Тема № 2. Понятие о психике. Классификация психических явлений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 2. Понятие о психике. Классификация психических явлений.



 Сознание и бессознательное в проявлениях психики.

Психика – это способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Активная деятельность – важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствование, усложнения, углубления.

Активное отражение действительности – важнейшее свойство высокоорганизованного мозга. Оно присуще и животным, и человеку. Чем сложнее сформированный мозг, тем большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.

Психика – это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в способности отражать своими состояниями окружающий объективный мир в его связях и отношениях. (Столяренко Л.Д.)

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. (Крысько В.Г.)

Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.

Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности, конечно, в наибольшей степени характерна для человека.

Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, может строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию. Например, если вам не хочется делать уроки или готовится к экзамену, очень полезно представить себе свое будущее эмоциональное состояние. Что вы будете чувствовать, когда вас вызовут, а вы не сможете сказать ни слова. Что будете испытывать, когда вас будут спрашивать о результатах экзамена. Такое «эмоциональное предвосхищение», как правило, позволяет преодолеть лень и начать заниматься.

Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности. Вы сами, наверное, неоднократно наблюдали, как дно и тоже событие одного человека волнует, а другого оставляет безразличным. Видели, как при нападении на хозяина одна собака начинает его защищать, а другая - прячется за него.

Задание 1: На основе вышеизложенных материалов попробуйте составить свое определение понятию «психика».

Основные функции психики.

- отражение (отношения, формирование образа, самопознание, накопление опыта)

- регуляция поведения и деятельности (побуждение, целеполагание, исполнение, накопление опыта)

Психология изучает психические явления:

- психические процессы

- психические состояния

- психические свойства.

Классификация психических явлений:

1. По произвольности.

1.1. Произвольные – явления, которые происходят по желанию человека.

1.2. Непроизвольные - …………………

2. По степени осознания.

2.1. Бессознательные (гипноз, лунатизм, сон и т. д.) - …

2.2. Осознанные - …

2.3. Подсознательные - …

3. По времени протекания.

3.1. Психические процессы – обеспечивают первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Наиболее кратковременная форма реагирования. Могут протекать одновременно, на фоне друг друга. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности и подразделяются на:

o познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь);

o эмоциональные (эмоции и чувства);

o волевые (воля).

3.2. Психические состояния - более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться несколько часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию, затрагивают всю психику и связаны с энергией человека. Состояние – это всегда особый энергетический уровень человека (депрессия, бдительность, возбуждение и т. д.) Они определяют уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, свойственные для него в каждый данный момент времени. К ним относятся состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

3.3.Психические свойства – наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся индивидные и личностные особенности человека, его направленность (что хочет человек?), качества личности человека, черты характера, темперамент, способности (что может человек?). Комплекс свойств индивидуален и типичен по проявлению. Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то по крайней мере достаточно длительного периода времени. Некоторые свойства сохраняются от рождения до смерти.

Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Например, любопытство как выражение познавательно процесса, может переходить в состояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, как любознательности.

Задание 2: материал лекции преобразуйте в блок – схему.

Сознание – высший уровень психического отражения (свойственный только человеку) объективной реальности, опосредованный деятельностью человека.

Каждый человек обладает сознанием, т. е. способен осознавать окружающий мир и собственные переживания. Это непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность. Человек воспринимает, хранит и перерабатывает информации гораздо больше, чем осознает. Восприятие информации, превосходящей возможности сознания, широко используется в некоторых технологиях обучения и рекламы (эффект 25 кадра). Сознание человека обрабатывает информации существенно меньше, чем это делает мозг. Но это «меньше» открывает совершенно новые возможности для познания человека. Вероятно, существует такой механизм, который определяет, что должно осознаваться, а что осознавать не следует. Существование такого механизма обеспечивает активность и избирательность психических процессов. Человек не обречен на пассивное восприятие (отражение) окружающего мира. Он активно конструирует в своем сознании внешний мир и самого себя.

Основные факторы, влияющие на развитие сознания: деятельность и труд.

Бессознательное – совокупность явлений окружающей жизни, в которых человек не отдает себе отчета. В бессознательном невозможен произвольный контроль действий и оценка результатов со стороны человека.

Классы проявления бессознательного:

  1. Неосознаваемые побудители деятельности – неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обуславливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим. З. Фрейд под бессознательным понимал нереализованные влечения, которые из – за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, обнаруживая себя в оговорках, описках, ослышках, сновидениях и т. д.
  2. Надсознательные явления – не поддающийся индивидуальному сознательно – волевому контролю, уровень психической активности личности при решении творческих задач (интуиция, творчество).
  3. Автоматические навыки и умения.

4. Подпороговое восприятие.

5. Общественное бессознательное - заполненное древними образами и поведенческими реакциями, которые многократно повторялись в        истории человечества.

Продукты бессознательного: сны, оговорки, навязчивые желания, творчество, юмор и т. д.

 

Задание 3: выполнить диагностику ведущих типов психологической защиты по методике Плутчика - Келлермана - Конте. Обработать полученные результаты по ключу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.121.242 (0.008 с.)