История возникновения и развития психологии труда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История возникновения и развития психологии труда.



Зарождение отечественной психологии труда связано с именем И. М. Сеченова. Заинтересовавшись рефлекторной природой психических процессов, И. М. Сеченов обратился к изучению роли этих процессов (прежде всего, ощущений и восприятии) в трудовых актах [97]. Он. поставил «вопрос о формировании трудовых навыков («заученных движений») и впервые показал, что в процессе обучения изменяется характер регуляции (функция регулятора переходит от зрения к кинестезии). И. М. Сеченов ввел новое понятие активного отдыха как лучшего средства повышения и сохранения работоспособности [98]. Работы И. М. Сеченова и сегодня не утратили своего значения для теории и практики.
Следующий этап развития психологии труда связан с возникновением за рубежом, а потом и в нашей стране прикладной психологии, получившей затем название психотехники. Психотехника возникла в первые годы нашего века. Предпосылкой ее развития явился запас накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научных фактов, которые находили практическое приложение в разных сферах производства, медицины, педагогики, экономической жизни. Так, изучение чувствительности анализаторов обнаружило индивидуальные различия, наводившие на мысль о том, что необходим подбор людей с более низкими порогами чувствительности для тех профессий, где требуется высокая острота зрения, слуха или других органов чувств. Наблюдения, свидетельствовавшие о различном воздействии разных цветов на психику, привели к попыткам применить цвет в качестве стимулятора производственной активности рабочих, для лечения некоторых психических заболеваний и т. п.
Второе, не менее важное обстоятельство, стимулировавшее развитие прикладной психологии, заключалось в социально-экономических условиях, в том, что переход капитализма в его высшую стадию - империализм сопровождался небывалым обострением конкурентной борьбы, усилением погони за сверхприбылью. В поисках средств для выжимания максимальных прибылей капиталисты обратились к психологии, поставив перед ней задачу повышения коэффициента полезного действия рабочих. Эта позиция предпринимателей позднее была сформулирована Робером Лаганом так: «Искусство лучше использовать энергию коллективов людей становится сейчас важнейшим фактором развития предприятий, так как в настоящее время все предприятия могут располагать практически неограниченными и равными источниками капиталов, оборудования, энергии, сырья. Единственное, чем они отличаются друг от друга, - это подбор кадров и руководство ими» [82, с. 9].
Целям капиталистической эксплуатации трудящихся служил тейлоризм, исчерпывающая оценка которому дана В. И. Лениным [1, 189]. Целям эксплуатации служила и психотехника, что бы ни говорили ее теоретики о «надклассовости» своей науки.

Одним из центральных направлений в психотехнике был профессиональный отбор, основанный на идее врожденных способностей и на принципе однозначного, фатального предназначения человека для какой-либо одной профессии. Обширнейший круг работ, направленных на изучение профессий, на разработку тестовых методик, с помощью которых стремились определить профпригодность, затмил собой другие направления. Это привело к тому, что даже в наше время понятия психотехники и профотбора часто воспринимаются как тождественные. Между тем психотехники провели немало исследований, посвященных раскрытию и устранению причин утомления рабочего, рационализации режима труда, формированию трудовых навыков, созданию необходимой трудовой мотивации, организации рабочего места. Зародышем будущего инженерно-психологического направления можно считать такие работы, как выбор наиболее рационального расположения букв на клавиатуре пишущей машинки с учетом времени двигательной реакции. Известны работы В. Штерна, посвященные критериям ценности свидетельских показаний с учетом закономерностей внимания, -памяти, влияния аффекта; на них в свое время ссылался известный русский юрист Ф. Кони. Занимала психотехников проблема рекламы: ее воздействие на сознание и подсознание человека. Английский психотехник Дилль Скотт разработал систему хозяйственной педагогики - систему воспитания рабочих и объединения их в «единые коллективы» с предпринимателями.
Но, безусловно, самое заметное место в психотехнике занимали профессиография и профессиональный отбор. Одна из ярких страниц вписана в этот раздел известным психотехником Гуго Мюнстербергом. Он разработал системы тестов для профессионального отбора телефонистов, вагоновожатых, морских штурманов, предпослав своим рекомендациям тщательный анализ этих профессий. Особенный интерес представляет предложенная им установка для отбора вожатых трамвая, позволявшая оценивать скорость действий, с одной стороны, и осторожность и бдительность - с другой. Эта установка представляла coбой барабан с бумажной лентой, который испытуемый вращал с удобной для него скоростью. В прорезях барабана появлялись цифры, обозначающие те или иные элементы дорожной ситуации, и испытуемый должен был называть буквенный индекс ситуации, которую он считал опасной. Интегральный показатель успешности объединял как признак скорости, так и признак безошибочности. Мюнстерберг писал, что он стремился воспроизвести психологическую сущность профессии вожатого, т. е., говоря современным языком, моделировать деятельность. Естественно, что такой подход позволил ему достичь значительной достоверности прогнозов; количество несчастных случаев (и убытки трамвайной компании) резко уменьшилось, а популярность психотехники заметно возросла.

Однако такие работы, как описанная выше, были скорее исключением, чем правилом в психотехническом решении проблемы профессионального отбора. Главным недостатком психотехники было механистическое понимание способности к деятельности как набора свойств, не связанных между собою и неизменных. Для диагностики способностей применялись наборы кратковременных испытаний - тестов, дававших весьма неполную информацию о тех или иных свойствах психики.

В условиях капитализма, где предложение труда всегда превышает спрос, цели профотбора и профориентации стали дополняться, а в ряде случаев и полностью извращаться целями политическими. Отбор осуществлялся не столько по критерию психологической пригодности человека к труду, сколько по принципу его политической благонадежности. Многочисленные службы профотбора и кабинеты профконсультации стали своеобразным орудием умиротворения рабочих, средством расовой и политической дискриминации.

Тем не менее, стремление психологии выйти за рамки научных лабораторий, связаться с практикой было в свое время явлением положительным, вызвавшим к ней интерес во всех странах. Издавались специальные журналы, собирались международные психотехнические конгрессы. В нашей стране психотехника как средство практического применения психологических знаний пережила период интенсивного развития в 20-е годы. В Москве, Ленинграде, Казани, Харькове и в других городах возникают психотехнические лаборатории. Широко развертывается работа по изучению профессий, ведется профессиональный отбор.
В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое общество. Издается журнал «Психофизиология труда и психотехника» (с 1932 г. он стал называться «Советская психотехника»). Наряду с применением традиционного профотбора, при котором некритически заимствовались тестовые методы буржуазной науки, советская психотехника добилась ряда несомненных достижений. Разработаны были схемы и методы профессиографии, не потерявшие своего значения до настоящего времени. Проводились исследования динамики работоспособности и утомления в зависимости от ряда факторов, изучался процесс овладения навыками. В работах передовых ученых высказывались мысли об изменчивости способностей, о возможности компенсации одних свойств другими.
Почему же в таком случае психотехника в нашей стране фактически прекратила свое существование в 30-е годы и возродилась лишь «двадцать лет спустя» уже как психология труда?

Кризис назревал внутри самой психотехники. Вместе с зарубежными методами ею заимствовалась чуждая, антигуманная по своей сути, методология. Сказывались пренебрежение к теории, погоня за цифрами без попыток проникнуть в стоящие за ними закономерности. Механистические позиции в профотборе приводили к грубым ошибкам, вызывавшим иногда необходимость накладывать запрет на отстранение людей от работы на основании психотехнических испытаний. А ликвидация безработицы в нашей стране, казалось бы, выбила почву из-под основного практического направления психотехники - профотбора.

Однако многие недостатки были уже осознаны и преодолевались передовыми представителями науки. А проблема соответствия человека его работе, проблема прогнозирования успешности деятельности в условиях острого дефицита рабочих рук лишь изменяли свои аспекты, превращаясь в задачу подбора рабочего поста, специальности, которые позволили бы человеку максимально раскрыть свои возможности и принести больше пользы обществу.
Развитие научно-технической революции после XIX съезда КПСС вновь выдвинуло на повестку дня задачу практического применения психологических знаний. Знаменательным было появление редакционной статьи в журнале «Коммунист», где перед психологией были поставлены конкретные проблемы, связанные с формированием коммунистического отношения к труду, с изучением трудовой деятельности, с трудовым воспитанием [53]. В марте 1957 г. в Москве проходило Всесоюзное совещание по психологии труда, на котором было принято решение о путях развертывания научно-исследовательских работ в этой области. Были названы теоретические проблемы, решение которых должно было служить научным обоснованием практических выводов. Среди них отмечались закономерности процесса овладения профессиональным мастерством, законы перестройки, трудовых навыков, законы изменчивости профессионально важных свойств человека и целый ряд других [17, с. 341]. Эти события знаменовали начало нового этапа в развитии советской психологии труда.
За 20 лет, предшествовавшие этому этапу, в психологической науке произошли большие изменения. Были разработаны теоретические и методологические основы психологии. Выросли квалифицированные кадры психологов-материалистов, психологов-экспериментаторов. Прикладные исследования стали разворачиваться на новом уровне.

Характерной особенностью психологии труда 50-х - 70-х годов является преодоление сугубо прикладного ее характера. «Психология труда перестает быть только специальной ветвью психологии, ее теоретические проблемы становятся также важнейшими проблемами общей психологии человека» [56, с. 32].
Разработка теории личности в советской психологии привела к глубокому проникновению в психологию труда личностного подхода. Субъект труда рассматривается как сплав свойств индивида и личности [5].
Бурное развитие -инженерной психологии, ставшей самостоятельным, чрезвычайно продуктивным направлением психологии труда, привело к перестройке ее понятийного аппарата, ставшего благодаря обогащению технической терминологией не только более широким, но и более строгим. Прикладные задачи решаются в тесном содружестве с производством, по прямым заказам предприятий.

3. Методы психологии труда и их классификация. <

Психология труда - отрасль прикладной психологии, занимающаяся изучением психологических закономерностей в трудовой деятельности человека. Особый интерес для исследователя при изучении трудовой деятельности представляет личность трудящегося, ее способности, особенности протекания психических процессов, психологические факторы, которые побуждают, программирует и регулируют трудовую активность, а также свойства личности, через которые эта активность проявляется. Для того чтобы выявить эти закономерности, психология труда пользуется специальными приемами и методами, которые включают, в частности, методы общей психологии, а также, учитывая сложность и специфичность объекта исследования, - методы других наук и смежных психологических дисциплин. Как известно, метод - это способ исследования, т.е. форма практического и теоретического освоения действительности, подчиненная решению конкретной задачи, исходящей из закономерностей движения изучаемого объекта; система регулятивных принципов преобразующей, практической, или познавательной теоретической деятельности. В качестве метода могут выступать система операций при работе на определенном оборудовании, приемы научного исследования, способы изложения материала и т.д. [17].

Для того чтобы полнее понять и представить особенности методов исследования, проводится работа по их классификации. Так, например, имеется классификация методов психологии труда [25], классификация методов профессиографии [19], классификация методов инженерной психологии и описание отдельных групп методов [9, 15, 22] и т.д.

Нужно отметить также, что таких работ еще мало, и главным их недостатком является то, что классификации представлены неполно: метода разделены на группы, но дальнейшее конкретное наполнение в группах отсутствует; нет единого основания для классификации, что создает невозможность построения единой системы методов и сравнения их между собой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.006 с.)