Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарождение и развитие хореографической миниатюрыСодержание книги Поиск на нашем сайте
Хореографическая миниатюра издавна существует в русском балетном театре наряду с одноактным и многоактным спектаклями. Родилась внутри балетного спектакля [15, стр. 5]. Период расцвета этого жанра настал в первой четверти 19 века, когда на сценах Москвы и Петербурга исполнялись балеты-дивертисменты из народной жизни, прежде всего связанные с тематикой Отечественной войны. В дивертисментах И. Аблеца, И. Вальберха, А. Глушковского, И. Лобанова сжатый сюжет объединял отдельные замкнутые по форме вокальные и танцевальные номера. Изредка включались классические сольные и дуэтные танцы с цветами, шалями и тому подобными атрибутами анакреонтического балета. Преобладали русские, украинские, польские, татарские и другие характерные танцы: они представляли собой театрализацию народных плясок и исполнялись на голоса народных песен. Танцы становились предшественниками хореографических миниатюр, когда их персонажи были характерными, действовавшими в той или иной определенной ситуации. Особым успехом пользовались дивертисменты «Семик, или Гулянье в Марьиной роще», «Гулянье на Воробьевых горах», «1 мая, или Гулянье в Сокольниках». После разгрома декабрьского восстания традиция балетов-дивертисментов утратила свой первоначальный народно-патриотический дух. Характерные номера теряли свою подлинную народную основу и подвергались стилизации. Процесс распада традиции длился несколько десятилетий. Псевдонародной стилизации танца была хореографическая миниатюра «Мужичок», поставленная в 1865 году Мариусом Петипа. Исполнительница главной роли М. Суровщикова-Петипа выходила на сцену в алой шелковой рубахе, шароварах, лаковых сапожках и в шапочке, украшенной павлиньим пером. Изящество наряда заявляло о характере номера. Вокруг «Мужичка» разгорался спор между верхними рядами и деятелями революционной демократии. Одни восхищались постановкой, другие – высказывали возмущение. К концу третьей четверти 19 века хореографическая миниатюра как часть балета-дивертисмента сошла на нет. Дивертисменты потеряли объединявший их общий сюжет, получили чисто развлекательное назначение и явились интермедией в спектакле, составленном из нескольких драматических, оперных или балетных произведений. На рубеже 19-20 веков дивертисменты превратились в смешанные концерты, которые чаще практиковались в летних театрах столиц и пригородов. Преследовали лишь развлекательные цели. Внутри многоактных балетных спектаклях судьба хореографической миниатюры складывалась иначе. В балетах Петипа второй половины 19 века она обретала все большую художественную самостоятельность. В балеты посредственных композиторов он начал вводить отдельные номера на высококачественную музыку. Самым значительным опытом в этом роде была хореографическая миниатюра «Оживленный сад» на музыку Л. Делиба. Петипа ввел малую форму в возобновленный им балет Жюля Перро «Корсар» Ц. Пуни. Высоким достижением Петипа в области хореографической миниатюры внутри многоактного спектакля были дивертисменты балетов Чайковского и Глазунова. В «Спящей красавице» номера дивертисмента разнообразны. В пантомиме «Мальчик с пальчик и его братья» ярко выражена фабула; Белая кошечка с Котом то ластятся друг к другу, то царапаются, вызывают ассоциации с влюбленной парой; в дуэте Голубой птицы и принцессы Флорины, решенный средствами классического танца, фабула отсутствует совсем, а содержание раскрывается в хореографическом развитии. Михаил Фокин продолжал традиции Петипа. Его деятельность была важным этапом в истории хореографической миниатюры. Если раньше этот жанр чаще всего растворялся в других жанрах, узаконенных эстетикой музыкального театра, то в творчестве Фокина он занял самостоятельное место, существенное для развития балета. Балетмейстер создал множество одноактных балетов. Лишь некоторые можно отнести к жанру хореографической миниатюры. Их принадлежность определена рядом признаков. Вместо развернутого сюжета они воспроизводят сюжетную ситуацию, без обязательной завязки и развязки. Действие, мысль, настроение однолинейны. И в драматургии, и в музыке проводится одна тема без ответвлений и подробностей. Любой номер «Шопенианы» является примером хореографической миниатюры, а балет в целом – примером сюиты хореографических миниатюр. Тема любви, развиваясь в форме своеобразного танцевального рондо, достигает высшего взлета в коде и, затухая, утверждается в финале, возвращающем к музыкально-хореографическому рисунку экспозиций. Отдельная миниатюра сюиты сама по себе подобного развития не имеет и каждый раз представляет собой лирический «танцевальный момент». Такой сюитой стал и «Карнавал» Шумана, где каждая танцующая пара исполняет свою хореографическую миниатюру. Пример самостоятельной миниатюры Фокина – «Призрак розы» на музыку «Приглашение к танцу» Вебера, где душа девушки в весенней мечте соединяется с душой цветка. «Умирающий лебедь» на музыку Сен-Санса – трагический этюд, в котором балетмейстер и Анна Павлова приумножили мировую славу русского балета. В миниатюрах Фокина элементы фабулы обязательны для того, чтобы была понятна ситуация. В 1920-е годы в области малой формы работали Ф. Лопухов, К. Голейзовский. Для практики Касьяна Ярославовича характерны поиски настроений, которые он слышал в музыке и старался передать в пластике. Хореографическая разработка почти никогда не шла вразрез с музыкой, но и не исчерпывала ее, конкретизация была преимущественно аллегорической. Лопухов, напротив, отталкивался от структуры музыкального произведения. Его концертные номера часто были бессюжетными; содержание их вытекало из самого нарастания темпов, из смены виртуозных акробатических поддержек. В 1930-е годы жанр хореографической миниатюры отступил перед многоактным балетом, но почти все хореографы отдали ему свою дань. Часто обращались к ней Л. Лавровский и В. Чабукиани, В. Вайнонен, А. Ермолаев, К. Сергеев. С. Корень и Н. Анисимова создавали концертные номера преимущественно в области характерно-бытового танца. Темпераментные испанские, венгерские, цыганские пляски то искрились удалью, весельем, то туманились раздумьем и печалью. В области миниатюры распространились свои правила. Особенно популярным стал дуэт – встреча юных влюбленных. Одетые в облегченные современные костюмы, иногда спортивного характера, герои номеров были поразительно одинаковы, какая бы музыка ни звучала и какие бы танцовщики их ни исполняли. Из танца в танец переходили те же самые движения и поддержки, а главное – одинаковое настроение веселой беззаботности. В 1950-х годах кризис малой формы балета обострился. «В последнее время развилось какое-то пренебрежение к малым формам» [2, стр. 156]. Но постепенно хореографическая миниатюра стала появляться в репертуаре многих театров, постановках балетмейстеров. Особых успехов в данном жанре достиг Л. Якобсон.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.133.251 (0.008 с.) |