Общие методы психологии труда 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие методы психологии труда



Общими психологическими методами, которыми пользуется психология труда, является анализ документов, методы опроса (беседа), анкетирование и т.д.), наблюдение, эксперимент и моделирование. Каждый из этих методов может применяться на различных этапах исследования в соответствии с поставленной при этом задачей.

I. Анализ документации чаде всего применяется на первом, ознакомительном этапе работы. Он дает общее представление о трудовой деятельности, знакомит с основными проблемами, задачами и т.д. При анализе рекомендуется пользоваться следующими материалами:

1) знакомство с литературой по данному виду деятельности (монографии, статьи);
2) освоение основной терминологии;
3) изучение технологического описания трудового процесса;
4) анализ отчетов о работе;
5) анализ аварийных ситуаций;
6) изучение материалов о травматизме,
7) анализ брака (на основе изучения актов);
6) журнал дежурств;
9) анализ служебных карт и характеристик работающих;
10) материалы о текучести кадров;
11) медицинская документация.
II. Метод опроса специалистов применяется для выявления тех факторов, которые трудно поддаются наблюдению или эксперименту и выступают в двух формах:

- беседа - метод получения ответов на основе непосредственного общения с опрашиваемым. Как научный метод беседа отличается четко поставленной целы), плановостью, точностью формулировок. Как отмечается, положительными качествами беседы является: гибкость, адекватное понимание вопросов;
анкетирование, т.е. получение письменных ответов на поставленные вопросы, может проводиться в двух типах: по типу "свободного ответа'' (ответ пишется в произвольное форме) или по типу "выбранного ответе" (нужно подчеркнуть один из заранее обусловленных ответов). Анкеты второго типа легче поддаются формализованной обработке. Положительная сторона анкетирования - возможность получения большого количества данных за сравнительно короткий срок. Недостатком является то, что в процессе ответа на вопросы возможны искажения [9].

III. Метод наблюдения - способ фиксации фактов м явлений без вмешательства в естественный ход событий с последующим объяснением их психологической природы [21]. Наблюдение за ходом рабочего процесса и поведением специалистов позволяет получать более точное описание действий и приемов работы в соответствии е производственными задачами и результатами труда. по классификации Г.Д.Пирьова [23],.наблюдение может выступать в различных формах (см. рис.1).

 


Рис.1

 


В результате анализа литературы установлено, что наблюдение может различаться и по другим показателям. Наблюдение может проводиться как;
- самостоятельное исследование по выявлению фактов, явлений с их регистрацией и последующий научным объяснением; первая фаза экспериментального исследования, где с помощью наблюдения изучаются факты и явления с целью формирования гипотезы и последующей ее проверки в эксперименте.

Наблюдение также можно различать по условиям, в которых оно проводится:

- в естественных условиях,
- в лабораторных условиях (например, тренажеры, здесь же возможны и повторные замеры),
- в клинических условиях;
по видам [23]:

- интенсивное,
- экстенсивное,
- объективно-клиническое;
по способу организации наблюдение монет быть:
- случайным (единичным),
- систематическим (имеет цель, план и методику регистрации данных). Выделяют также следующие виды наблюдения [22, 23]:
- внешнее или объективное, где исследователь не вмешивается в естественную ситуацию;
- наблюдение с частичным вмешательством исследователя, например при повторных замерах;
- самонаблюдение (здесь объект одновременно и исследователь). За последнее время метод наблюдения претерпел некоторые изменения в связи с улучшением техники регистрации данных. По методам регистрации данных различает [15,22]:
- наблюдение без применения аппаратуры {протокольная запись, специальные бланки и т.д.);
- наблюдение с применением аппаратурных методов регистрации данных (хронометрах, кино-и фотосъемка, хроноциклография, магнитофонная и видеомагнитная запись я т.д.).

Таким образом, наблюдение можно различать по целям, видам, условиям его проведения, по организации, технике регистрация данных я т.д. Обладая несомненными достоинствами, метод наблюдения имеет один существенный недостаток: он не вносит изменений в изучаемую деятельность, поэтому в ходе его не всегда могут появиться именно те ситуации, которые больше всего интересуют исследователя, метод эксперимента лишен этого недостатка.
IV. Эксперимент - считается основным методом получения научных данных в психологии. Сущность его заключается в том, что явление научается в специально созданных или естественных условиях.

Его преимущества перед другими исследовательскими методами - в следующем:
- в возможности скорректировать условия эксперимента;
- в строгости фиксация подученных результатов за счет разработки точной системы измерения и контроля различных переменных;
- в возможности повторения необходимых для исследователя ситуаций.
Существуют различные мнения о критериях классификации. экспериментов [28]. У. Эдвардс приводит следующие виды эксперимента:
- опытный, пробный;
- методический;
- практически-прикладной;
- критический.
П.Фресс подходит с иных позиций и выделяет:
- целенаправленный эксперимент, когда воздействуют на независимую переменную и изучают результаты этого воздействия;
- эксперимент при заданных условиях, когда экспериментатор не может воздействовать на независимую переменку.
Буреш, кроме того, вводит термины "исследовательский'' и "опытный" эксперимент: Р. Вудвортс и Р.Шлосберг выделяют еще качественный и количественный эксперименты.
Для отечественной психологии традиционно различают два наиболее распространенных вида эксперимента:
- естественный (он проводится в конкретных, непосредственно заданных условиях),
- лабораторный - позволяет более точно контролировать многие переменные {моделирование ситуаций в лабораторных условиях).
Г. Пирьов [23] в своей классификации не только придерживается традиционного подразделения эксперимента, но и дополняет его. Он выделяет следующие виды:
а) к лабораторному эксперименту относит классические: Вундтовские методы - метод раздражения, метод выразительных движений, метод реакций; психометрический (стандартизированные и нестандартизированные тесты);
в) естественный эксперимент различают по условиям его проведения: в условиях труда, обучения, игры.
При описании группы методов, используемых в инженерной психологии, Б.Ф. Ломов и Б.А. Смирнов [22] также придерживаются традиционного подразделения эксперимента на естественный и лабораторный. Но лабораторный эксперимент рассматривают как разновидность физического моделирования и в свае очередь подразделяют его на два вида: аналитический и синтетический.
При аналитическом эксперименте в лабораторных условиях воспроизводят только какой-то один элемент трудовой деятельности, все остальные элементы при этом сознательно исключаются. Этот вид эксперимента обычно применяется для изучения влияния различных условий на отдельные элементы деятельности. Разновидностью аналитического эксперимента являются различного рода тестовые испытания,
В синтетическом эксперименте как можно более точно воспроизводят все цели и условия данного вида трудовой деятельности. Обычно для этого используют различные модели кабин, стенды, тренажеры, имитаторы и т.д.
В психологии труда применяется также и другие виды эксперимента. Для ознакомления с ними возьмем фрагмент из классификации методов психологического исследования Б. Г. Ананьева [I] (рис. 2):

Рис. 2

 

1) Лабораторный эксперимент, который подразделяется на:
- классический (простой и сенсомоторной реакции, реакции выбора, реакции на движущийся объект),
- психофизический (определение чувствительности порогов различных модальностей),
- психометрический (изучение отдельных психических процессов: мнемических, перцептивных, аттенционных, апперцепции и т.д.).
2) Естественный эксперимент.
3) Психолого-педагогический (констатирующий и "формирующий", обучающий).
4) Социально-психологический (выявление межличностных отношений, гомеостатический метод, метод подставной группы).

Другие авторы [22,25] указывают на возможность применения различных методических подходов при проведении естественного эксперимента.

Например: I) направленное изменение структуры научаемой трудовой деятельности, т.е. по заранее продуманному плану вносятся изменения в ход трудовой деятельности; выключаются отдельные анализаторы, меняется рабочая поза, вводятся дополнительные раздражители, отвлекающие внимание испытуемого, изменяющие эмоциональный фон деятельности и ее мотивы. Данный методический прием позволяет оценить роль этих факторов в структуре изучаемой трудовой деятельности. Другим таким приемом является: 2) усложнение трудовой деятельности путем введения дополнительных задач иди искусственно созданной стрессовой аварийной ситуации и т.д.
У. В последнее время большую известность и широкое применение получил метод моделирования. Различают моделирование физическое, математическое и кибернетическое, или статистическое [16,19,22].

Моделирование - исследование не самих реальных объектов и процессов, а их искусственных заменителей - моделей Оно может быть: физическим - исследуется трудовая деятельность (либо ее отдельные стороны) в лабораторных условиях с помощью специального оборудования (тренажеры, стенды, пакеты, имитаторы и т.д.), математическим - исследование деятельности с помощью математических моделей, под которым понимается некий математический объект (формула, уравнение, неравенство и т.д.) кибернетическим (у некоторых авторов оно же статическое) - это имитация трудовой деятельности с учетом воздействия специальных факторов, обусловленных влиянием условий деятельности, процесса управления и субъекта деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 229; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.003 с.)