Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сказкотерапия, как эффективный метод развития связной речи детей-логопатовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Подготовила: воспитатель МДОО №2 Гуркова С.М.
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов речевого развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально - волевой сферы, творческой активности. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то в дальнейшем возникают трудности общения с окружающими, что мешает детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. В связи с этим я, как воспитатель логопедической группы, стараюсь прибегать к более востребованным педагогическим технологиям, которые помимо педагогического эффекта, предполагают не только сбережение здоровья детей, но и его коррекцию. В нашей практике возникает необходимость применения новых здоровьесберегающих технологий, направленных на изучение и коррекцию индивидуальных возможностей и особенностей детей с проблемами в развитии. Одной из таких технологий является сказкотерапия. Она является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи. Сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру. Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения. В каких случаях уместно лечение сказкой? Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе. Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё. Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. Наша задача - так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи. Трудно отрицать роль художественных произведений и сказок в воспитании правильной устной речи. Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет нам решать разнообразные задачи: Коррекционно-образовательные задачи: · развивать речь (все компоненты, как звуковой, так и смысловой сторон); · развивать фонематическое восприятие; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; · совершенствовать слоговую структуру слова; · уточнять структуру предложения; совершенствовать связные высказывания; · строить распространённые предложения; совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам. Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма. Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов: • мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии; • развитие просодической стороны речи, • развитие темпо-ритмической стороны речи, • работа над правильным дыханием, голосом, дикцией, интонацией; • развитие умения передавать образ через мимику, жест, движение. Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют нам основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Работая над постановкой сказки с детьми с особыми проблемами в развитии, мы обязательно учитываем следующие особенности: Ø речевой статус детей (общее недоразвитие речи II - III уровня, осложненное невроло-гической симптоматикой, в т.ч. синдромом дефицита внимания и гиперактивностью); Ø недостаточное развитие неречевых психических функций (слухового внимания и памяти); Ø недостаточное стремление к познавательному общению со взрослым; Ø быстрая истощаемость произвольного внимания; Ø низкая работоспособность; Ø специфика возраста: Ø высокая эмоциональность, Ø непосредственность, повышенная возбудимость Эти особенности детей вносят свою специфику в деятельность учителя-логопеда. Поэтому в работе мы используем простые, хорошо знакомые детям сказки. Сюжет сказки должен быть интересным, вызывать эмоциональный отклик у детей. В своей практике чаще мы используем элементы сюжета, а не сказку целиком, а также такое направление работы, как логосказки – вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений. Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех компонентов речи. Виды логосказок, которые мы применяем в работе с детьми с особыми проблемами в развитии: Артикуляционные логосказки: (развитие просодической стороны речи: речевого дыхания, голоса, интонации, темпа, ритма речи, артикуляционной моторики). Сказка про Язычок. (А. С. Анищенкова) Веселый язычок (В.Н. Чернякова) Зоопарк (Е.М. Косинова) Зима (Г.М.)Кухмистрова) У бабушки с дедушкой (Л.П.Воронина) Веселая прогулка (Е. М. Косинова) Веселый лягушонок (М.В. Малец) Загадочная бабочка (Т.В. Рожкова) Трудолюбивая божья коровка (Т.В. Рожкова) Пальчиковые логосказки (пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, показ сказок с использованием пальчикового театра) Фонетические логосказки: уточнение артикуляции звука, автоматизация, дифференциация звуков. Например: В одном большом-большом волшебном лесу жили-были разные существа. Ветер пел свою песенку - [в-в-в]. Дождик помогал ему и бил каплями по земле - [т-т-т]. О приближающемся дожде предупреждала сова - [у-у-у] Мама кошка звала своих котят [кс-кс-кс] Гуси возмущались: [га-га-га ]. Фыркал ежик [ф-ф-ф] Корова забрела в лес поесть травки, мычала - [м-м-м] Пчелка прилетела [ж-ж-ж]. Кузнечик стрекочет[ц-ц-ц]
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.138 (0.011 с.) |