Вопрос № 6: Эластичность спроса и факторы влияющие на эластичность спроса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос № 6: Эластичность спроса и факторы влияющие на эластичность спроса



Эластичность — мера реакции спроса или предложения на изменение дохода, или спроса на взаимосвязанные товары. Эластичность показывает на сколько строго выполняются законы спроса и предложения.

Эластичность измеряется коэффициентом эластичности.

Вида эластичности спроса

Эластичность спроса по цене: Кэл.спр.по.ц.= %изменения_спроса / %изменения_цены

Например цена на товар возросла на 10%, тогда возможны 3 случая:

1. Спрос сократится на 5%, тогда: Кэл.спр.по.ц. = 5/10 = 0,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.< 1, следовательно спрос не эластичен. 2. Спрос сократится на 10%, тогда: Кэл.спр.по.ц. = 10/10 = 1, имеем спрос единичной эластичности. 3. Спрос сократился на 15%, тогда: Кэл.спр.по.ц. = 15/10 = 1,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.> 1, следовательно спрос эластичен. Эластичность спроса по доходу Кэл.спр.по.д. = %изменения_спроса / %изменения_дохода_потребителей

Перекрёстная эластичность спроса Кэл.спр.перекр. = %изменения_спроса_на_товар_Х / %изменения_спроса_на_товар_У

Для взаимозаменяемых товаров коэффичиент положительный, >1.

Для взаимодополняемых коэффициент имеет отрицательное значение, <1.

Для сопряжённых товаров = 0

Факторы влияющие на эластичность спроса

Заменимость — чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него. Например: спрос на инсулин не эластичен, поскольку этот медицинский препарат необходим больным сахарным диабетом всегда, любой ценой.

 Фактор времени — чем больше времени у потребителей для принятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.

Предметы роскоши и предметы первой необходимости — спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) более эластичен, чем на предметы первой необходимости (хлеб, молоко).

Доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей — чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос на него и наоборот. Например: при общем росте цен на 10%, потребитель скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.

Вопрос № 7. Предложение и его функция. Эластичность предложения.

Предложение и его функция.

Предложение (S) - характеризует готовность продавца (отрасль или предприятие) продать какое либо количество товара в определенный период времени.

Функция предложения определяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов.

Факторы, оказывающие влияние на предложение:

1. Р – цена данного товара;

2. неценовые факторы:

· Р1, Р2,…,Рn – цены на другие товары;

· Рr, Рw – цены на ресурсы;

· T (tax) – налоги;

· S (subsidy) – субсидии;

· В – прочие факторы.

Функция предложения в неявном виде:

- объем предложения товара показывает количество этого товара, которое желает продать продавец или группа продавцов в определенный момент времени при определенных условиях.

Если все неценовые факторы предложения фиксированы, то функция предложения в неявном виде может быть представлена следующим образом: .

Эластичность предложения.

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия. Е > 1

Неэластичное предложение — предложение, для которого процентное изменение цены больше процентного изменения объёма предложения. Для неэластичного предложения коэффициент эластичности меньше единицы. E<1

Коэффициент эластичности предложения выражает собой изменение производства и предложения товаров при увеличении или уменьшении цены товара на 1%, то есть отношение изменения предложения к вызвавшему его изменению цены:

если при увеличении (уменьшении) цены на 1% его предложение соответственно увеличилось тоже на 1%, то такая эластичность предложения называется единичной. Наклон кривых предложения дает определенное представление о степени эластичности предложения по цене товара. Чем более полога кривая предложения товара, тем большей эластичностью оно обладает. Чем круче кривая предложения, тем меньшей эластичностью обладает предложение того или иного товара. Аналогично эластичности спроса.

Помимо цены на эластичность предложения влияют другие факторы:

1. цены других товаров (в том числе ресурсов). Речь идет о перекрестной эластичности предложения;

2. способность товаров к длительному хранению и стоимость их хранения;

3. фактор времени. Существование долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения;

4. уровень достигнутого использования ресурсов. Если резервов (людских, материальных и других) нет, то возможности реагирования предложения весьма ограничены;

5. степень монополизированности отрасли и возможности перелива капитала из других отраслей;

6. технологические особенности налаживания производства определенного товара (постройка судов и хлебопечение)

Говоря об эластичности предложения мы должны иметь в ввиду, что эти изменения происходят во времени, и следовательно, время становится одним из факторов эластичности. Прежде чем предложение полностью приспособится к новому уровню цен должен пройти определенный промежуток времени.

Обычно различают кратчайший, краткосрочный (короткий) и долгосрочный (длительный) рыночные периоды. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, в краткосрочном некоторые факторы (сырье, рабочая сила и др.) являются переменными, в долгосрочном — все факторы переменны (включая производственные мощности, число фирм в отрасли и т. д.)

Вопрос № 8: Рыночное равновесие, мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие. Устойчивость равновесия. Рыночное равновесие - это соответствие объема спроса объему предложения.

Цена равновесия формируется в результате взаимодействия спрос и предложения.

Мгновенное равновесие, когда при изменяющемся предложении спрос растет. При этом равновесная цена очень высока.

Краткосрочное равновесие, предложение растет, но число производителей не увеличивается. Равновесная цена здесь ниже, чем при мгновенном.

Долгосрочное - устанавливается тогда, когда объем предложения растет за счет роста числа производителей и введения в производство дополнительных мощностей.

Устойчивость равновесия достигается тогда, когда отклонения цен спроса от цен предложения постепенно погашаются, стремясь к равновесной цене, а объем предложения приспосабливается к объему спроса.

 

Вопрос №9: Выгоды рыночного обмена (излишек покупателя и продавца).

Рыночный обмен осуществляется в том случае, если участники обмена получают какие либо дополнительные выгоды. Выгоды рыночного обмена выражаются в виде излишек продавцов или покупателей товара, действующих на данном рынке.
Излишки потребителей возникают, так как потребители готовы платить разные цены за товар за разный объем покупок. В то же время обмен осуществляется по единой рыночной цене.
Излишек покупателей – это разница между тем, что они готовы были заплатить за товар, и тем, что они платят.
Излишек продавцов – это разница между выручкой от реализации и той суммой, за которую он готов продать этот товар. Объясняется тем, что затраты производства на единицу продукции растут по мере увеличения объема продаж. Производитель готов реализовать продукцию, если рыночная цена возмещает его издержки. Весь объем реализуется по единичной рыночной цене. В результате продавец получает излишек- чистую прибыль.

Излишек покупателя можно посчитать на основе кривой спроса. Соотношение между величиной спроса и излишком потребителя можно показать посредством определения кривой спроса на определенное благо (например, продукты питания)

Предположим, что равновесная цена продуктов питания 30 руб. за килограмм. Стоимость первого килограмма равна 30 руб., но его ценность для потребителя – 70 руб., т.е. он готов за этот товар заплатить 70 руб., а не 30. Потребитель приобретет благо за 30 руб., поскольку его цена на 40 руб. меньше максимальной цены и оно дает избыточную стоимость. Второй килограмм также будет куплен, поскольку это дает избыточную стоимость в 30 руб. (60–30). Третий килограмм продуктов питания дает излишек в 20 руб. (50–30). Четвертый килограмм дает излишек в 10 руб., пятый килограмм продуктов питания дает нулевой излишек. Каждый последующий килограмм обладает ценностью, которая меньше его цены, поэтому покупатель предпочтет не приобретать больше продуктов питания.

Концепция излишка покупателя дает возможность усилить анализ рыночного равновесия, мероприятий государственного регулирования рынка, эффективности производства.

Концепция излишка покупателя используется для оценки налогового бремени и для определения выгод от субсидий, позволяет обосновать выгоду от ценовой дискриминации.

Излишек продавца(производителя) представляет собой дополнительные доходы, извлекаемые производителями в результате того, что цена на его благо превышает цену, по которой они готовы продавать это благо на рынке.

Поскольку эффективность выпуска благ у разных производителей различная, установление рыночной цены достаточной, чтобы сохранить на рынке даже наименее эффективного производителя, приведет к тому, что наиболее эффективные производители получат излишек. Общий излишек производителя от производства данного блага представляет собой разницу между доходом от реализации произведенных благ и минимальной суммой денег, которая устроила бы производителя при выпуске и продаже данного объема благ. Понижение цены сокращает величину излишка производителя, повышение цены, наоборот, увеличивает излишки производителя.

Концепции излишка покупателей и излишка продавцов применяются с целью определить результаты добровольного обмена. Сумма излишков покупателей и излишков продавцов показывает общественную выгоду, образующуюся в связи с существованием рынка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.009 с.)