Программа изучения курса «Общая психология» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа изучения курса «Общая психология»



Программа изучения курса «Общая психология»

 для студентов заочного отделения

Часть

 

 

Под редакцией Ивановой М.А.

                                       Составители: преподаватели ПЦК психологии

 

Санкт – Петербург

2017

 

 

Уважаемые студенты!

Вам предлагается программа изучение курса «Психология», которая представляет собой четко прописанную перспективу нашего с Вами взаимодействия в ходе учебного процесса. В процессе совместной работы Вы будете выступать информированным, полноправным, активным участником. Уже, делая первые шаги в освоении дисциплины, Вы сможете оценить уровень своих притязаний      (какую отметку вы хотите получить? насколько качественно Вы хотите и можете себе позволить усвоить материал?) и сможете привести свои ожидания в соответствие с Вашими возможностями и желаниями. Согласитесь, это очень комфортное состояние!

  Целью курса является: развитие психологической компетентности студентов посредством освоения ими знаний, умений, навыков, необходимых для грамотного с психологической точки зрения решения практических задач, связанных с воспитательной и образовательной функцией образования школьников, исследовательских задач в области познания особенностей индивидуальной и групповой психологии и практическом применении этих знаний в педагогической деятельности.

 

Задачи, которые мы сможем реализовать при изучении Общей психологии:

Вы должны знать:

- основные понятия и содержание данного раздела, регламентируемые государственным стандартом

- основное содержание раздела дисциплины, регламентируемое государственным стандартом

Понимать:

- практическую возможность использования полученных знаний, умений, навыков в профессиональной деятельности

Применять:

- теоретические знания в учебной и профессиональной деятельности (различные виды практики) и повседневной жизни

- активно использовать изученную терминологию в учебной деятельности

Анализировать:

- психические явления

- самоанализ своего поведения и деятельности

- психологический анализ ситуаций

Синтезировать:

- уметь работать с психологической информацией

- уметь составлять психолого – педагогическую характеристику личности

- уметь делать первичную оценку психических явлений

-уметь целесообразно осуществлять выбор психологических методов взаимодействия с людьми

-уметь интегрировать материал психологического содержания с общеобразовательными дисциплинами

Оценивать:

 - адекватно оценивать профессиональную и личностную значимость изучаемого материала

- адекватно оценивать свой личностный и профессиональный потенциал

- адекватно оценивать результат своей деятельности

 

Организация работы.

В течение семестра Вы посещаете учебные, аудиторные занятия в соответствии с учебным планом и расписанием группы, большее количество времени работаете самостоятельно, консультацию по выполнению заданий Вы можете получить в часы консультаций, а также по электронной почте преподавателя..

Далее Вы познакомитесь с технологической картой по дисциплине, где представлены обязательные задания для выполнения и задания на выбор студента. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов, набирая которые Вы получаете аттестацию по предмету зачет / незачет и допуск к экзамену по психологии.

При качественном и своевременном выполнении заданий на максимальное количество баллов (обязательных и на выбор студента) студент освобождается от сдачи экзамена по общей психологии.

Каждое выполненное задание можно пересдавать, но не более 1 раза.

Учебные пакеты по темам курса.

 

Тема №1. Психология как наука.

Развитие науки психологии. Место психологии в системе наук.

Задание 1: выберите то определение психологии, которое вам наиболее понравилось, и запишите его в тетрадь.

Психология прошла длинный путь развития, происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Отметим основные этапы развития психологии.

Этапы развития психологии как науки.

4 этап ПСИХОЛОГИЯ, КАК НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ФАКТЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Основой современной российской психологии является закономерное осмысление теории отражения.
3 этап ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ Начинается в 20 веке. Задача психологии – наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались.
2 этап ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О СОЗНАНИИ Начинается в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать называли сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.
1 этап ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ Такое определение психологии было дано более 2 тыс.лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

Отрасли психологии.

Структуру большинства современных наук можно представить себе в виде дерева. Ствол составляют знания, раскрывающие основные понятия этой науки и выявляемые ею закономерности, а множество ответвлений – отдельные ее разделы, применительно к отдельным вопросам, отдельным областям деятельности и т.п.

Дерево современной психологии очень разветвлено. Стволом ее является общая психология. Этот раздел психологии изучает и описывает наиболее общие психологические закономерности, основные понятия психологии, обосновывает и определяет ее методический аппарат. Общая психология – фундамент всех остальных ее отраслей.

Современная психологическая наука представляет собой весьма разветвленную систему более 40 относительно самостоятельных научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования и связанных с различными областями практики.

Возрастная психология, или психология развития, исследует развитие психики человека и ее особенностей на протяжении онтогенеза (процесс индивидуального развития организма от рождения до смерти).

Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (действия радио, прессы, моды, слухов на различные общности людей).

Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Этнопсихология анализирует взаимоотношения различных наций и народностей.

Психология труда рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.

Авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.

Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного, разрабатывает психологические методы лечения и психотерапии.

Патопсихология изучает отклонения в развитии психики, распад психики при различных формах мозговой патологии.

Юридическая психология изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу, и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.

Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические различия между людьми (между мужчинами и женщинами, представителями разных профессий).

Зоопсихология изучает особенности психики животных.

Нейропсихология изучает влияние изменений структуры и функционирования мозга, его повреждений, возрастного недоразвития на психическую деятельность и поведение человека.

Парапсихология – исследует психические явления, не поддающиеся объяснениям посредством имеющихся научных знаний. Это, прежде всего восприятие, выходящее за пределы возможностей органов чувств (экстрасенсорное), а также методы непосредственного психического воздействия на физические процессы, в том числе и на болезни людей, на их самочувствие, на их взаимоотношения с близкими.

Эксперимент –

Метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность исследуемого с целью создания наилучших условий для изучения конкретных психических явлений.

Житейское ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер Научное Имеет четкую цель, является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов с помощью документации (специального дневника) Лабораторный протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает о своем участии Естественный исследование осуществляется в естественных условиях и с изучаемыми людьми не устанавливаются непосредственные контакты
Включенное предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает Невключенное не требует участия исследователя в деятельности, которую он изучает Констатирующий изучаются лишь необходимые психологические явления, некоторые стороны деятельности человека могут быть смоделированы. Формирующий в процессе исследования развиваются определенные качества испытуемых, обучающий, воспитывающий.

 

К вспомогательным методам относят:

- анализ результатов деятельности (метод изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей);

- опрос (метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя) – может быть письменным, т.е. анкетирование (вопросы задаются на бумаге), или устным (вопросы ставятся устно), или в форме интервью, во время которого устанавливаются личный контакт с испытуемым;

- тестирование (метод, при котором испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя, стандартизированная процедура). Различают тестирование проективное (исследует разнообразные проявления психики индивидов), и тестирование психокоррекционное.

Математическими методами называют способы, заимствованные из математики и используемые в психологии для того, чтобы придать имеющимся в этой науке данным точное количественное выражение. В свою очередь, математические методы исследования делятся на две основные группы:

- Методы математической статистики,

- Методы математического моделирования.

Первые позволяют вести количественные расчеты, получать количественные показатели и определять математические закономерности, скрытые за теми данными, которые психолог добывает в ходе проводимых им исследований.

В качестве вторых называют такие способы, с помощью которых психологические законы представляются в виде математических формул и выражений.

Кроме описанных выше методов существуют также специальные методы исследования, применяемые в отдельных областях психологических знаний. Чаще всего их используют в прикладных психологических исследованиях и заимствованы они из тех наук, которые связаны с соответствующими видами человеческой деятельности. Так, например, в педагогической психологии может использоваться формирующий педагогический эксперимент, в психогинетике – метод близнецов, в инженерной психологии – технические методы, в медицинской психологии – методы, заимствованный из клиники.

В связи с увеличением количества психологических наук и постоянным расширением сферы использования психологических знаний в практике психология как наука постоянно обогащается новыми методами исследования. Так, например, за последние несколько десятков лет в арсенал методов психологического исследования вошли методы, связанные с использованием компьютерной техники и современных средств электронной связи.

Задание 2: Составьте (и проведите) анкету из 7 – 10 вопросов на заданную тему: Детско –родительские отношения в семье, разные социальные слои в одном классе, анкета для родительского собрания в начальной школе по выбранной Вами теме. Представить результаты анкеты.

П римечание: Виды анкетирования разнообразны и могут быть классифицированы по различным основаниям:

1. по объему (сплошное - выборочное)

2. по способу общения (личное (очное) – заочное)

3. по процедуре проведения анкетирования (групповое – индивидуальное)

4. по способу вручения анкет (почтовое – раздаточное).

 

При проведении опросов необходимо учитывать следующие правила формулировки вопросов:

1. каждый вопрос должен быть логически завершенным

2. необходимо избегать малораспространенных, иностранных слов, узкоспециальных терминов и слов с двойным значением

3. не следует задавать слишком длинные вопросы

4. когда опрос касается незнакомого для обследуемого предмета, желательно сделать предисловие

5. вопрос должен быть конкретным, насколько это позволяют цели обследования

6. необходимо указывать все возможные варианты ответа, которые опрашиваемому следует иметь ввиду, либо не указывать ни одного

7. варианты ответов должны быть приемлемы в одинаковой степени

8. формулировать вопрос таким образом, чтобы избегать стереотипных ответов

9. следует избегать слов, которые могут вызвать негативное отношение опрашиваемых

10. вопрос не должен иметь внушающего характера.

 

Все вопросы, которые используются в анкетах и интервью, можно разделить на открытые (неструктурные) и закрытые (структурные). Первые не дают опрашиваемому никакой информации ни в отношении формы, ни в отношении содержания его ответов; вторые – предполагают выбор лишь из числа указанных вариантов ответа.

Последовательность вопросов, задаваемых в устной форме должна соответствовать ряду требований:

· в процессе развития опроса интерес опрашиваемого должен возрастать

· более простые вопросы должны предшествовать более сложным

· нельзя слишком поспешно задавать опрашиваемому интимных вопросов

· в смысловом отношении вопросы должны следовать один за другим, так, чтобы последующие вопросы уточняли предыдущие.

Задание 3: Выполните контрольную работу по теме № 1.

Блок.

 

  1. Предметом изучения в психологии является-

а.) поведение человека

б.) мышление животных

в.) написание сценария

 

  1. Инженерная психология изучает-

а.) человека в системе «человек – техника»

б.) вопросы гигиены полости рта

в.) ведение тренингов по развитию навыков общения

 

  1. Укажите существенные признаки лабораторного эксперимента-

а.) испытуемый знает о своем участии

б.) в эксперименте участвует большое количество испытуемых

в.) создаются специальные условия

г.) всегда замеряется время проведения эксперимента

 

  1. Какой метод является наиболее надежным с точки зрения достоверности и объективности полученной информации-

а.) самонаблюдение

б.) эксперимент

в.) анализ продуктов деятельности

 

5. Изучение выставки поделок из природного материала – это

а.) естественный эксперимент

б.) анализ продуктов деятельности

в.) научное наблюдение

 

6.Укажите отличительные признаки естественного эксперимента-

а.) протекает в специально созданных условиях

б.) испытуемый не знает о своем участии

в.) активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого

г.) носит неорганизованный характер

 

7. Отрасль психологии, изучающая особенности людей различных возрастов, называется …

 

8. Преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека, с целью последующего анализа и объяснения называется…

 

9. Назовите виды наблюдения.

 

10. Назовите метод, характеризующийся как краткое стандартизированное исследование.

 

11. Отрасль психологии, изучающая психологию процессов обучения и воспитания, называется…

 

12. Отрасль психологии, изучающая взаимоотношения между врачом и пациентом, называется…

 

 

Блок.

 

Карточки по вариантам (выберите вариант, напишите ответы)

 

1 вариант 2 вариант
1. Что такое психология?
  1. Дайте определение психологии в системе наук и докажите ее пограничность с другими науками.
 

2. Опишите плюсы и минусы метода наблюдения.

3. Вам необходимо составить характеристику ученика – выпускника начальной школы. Какие методы психологии будете использовать и с какой целью? 3. Оцените целесообразность использования метода самонаблюдения для изучения внимания младшего школьника. Аргументируйте свой ответ.

Задание 1: На основе вышеизложенных материалов попробуйте составить свое определение понятию «психика».

Основные функции психики.

- отражение (отношения, формирование образа, самопознание, накопление опыта)

- регуляция поведения и деятельности (побуждение, целеполагание, исполнение, накопление опыта)

Психология изучает психические явления:

- психические процессы

- психические состояния

- психические свойства.

Классификация психических явлений:

1. По произвольности.

1.1. Произвольные – явления, которые происходят по желанию человека.

1.2. Непроизвольные - …………………

2. По степени осознания.

2.1. Бессознательные (гипноз, лунатизм, сон и т. д.) - …

2.2. Осознанные - …

2.3. Подсознательные - …

3. По времени протекания.

3.1. Психические процессы – обеспечивают первичное отражение и осознание человеком воздействий окружающей действительности, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Наиболее кратковременная форма реагирования. Могут протекать одновременно, на фоне друг друга. Как правило, они имеют четкое начало, определенное течение и ярко выраженный конец. Психические процессы всегда включены в более сложные виды психической деятельности и подразделяются на:

o познавательные (ощущение, восприятие, внимание, представление, память, воображение, мышление, речь);

o эмоциональные (эмоции и чувства);

o волевые (воля).

3.2. Психические состояния - более продолжительны по сравнению с психическими процессами (могут продолжаться несколько часов, дней или даже недель) и более сложны по структуре и образованию, затрагивают всю психику и связаны с энергией человека. Состояние – это всегда особый энергетический уровень человека (депрессия, бдительность, возбуждение и т. д.) Они определяют уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, свойственные для него в каждый данный момент времени. К ним относятся состояние активности или пассивности, бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, раздражительности, рассеянности, хорошего или плохого настроения.

3.3.Психические свойства – наиболее устойчивые и существенные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся индивидные и личностные особенности человека, его направленность (что хочет человек?), качества личности человека, черты характера, темперамент, способности (что может человек?). Комплекс свойств индивидуален и типичен по проявлению. Они присущи человеку если не на протяжении всей жизни, то по крайней мере достаточно длительного периода времени. Некоторые свойства сохраняются от рождения до смерти.

Психические процессы, психические состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. Например, любопытство как выражение познавательно процесса, может переходить в состояние интереса и закрепляться в таком качестве личности, как любознательности.

Задание 2: материал лекции преобразуйте в блок – схему.

Сознание – высший уровень психического отражения (свойственный только человеку) объективной реальности, опосредованный деятельностью человека.

Каждый человек обладает сознанием, т. е. способен осознавать окружающий мир и собственные переживания. Это непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем опыте и предвосхищающих его практическую деятельность. Человек воспринимает, хранит и перерабатывает информации гораздо больше, чем осознает. Восприятие информации, превосходящей возможности сознания, широко используется в некоторых технологиях обучения и рекламы (эффект 25 кадра). Сознание человека обрабатывает информации существенно меньше, чем это делает мозг. Но это «меньше» открывает совершенно новые возможности для познания человека. Вероятно, существует такой механизм, который определяет, что должно осознаваться, а что осознавать не следует. Существование такого механизма обеспечивает активность и избирательность психических процессов. Человек не обречен на пассивное восприятие (отражение) окружающего мира. Он активно конструирует в своем сознании внешний мир и самого себя.

Основные факторы, влияющие на развитие сознания: деятельность и труд.

Бессознательное – совокупность явлений окружающей жизни, в которых человек не отдает себе отчета. В бессознательном невозможен произвольный контроль действий и оценка результатов со стороны человека.

Классы проявления бессознательного:

  1. Неосознаваемые побудители деятельности – неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обуславливаемые имеющим личностный смысл желаемым будущим. З. Фрейд под бессознательным понимал нереализованные влечения, которые из – за конфликта с требованиями социальных норм не допускались в сознание, обнаруживая себя в оговорках, описках, ослышках, сновидениях и т. д.
  2. Надсознательные явления – не поддающийся индивидуальному сознательно – волевому контролю, уровень психической активности личности при решении творческих задач (интуиция, творчество).
  3. Автоматические навыки и умения.

4. Подпороговое восприятие.

5. Общественное бессознательное - заполненное древними образами и поведенческими реакциями, которые многократно повторялись в        истории человечества.

Продукты бессознательного: сны, оговорки, навязчивые желания, творчество, юмор и т. д.

 

Задание 3: выполнить диагностику ведущих типов психологической защиты по методике Плутчика - Келлермана - Конте. Обработать полученные результаты по ключу.

Задание 4: подготовиться к контрольной работе № 2.

Задание 1: Определите продукт в каждом виде деятельности. Запишите.

 

Психологический анализ деятельности (Леонтьев А. Н.) – из каких компонентов состоит деятельность.

 

  1. Потребность – осознание человеком нужды в чем – либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.

 

А. Маслоу предложил иерархию потребностей человека.

 

  1. Потребность в самоактуализации
  1. Потребность в уважении и социальном принятии
  1. Потребность в любви и принадлежности
  1. Потребность в безопасности и защищенности
  1. Физиологические потребности

 

1, 2 – потребности низшего уровня

3, 4, 5 – потребности высшего уровня

Человек, в процессе своей жизнедеятельности, стремится удовлетворить все потребности.

Как правило, человек, удовлетворяя потребности более низшего порядка, переходит к удовлетворению потребностей следующего порядка.

 

  1. Мотив – личностный смысл деятельности, то что побуждает нас совершать деятельность, почему. В качестве мотива могут выступать интересы, потребности, мотивы и т. д.
  2. Цель – идеальный образ желаемого результата, то, ради чего мы совершаем деятельность.
  3. Задача – ступени достижения цели
  4. Условия
  5. Операция – ход выполнения деятельности
  6. Само действие.

Существует формула оценки эффективности деятельности =

 

= результат  (количество и / или качество)

время, затраченное на выполнение деятельности

 

Время очень часто зависит от мотивации, способностей!!!

Задание 1: сформулируйте различия между понятиями «индивид» и «личность», между «личностью» и «индивидуальностью».

Задание 2: сформулируйте главные условия развития и формирования личности.

Структура личности представляется различно в разных подходах. Структура указывает на определенную связь сторон, подструктур личности. В каждом из подходов выделяет как особые стороны личности, так и их связи.

Теория структуры личности Б.Г.Ананьева включает идею о том, что структура личности отдельного индивида должна анализироваться на основе всех характеристик человека как вида.

Б.Г.Ананьев ввел иерархический принцип, говоря, что свойства личности структурированы по иерархическому принципу. Также Ананьев говорил о том, что структура личности включает взаимосвязанные свойства.

Б.Г.Ананьев изложил систему организации человека и способов развития его сторон.

 

  Человек как вид   __________ История   __________ Человечество как история общества
    ОНТОГЕНЕЗ

 

Субъект

 

 

Индивидуальность

 

 

Деятельность

 

    ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ
  Человек как индивид     __________ Взаимосвязь онтогенеза и жизненного пути     __________     Личность

 

Задание 3: представьте личность человека в виде дерева. Что составляет «почву», «корни», «ствол», «крону» «семена» личности? Изобрази графически.

Фундаментом всей психологической структуры личности и ее содержания являются ее психические свойства: направленность, темперамент, характер и способности.

Направленность личности – это такое ее психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Она включает в себя потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели личности.

Потребности личности – это испытываемая ею нужда в чем-либо.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные – потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. и духовные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, труде, общении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, в творчестве и т.п. 

В современной психологической науке существует несколько классификаций потребностей. Мы остановимся на пирамиде потребностей по А.Маслоу (смотри тему № 3).

У человека согласно этой теории с рождения последовательно появляются следующие семь видов потребностей.

1. физиологические (органические) – голод, жажда, половое влечение,

2. потребности в безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страхов, неудач, агрессивности со стороны других людей,

3. потребности в принадлежности и любви - любить, быть любимым, находиться вместе с людьми,

4. потребность в уважении (почитании) – авторитет, признание, одобрение, компетентность, достижение успехов,

5. познавательные потребности – знать, уметь, понимать, изучать,

6. эстетические потребности – гармония, порядок и красота,

7. потребность в самоактуализации – реализация своих целей, смысла жизни, способностей, личностный рост.

Цели – это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее жизни и деятельности. Цели реализуют потребности личности и выступают в качестве образов конечного результата деятельности.

Мотивы – непосредственные побудители к деятельности, внутренние силы, которые связаны с осознанными, осмысленными и прочувствованными потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности.

Мотивы многообразны. Но обычно их подразделяют на низшие (биологические) и высшие (социальные). Биологические мотивы – это влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности. Социальные мотивы – это интересы, идеалы, убеждения личности, которые играют более значительную роль в ее жизни. 

Задание5: сформулируйте отличительные особенности мотивов от потребностей?

Убеждения – знание или теоретическое построение, в истинности которого человек не сомневается.

Мировоззрение – система убеждений, научных взглядов на природу, общество, человеческие отношения, которым стали ее внутренним достоянием и отложились в сознании в виде определенных жизненных целей, интересов, отношений, позиций.

Установки – это внутренняя настроенность личности (предрасположенность) на осуществление той или иной деятельности или торможение собственной активности.

Мотивация появляется при возникновении нужды, недостатка в чем-либо. Она есть начальный этап психической и физической активности.

Мотивация – это побуждение к деятельности определенным мотивом, процесс выбора оснований для определенной направленности действий. Она сопровождается определенными переживаниями, положительными и отрицательными эмоциями. Имеет место и определенное психофизиологическое напряжение, т.е. процессы сопровождаются состояниями возбуждения, взволнованности, прилива и упадка сил.

Задание 4: сформулируйте причины снижения мотивации, зависящие от учителя.

Задание 5: сформулируйте причины снижения мотивации ученика.

Тема № 5. Теории личности.

Концепция Зигмунда Фрейда.

 

Психодинамическая теория личности З. Фрейда.
Топографическая модель уровней сознания.

 

      Согласно этой модель в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

      Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы.
      Область предсознательного, область "доступной памяти", включает в себя опыт, не востребованный в данный момент, но который может вернуться в сознание спонтанно или с минимум усилий. Предсознательное является мостом между осознанными и неосознанными областями психического.

       Самая глубокая и значимая область разума бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.
Сознание - к онтакт с внешним миром.

Бессознательное - материал, недоступный для сознания.Предсознательное - материал, который можно перевести в сознание

Структура личности.

 

      Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами. Взаимосвязь между топографической и структурными моделями показана на рисунке.
       Из рисунка видно что сфера ИД полностью неосознаваема, в то время как суперэго пронизывает все три уровня. Рассмотрим поподробнее все три структуры. 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.176 с.)