающим великие творения. Скульптура начинает оживать, нам рассказывается история двух людей. Идеал гармоничной любви, личности, естественного человеческого тела нашел отражение в триптихе – «Поцелуй», «Вечная весна», «Вечный идол» [см. прил. 1]. Последовательность их может рассматриваться как три вехи человеческой жизни, три стороны человеческого чувства. Истоки пластики почерпнуты у Дункан, в античных балетах Фокина, в лексике многочисленных ритмо-пластических школ 1920-1930-х годов. В противоположность этим номерам показаны «Отчаяние», «Измятая лилия», в которых прослеживаются потрясения 20 века. Таким образом, балетмейстер показал два рода любви: гармоничной, естественной - и болезненной, трагичной. Мир якобсоновских героинь скромен, их драмы, мольбы не изменят ничьих судеб, их разочарования не обернутся порывами мести. Они просто живут своей жизнью. Их удел – любовная страсть, которой они отдаются бесприкословно. Идеальная героиня Якобсона – образ целомудренной женщины, образ нимфы – юной девы. В номере «Минотавр и нимфа» смело сопоставлены красота и уродство, сталкиваются животная страсть и непорочность. С этой миниатюрой перекликается «Измятая лилия» - монолог девушки, решенный в гротескной пластике. Хореограф отказывается от школы классической выворотности, предлагая пластические позы и положения, основанные на завернутых стопах. Движения исполнительницы неестественны, кукольны. Классические понятия en dehors и en dedans Якобсон трактует аналогично Фокину («Петрушка») и Лопухову. Для Леонида Вениаминовича деформированная пластика призвана передать трагические настроения. В «Измятой лилии» душевную сломленность, внутренний драматизм героини, переживающей трагедию, раскрывают позы и положения. В миниатюре «Паоло и Франческа» возникает мотив роковой любви. Следуя за триптихом, номер воспринимается как его эпилог – трагически-напряженный. Любовь для Якобсона почти всегда конфликтна и драматична. Хореограф показывает нам две страждущие души после падения. Какая-то преграда постоянно встает между героями, не позволяя им соединиться. «Паоло и Франческа» становится символом верности, рассказывает о любви как таковой.
Герои миниатюр-мифов – мужчина и женщина. Для них любовь – естественный путь к духовной общности. Дуэты в основном построены на партерной технике, почти не использует установленных ранее поддержек, подъемов, перебросок. По-своему соединяет линии парного танца, создавая свою логику развития и сочетания пластических тем. В миниатюрах, решенных средствами классического танца, - «Охотник и птица», «Фантазия», «Мечта», «Венский вальс», «Слепая» - Якобсон демонстрирует разнообразие движений, неожиданных поворотов, поддержек, пронизанных единым чувством, глубокой образностью. Многие миниатюры поставлены на основе народных танцев. В номерах жанровых – «Бродяжка», «Тройка», «Влюбленные», «Встреча», «Кумушки» и др. – иное выявление выразительных возможностей танца. Много фольклорных мотивов, народного юмора. Хореографа занимает русская размашистость и лихая удаль ямщика в «Тройке» И. Стравинского, неистовый, южный темперамент сплетниц в «Кумушках», немного грустный юмор и застенчивая неловкость еврейской девушки и юноши во «Влюбленных». Интересен номер «Подхалим» [см. прил. 2], звучит как сатирический памфлет. На общении героя с невидимыми зрителю знакомыми и высокопоставленными лицами и построен весь номер. Манера обращения Подхалима с каждым из них раскрывает его характер, а точнее – типическую суть образа. С одним – тих и скромен, другого приветствует угодливо-радостно, третьему подставляет плечо для похлопывания. Создавая образ, Якобсон искал такие ситуации и приемы, которые как можно злее и смешнее показали бы унизительность и комичность поведения героя. Метафоры реализованы в их буквальном значении. Подхалим то извивается, то вытягивается в струнку. Пластической формой решаются номера «Мать», «Триптих на тему Родена», «Сильнее смерти» и др. В миниатюре «Снегурочка» соединились и классика, и жанр, и пластическая форма. Балетмейстер меткими штрихами создает свою Снегурочку, совсем юную, веселую и наивную. Большинство миниатюр сюжетно, но для них характерны не последовательность событий, а реакция героев на какое-то одно происшествие. Трагизм или комедийность заключены не в ситуации, а в самих пластических образах. Чаще всего характер становится центром внимания Якобсона в сатирических номерах. Во «Влюбленных» (музыка С. Кагана), характерном танце на еврейские темы, минимум внешнего действия. Смешны и взаимоотношения молодых людей, и характеры, особенно мужской. Неуверенность молодого человека в себе, его сомнения и, в конце концов, радость, когда он, словно потеряв голову от счастья, поочередно вскидывает вверх свои длинные ноги. В «Тройке» [см. прил. 3] эффектен прием танцевального решения тройки: женщины непроизвольно наклоняются то в одну сторону, то в другую, и в конце падают из саней в снег [14, стр. 2]. Все четыре фигуры (женщины и ямщик) – яркие, колоритные. Герои разные по характеру, но они привлекательны своей жизнерадостностью.
В миниатюре «Кумушки» на музыку Ш. Аранова широко использован гротеск, а характеристики сведены к одному качеству, которое варьируется в образах пяти героинь. Балетмейстер показывает, что безобидная болтовня в молодости с возрастом превращается в страшную привычку, которая поглощает все духовные интересы человека. Разные в отдельности, кумушки озаряются одинаковыми двусмысленными улыбками, в них вспыхивает любопытство, когда сходятся вместе и начинают нашептывать друг другу какую-то сплетню. В образах нет сложности, нет противоречивости, они вызывают смех, обличающий и уничтожающий. Героиня «Слепой» (музыка Э. Понса – Я. Хейфеца) живет в мирное время, и в танце балерина рассказывает не о том, как случилось несчастье, и не о непосредственной реакции на него, а о нравственной трагедии человека. Девушку тянет вперед желание жить, жажда познания. Внутренний накал страстей оттенялся внешней холодноватостью, отчужденностью. В миниатюре «воплощены оттенки переживаний, внутренняя борьба» [22, стр. 3]. «Птица и охотник» - маленькая трагедия [см. прил. 4]. Охотник ранил птицу, затем хотел поймать. Пока у нее были силы, она ускользала от него. Пластика птицы соткана из прямых ломающихся линий, острых углов; вытянутые руки, прямые кисти. В миниатюре на первом плане – взаимоотношения героев: насильственная смерть птицы и невольная вина охотника. Трагическое рассматривается как результат сложности жизни. Классический танец есть в миниатюрах разных жанров – в «Венском вальсе», «Слепой», «Птице и охотнике». Героиня «Слепой» поднимается на пальцы, делает движения классического танца только в моменты душевного подъема; акробатические поддержки в «Венском вальсе» выражают полноту сил и чувств героев, также их игривость и легкомыслие. В «Птице и охотнике» классический танец возникает как основное средство воплощения сюжета, образа птицы. В миниатюре «Размышления» нет фабулы и конкретных образов. Герои воплощают только духовное начало характеров, освобожденных от быта и условностей времени. Балетмейстер использовал классику и по-своему трансформировал ее. Традиционные формы обогащал вольными комбинациями, подсказанными фольклором, свободной пластикой, гротеском. Акробатические поддержки, введенные в обиход Лопуховым, нашли свое место в лексике балета. При всей разнице эстетики Якобсона и последователей Петипа, деятельность советского балетмейстера в области классического танца – вклад в процесс его развития, обогативший и лексику, и систему балетного театра. Вместе с тем обращение к классике, которую Якобсон много лет отрицал, способствовало становлению его собственного метода. В постановках продолжает и развивает лучшие традиции русского балетного театра, в частности традиции М. Фокина, Ф. Лопухова. Каждая миниатюра рассказывает о чем-либо, показывает разные характеры. В спектакле чередуются высокое и смешное, трогательное и страшное. Каждая миниатюра – художественно претворенный в искусстве кусочек действительности, опирающийся на творческое наследие великих балетмейстеров прошлых лет.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 508; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.02 с.) |