Упражнения на получение нового сенсорного опыта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения на получение нового сенсорного опыта



 

       Эти упражнения характеризуются следующими свойствами: 1. Носят явный характер испытания. 2. Индивидуальные упражнения, но с хорошим мотивационным потенциалом. Испытание одного участника повышает мотивацию другого, в итоге вся группа может пройти задание. 3. Эти упражнения экологически валидны, т.е. они взяты у самих подростков, не чужды им. 4. Это полные упражнения, т.е. всегда выдерживается структурная единица тренинга: микропоступок и чувственная рефлексия по его поводу. Они охотно обсуждаются. 5. Их легко дооснащать.

       Общий принцип конструирования - выключается одна сенсорная модальность и нагружается другая. В основном выключается зрение и идет нагрузка на тактильные ощущения, вестибулярный аппарат, обоняние. Общий принцип построения - подросток ставится в ситуацию, в которой он заведомо должен испытать этот новый сенсорный опыт. Зрители наблюдают и обсуждают с ним то, что произошло, что он почувствовал. Есть две сферы этого нового сенсорного опыта: 1) новый сенсорный опыт по отношению к предметному миру. 2) к живому миру.

       Типичные (ядерные) представители упражнений.

       Упражнение: "На новые вестибулярные ощущения". Присутствуют в каждом тренинге. Они интересны и богаты содержательно. "Девушка на стуле". Инструкция: "Кто хочет себя испытать? Я хочу, чтобы вызвались девушки." Если вызвалось несколько человек - то лишних за дверь, пусть подождут." Но это не обязательно. Девушка садится на стул глубоко и удобно. Закрывает глаза и не открывает ни при каких условиях. Ни о чем не думать. После этого два парня бесшумно (тихо или группа может шуметь) подходят к стулу и поднимают его. Можно повертеть стул. Покачать его. Но главное - техника безопасности! Со следующим испытуемым можно устроить американские горки - восьмерка в двух плоскостях. Лучше с закрытыми глазами. Опрос добровольца ведется в простой форме: "Ну как?", "На что это похоже?", "Что ты ощущала?", "Что произошло?", "Это было интересно, нужно?", "Это женское или мужское?". Но сначала слушаем самоотчет. Спрашиваем тех, кто наблюдал: "А как тебе было видно?", "Ты переживал за нее?". Когда наговорились с первым, можно позвать следующего и его испытать. Парней я не испытываю. Для них есть более существенные вещи.

       Упражнение: "Парень на стуле". Более жесткая форма. Техника безопасности! Молодой человек становится ногами на стул. Он должен немного постоять - подрожать. В это время с ним разговор: "Ну, как, с открытыми или с закрытыми глазами? Давай с закрытыми! Со страховкой или без? Давай без страховки, ну давай!" и т.д. Глаза завязывать не надо! Если хочет - сам закрывает. За дверь никого не надо - очередь здесь же. "А кто тебя будет поднимать парни или девушки? Кому доверяешь?". Ребят нужно потренировать, нужны сильные. Стул должен быть ровным. Руководитель подстраховывает. Рядом не должно быть ничего острого, опасного. Должен быть высокий потолок. Это испытание. Подростка поднимают за ножки стула на разные уровни высоты. Это эмоционально-насыщенное упражнение. Сначала непроизвольные высказывания зрителей: "Как тебе, Вася? Выдержал - не выдержал. Кому сопереживал - ему, тому, кто поднимал или мне - у меня сердце билось. А ты хочешь? Ты готов? Нет, я не буду тебя испытывать, но ты готов?". Далее самоотчет. "Что ты чувствовал, на что похоже, как сам считаешь - выдержал - не выдержал?" и т.д. Можно прервать обсуждение и следующий пробует себя.

       Дооснащение. Девушка с парнем. С парнем можно девушку, которая боится. А потом ее одну. Вдвоем и сложнее и легче. Потом сравниваем: когда вдвоем и когда один (одна). Пара на стуле делает в паре же и восковую палочку (один падает - другой ловит).

       Упражнение: "Слепой и поводырь". Нужно добрать группу, чтобы были пары парень-девушка, в крайнем случае две девушки. Один "ослепнет" на две минуты. Другой - поводырь. Инструкция: "Поводырь - вы активны. Познакомьте слепого со всем важным, что есть в комнате (пусть хоть языком лижет). Вот вам 5 минут". Можно подсказать с чем знакомиться: ступени, острые ручки, дверь, окно, стулья, люди, столы, проходы, шторы, выключатели и т.д. Потом спрашиваем слепого о его ощущениях.

       Вторая инструкция: "Активен должен быть слепой - он должен опознать предъявляемые ему вслепую различные предметы." Вслепую он опознает предметы. Предметы: все выше перечисленные, также включаются зрители и вытаскивают все, что у них есть. Предметов 10-12. Не подсказывать. Опознавать можно ногами.

       Третья инструкция: "Поводыри, отпустите слепых, идите рядом, не дотрагиваясь до них. Пусть идут сами. Страхуйте только в опасных случаях". Испытываешь удивительные ощущения, когда ходишь слепым по большому пространству. Это все потом обговаривается. После этого организацуется процедура рефлексии. Удачной была бы обязательная форма проговаривания своих ощущений каждой парой. Помочь им можно вопросами: "Что ты почувствовал?", "На что это похоже?", "Что было нового, самого непонятного, таинственного?", "Было ли больно?", "Как тебе твой партнер?", "Ты уверен в нем?", "Он помогал тебе или мешал?", "Что ты хочешь ему сказать?". Вопросы должны касаться: 1) предметного мира; 2) партнера. "Что необычного?", "Что можешь сказать о партнере?". У поводырей создается соответственно мотивация поменяться местами и я даю новое задание:

       Упражнение: "Врежься в меня". Оно богато своими возможностями. Основная функция: человек переживает ситуацию встречи с "живым пространством", не с телом, т.к. он не врезается в тело - человек отходит назад (в сторону). Нужно добраться до переживания "живого пространства". Этот опыт переживания виден и для зрителей, т.к. динамика поведения участника меняется при входе в "живое пространство": он закрывается, притормаживает, загораживается, выпячивает плечо и т.д. В обсуждении: "Какой он был в этот момент?". Внешне и внутренне.

       Упражнение. "Нож в масло". Доброволец врезается в группу. Оснащение: я ставлю 5-6 стульев спинками друг к другу и раздвигаю их, делая коридор. В середине я забиваю его "пробкой" из всей группы. Желающих добровольцев выставляю за дверь, чтобы не видели. Страхующий задает направление и подстраховывает.

                                стулья стулья стулья

доброволец                     группа                                   страхующий

                                стулья стулья стулья

       Пока доброволец готовится с закрытыми глазами я готовлю, тренирую группу чтобы они быстро и бесшумно рассосались по спинкам стульев. "Сначала доброволец идет спокойным или быстрым шагом" - я говорю. Пока он идет - они бесшумно расходятся. Страхующие меняются.

       Инструкция: "Я хочу тебя испытать. Верь мне, все будет нормально. Ты видишь - вот твои друзья. Хочешь, я тебе завяжу глаза. Во-он ориентир. Иди спокойно, ничего не бойся, я гарантирую, беру ответственность на себя, врежься в группу. Попробуй, у тебя выйдет."

       Нужно дать высказаться и добровольцу и группе. Это упражнение можно повторять, тренируя того, кто сплоховал: замедлил, не врезался, испугался, т.е. здесь есть естественные резервы. Затем парное упражнение: один смелый и несмелый. Идут друг за другом в затылок. Затем делаем коридор широко и они идут за руки. Парой можно врезаться и в одного человека. Всегда с закрытыми глазами.

       Упражнение: "Запах девушки". Доброволец сначала с открытыми глазами нюхал каждую девушку. Затем с закрытыми глазами нюхал и опознавал (называл имя или описывал внешность). Упражнение 2: "Запах и юноша". Если найдется смелая девушка, то ей дается задание определить по запаху парней.

 

     Упражнения на речевые действия

       Эти упражнения наиболее полно отражают суть тренинга. Я использую терминологию, которую ввел Петр Яковлевич Гальперин. В теории о формировании действий он четко различил четыре типа действий. Основанием для классификации является характер предметности исполнительной части действия. П.Я. Гальперин писал: "Всякое действие состоит из исполнительной и ориентировочной части. Ориентировочная часть - автоматизируется, интериоризируется, обобщается и уходит внутрь. Удел предметной части - предметная форма, в которой только и может быть выполнено действие. Представьте себе стакан воды и мысленно выпейте его. Вы утолили жажду? Нет. Сколько бы вы не представляли, вы не напьетесь, пока не возьмете реальный стакан с водой. А предыдущее все было ориентировка." Классификация действий по Гальперину: 1) физические действия с физическими телами; 2) перцептивные действия с образами; 3) умственные действия, предметами которых являются понятия (любые: научные, обыденные и т.д.) и представления; 4) речевые действия - предметность в словах, направлены на свое или чужое поведение - команды ("Открой дверь", "Сядь", "Встань" и т.д.). Есть и другие речевые действия: "Я верю тебе", "Не верю", "Я надеюсь", "Я люблю". К речевым действиям относится комплимент, умение красиво поздороваться, поздравить с днем рождения, сказать тост. Упражнения на речевые действия - это обучение. Эта часть тренинга может быть красиво оформлена. Решает дополнительные задачи, связанные с организацией взаимоотношений, например, между мальчиками и девочками в группе. Выполняет диагностические функции.

       Упражнение: Я прошу группу глубоко сесть в стулья, расслабиться, закрыть глаза и молча представить себя там, где им хорошо. Это привычное место, или место, где они хотят оказаться. Кто где. Я каждого спрашиваю, где он. Когда кто-нибудь говорит, что он за столом, я говорю: "Стоп!". Открыли все глаза. У нас праздник, день рождения. То, что он (она) сказал, все это сейчас есть. Он именинник. Скажем ему добрые слова. Поиграем в тосты." Исходя из ситуации я могу выбрать: обязательно для каждого или добровольно, тренинг или отдых, обучение или несколько образцов. Можно превратить в обязаловку: каждый должен произнести тост. Это зона ближайшего развития. Можно дать задание придумать тост, поздравление человеку, который находится среди них. Можно дооснастить второй половиной: "Что запомнилось?", "Что было необычного?", "А Валера тебе какой тост сказал?", "Поменялось ли у тебя отношение к человеку?". Когда сказали все тосты, я говорю: "Давайте сделаем шаг назад. Представим. что мы еще только входим к имениннику в дверь. Подарите подарок, цветы. Произнесите эти слова, слова поздравления. Можно взять сухой букетик цветов для именинницы. Несколько примеров того, как дарятся цветы.

       Упражнение: "Комплименты-Комплименты". В этом упражнении хорошо стимулирует участие в нем использование соревновательной мотивации. Два подростка любого пола встают в центре группы и по очереди говорят комплименты. Побеждает тот, кто последним говорит комплимент. Если кто-то побеждает, тогда вызывается другая пара. Упражнение: "Комплименты-Ругательства". Один говорит комплименты, другой ругает его. Влияет очень сильно, изменяет человека. Не нужно их все сразу давать. Вставлять в нужный момент.

           

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.007 с.)