Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сказкотерапия, как эффективный метод развития связной речи детей-логопатов

Поиск

                                        Подготовила:

                                                              воспитатель МДОО №2

                                       Гуркова С.М.

 

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов речевого развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально - волевой сферы, творческой активности. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то в дальнейшем возникают трудности общения с окружающими, что мешает детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности.

В связи с этим я, как воспитатель логопедической группы, стараюсь прибегать к более востребованным педагогическим технологиям, которые помимо педагогического эффекта, предполагают не только сбережение здоровья детей, но и его коррекцию. В нашей практике возникает необходимость применения новых здоровьесберегающих          технологий, направленных на изучение и коррекцию индивидуальных возможностей и особенностей детей с проблемами в развитии.

Одной из таких технологий является сказкотерапия. Она является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.

Сказкотерапия один из самых эффективных видов педагогических здоровьесберегающих технологий, в процессе которого задействованы все компоненты здоровья детей. Сказка является наиболее эффективным и проверенным способом и средством воспитания и обучения детей, а также одним из эффективных методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения.

Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» - нормы и правила поведения. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру.

Сказка позволяет ребенку актуализировать, осознать свои проблемы, и увидеть различные пути их решения. В каких случаях уместно лечение сказкой?

Оно необходимо, если у ребёнка наблюдаются эмоционально-личностные и поведенческие проблемы: агрессивность, тревожность, страхи, капризность, застенчивость и неуверенность в себе.

       Сказкотерапия – это стиль взаимодействия педагога и детей, который не столько облегчает дошкольникам саму работу, сколько позволяет им, заинтересовавшись, добровольно втянуться в неё.

Сказка – наиболее действенный инструмент, влияющий на познание ребёнка. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной, эмоциональной обстановке создать эффективную ситуацию общения. Наша задача - так окружить ребёнка игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой - исправлением недостатков речи.      Трудно отрицать роль художественных произведений и сказок в воспитании правильной устной речи.

Тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

       Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет нам решать разнообразные задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

· развивать речь (все компоненты, как звуковой, так и смысловой сторон);

· развивать фонематическое восприятие; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь;

· совершенствовать слоговую структуру слова;

· уточнять структуру предложения; совершенствовать связные высказывания;

· строить распространённые предложения; совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам.

Коррекционно - воспитательные задачи:

воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты,

внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов:

• мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии;

• развитие просодической стороны речи,

• развитие темпо-ритмической стороны речи,

• работа над правильным дыханием, голосом, дикцией, интонацией;

• развитие умения передавать образ через мимику, жест, движение.

Все дети  с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют нам основную цель использования приёмов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Работая над постановкой сказки с детьми с особыми проблемами в развитии, мы обязательно учитываем следующие особенности:

Ø речевой статус детей (общее недоразвитие речи II - III уровня, осложненное невроло-гической симптоматикой, в т.ч. синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);

Ø недостаточное развитие неречевых психических функций (слухового внимания и памяти);

Ø недостаточное стремление к познавательному общению со взрослым;

Ø быстрая истощаемость произвольного внимания;

Ø низкая работоспособность;

Ø специфика возраста:

Ø высокая эмоциональность,

Ø непосредственность, повышенная возбудимость

Эти особенности детей вносят свою специфику в деятельность учителя-логопеда. Поэтому в работе мы используем простые, хорошо знакомые детям сказки.

Сюжет сказки должен быть интересным, вызывать эмоциональный отклик у детей. В своей практике чаще мы используем элементы сюжета, а не сказку целиком, а также такое направление работы, как логосказки – вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений.

Логосказки - это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех компонентов речи. Виды логосказок, которые мы применяем в

работе с детьми с особыми проблемами в развитии:

Артикуляционные логосказки:

(развитие просодической стороны речи: речевого дыхания, голоса, интонации, темпа, ритма речи, артикуляционной моторики).

Сказка про Язычок. (А. С. Анищенкова)

Веселый язычок (В.Н. Чернякова)

Зоопарк (Е.М. Косинова)

 Зима (Г.М.)Кухмистрова)

У бабушки с дедушкой (Л.П.Воронина)

Веселая прогулка (Е. М. Косинова)

Веселый лягушонок (М.В. Малец)

Загадочная бабочка (Т.В. Рожкова)   

Трудолюбивая божья коровка (Т.В. Рожкова)

Пальчиковые логосказки

 (пальчиковые игры на развитие мелкой моторики, показ сказок с использованием пальчикового театра)

Фонетические логосказки:   

уточнение артикуляции звука, автоматизация, дифференциация звуков. Например:

В одном большом-большом волшебном лесу жили-были разные существа. Ветер пел свою песенку - [в-в-в].

Дождик помогал ему и бил каплями по земле - [т-т-т].

О приближающемся дожде предупреждала сова - [у-у-у]

Мама кошка звала своих котят [кс-кс-кс]

Гуси возмущались: [га-га-га ]. Фыркал ежик [ф-ф-ф]

Корова забрела в лес поесть травки, мычала - [м-м-м]

Пчелка прилетела [ж-ж-ж]. Кузнечик стрекочет[ц-ц-ц]



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.194.138 (0.011 с.)