Методы психологического познания человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы психологического познания человека.



Успехи развития психологии непосредственно зависели от качества применяемых в ней методов исследования. Не имея возможности придумать все эти методы самостоятельно, психологи обращались за помощью к другим наукам и заимствовали из них все то, что могло оказаться полезным для изучения и познания психических явлений. Со временем в психологии оказались аккумулированными методы исследования, привлеченные из самых разных наук: философии, истории, социологии, математики, физики, физиологии, медицины, биологии и ряда других наук. Кроме того, психологи создали многочисленные собственные методы исследования, включая специфические разновидности наблюдения, экспериментирования и психологические тесты.

Методы психологии делятся на:

Ø Основные (наблюдение, эксперимент);

Ø Вспомогательные (тесты, анкеты, интервью, беседа, анализ продуктов деятельности и др.);

Ø Математические;

Ø Специальные методы.

Характеристика основных и вспомогательных методов исследования в психологии.

Основными методами психологии являются наблюдение и эксперимент.

 

Наблюдение

Наиболее распространенный метод психологии, с помощью которого изучают психологические явления в различных условиях без вмешательства в их течение. Целенаправленное восприятие психических явлений, с целью последующего анализа и объяснения.

Эксперимент –

Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность исследуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психических явлений.

Житейское ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер Научное Имеет четкую цель, является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов с помощью документации (специального дневника) Лабораторный протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает о своем участии Естественный исследование осуществляется в естественных условиях и с изучаемыми людьми не устанавливаются непосредственные контакты
Включенное предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает Невключенное не требует участия исследователя в деятельности, которую он изучает Констатирующий изучаются лишь необходимые психологические явления, некоторые стороны деятельности человека могут быть смоделированы. Формирующий в процессе исследования развиваются определенные качества испытуемых, обучающий, воспитывающий.

 

К вспомогательным методам относят:

- анализ результатов деятельности (метод изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей);

- опрос (метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя) – может быть письменным, т.е. анкетирование (вопросы задаются на бумаге), или устным (вопросы ставятся устно), или в форме интервью, во время которого устанавливаются личный контакт с испытуемым;

- тестирование (метод, при котором испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя, стандартизированная процедура). Различают тестирование проективное (исследует разнообразные проявления психики индивидов), и тестирование психокоррекционное.

Математическими методами называют способы, заимствованные из математики и используемые в психологии для того, чтобы придать имеющимся в этой науке данным точное количественное выражение. В свою очередь, математические методы исследования делятся на две основные группы:

- Методы математической статистики,

- Методы математического моделирования.

Первые позволяют вести количественные расчеты, получать количественные показатели и определять математические закономерности, скрытые за теми данными, которые психолог добывает в ходе проводимых им исследований.

В качестве вторых называют такие способы, с помощью которых психологические законы представляются в виде математических формул и выражений.

Кроме описанных выше методов существуют также специальные методы исследования, применяемые в отдельных областях психологических знаний. Чаще всего их используют в прикладных психологических исследованиях и заимствованы они из тех наук, которые связаны с соответствующими видами человеческой деятельности. Так, например, в педагогической психологии может использоваться формирующий педагогический эксперимент, в психогинетике – метод близнецов, в инженерной психологии – технические методы, в медицинской психологии – методы, заимствованный из клиники.

В связи с увеличением количества психологических наук и постоянным расширением сферы использования психологических знаний в практике психология как наука постоянно обогащается новыми методами исследования. Так, например, за последние несколько десятков лет в арсенал методов психологического исследования вошли методы, связанные с использованием компьютерной техники и современных средств электронной связи.

Задание 2: Составьте (и проведите) анкету из 7 – 10 вопросов на заданную тему: Детско –родительские отношения в семье, разные социальные слои в одном классе, анкета для родительского собрания в начальной школе по выбранной Вами теме. Представить результаты анкеты.

П римечание: Виды анкетирования разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям:

1. по объему (сплошное - выборочное)

2. по способу общения (личное (очное) – заочное)

3. по процедуре проведения анкетирования (групповое – индивидуальное)

4. по способу вручения анкет (почтовое – раздаточное).

 

При проведении опросов необходимо учитывать следующие правила формулировки вопросов:

1. каждый вопрос должен быть логически завершенным

2. необходимо избегать малораспространенных, иностранных слов, узкоспециальных терминов и слов с двойным значением

3. не следует задавать слишком длинные вопросы

4. когда опрос касается незнакомого для обследуемого предмета, желательно сделать предисловие

5. вопрос должен быть конкретным, насколько это позволяют цели обследования

6. необходимо указывать все возможные варианты ответа, которые опрашиваемому следует иметь ввиду, либо не указывать ни одного

7. варианты ответов должны быть приемлемы в одинаковой степени

8. формулировать вопрос таким образом, чтобы избегать стереотипных ответов

9. следует избегать слов, которые могут вызвать негативное отношение опрашиваемых

10. вопрос не должен иметь внушающего характера.

 

Все вопросы, которые используются в анкетах и интервью, можно разделить на открытые (неструктурные) и закрытые (структурные). Первые не дают опрашиваемому никакой информации ни в отношении формы, ни в отношении содержания его ответов; вторые – предполагают выбор лишь из числа указанных вариантов ответа.

Последовательность вопросов, задаваемых в устной форме должна соответствовать ряду требований:

· в процессе развития опроса интерес опрашиваемого должен возрастать

· более простые вопросы должны предшествовать более сложным

· нельзя слишком поспешно задавать опрашиваемому интимных вопросов

· в смысловом отношении вопросы должны следовать один за другим, так, чтобы последующие вопросы уточняли предыдущие.

Задание 3: Выполните контрольную работу по теме № 1.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.008 с.)