Методика обогащения и активизации словаря 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика обогащения и активизации словаря



Методика обогащения и активизации словаря

Детей дошкольного возраста

               Афанасенко Н.А.,

                                         старший воспитатель МДОО №2

  В дошкольной педагогике под словарной работой понимается целенаправленная педагогическая деятельность взрослого, обеспечивающая эффективное освоение детьми словаря родного языка. Развитие словаря у детей понимается как длительный процесс освоения словарного запаса родного языка: количественного накопления и овладения содержанием каждого слова, т.е. его социально закрепленным значением, или понятием.

   В процессе понимания ребенком речи окружающих выделяются две ступени: первая обусловлена практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром), а вторая характеризуется включением его языкового опыта в процесс общения.

  Увеличение словарного запаса детей связано с работой по ознакомлению их с окружающим миром. Что до обогащения языкового опыта детей в результате включения их в процесс речевого общения, то оно требует воспитания у них внимания к содержательной стороне слова, уточнения значений слов, обогащения связей с другими словами. Это развивает точность словоупотребления и положительно влияет на связность монологического высказывания.

Таким образом, задачами развития словаря у детей дошкольного возраста выступают:

Количественное обогащение словаря.

Формирование у детей понятий.

Активизация словаря.

Реализация программы по словарной работе осуществляется через систему соответствующих занятий.

Во-первых, это занятия, на которых словарная работа ведется в процессе первоначального ознакомления детей с предметами и явлениями окружающей действительности. На таких занятиях проводится непосредственное наблюдение за объектами. Это осмотры помещений детского сада, экскурсии, наблюдения за каким-нибудь предметом, явлением, процессом (уличным движением, повадками животных и т.п.), демонстрация предметов. Первоначальное ознакомление с предметами и явлениями происходит и путем опосредованного восприятия объекта (рассматривание картин, игрушек, просмотр кинофильмов), в процессе чтения художественное литературы.

Во-вторых, это занятия, где словарная работа опирается на углубление знаний об окружающих предметах и явлениях. К ним относятся занятия по ознакомлению с качествами и свойствами предметов, их особенностями. Например, ознакомление с качествами и свойствами бумаги, ткани, пластмассы и т.п. К этой же группе относятся и занятия по сравнению предметов, на которых у детей формируются умения наиболее точно подбирать слова для характеристики особенностей предметов.

В-третьих, это занятия, на которых решаются задачи словарной работы в процессе формирования видовых и родовых понятий.

На всех занятиях развитие словаря осуществляется в тесной связи с развитием познавательной деятельности детей.

Рекомендуется подбирать ситуативные синонимы и антонимы – к словам из связного текста (какое настроение было у персонажа? Как сказать иначе? Как сказать наоборот?) Развитое умение употреблять слова и словосочетания в соответствии с контекстом, речевой ситуацией содействует развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания, свободно пользоваться словами и объединять их по смыслу.

В старшем дошкольном возрасте, когда дети переходят к внеситуативно-личностной форме общения, они овладевают оценочной лексикой. Методы нравственного воспитания используются в комплексе с методами обучения речи дошкольников: общение взрослых с детьми в процессе бытовой деятельности (анализ и обсуждение жизненных ситуаций, поступков людей, их оценка); общение детей со сверстниками, чтение художественной литературы, этические беседы.

 

Ход занятия.

1. Приглашаю вас ребята, позаниматься грамотой. А чему учит грамота? (правильно говорить, читать, писать)

- К нам пришел щенок Тобик (игрушка рукавичка). У него есть мама-собака МУХА, папа-пёс ШАРИК. У них дружная собачья семья. Давайте расскажем Тобику о членах вашей семьи.(Дети поочередно берут игрушку – рукавичку и полными предложениями отвечают на вопросы: мою маму, папу, бабушку и т. д. зовут…)

- Как одним словом назвать всех?

- Семья.

 2. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».

3. – Тобик пришёл к нам за помощью. Он не умеет рычать. Давайте покажем ему, где находится язычок и какие артикуляционные упражнения надо выполнять, чтобы подружиться со звуком [р] (Дети показывают арт. позу, выполняют арт. упражнениедля звука [р]: «Наказать непослушный язычок», «Чашечка», «Почистить зубы», «Штукатур», «Вкусное варенье», «Забей мяч в ворота»).

- Ребята, покажите Тобику, как вы умеете рычать. (дети поочередно произносят звук

[р])

4. – Предлагаю поиграть в игру «Поймай звук» - Р (дети хлопают, топают)

МАМА, ПАПА, БРАТ, СЕСТРА.

- А теперь поймай звук Ш

МАМА, ПАПА, БАБУШКА, БРАТИШКА, ТЕТУШКА, ДЕДУШКА.

- Холодно на дворе, зима. Тобик пришёл к нам с мороза. Как помочь ему согреться? (Угостить чаем.Дети берут чайник, чашку, обыгрывают угощение).

- Какой 1-й звук вы слышите в словах: ЧАЙНИК, ЧАШКА, ЧАЙ? (звук [ч])

- Пропойте этот звук. Почему не поётся? (согласный). Как он звучит? (мягко)

- Хотите поиграть в игру «Изменяйка». Я называю слова, измените их так, чтобы в них поселился звук [ч]

Сын – сыночек

Доця – дочка, доченька             мама - мамочка

Бабушка – бабулечка                папа - папочка

Дед - дедулечка                         сестра – сестричка

5. Слова бывают короткие и длинные. Давайте определим, сколько в них слогов. Протопайте слово СЫН. Какой 1-й, последний звук? [с], [н]. Как они звучат? (твердые согласные звуки).

- Прохлопайте слово ДОЧКА. Посчитайте на пальчиках слово БАБУШКА. Пропрыгайте слово ДЕД. Какой 1-й, последний звук? Как звучит звук [д] в начале слова? (мягко). А в конце слова? (твердо).

6. Инсценировка. Обыграть с щенком сценку «Тобик взял след» - дыхание носом.

 - Кого нашёл щенок? (Ежа).

 - Погладим ежа.(имитация) Ой – ой! Почему ой? (ребенок одевает маску ежа, дети обращаются к нему словами знакомого стихотворения).

 - Что ж ты ёж такой колючий?

Ёж: - Это я на всякий случай. Знаешь кто мои соседи: лисы, волки и медведи!

- Давайте поиграем с вами в превращения.(дети имитируют ходьбу ёжика.)Пропевают тонким голоском ля - ля – ля песенку лисы и имитируют её движения. Проводят гимнастику для глаз – моргание – имитируя испуг ежа. Усиливают силу голоса,пропевают ля – ля – ля – имитируя голос волка. Пропевают грубым голосом        

ля – ля – ля – песню медведя и имитируют его движения. Все чередуется с гимнастикой для глаз. Одновременно проводится дыхательная гимнастика с ежом: вдох через нос – на выдохе через рот «ОХ, АХ, УХ!» В конце релаксация на расслабление мышц, спокойное дыхание «Еж успокоился и уснул под пенечком».

7. У каждого есть семья: у людей, у животных. (показать картинки животных)

Я забыла как зовут родителей, их детенышей у животных и как можно назвать их семью, расскажите.

Щенок – пес – собака – собачья семья

Котенок – кот – кошка кошачья семья

Лисенок – лис – лиса - лисья семья

Зайченок – заяц – зайчиха – заячья семья

Медвежонок – медведь – медведица – медвежья семья

Волчонок – волк – волчица – волчья семья

- Если в семье много детей, как можно назвать эту семью – многодетная.

8. – У человека и животного может меняться настроение. Я нарисую на доске мимику человека, а вы определите и назовите его настроение.

- А теперь возьмите зеркала и покажите то настроение, которое я укажу на рисунке. (работа с зеркалами, напомнить о правилах безопасности при работе со стеклом).

- Настроение человека можно определить не только по мимике лица, голосу, но и походке, движениям.

(импровизация с куклой – рукавичкой щенка).

- Щенок опустил голову, уши, поджал хвост. Какое у него настроение? (грустный)

- Щенок лает, взгляд строгий, он пытается вырваться с цепи. Какое настроение? (злой).

- Щенок подпрыгивает, становится на задние лапы, передние дает хозяину, визжит, виляет хвостом. Какое настроение? (веселое)

- Как изменить настроение человеку? (ответы детей: хорошая новость, улыбка, погладить, обнять, похвалить, спеть песню, рассказать сказку, поцеловать, подарить подарок, поиграть).

- А как назвать двумя словами эти поступки?

- Добрые дела!

- Давайте вспомним пословицу об этом.

«Доброе дело век не забудется!»

- Что такое век? Покажите на пальчиках 100 лет, а теперь на руках. Давайте напишем цифру 100 в воздухе, а кто хочет написать на доске? (работа детей)

9. – Предлагаю поиграть в добрые дела, которые вы умеете делать. Игра называется «Что мы видели не скажем, а что делали покажем.» (дети имитируют: стирку, приготовление пищи, шитье, полив цветов, мытье посуды, чистку дорог от снега, укачивание малыша, нарезка лука)

Имитация сценки «Семья»: папа на диване, мама моет пол, дочка играет.

- Это дружная семья? Как вы хотите изменить эту сценку?

(Папа, мама и дочка убирают, вместе играют и смотрят телевизор.Подвести детей к самостоятельному выводу о том, что надо помогать друг другу).

10. Мы учили стихотворение «Семья». А давайте сегодня его не только расскажем, но и покажем. (декорации, маски у двух детей. Вся группа читает стихотворение, а дети – артисты импровизируют по тексту).

Семья.

У подъезда две скамейки,                                                         

На скамейках две семейки.                                                       

Одна семья – Антошкина,                                                         

Семья другая – кошкина.                                                          

В одной семье – ребёнок,                                                          

В другой семье – котёнок.

Но вот встают семейки                                                              

С той и другой скамейки,                                                          

И вместе все идут домой…                                                       

Они живут одной семьей!

 

11. – Приглашаю вас на наш волшебный ковер (дети садятся по кругу) Посмотрите на этот глобус маленькую миниатюру нашей планеты Земля.

- Мы украинцы, живем на Украине (показ на глобусе), а вот Россия, там живут россияне. А это Америка, там живут американцы (показать несколько стран). Но все мы живущие на Земле – земляне. Вспомните пословицу «Все добрые люди – одна семья».

- Надо жить на нашей планете мирно, дружно, уважать друг друга, помогать, любить. И тогда на нашей планете и в нашем доме не будет беды. Давайте споем песенку о доброте

«В этом мире огромном, в котором живем я и ты.

 Не хватает тепла, не хватает людской доброты.

 Будем вместе учиться друг друга беречь и любить.

Будем вместе учиться, как звезды на небе светить.

Весной зашумит вода, зимой запоют ветра,

Давайте друзья всегда, друг другу желать добра».

- Давайте за руки возьмемся и подарим друг другу тепло и улыбку!

 

12. – Сегодня мы говорили о семье, занимались грамотой, играли, пели. Что вам больше всего понравилось? В чем затруднялись? (ответы детей)

Слышится рычание щенка Тобика.

- Ребята, Тобик научился рычать! Давайте порычим вместе с ним (тихо-громко)

- Тобик опять принюхивается, почуял запах. Держи Полина щенка (одевает на ручкуребенка рукавичку), иди за ним по следу, куда он тебя приведет. Девочка выносит из другой комнаты корзину с маленькими разноцветными мячиками.

- Выберите, кому какие нравятся.

- Какой у тебя цвет, а у тебя…?

- Что напоминает желтый, голубой, оранжевый, розовый цвет? (ответы детей)

- Красивые, яркие у нас мячики. Давайте подарим нашим мячикам хорошее настроение и нарисуем улыбки.

(Дети водными маркерами рисуют личики и улыбки на мячиках).

Играют с мячиками.

 

 

Тема: «Грибное царство»

Цель: Систематизировать представления детей о грибах.

Задачи: Закрепить представления и выделения групп съедобных и не съедобных грибов. Закрепить строение гриба. Дать понятие о том.что лесные грибы относятся к царству грибов,отличаются строением и способом размножения.Учить детей отличать съедобные грибы от их двойников-лесных грибов по определенным признакам(цвету,строении шляпки и ножек).Воспитание бережного отношения к природе: аккуратно срезать ножку при сборе съедобных грибов, не уничтожать ядовитые и несъедобные грибы,т.к они лечат некоторых животных. Развивать логику, мышление в ходе отгадывания загадки. Закрепить названия осенних месяцев и примет осени. Продолжать учить стихотворения с помощью мнемотаблиц. Учить правильно описывать гриб по описательной таблице. Отвечать на вопросы полным предложением. Развивать графомоторные навыки. Учить правильно определять заданный звук по счету в слове, количество слогов в слове, продолжать учить считать слова в предложении. Развивать связную монологическую и диалогическую речь. Развивать пальцы рук с помощью Су-джок терапии.

Материал: кукла Маша, картина лес, мнемотаблицы, описательная таблица, иллюстрации съедобных и несъедобных грибов, корзинки, гриб шампиньен,Су-Джок мячики.

Оборудование: рабочие тетради,карандаши.

Ход ООД.

1.Орг. момент.

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте им подарим свои улыбки. От ваших улыбок станет светло и уютно.

2. Введение в тему6 Дети, сегодня мы с вами отправимся на прогулку. А куда попробуйте отгадать сами. Загадка: Здесь растет деревьев много лип, осин, берез и кленов. А еще грибов и ягод –не собрать их даже год. Место то полно чудес, а зовем его мы (ЛЕС).

Правильно-это лес. А кто из вас недавно был в лесу? Вам понравилось?

Посмотрите ребята на картину и скажите, что на ней изображено?(лес). А какое время года? (осень) Какие вы знаете осенние месяцы?(сентябрь, октябрь, ноябрь). Какие приметы осени вы знаете? (листья желтеют опадают,сохнет трава и улетают перелетные птицы, какие перечислите, часто идут дожди.

А какие стихотворения вы можете рассказать про осень?

Молодцы ребята, попробуйте отгадать загадку.

Загадка: Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке.

3. Основная часть.

Правильно –это гриб. Ребята к нам в гости пришла Машенька и просит у вас помощи. Ее родители отправили в лес по грибы, а она не знает какие грибы собирать. Ведь грибы какие бывают(съедобные и несъедобные).

Давайте Маше немного расскажем о грибах по нашей таблице. (описательный рассказ).

Беседа: А сейчас я вам немного расскажу о грибах. Грибы отличаются от растений не только строением. Но и способом размножения. Чем размножаются растения?(семенами),а грибы спорами. Споры находятся между пластинками и трубочками в нижней части шапки гриба. Споры настолько малы,что не видны человеческому глазу и очень легкие, их подхватывает ветерок и уносит далеко от гриба. Попав в подходящие условия,споры прорастают грибницей,которая находится под землей, и на следующий год на этом месте вырастают грибы.

Дети, грибы мы не срываем, а срезаем ножом – потомучто можно повредить грибницу, не раскапывать палкой и не собирать грибы у дороги т.к они впитывают в себя токсины как губка. Не нужно топтать в лесу ядовитые и несъедобные грибы. они помогают от болезни многим животным.

Ребята. а все ли грибы растут в земле? За каким грибом мы наблюдали на нашем участке.? Он съедобный или несъедобный? (древесный гриб,он растет на коре дерева и очень полезный, его часто используют в качестве лекарства)

Маша, сейчас мы тебе поможем разобраться в съедобных и несъедобных грибах.

Классификация грибов.Физминутка.

На нашей поляне растут разные грибы. Нам нужно собрать в одну корзину съедобные, а в другую несъедобные грибы. Теперь давайте посмотрим, что же мы собрали(дети собирают и называют название гриба).

А сейчас предлагаю вам поиграть в игру

«какой звук по счету.?»

Назови 1.2.3.4 звук по счету в слове…

Лисичка, гриБ, мАслята, Опята, мУхомор, доЖдевик.

Следующая игра «Сколько в слове слогов?»

Грибник, грибница, ножка, гриб, шляпка, лукошко, подберезовик.

Следующая игра «Посчитай слова в предложении»

Назови 1.2.3.4 слово в предложении.

Под осиной вырос подосиновик.4слово

Мама купила белые грибы.1 и 3слово

Суп из грибов.2 слово.

 А теперь придумайте предложение со словом гриб или грибы.(дети придумывают предложения).

Молодцы ребята, вы немного устали,разомнем наши пальчики мячиками Су_Джок.

Я корзинку в лес беру, там грибы я соберу.

Удивляется мой друг: «Сколько здесь грибов вокруг!»

Подосиновик, масленок, подберезовик, опенок,

Боровик, лисичка, груздь – не играют в прятки пусть!

Рыжики, волнушки найду я на опушке.

Возвращаюсь я домой, все грибы несу с собой.

А мухомор не понесу, пусть останется в лесу!

 

Ребята, а на какой звук начинается слово гриб?(Г) Он поющий или не поющий, гласный или согласный, твердый или мягкий?.

 А сейчас продолжим наше занятие в тетрадях. (работа в тетрадях).

4. Рефлексия. Ребята, Маша сегодня много узнала о грибах,ачто вы нового узнали?.Как размножаются грибы? Чем мы срываем грибы? Почему нельзя уничтожать несъедобные грибы?А что вам понравилось на нашем занятии?

Маша говорит вам спасибо за занятие и отправляется в лес. На этом наше занятие закончилось спасибо вам и нашим гостям

«Сказкотерапия как средство

Развития речи дошкольников»

                                                                                   Подготовила:                                                                                                                                                                                                                                                                                воспитатель МДОО №5                                                                                                                                                                    

  Курочкина Л.А.

 

Развитие речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы создают такие явления как неуклонно снижающийся уровень общей и бытовой культуры, широкое распространение бульварной литературы, агрессивно-примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Показатели речи и свойства личности взаимосвязаны и они должны быть в центре внимания взрослых, заботящихся о своевременном и гармоничном развитии ребёнка.

Сказка как жанр художественной литературы и сокровищница русского народа находит применение в различных областях работы с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи.

Совокупность различных методов и приёмов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития старших дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение.

Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, необходимы следующие условия:

-наличие научно-методической и материальной базы.

-практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии.

-консультации для педагогов и родителей.

Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:

-диалоговые взаимоотношения логопеда, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;

-взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством сказки;

-насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;

При подборе материала для работы с детьми, необходимо руководствоваться эмоциональной и нравственной содержательностью заданий, их влиянием на развитие не только речи, но и его личности в целом. Ведь сказка учит отличать зло и добро, не отвечать злом на зло, а следовать дорогой добра. Сказка призывает не быть равнодушным к чужому горю, воспитывать в себе честность, трудолюбие, доброжелательность – главные общечеловеческие ценности.

В педагогической работе особую роль следует отводить просвещению родителей. Рассказывать о роли сказки в развитии речи и становлении личности детей. Консультировать по использованию сказки как средства нравственного воспитания подрастающего поколения. Разъяснить им о значимости семейного чтения, подчёркивать его весомый вклад при формировании у ребёнка нравственно ценных ориентиров на основе нравственно положительных эмоциях. Такая работа в дальнейшем повлияет на развитие словесного творчества будущих школьников при стремлении сочинять свои собственные сказки. Чтение и обсуждение сказок может стать доброй семейной традицией, создать тёплую задушевную атмосферу в доме.

В детском саду разнообразие методов и приёмов, используемых в коррекционно-педагогической работе с детьми старшего дошкольного возраста, позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах для развития речи.

Еще с древних времен человечеству известны сказки. Они всегда служили вспомогательным инструментом для формирования и корректировки поведения ребенка, прививали ему представления о добре и зле, справедливости и несправедливости. Теперь же сказки стали объектом целой науки – сказкотерапии, которая на профессиональном уровне формирует рекомендации по развитию и воспитанию детей. Общая характеристика сказкотерапии Лечение сказками применяется как к детям, так и к взрослым. Однако, в связи с особенностями развития психики, эмоций и воли, наиболее эффективна сказкотерапия для дошкольников. Она необходима, если у ребенка наблюдаются поведенческие и эмоциональные проблемы: неуверенность в себе, капризность, тревожность, застенчивость, страх. Также этот метод может помочь детям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата. Безусловно, коррекция дошкольников сказкотерапией может проводиться только специалистом в этой области – детским психологом или педагогом. Если у ребенка возникают подобного рода проблемы и родители понимают, что не могут с ними самостоятельно справиться, тогда необходимо обращаться к профессионалу.

Виды «лечебных» сказок: Прежде всего, к ним можно отнести народные сказки, которые благодаря доступности и простоте сюжета прививают ребенку нравственность. Это «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь». Еще один пример сказкотерапии для дошкольников - известные произведения таких авторов, как Александр Пушкин, ХансКристиан Андерсен, Шарль Перо, Павел Бажов. Психотерапевтические сказки имеют счастливый конец, однако заставляют ребенка задуматься – это приводит его к личностному росту. Дидактические – способствуют освоению ребенком новых знаний путем одушевления изначально абстрактных для него цифр и букв. Психокоррекционные - оказывают ненавязчивое влияние на поведение дошкольника. Медитативные – формируют у ребенка представление о существующих положительных моделях взаимоотношений с другими людьми и окружающим миром. С помощью диагностических сказок специалист определяет наличие у ребенка проблемы, источники ее появления. Развитие речи Неразвитая речь становится все более серьезной и актуальной проблемой современности. Способствуют этому дешевая современная литература, снижение уровня культуры, примитивный язык мультфильмов и рекламных роликов. В связи с этим перед современной наукой встает задача поиска новых форм воспитания и обучения детей, формирующих предпосылки для их всестороннего развития. На первый план в этом процессе выходит созидание грамотной речи ребенка. Стоит отметить, что от уровня развития речевых способностей зависит интеллектуальный рост малыша, поэтому такой проблеме нужно уделять серьезное внимание. Многие ученые с помощью проведенных исследований доказали, что развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Цели и принципы речевой сказкотерапии. Целью такой работы всегда является применение сказок как средства развития связной речи у дошкольников. Добиться поставленной цели возможно путем анализа трудов отечественных и зарубежных ученых по данной теме, практического использования существующих методов для решения проблем речевого развития с последующим выявлением эффективности каждого этапа проведенной работы. Сказкотерапия для дошкольников должна представлять собой процесс, который базируется на следующих принципиальных положениях: К коррекции необходимо подходить постепенно, начиная с простых упражнений и заканчивая более сложными. В процессе работы необходимо создать условия, которые помогут ребенку самореализоваться благодаря полученным знаниям и опыту. Необходимым условием качественной работы является также наличие интегративности и непрерывности. Иными словами, нельзя ограничиваться деятельностью одного специалиста, на помощь к нему должны прийти как родители, так и воспитатели. Задачи сказкотерапии Программа по сказкотерапии для дошкольников ставит перед собой достижение следующих задач: Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок. Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии. Снижение уровня агрессивности и тревожности. Развитие коммуникативных способностей. Обучение преодолению страхов и трудностей. Развитие способности к грамотному выражению эмоций. Создание устойчивой связи между ребенком, родителем и педагогом. Чем полезна речевая сказкотерапия для дошкольников Особенности умственного развития детей таковы, что хорошо развитое образное мышление позволяет им думать о явлениях и предметах, а также сравнивать их даже тогда, когда они недоступны зрению. Слушая сказку, ребенок формирует модель действительности, интерпретирует происходящее в ней в реальность. Польза сказок для дошкольников зависит от их возраста и объекта произведения. Начиная с 3-х лет детям больше нравится слушать рассказы о животных, о их взаимодействии с людьми. Это обосновано тем, что в это время они часто ассоциируют себя с животными, иногда перевоплощаются в них и подражают им. В возрасте 5-6 лет дошкольник начинает ассоциировать себя с людьми и поэтому больше восприимчив к сказкам «с человеческим лицом». Основной целью в этот период является нравственный урок, который должен понять и осмыслить ребенок. Правильно подобранные сказки будут легко восприняты детьми и разовьют их речь путем восприятия, запоминания и интерпретации услышанного. Решающим фактором в воспитании ребенка будет качественная сказкотерапия для дошкольников. Конспекты занятий не составляет труда найти.Поэтому в некоторых случаях можно попробовать провести самостоятельное «оздоровление».

Сказкотерапия для дошкольников: конспект развития речи по сказке «Муха-Цокотуха»

Общие задачи: сформировать знания о насекомых в окружающей среде, снять напряжение при помощи музыки и различных упражнений. Задачи для развития речи: с помощью прилагательных пополнить словарный запас ребенка, развить выразительность речи путем ответа на вопросы, научить отчетливо произносить звуки, развить диалогическое общение.

Задачи для воспитания: привить любовь к сказкам, научить сопереживать, делать добрые дела и доброжелательно относиться к людям. Организационные моментыВсегда важно грамотно настроить детей на занятие, провести с ними вступительную беседу. Во время нее необходимо объяснить, что сейчас детям представится возможность почувствовать себя героями всеми любимой сказки «Муха-Цокотуха», автором которой является талантливый писатель Корней Чуковский. Также необходимо правильно «войти» в сказку, подготовить детей к началу волшебного путешествия. Можно рассказать им, что они летят на ковре-самолете, а после его приземления окажутся в волшебной сказочной стране. В это время должна звучать фонограмма с пением птиц и звуками природы. Во время обыгрывания сказки дети вживаются в свои роли, интересуются событиями. Важно, чтобы каждый ребенок самостоятельно проговорил подготовленный им текст. Различные части произведения помогут осуществить много полезных упражнений. В процессе рассказывания проводится большая словарная работа, упражнение «Любование», которое заключается в восхищении мухой, развиваются сочувствие, благородные чувства. Детям становится интересным ведение диалога, а стихотворная форма изложения произведения помогает закрепить в памяти многообразие слов и выражений.

 

 

 «Театрализованная деятельность

Актуальность

Театр - это волшебный край

где ребенокрадуется,

играя, а в игре он познает мир!

С. И. Мерзлякова

       В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, кроме способности чувствовать, думать и творить.

       Наши дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, изучают языки, но они значительно реже восхищаются и удивляются. Их интересы однообразны. Отмечается недостаток творческой выдумки у некоторых детей дошкольного возраста, и психологи часто ставят диагноз "не доиграл", т.е. не натренировал свою фантазию и воображение. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не творцы. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучение чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство.

 

       Ученые утверждают, что от 2 до 8 лет ребенок наиболее активно проявляет свои познавательные и творческие способности в словотворчестве, он азартен в подражательных играх. Так почему бы не помочь малышу изучать английский язык, одновременно прививая вкус к играм "хорошей драматургией". Театр - это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает окружающую действительность. И если правильно заниматься с детьми театрализованной деятельностью на английском языке, то их развитие будет происходить легко и естественно с раннего детства.

 

           

           

       Подчеркивая важность театральной деятельности, хочется отметить, что она не только вводит детей в мир прекрасного, но и пробуждает способности к изучению языков, к состраданию и сопереживанию, активизирует мышление и познавательный интерес, раскрепощает его творческие возможности и помогает психологической адаптации ребенка в поликультурной среде.

 Концептуальность

Целью работы являетсяразвитие языковых способностей детей средствами театрализованного искусства.

Задачи:

· Последовательно знакомить детей с видами театра.

· Развивать английскую речь, обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомимике).

· Побуждать детей к активному англоязычномуобщению, развивать речь, совершенствовать память, внимание, мышление, воображение детей, формировать у детей чувство сотрудничества и взаимопомощи.

· Совершенствовать артистические навыки детей.

· Формировать у детей интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии.

· Закреплять навыки импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, побуждать детей самостоятельно искать выразительные средства для создания образа персонажа, используя движение, позу, мимику, жест, речевую

       Театрализованные постановки позволяют решать многие задачи Типовой образовательной программы «Растим личность»: от развития иностранной речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях речевого развития дошкольников: совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.Наконец, театрализованная деятельность является средством самовыражения и самореализации ребенка.

       Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.    Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию полиязычия, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно      

       Одна из наиболее сложных задач в организации театральной деятельности дошкольников на английском языке – подбор и обработка сценариев для будущих постановок.

       Сценарные тексты на английском языке должны содержать изученный ранее знакомый детям лексический и грамматический материал. Эффективнее использовать только те языковые конструкции, которые отрабатывались на занятиях или часто встречались в речи педагога по английскому языку. Кроме того, постановки сказок проходят обычно в заключениеопределенной лексической темы. Это облегчает усвоение роли и акцентирует внимание на основных моментах постановки.

Материально техническое обеспечение:

· настольный театр

· театр теней

· пальчиковый театр

· театр масок

· театр би-ба-бо

Сказка "Колобок"ссылка на сценарий



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.239.195 (0.14 с.)