Общественное движение в удмуртии во второй половине 19 века. Мултанское дело. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное движение в удмуртии во второй половине 19 века. Мултанское дело.



В вятской губернии в силу особенностей её социальной структуры (преобладание в составе населения государственных крестьян) период первой революционной ситуации не ознаменован сколько-нибудь значимыми событиями. Так как жизнь провинциального обывателя была скучна и однообразна. Постепенное пробуждение общественной жизни в вятской губернии первоначально было связано с появившейся в начале 60х годов 19 века традицией проведения при вятской гимназии и уездных училищах Елабуги и Глазова литературных вечеров, на которых зачитывались и обсуждались произведения Пушкина, Лермонтова, гоголя, Некрасова, островского. На вечерах в Елабуге, происходивших ежемесячно, собравшиеся знакомились с работами русского литературного критика, сторонника демократических взглядов Белинского. Собранные от вечеров средства шли на устройство библиотек, а в Вятке производился сбор пожертвований на установку памятника Пушкину.

Активизация общественной деятельности также во многом происходила за счёт деятельности земств на территории края. По инициативе земства в Вятской губернии с 1869 года стали проводиться съезды учителей, на которых присутствующие знакомились с прогрессивным педагогическим опытом и новой педагогической литературой. Большую роль в организации первых съездов сыграл инспектор народных училищ – Нурминский. Однако в 1874 правительство, обеспокоенное социальной активностью учительства запретило проведение. В последующий период круг вопросов, рассматриваемых на съезде значительно сузился. А после 1917 года съезды запретили раз и навсегда. В 1894 году разрешили печатать «Вятскую газету» - о методах ведения крестьянского хозяйства, а также для внушения уважения к знаниям и грамоте. Распространению демократических идей в вятской губернии способствовало и то, что край был место политической ссылки. Герцен, Салтыков-Щедрин.

Мрачным явлением российской действительности второй половины 19 века оставалась практика «ритуальных процессов», первоначально получившая распространение в западных районах страны. Легенда о человеческих жертвоприношениях возникла в средневековой Европе, для оправдания преследования евреев, получила широкое распространение в период николаевской реакции. Широкий общественный резонанс получило во второй половине 1890х годов мултанское дело. Благодаря усилиям общественных деятелей дело получило огласку не только в России но и в странах западной Европы.

5 мая 1892 года было обнаружено тело русского нищего Матюнина на тропе между деревнями. Русские крестьяне, находясь в конфликте с удмуртами соседнего села Старый Мултан и стараясь избежать судебного преследования, дав взятку приставу перенесли тело на мултанскую землю и обвинили своих соседей в человеческом жертвоприношении. Следствие проводилось товарищем прокурора Сарапульского окружного суда Раевский. Опираясь на слухи, без сомнения приняв ложную версию он проводил следствие с многочисленными нарушениями, имели место пытки обвиняемых, подлог улик. Адвокатом выступал Дрягин, которому в ходе процесса было отказано в вызове свидетелей со стороны защиты. Это вызвало у Дрягина возмущение, он подал жалобу в министерство юстиции, который вынес её на рассмотрение правительственного сената. Жалоба была удовлетворена, приговор отменён. Тем временм журналисты Жирнов и Баранов связались с Короленко и опубликовали историю процесса в местной прессе. Было назначено второе заседание по делу, которое было застенографировано Суходоевым, Короленко, Барановым. Публикуя отчёт о процессе Короленко был возмущён уровнем экспертизы. Представители прогрессивной научной общественности, Луппов, Богаевский, Магнитский, Кузнецов свидетельствовали о несостоятельности экспертиз.

Правительствующий сенат во второй раз отменил обвинительный приговор.

Третье заседание завершилось оправданием мултанцев. Дело это сыграло большую роль в изобличении самодержавия и затронуло насущные проблемы российской действительности – бесправие народа, произвол властей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.004 с.)