Вопрос №1: Основные этапы развития экономической науки. Предмет экономической теории. Ее функции. Основные методы экономической теории. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №1: Основные этапы развития экономической науки. Предмет экономической теории. Ее функции. Основные методы экономической теории.



Вопрос №3: 1) Кривая производственных возможностей.

Условия построения:

1. Экономика функционирует в условиях полного использования ресурсов и полного объёма производства

2. Ресурсы ограничены

3. Технологии неизменны

4. В экономике производятся два товара

1. КПВ является границей производственных возможностей, т.е. иллюстрирует максимальный объём производства двух товаров

· альтернативы А, В показывают, что ресурсы направлены на производство одного товара

· альтернативы С, D означают, что два товара производятся в некой комбинации

2. Точка Е – внутри кривой – показывает, что экономика работает не на полную мощность и есть возможности для экономического роста.

3. Точка F – вне кривой, при данных условиях недостижима

Точка F достижима, если:

· Увеличить количество используемых ресурсов

· Улучшить технологию производства (Например, сменить ручной труд на машинный)

Альтернативные издержки.

Альтернативные издержки (цена отказа) – это количество одного товара от которого необходимо отказаться, чтобы произвести дополнительную единицу другого товара.

Альтернативные издержки одного товара всегда определяется в другом товаре.

Закон возрастания альтернативных издержек в экономике полной занятости при увеличении производства одного блага на единицу приходится жертвовать всё большим количеством другого блага. Иными словами, производство каждой дополнительной единицы блага В связано для общества с потерей всё большего количества А.

Логическое объяснение: экономические ресурсы не универсальны в своем применении и не обладают равной производительностью в различных сферах экономики, поэтому перекомбинация ресурсов всегда связана с дополнительными затратами, которые увеличиваются.

Оптимум В. Парето: распределение ресурсов становится оптимальным, если любое изменение этого распределения ухудшает благосостояние хотя бы одного субъекта экономической системы.

Согласно критерию В. Парето (критерию роста общественного благосостояния), движение в сторону оптимума возможно лишь при таком распределении ресурсов, которое увеличивает благосостояние, по крайней мере, одного человека, не нанося ущерба никому другому.

 

Вопрос № 5: Спрос. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Исключения из закона спроса

Спрос - это потребность, подкреплённая покупательной способностью.

Закон спроса - величина спроса уменьшается по мере увеличения цены товара, то есть между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость, когда повышение цены вызывает понижение величины спроса, а снижение цены вызывает повышение величины спроса.

Факторы: изменение цен на товары-заменители, изменение цен на дополняющий товар, доходы покупателей, мода, реклама, сезонные изменения, ожидания покупателей.

Исключения из закона спроса:

1. Цена – показатель качества;

2. Товары Гиффена – покупка более необходимого количества товара вне зависимости от возрастания цены занимает основную долю в структуре потребления беднейших слоёв населения;

3. Эффект/товары Веблена – высококачественные и дорогостоящие товары, которые определяют социальный статус покупателя;

4. Инфляционные ожидания – цена и спрос возрастают.

Вопрос № 6: Эластичность спроса и факторы влияющие на эластичность спроса

Эластичность — мера реакции спроса или предложения на изменение дохода, или спроса на взаимосвязанные товары. Эластичность показывает на сколько строго выполняются законы спроса и предложения.

Эластичность измеряется коэффициентом эластичности.

Вида эластичности спроса

Эластичность спроса по цене: Кэл.спр.по.ц.= %изменения_спроса / %изменения_цены

Например цена на товар возросла на 10%, тогда возможны 3 случая:

1. Спрос сократится на 5%, тогда: Кэл.спр.по.ц. = 5/10 = 0,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.< 1, следовательно спрос не эластичен. 2. Спрос сократится на 10%, тогда: Кэл.спр.по.ц. = 10/10 = 1, имеем спрос единичной эластичности. 3. Спрос сократился на 15%, тогда: Кэл.спр.по.ц. = 15/10 = 1,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.> 1, следовательно спрос эластичен. Эластичность спроса по доходу Кэл.спр.по.д. = %изменения_спроса / %изменения_дохода_потребителей

Перекрёстная эластичность спроса Кэл.спр.перекр. = %изменения_спроса_на_товар_Х / %изменения_спроса_на_товар_У

Для взаимозаменяемых товаров коэффичиент положительный, >1.

Для взаимодополняемых коэффициент имеет отрицательное значение, <1.

Для сопряжённых товаров = 0

Предложение и его функция.

Предложение (S) - характеризует готовность продавца (отрасль или предприятие) продать какое либо количество товара в определенный период времени.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Факторы, оказывающие влияние на предложение:

1. Р – цена данного товара;

2. неценовые факторы:

· Р1, Р2,…,Рn – цены на другие товары;

· Рr, Рw – цены на ресурсы;

· T (tax) – налоги;

· S (subsidy) – субсидии;

· В – прочие факторы.

Функция предложения в неявном виде:

- объем предложения товара показывает количество этого товара, которое желает продать продавец или группа продавцов в определенный момент времени при определенных условиях.

Если все неценовые факторы предложения фиксированы, то функция предложения в неявном виде может быть представлена следующим образом: .

Эластичность предложения.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия. Е > 1

Неэластичное предложение — предложение, для которого процентное изменение цены больше процентного изменения объёма предложения. Для неэластичного предложения коэффициент эластичности меньше единицы. E<1

Коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%, то есть отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

если при увеличении (уменьшении) цены на 1% его предложение соответственно увеличилось тоже на 1%, то такая эластичность предложения называется единичной. Наклон кривых предложения дает определенное представление о степени эластичности предложения по цене товара. Чем более полога кривая предложения товара, тем большей эластичностью оно обладает. Чем круче кривая предложения, тем меньшей эластичностью обладает предложение того или иного товара. Аналогично эластичности спроса.

Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:

1. цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения;

2. способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения;

3. фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения;

4. уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены;

5. степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей;

6. технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка судов и хлебопечение)

Говоря об эластичности предложения мы должны иметь в ввиду, что эти изменения происходят во времени, и следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен должен пройти определенный промежуток времени.

Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.)

Вопрос № 8: Рыночное равновесие, мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие. Устойчивость равновесия. Рыночное равновесие - это соответствие объема спроса объему предложения.

Цена равновесия формируется в результате взаимодействия спрос и предложения.

Мгновенное равновесие, когда при изменяющемся предложении спрос растет. При этом равновесная цена очень высока.

Краткосрочное равновесие, предложение растет, но число производителей не увеличивается. Равновесная цена здесь ниже, чем при мгновенном.

Долгосрочное - устанавливается тогда, когда объем предложения растет за счет роста числа производителей и введения в производство дополнительных мощностей.

Устойчивость равновесия достигается тогда, когда отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене, а объем предложения приспосабливается к объему спроса.

 

Вопрос №9: Выгоды рыночного обмена (излишек покупателя и продавца).

Рыночный обмен осуществляется в том случае, если участники обмена получают какие либо дополнительные выгоды. Выгоды рыночного обмена выражаются в виде излишек продавцов или покупателей товара, действующих на данном рынке.
Излишки потребителей возникают, так как потребители готовы платить разные цены за товар за разный объем покупок. В то же время обмен осуществляется по единой рыночной цене.
Излишек покупателей – это разница между тем, что они готовы были заплатить за товар, и тем, что они платят.
Излишек продавцов – это разница между выручкой от реализации и той суммой, за которую он готов продать этот товар. Объясняется тем, что затраты производства на единицу продукции растут по мере увеличения объема продаж. Производитель готов реализовать продукцию, если рыночная цена возмещает его издержки. Весь объем реализуется по единичной рыночной цене. В результате продавец получает излишек- чистую прибыль.

Излишек покупателя можно посчитать на основе кривой спроса. Соотношение между величиной спроса и излишком потребителя можно показать посредством определения кривой спроса на определенное благо (например, продукты питания)

Предположим, что равновесная цена продуктов питания 30 руб. за килограмм. Стоимость первого килограмма равна 30 руб., но его ценность для потребителя – 70 руб., т.е. он готов за этот товар заплатить 70 руб., а не 30. Потребитель приобретет благо за 30 руб., поскольку его цена на 40 руб. меньше максимальной цены и оно дает избыточную стоимость. Второй килограмм также будет куплен, поскольку это дает избыточную стоимость в 30 руб. (60–30). Третий килограмм продуктов питания дает излишек в 20 руб. (50–30). Четвертый килограмм дает излишек в 10 руб., пятый килограмм продуктов питания дает нулевой излишек. Каждый последующий килограмм обладает ценностью, которая меньше его цены, поэтому покупатель предпочтет не приобретать больше продуктов питания.

Концепция излишка покупателя дает возможность усилить анализ рыночного равновесия, мероприятий государственного регулирования рынка, эффективности производства.

Концепция излишка покупателя используется для оценки налогового бремени и для определения выгод от субсидий, позволяет обосновать выгоду от ценовой дискриминации.

Излишек продавца(производителя) представляет собой дополнительные доходы, извлекаемые производителями в результате того, что цена на его благо превышает цену, по которой они готовы продавать это благо на рынке.

Поскольку эффективность выпуска благ у разных производителей различная, установление рыночной цены достаточной, чтобы сохранить на рынке даже наименее эффективного производителя, приведет к тому, что наиболее эффективные производители получат излишек. Общий излишек производителя от производства данного блага представляет собой разницу между доходом от реализации произведенных благ и минимальной суммой денег, которая устроила бы производителя при выпуске и продаже данного объема благ. Понижение цены сокращает величину излишка производителя, повышение цены, наоборот, увеличивает излишки производителя.

Концепции излишка покупателей и излишка продавцов применяются с целью определить результаты добровольного обмена. Сумма излишков покупателей и излишков продавцов показывает общественную выгоду, образующуюся в связи с существованием рынка.

 

Рис. 1                                                                                        Рис. 2

Цели:

Стабилизация и развитие экономики

Избежание кризисов

Улучшение благосостояния граждан и т.д.

Функции:

Создание и регулирование правовой основы функционирования экономики

Антимонопольное регулирование

Проведение политики макроэкономической стабилизации

Воздействие на размещение ресурсов

Деятельность в сфере распределения доходов

Антикризисное регулирование (в переходной экономике).

Государство в рыночной экономике – это система управления государством рыночной экономикой страны, построенная на необходимости вмешательства государственного регулирования в процесс функционирования рыночной экономики.

Построение модели lm.

Равновесие на денежном рынке определяет кривая LM, которая показывает все возможные соотношения Y и r, при которых спрос на деньги равен предложению денег. В рамках данной модели предложение денег составит Мs=С+Д, где С – наличность, Д – средства на текущих счетах.

Вопрос № 20: Содержание и инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики

Фискальная политика, ее цели и инструменты

Фискальная политика представляет собой меры, которые предпринимает правительство с целью стабилизации экономики с помощью изменения величины доходов и/или расходов государственного бюджета. (Поэтому фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.)

Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономического роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

 Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство.

Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, инструменты фискальной политики используются по-разному. Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую.

Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов.

Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

 

Вопрос № 24: Содержание и виды денежно-кредитной политики.

Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика государства, направленная на регулирование денежного обращения в стране, обеспечение устойчивости экономики в целом. Денежно-кредитная политика - важная форма участия государства в регулировании рыночного процесса.

Вид денежно-кредитной политики зависит от ситуации в стране. Если экономика переживает спад и в ней высокая безработица, то проводится денежно-кредитная политика, получившая название политики дешевых денег. Эта политика направлена на снижение ставки ссудного процента, что приводит к увеличению инвестиций в экономику, росту потребительского кредита. В результате создаются условия для экономического роста и уве-личения занятости. Снижение ставки ссудного процента происходит из-за увеличения предложения денег. При этом центральный банк должен проводить следующие мероприятия: покупать государственные ценные бумаги; снижать норму обязательных резервов; снижать учетную ставку.

ёВ период усиления инфляции проводится политика дорогих денег, направленная в конечном счете на сокращение совокупных расходов и совокупного спроса. Суть этой политики состоит в сокращении избыточных резервов коммерческих банков. В этом случае центральный банк: продает государственные ценные бумаги; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку.

 

Вопрос №1: Основные этапы развития экономической науки. Предмет экономической теории. Ее функции. Основные методы экономической теории.

Основные этапы развития экономической науки:

1. Меркантилизм — это экономическое учение и экономическая политика, отражавшие интересы торговой буржуазии в периоды разложения феодализма и становления капитализма (15 — 18 вв.).

2. Классическая школа физиократов. Основными его представителями являлись французские экономисты Ф. Кенэ (1694-1774), А. Тюрго (1727-1781). Они считали, что источником богатства является не торговля и накопление денег, а создание изобилия за счет «произведений земли», т. е. сельского хозяйства, в котором богатство возникает как дар природы.

3. Рыночная школа классиков. Адам Смит (1723–1790) и Дэ́вид Рикардо (1772–1823) считали, что источник богатства общества в производстве, а не в сфере обращения.

4. Марксистская экономическая теория – это направление экономической теории, целью которой является изучение закономерностей капитализма и определение его исторического места, "открытие экономического закона движения современного общества”. (Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895))

5. Неоклассическое направление «экономики». Исследует поведение экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. (У. С. Джевонс и Л. Вальрас)

6. Кейнсианское направление «экономики». Кейнсианство исходит из того, что решение проблем национального дохода и занятости нужно искать не на стороне предложения ресурсов, а на стороне эффективного спроса и его компонентов – потребительского спроса и инвестиционного спроса, а также факторов, определяющих их динамику. (Джон Мейнард Кейнс (1883–1946)).

Предмет экономической теории – исследование проблем альтернативного использования ограниченных ресурсов с целью удовлетворения безграничных потребностей.

Функции экономической теории:

1. Познавательная — позволяет анализировать отдельные процессы экономики, устанавливает взаимосвязи между этими явлениями, определяет свойства субъектов экономики (финансово-кредитные учреждения, предприятия, государство, население).

2. Методологическая — позволяет определять экономическую теорию как основу для развития целого ряда других экономических дисциплин (маркетинг, статистика, менеджмент, ценообразование).

3. Образовательная — позволяет формировать у граждан экономическую культуру, логику, основные понятия о рынке.

4. Практическая — рекомендации по совершенствованию текущей экономической ситуации, снижению уровня инфляции, увеличению валового национального продукта и т. д., разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства;

5. Прогностическая — на основе анализа экономических явлений и процессов разрабатывать направления перспективного развития.

Методы экономической теории:

1. Метод анализа и синтеза — анализ предполагает разделение рассматриваемого объекта или явления на отдельные части и определение свойств отдельного элемента. С помощью синтеза получают полную картину явления в целом.

2. Метод индукции и дедукции — при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

3. Метод системного подхода — рассматривает отдельное явление или процесс как систему, состоящую из определенного количества взаимосвязанных между собой элементов, которые взаимодействуют и оказывают влияние на эффективность всей системы в целом.

4. Метод математического моделирования — предполагает построение графических, формализованных моделей, которые в упрощенном виде характеризуют отдельные экономические явления или процессы.

5. Метод научной абстракции — позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.066 с.)