Упражнения на интенсивное физическое взаимодействие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на интенсивное физическое взаимодействие



 

       Упражнения этого типа призваны решать задачи, которые встают перед руководителем в первой трети тренинга, т.е. в течении 3-4 занятий.

       Помогают решать следующие задачи: пристроиться к клиенту в его собственной активности. Подросток – быстрый, активный, подвижный. Необходимо пристроиться и овладеть детьми в их собственной активности. И наоборот, они присматриваются к руководителю. Это способствует установлению доверительного контакта. Нужно укатать группу, чтобы она устала. Для того, чтобы они сели, вздохнули и посмотрели друг на друга. Но в основном это вспомогательные упражнения. Иногда надо наоборот дать возможность подвигаться после спокойных рефлексивно-познавательных процедур. Это групповые упражнения, которые включают всю группу. Руководитель включен, он наравне. Их можно повторять несколько раз. Они обладают внутренней мотивацией.

       Типичные упражнения. В каждом типе есть ядерные и маргинальные. Ядерные относятся, в основном, к одному типу, маргинальные могут относиться к нескольким сразу.

       Упражнение: "Меняются местами те, кто…". Группа, как всегда, сидит на стульях в кружок. Одного стула не хватает. Начать нужно с себя. Вводится правило: "У меня нет стула. Я хочу организовать ситуацию таким образом, чтобы у меня был шанс сесть на чей-нибудь стул." Для этого я объявляю: "По моей команде и как можно быстрее меняются местами все те, кто обладает каким-либо свойством, которое я сейчас назову." Свойство должно быть каждый раз новое. Игра имеет самоподдерживающую мотивацию. Если группа плохо раскачивается, то водящий водит, а свойство называет руководитель. Далее речь идет о скорости произнесения слов. На ведущем при этом лежит техника безопасности (стулья ломаются). Противопоказано тем, кто плохо себя чувствует. Упражнение нужно включать не встык с представлением. Но в первый день одна игра должна быть проиграна. Как закончить? Вводится правило: "Заканчиваем игру, если следующие трое водящих меняются с первого раза. Или если назвали свойство, которое уже было."

       Упражнение: "Леди и джентльмены". Дети с закрытыми глазами меняются местами с тем, кто сидит напротив. В отличие от первого упражнения здесь единица полная: организуется рефлексия после микропоступка. Группа сидит на стульях в круг. Желательно иметь внешние глаза и уши, нужны зрители. Если подростков много, можно взять двоих из разных концов круга. Они сидят с открытыми глазами и потом рассказывают, что же произошло. Инструкция: "Посмотрите на того, кто сидит напротив вас. Сейчас вы закроете глаза и все вместе пойдете и поменяетесь местами с тем, кого вы выбрали. Пока вы не сели, глаза не открывайте".

       Это острое упражнение. Если я не предупрежу, могут быть травмы. Поэтому далее я говорю: "Давайте работать внимательно, осторожно, спокойно как леди и джентльмены". Это упражнение тоже имеет внутреннюю самоподдерживающую мотивацию. Когда даю вторую часть инструкции, не известно в каком темпе выполнять упражнение. Как леди и джентльмены – это как? С какой скоростью? Это медленно и неуверенно или уверенно и быстро? А как выйдет, как получится. На самом деле я сделал домашнюю заготовку. Я заведомо раньше, т.е. когда 2-4 человека не успели еще сесть командую "Стоп!", "Замри!". Они стоят, а все сидят. Они немного постоят и нужно начать разговор них с теми, кто сидит. "Что проявилось в этом упражнении, как в личности?". "Да, медлительные, но очень честные." Есть возможность высказать и положительные и отрицательные характеристики. Их обязательно должно быть поровну. Во всяком случае, отрицательных не больше, чем положительных. Если надо – уравновесить самому. Спросить "глаза": "Что произошло?", "С кем ты мысленно шел?", "Кто конкретно как шел?". Нужно дать возможность высказаться тем, у кого были острые ощущения.

       В первом прогоне можно не обсуждать, т.к. далее идет серия повторов с дооснащением. Каждому следующему надо себя испытать немножко больше предыдущего. Можно включать временной контроль. "Я считаю до 10. Кто не успел поменяться - с того фант". Фант можно не использовать, просто ввести, чтобы включить спортивную мотивацию.

       Делаем полное упражнение (т.е. с рефлексией) затем я говорю: "А за 9?", "А за 8?". Я утрирую, заставляю быть активным, хитрить. а хитрец всегда виден, следовательно будет обсуждаться, "вылезут уши" и они будут обсуждаться "глазами". "Глаза" каждый раз меняются. Затем снимаю ограничение времени и говорю: "Делайте медленно, медленно, спокойно, получите удовольствие. Можно даже поговорить". Что чувствовали с контролем времени и что без контроля времени - потом обсуждается.

       Через два занятия можно повторить.

       Другое дооснащение. Они начинают использовать техники: меняются не с тем, кто напротив, а с тем, кто рядом. На корточках, между ног, не через центр, а по кругу и т.д. Один парень закрыл глаза, взял с собой стул и поменялся.

       Из тех, кто остался, когда я сказал "Стоп!", я беру самого податливого и говорю ему: "Становись в центр круга и всех, кто тебя коснется - лови". Инструкция: "Поменяться, но не коснувшись человека в центре." Затем я ставлю двух человек (из тех, кто задел).

       Выполняем это упражнение несколько раз в исходной форме, а потом после 2-4 прогонов я говорю: "А теперь новое. Будьте внимательны. Сейчас мы закроем глаза и поменяемся с кем-то, кто напротив нас. Но сев на стул, глаза не открываем, а проверяем, есть ли рядом с нами пустое место. И если есть, то стучим по стулу, чтобы другие сели". Если я участвую, то командует мой помощник за меня. Я говорю: "Когда я увижу, что все сели на места (глаза еще закрыты), я хлопаю в ладоши. По этому сигналу я очень прошу вас - поизучайте в течение 1-1.5 минут руками своего правого соседа. Не стесняйтесь, изучайте так, чтобы опознать или чтобы запечатлеть его, чтобы отгадать его потом, когда вы станете зрячими." Надо сказать это четко, артикулировано. Справа. "Через 1-1.5 минуты я хлопну в ладоши два раза и вы должны уйти от своего соседа и занять свое прежнее место. Помогаете сесть другому (стучите по стулу) и не открываете глаза." Я делаю центром внимания опознание с помощью тактильного контакта. При этом отгадывает не большой процент детей. Особенно в первом прогоне. Затем проводим опознание. Я начинаю выстраивать последовательность. "Альберт, кто сидел справа?" Он отвечает. Я говорю: "Сядьте рядом." "Как ты узнал?" "У нее джинсы." "Но ведь еще у двух девочек джинсы." То есть, мы производим ретроспекцию запоминания (следственный эксперимент). Задача: вспомнить побольше. Но надо продвигаться дальше. В первой попытке не выстроишь всю группу, т.к. первое опознание соседа с помощью ощупывания было неряшливым, табуированным. Я это показываю им. Я говорю: "Плохо вы поработали. Давайте сделаем еще раз." Я повторяю инструкцию и призываю не стесняться, без смешков, спокойно, без ажиотажа. Затем я делаю полную процедуру опознания, выстраиваю круг (15-18 человек). Того, кто опознавал, спрашиваю: "Ну, как тебе, вообще, ничего?". "Что ты можешь сказать о человеке, который тебя изучал?". Если многие не запомнили, можно третий раз прогнать, но не больше.

       Маргинальные упражнения.

       1. "Прорвись в круг", "Вырвись из круга". В этом упражнении группа дает невербальную обратную связь. Я дозирую легкость-сложность прорыва в круг (1-2-3 человека). Дозирую жесткость круга. Можно взяться за кисти рук, а можно локтями. Можно стоять спиной. Круг можно поставить в мягкую позицию с закрытыми глазами, если мне надо повысить самооценку того, кто прорывается в круг.

       2. "Паровозик". Я говорю: "Сейчас мы раздвинем стулья как можно шире, закроем глаза, все встанем и сделаем три шага в любом направлении." Чтобы группа случайно распространилась в пространстве. "Мы работаем честно, с закрытыми глазами. Мы должны как можно быстрее найти человека...(далее я указываю свойство, очень наглядное для рук, например, человек в очках, в шляпе, которую я сразу надеваю, коса и т.д.). Лучше, если 2-3 человека. Им я говорю: "Не стойте, тоже ищите, двигайтесь." Если группа разогрета, то получается паровозик, гусеница, т.к. я говорю:"Если нашел - пристройся сзади. Если кто-то уже есть - пристройся за ним."

           

Психологический практикум

       Он объединяет много упражнений из популярной литературы по психологии, демонстрационные пробы, которые можно провести в условиях группы. Они носят вспомогательный характер, для заполнения пауз. Если занятие происходит на уроке психологии, то могут занять весь урок. Их можно давать для отдыха, для смены ритма, после чая.

       Упражнение: "Испорченный телефон". Я объявляю, что нужны добровольцы 4-6 человек. Они должны рассчитаться по порядку и уйти за дверь подальше, чтобы ничего не слышали и не видели. Я заготавливаю журнал с большой по сюжету картинкой: рисунок, картина, репродукция. Общие требования к картине: 1) незнакомый для подростков материал; 2) побольше действующих лиц, многофигурная ситуация. Далее я спрашиваю: "А есть здесь те, кто хочет проверить свою зрительную память?". Или поднимаю любого. "Сейчас я на 30 секунд покажу тебе картину. Тебе надо как можно внимательнее на нее посмотреть, т.к. ее содержание ты опишешь как можно подробнее следующему." Картинка ни в коем случае не показывается зрителям. Записывать нельзя. Затем я вызываю первого из очереди за дверью и говорю ему: "Сейчас тебе расскажут содержание некоторой картинки. Будь внимателен, запоминай все как можно более полно и точно, потому что тебе придется то же самое пересказать следующему. Спрашивать можно, но лучше сначала выслушай." Группе я говорю: "Эмоций сколько угодно, но не подсказывайте." Это упражнение можно интерпретировать в психологических терминах. Можно прогонять несколько раз, хотя и не встык.

       Упражнение: подстраховать снизу руку барьером, и между указательным и большим пальцами бросать новую купюру. Необходимо поймать купюру пальцами.

       Упражнение: на внимательность. Из актерских проб: а) один человек совершает паттерн поведения из 10-12 отрывков и нужно как можно точнее повторить. Делаю 10-12 движений от двери и сажусь. Кто-то повторяет; б) бросить на стол монеты, другие предметы. Все смотрят 10-15 секунд. Затем что-то поменять. Кто-то отгадывает, что исчезло или появилось; в) взять 10-20 грецких орехов, яблок, апельсинов. Каждый берет себе и очень внимательно рассматривает. Затем все кладется на стол, перемешивается и каждый ищет свое; г) на чувсво ритма. Я отбиваю ритм и прошу кого-нибудь повторить.

       Такие упражнения нужны после чая, когда дети не расходятся еще, но и не начинают разговор о том, что было и ждут чего-то.

           

Интеллектуальные задачи

 

       Этот возраст сензитивен к таким задачам. Это, например, все задачи со спичками. Задачи на пространственно-логическое мышление и на способность к дедукции.

       Игра "МПС". МПС - это Мой Правый Сосед. Из вызвавшихся добровольцев я выбираю тех, кто не знает, что такое МПС. Они выходят за дверь. Остальным я объясняют, что это такое и договариваемся в кругу о том, что тот, кто войдет должен отгадать, что такое МПС, задавая любые вопросы любому человеку. Кроме прямого вопроса.

       Упражнение: "Кто хочет проверить способность рассуждать логично?". Того человека за дверь. В это время я прошу группу взять стулья и рассесться в комнате совершенно случайно. Затем предлагаю загадать кого-то из участников, кого должен будет отгадать вошедший. Я говорю: "Немножко подвиньте свой стул или сядьте так, чтобы каждый мог сказать однозначно - справа или слева от него сидит этот человек". Вошедшему даю инструкцию: "Мы загадали одного из нас. Ты должен отгадать, кого именно. У тебя есть одно средство. Ты можешь каждому из нас задать один из двух вопросов. Первый. "Он от тебя справа?" Второй. "Он от тебя слева?". Тебе ответят "Да" или "Нет". И на пересечении ответов на этот вопрос ты должен отгадать того, кто нами задуман."

       Здесь и пространственное мышление и логика. Если у него не получается - можно разрешить задавать еще вопросы. Если есть очередь - надо ее исчерпать. Далее - усложнять. Появится новая очередь. Дооснащение. Без ведома отгадывающего мы в группе договариваемся о том, что все девочки говорят правду, а мальчики обманывают. Когда входит следующий - можно поменять: девочки обманывают, мальчики говорят правду. Далее можно вернуть в исходное положение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.01 с.)