Предмет и форма осуществления прокурорского надзора за орд овд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и форма осуществления прокурорского надзора за орд овд



В соответствии со ст. 29 Закона «О прокуратуре Российской Федерации» предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью состоит из трех элементов:

 

1) Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в процессе ее осуществления;

 

2) Соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

 

3) Законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

 

В пункте 3 приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21 декабря 2007 № 207[3]закреплено, что к предмету прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью относится «Соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законных интересов юридических лиц, соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях и установленных законом запретов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, обеспечение законность при проведении оперативно-розыскных мероприятий».

 

Таким образом, в приказе конкретизированы права и свободы человека и гражданина, которые могут нарушаться в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности. Кроме того, прокуроры ориентированы на конкретные моменты, на которые следует обращать внимание в ходе проверок:

 

а) законность и обоснованность решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;

 

б) обязательность регистрации и заведения дел оперативного учета, законность постановки и снятия с оперативного учета лиц, в отношении которых проводятся оперативно-розыскные мероприятия;

 

в) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

 

г) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

 

д) возможность осуществления только тех оперативно-розыскных мероприятий, перечень которых определен федеральным законом;

 

е) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе на проведение которых разрешение дано судом;

 

ж) соблюдение условий и порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий;

 

з) своевременность уведомления судей органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также права на неприкосновенность жилища;

 

и) законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

В статье 20 Закона в качестве субъектов контроля перечислены в первую очередь следующие лица: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.

При этом особо подчеркивается, что функции контроля указанные лица осуществляют в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Помимо указанных лиц в общую систему гарантий соблюдения законности следует включить контроль, осуществляемый судьями, а также ведомственный контроль. Особой формой контроля за оперативно-розыскной деятельностью является организация действенного прокурорского надзора. Таким образом, общую систему контроля за оперативно-розыскной деятельностью составляют:

9 контроль со стороны властных структур;

9 судебный контроль;

9 прокурорский надзор;

9 ведомственный контроль.

Каждый из этих видов контроля имеет свои особенности и осуществляется в различных организационных формах, требующих специального рассмотрения.

Контроль со стороны властных структур. Президент России осуществляет общее руководство страной и в его компетенцию входит внесение законопроектов в Государственную Думу Федерального Собрания, подписание и обнародование законов, издание распоряжений, в том числе касающихся проблем укрепления правопорядка, в частности осуществления оперативно-розыскной деятельности.

Особенность деятельности Президента состоит в том, что он не только издает нормативные акты по вопросам борьбы с преступностью, но и организует, а также контролирует их исполнение.

Важную роль в осуществлении контроля за оперативно-розыскной деятельностью играет Федеральное Собрание Российской Федерации. Во входящих в его состав Государственной Думе и Совете Федерации создаются специальные комитеты и

 

комиссии, рассматривающие вопросы, касающиеся обеспечения безопасности и укрепления правопорядка. Важной формой контроля со стороны депутатов является направление ими запросов по соблюдению законности в процессе оперативно-розыскной деятельности.

Следует особо отметить, что в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» получившие запрос депутата государственные органы, в том числе и оперативные подразделения, обязаны предоставлять им необходимую информацию в полном объеме, за исключением сведений о лицах, осуществляющих помощь органам внутренних дел на конфиденциальной основе.

Третьим субъектом контроля за оперативно-розыскной деятельностью является Правительство Российской Федерации, на которое возложена организация работы правоохранительных органов. Выполняя эту функцию, Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения по вопросам борьбы с преступностью, использованию в этих целях имеющихся в распоряжении правоохранительных органов сил, средств и методов. Правительством России систематически проводятся заслушивания ответственных должностных лиц, возглавляющих правоохранительные органы.

Важнейшей функцией Правительства Российской Федерации является также определение бюджета, выделяемого на правоохранительную деятельность, в том числе и на осуществление оперативно-розыскной деятельности.Назначение прокуроров, уполномоченных надзирать за оперативно-розыскной деятельностью, оформляется приказом. Эти прокуроры должны иметь допуск для работы с соответствующими документами.

Прокурор может начать проверку оперативно-розыскной деятельности как по поступившему заявлению и жалобе, так и по собственной инициативе, усмотрев нарушение действующих законов.

В процессе надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, уполномоченные прокуроры вправе:

а) знакомиться с документами, содержащими сведения об основаниях, порядке и результатах оперативно-розыскных мероприятий;

б) давать письменные указания об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий либо требовать их прекращения;

в) отменять необоснованные постановления органа дознания (следователя) о возбуждении уголовного дела, вынесенные на основании оперативно-розыскных материалов;

г) направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей;

д) требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и допустивших нарушения закона при проведении оперативно-розыскных мероприятий;

е) опротестовывать противоречащие закону приказы и указания руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

ж) вносить представления по поводу выявленных нарушений закона должностными лицами этих органов и требовать от руководителей отстранения их от дальнейшего ведения оперативных разработок.

 

30

В оперативно-розыскной деятельности особое значение имеет ведомственный контроль. Ведомственный контроль включает в себя оценку законности, обоснованности и эффективности оперативно-розыскной деятельности и позволяет устранить принятие неправомерного решения и восстановить нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц, а также принять руководителю самостоятельное решение по осуществлению оперативно-розыскных функций.

Ведомственный контроль за ОРД осуществляется на основании ст. 22 Закона об ОРД. Основные задачи ведомственного контроля: обеспечение неуклонного выполнения законов и подзаконных актов, регламентирующих эту деятельность; обеспечение своевременного и качественного выполнения решений, принимаемых в ходе ОРД, и раскрытия преступлений; своевременное предупреждение, выявление и устранение недостатков в работе; выявление и внедрение положительного опыта; повышение дисциплины и ответственности оперативных сотрудников.

Этот вид контроля осуществляется на всех стадиях подготовки и проведения ОРМ и ОРД в целом, начиная с выяснения оснований и условий для проведения ОРМ и заканчивая использованием их результатов, а также начиная с решения задачи добывания информации и заканчивая предупреждением, пресечением и раскрытием преступлений, осуществлением розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, либо розыском без вести пропавших.

Ведомственный контроль в МВД России за ОРД организуют руководители:

1) министр внутренних дел РФ и его заместители по оперативной работе;

2) начальники главных управлений и управлений МВД России, имеющих в своей структуре оперативные службы, и их заместители;

3) министры внутренних дел республик и их заместители по оперативной работе;

4) начальники главных управлений и управлений внутренних дел на транспорте и на режимных объектах; их заместители, являющиеся по должности начальниками криминальной полиции;

5) начальники отделов (управлений) внутренних дел районов, городов, районов (округов) в городе, на транспорте и на режимных объектах, их заместители, являющиеся по должности начальниками криминальной полиции, иные должностные лица.

6) по поручению руководителя органа, осуществляющего ОРД, контроль за ОРД вправе осуществлять должностные лица, не входящие в штат оперативных подразделений, но реализующие в соответствии с занимаемой должностью контрольные функции. Это могут быть имеющие соответствующие допуски сотрудники аппарата министра, организационно-инспекторских подразделений, инспекций по личному составу, контрольно-ревизионных подразделений.

Закрепление ведомственного контроля в законодательном порядке определяется специфическим характером оперативно-розыскной деятельности, задачи которой решаются с использованием преимущественно негласных возможностей и мероприятий, в т.ч. ограничивающих права и свободы человека и гражданина.

Закон возложил на руководителей органов внутренних дел контроль за законностью организации и тактики осуществления оперативно-розыскной работы, недопущением в ее процессе нарушения прав и свобод личности, причинения вреда государственным и общественным интересам.

Эти руководители несут персональную ответственность за правильность и эффективность использования сил, средств и иных оперативно-розыскных возможностей в принятии исчерпывающих мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и лиц, пропавших без вести, а также контроль за соблюдением прав и законных интересов граждан, недопустимостью нарушений установленного порядка проведения оперативно-розыскных мероприятий, за неправомерным или несанкционированным использованием технических средств, обеспечением конспирации в оперативно-розыскной деятельности, соблюдением режима секретности в делопроизводстве, защищенностью системы оперативного учета от возможности утечки оперативной информации, а также за порядком ведения дел оперативного учета (комментарий к ст.10 Закона об ОРД), рациональным и эффективным расходованием финансовых средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность.

Законодательно не предусмотрено осуществление ведомственного контроля со стороны непосредственных руководителей оперативных подразделений органов внутренних дел. Однако именно они повседневно контролируют организацию деятельности подчиненных или оперативных подразделений и тактику проведения ими ОРМ и реализации административно-правовых функций. Поэтому руководители этого уровня также несут персональную ответственность за состояние работы на порученном им направлении оперативно-розыскной деятельности. Объем их полномочий определяется соответствующими ведомственными нормативными актами по организации и тактике ОРД органов внутренних дел. Эти нормативные акты устанавливают перечень руководителей, имеющих право утверждать постановления на проведение оперативно-розыскных мероприятий в зависимости от степени их сложности и характера. На практике постановление о проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права личности, утверждает, как правило, начальник криминальной милиции (заместитель начальника органа внутренних дел по оперативной работе). Тем не менее, это не снимает ответственности с самого руководителя органа.

В порядке контроля руководители, наделенные правом его осуществления, изучают оперативные материалы, полученные в результате проведения ОРМ, отражающие основания и условия их проведения, иные документы, имеющие отношение к ОРД, и принимают по ним решения.

Поскольку ведомственный контроль есть и функция управления, то указанные руководители дают указания о проведении работы по осуществлению оперативной проверки, контролируют сроки, порядок, полноту их ведения, проверяют обоснованность их прекращения, утверждают планы мероприятий, дают задания на проведение ОРМ другим оперативным подразделениям либо санкционируют их, составляют постановления и выступают с ходатайством о проведении ОРМ, санкционируют выдачу денежных средств на оперативные расходы, заслушивают участников ОРМ, заключают контракты с лицами, выразившими желание сотрудничать с оперативными подразделениями субъектов ОРД, анализируют оперативную информацию, дают указания на проведение мероприятий, рассматривают жалобы и заявления граждан.

Характерным признаком ведомственного контроля является властный индивидуально-правовой акт обязательного значения, содержащий оценку действий сотрудников и определяющий мероприятия, которые необходимо провести (например, по результатам проверки наказать в дисциплинарном порядке нарушившего закон сотрудника, укрепить регистрационную дисциплину, провести конкретное ОРМ и т.д.).

Таким образом, ведомственный контроль - это управленческая функция руководителей правоохранительных органов и входящих в них оперативных подразделений по организации их деятельности в соответствии с действующим законодательством, которая предусматривает персональную ответственность за соблюдение законности при проведении ОРМ.

Основными целями ведомственного контроля являются:

- установление обоснованности и законности организации и тактике оперативно-розыскной деятельности в соответствии с законодательными и ведомственными нормативными актами;

- своевременное выявление недостатков в области организации и тактики оперативно-розыскной деятельности, а также принятие необходимых мер по выполнению тех или иных оперативно-розыскных функций;

- привлечение к ответственности лиц, допускающих нарушения установленных законом и ведомственными нормативными актами оперативно-розыскных процедур.

Для достижения названных целей руководители органов внутренних дел, осуществляющих ОРД, реализуют контрольные функции в следующих формах:

- путем изучения материалов, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, и иных документов, имеющих к ней отношение;

- при принятии решений по указанным материалам и документам (в т.ч. в письменном виде);

- при вынесении (утверждении) постановлений о проведении отдельных оперативно-розыскных мероприятий;

- при санкционировании заведения дел оперативного учета; установлении сроков их ведения и обоснованности прекращения;

- при заключении контрактов с гражданами, изъявившими согласие на конфиденциальное содействие органам внутренних дел в осуществлении ОРД, и непосредственной работе с ними;

- при утверждении планов организационного и тактического уровней оперативно-розыскной деятельности;

- в процессе заслушивания исполнителей по результатам деятельности (по отдельным направлениям ОРД; по наиболее сложным и трудоемким ОРМ; по делам оперативного учета, взятым на контроль, за отчетный период и т.д.);

- в ходе утверждения отчетов по результатам ОРД и о расходовании средств по статье “Особые расходы”;

- при проверке правил поддержания режима конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;

- в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан;

- при назначении служебных проверок (внутренних расследований).

Объектами контрольных функций являются не только рядовые исполнители, но и руководители подразделений и органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную работу.

В случаях установления фактов нарушений законности, правил конспирации, допущенных в ходе оперативно-розыскной деятельности, разглашения сведений, составляющих государственную или служебную тайну, соответствующий руководитель обязан назначить служебную проверку и по ее результатам принять необходимые меры, а в случае нарушения законности информировать вышестоящее руководство и прокурора, осуществляющего надзор.

Руководители и исполнители, принявшие необоснованные решения и допустившие неправомерное осуществление оперативно-розыскных мероприятий, несут персональную ответственность. Так, согласно ст.40 Закона РФ «О милиции» за противоправные действия или бездействие сотрудники милиции могут привлекаться к различным видам ответственности: дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой и материальной на основании и в порядке, предусмотренных федеральным законодательством.

Ст. 23 ФЗ об ОРД предусматривает также ведомственный контроль за законностью осуществления ОРД. Норма закона возлагает персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении ОРМ на руководителей ОРО. Ответственность руководителя ОРО следует рассматривать как последствие неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него функций (возможность привлечения к юридической ответственности) и, кроме того, как специфическую юридическую обязанность (гарантирование лично им решение задач ОРД, достижение положительного результата, добровольное исполнение своих обязанностей).

Порядок реализации ведомственного контроля за исполнением законов ОРД, определяется соответствующими ведомственными Нормативными правовыми актами.

Контроль осуществляется следующими способами: личное участие в организации (проведении) ОРМ; санкционирование заведения (прекращения) ДОУ, их сроков или разрешение проведения конкретных ОРМ; санкционирование заключения контракта с гражданами, сотрудничающими с органами, осуществляющими ОРД; изучение материалов, полученных в результате выполнения ОРМ, иных документов, имеющих отношение к ОРД и принятие по ним решений; дача указания о дальнейшей работе по осуществлению оперативной проверки; участие в планировании ОРМ; заслушивание исполнителей; назначение проведения служебных проверок; рассмотрение жалоб и заявлений граждан.

Подготовка и проведение ОРМ осуществляются с разрешения и под контролем руководителя ОРО, при наличии на то оснований. При установлении фактов нарушения прав человека и гражданина, пренебрежения правилами конспирации, а также иных нарушений руководитель обязан принять соответствующие действенные меры (в рамках служебной проверки) к их восстановлению и возмещению причиненного вреда, а также к привлечению виновного лица к ответственности. В случае нарушения законности он также обязан проинформировать об этом прокурора.

Ведомственный контроль реализуется внутри органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность непосредственно его руководителями и должностными лицами в соответствии ст.22 ФЗ «Об ОРД» и ведомственными нормативными актами.

К числу руководителей, осуществляющих контроль за оперативно-розыскной деятельностью в системе государственных органов, относятся:

- первые руководители государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность и их заместители по оперативной работе;

- начальники департаментов и управлений государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, имеющих в своей структуре оперативные службы, и их заместители;

- начальники структурных подразделений государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в субъектах федерации;

- начальники низовых структурных подразделений государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

- иные должностные лица, имеющие соответствующий допуск и осуществляющие инспекторские функции.

Основными целями ведомственного контроля являются:

- своевременное предупреждение нарушений закона и вскрытие недостатков в процессе осуществления ОРД;

- определение соответствия этой деятельности требованиям законодательства Российской Федерации и ведомственным нормативным актам;

- обеспечение конспирации и безопасности граждан, сотрудничающих с оперативно-розыскными органами на конфиденциальной основе;

- обеспечение единства решений и исполнения.

Формы осуществления ведомственного контроля могут заключаться в ознакомлении руководителя с делами оперативного учета, работой подразделения и его конкретных сотрудников, постоянное изучение оперативно-значимой информации и общественного мнения, заслушивание конкретных работников в ходе оперативных совещаний и др.

В зависимости от времени осуществления вневедомственный контроль можно условно разделить на следующие виды:

- предварительный;

- текущий;

- последующий.

В процессе предварительного контроля руководитель выясняет состояние дел в оперативном подразделении, проверяет оперативно-служебные документы, представляемые на утверждение, обоснованность заведения дел оперативного учета, законность и целесообразность принимаемых решений оперативными сотрудниками на стадии планирования и подготовки оперативно-розыскных мероприятий, прогнозирования их результатов и др. Данный вид контроля имеет особое значение в предупреждении различных нарушений законодательства.

Текущий контроль является непосредственной частью руководства оперативными подразделениям и сотрудниками. Он осуществляется руководителем в процессе исполнения принятых решений и наиболее часто обеспечивается путем их личного участия в оперативно-розыскных мероприятий. На данном этапе им изучаются оперативно-служебные документы, составляемые в ходе проведения конкретных оперативно-розыскных мероприятий, своевременность и обоснованность их оформления, контролируются законность, сроки и полнота проведения мероприятий. Кроме того, проверяется действенность мероприятий, обеспечение конспирации, правомерность использования технических средств, а также обеспечивается выбор наиболее эффективных тактических приемов, обеспечивающих успешное раскрытие преступления.

Руководители оперативных подразделений и отдельных (временных) структур в виде оперативных групп и т.п. контроль осуществляют повседневно в таких сферах как организация деятельности подчиненных им формирований и тактика проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также в области осуществления иных правовых действии, адекватных административно-правовым полномочиям сотрудников органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Субъектами ведомственного контроля за отдельными аспектами ОРД являются службы органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, выполняющие штабную функцию, если они имеют соответствующий допуск к сведениям оперативно-розыскного характера, составляющим служебную или государственную тайну.

Вышеперечисленные субъекты ведомственного контроля выбирают соответствующие его формы, которые выработаны оперативно-розыскной практикой и могут быть различными с учетом соответствующих целей, задач, объема полномочий и количества проверяющих, объектов контрольных проверок.

Последующий контроль является наиболее распространенным в деятельности оперативных подразделений и проводится после исполнения принятых решений. Наиболее часто последующий контроль включает проверку исполнения качества проведенных оперативно-розыскных мероприятий, их результативности и оценку деятельности по производству оперативной проверки. При этом проверяется обоснованность прекращения дел оперативного учета или их продления, расходования финансовых средств, выделяемых на ОРД, заслушиваются отчеты исполнителей, определяется обоснованность итоговых решений и направления использования полученных материалов, рассматриваются жалобы и заявления граждан о нарушении законности, решаются иные вопросы ОРД.

В целях проверки соблюдения законности, выявления недостатков в оперативной работе и внесения предложений по ее совершенствованию вышестоящими подразделениями могут осуществляться комплексные и контрольные проверки. Комплексные проверки - это контроль, охватывающий все направления в работе проверяемого оперативного подразделения, как правило, за определенный период. Их осуществляют оперативные аппараты федерального уровня и уровня субъектов Российской Федерации по отношению к нижестоящим подразделениям.

Наряду с комплексными осуществляются и целевые проверки. Они классифицируются на различные виды в зависимости от субъекта их проводящего. Ведомственный контроль за делами оперативного учета может осуществляться в трех формах:

1) непосредственное изучение дела;

2) вызов сотрудника с материалами дела;

3) изучение справки о проделанной работе по конкретному делу.

Каждая форма контроля имеет свои как положительные, так и отрицательные стороны, которые связаны с затрачиваемым временем и достоверностью информации.

Контрольные проверки проводятся обычно через год после комплексных в целях устранения недостатков, выявленных в процессе комплексных проверок, а также реализации вынесенных проверяющими органами предложений по совершенствованию работы.

Кроме того, руководители оперативно-розыскных органов могут осуществлять непосредственный контроль путем личного участия в организации и проведении ОРМ. При этом они несут персональную ответственность не только за законность проведения ОРМ, соблюдение прав и законных интересов граждан, обеспечение конспирации, но и за организацию ОРД в целом.

Особым направлением контроля является проверка соблюдения правил поддержания режима секретности, установленного ведомственными нормативно правовыми актами.

В этих случаях, когда руководителем оперативного подразделения или иным проверяющим выявлены нарушения в сфере оперативно-розыскной деятельности, требующие детального анализа, назначается и проводится служебная проверка, по ее результатам виновные привлекаются к ответственности в соответствии с нормами законов, определяющих статус органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

При осуществлении ведомственного контроля могут быть выявлены различные недостатки:

- умышленное искажения оперативно-розыскных данных;

- неправильное оформление оперативно-служебных документов;

- некомпетентность сотрудника;

- сокрытие фактов нарушения режима секретности;

- допущение подстрекательства и провокации в процессе проведения отдельных оперативно-розыскных мероприятий;

- фальсификация оперативных документов и умышленное завышение показателей служебной деятельности и т. п.

Таким образом, осуществление ведомственного контроля дает возможность оперативно-розыскным органам не только предупредить или устранить принятие неправомерного решения и восстановить нарушенные права и законные интересы физических и юридических лиц, но и принять решение по вопросам выполнения тех или иных оперативно-розыскных функций.

Ведомственному контролю за деятельностью полиции уделено внимание в п. 2 ст. 49 ФЗ «О полиции», где сказано: «Ведомственный контроль за деятельностью полиции осуществляется в порядке, определяемом руководителями федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел».

 

31

Розыскная работа –нормативная регулированная деятельность государства по обнаружению разыскиваемых лиц и принятию к ним мер предусмотренных законом, установление личности неизвестного, уклонение лиц, от УО, отбывание наказания,исполнения определенных обязанностей и правил,безвстное исчезновения осуществляется в рамках особого дела производства, путём комплексного использования имеющегося силы средств основанная на законе.

ФУНКЦИЯ осуществления розыскной работы возложенная на подразделение УР, которая осуществляет розыск подозреваемых,осужедеынных,обвиняемых,подсудимых:1. скрывающиеся от ОД,С,С и уклон от УН когда по тем или иным причинам не установлено их местонахождения 2.совершивих побег из под ИВС и под коновая 3.побег из исправительных и воспитательных колония тюрем,лечебных учреждений,следственных изоляторов,из под конвоя,подразделении УИС 4.уклон от исполнительных работ(после принятия судом решения от замене исправ. работ другим видом Н)5.лиц пропавших безвести (безвести считается лицо исчезнувшее внезапно без видимых тому причин,.место нахождение которого не известно, (приказ МВД, СК,ген. Прокуратуры от 16.01.15 «об утверждении инструкции и порядке заявления,сообщения о преступлениях связанных с безвестным исчезновением лица» 6. Несовершеннолетних ушедших из дома,школ интернатов,дед домов,а так же сбежавших со спец приемных центров временной изоляции 7.псих больниц, лиц в т.ч установленные признанными соц. Опасными, ушедшими из дома или учреждения, где они содержались.8.лиц которые по состоянию здоровья или возраста, не могут сообщить о себе сведения 9.погибших,умерших,граждан по неопознанным трупам.

10.лиц, потерявших связь с близкими родственниками, а так же супругов утратившее связь между собой

Для получения сведений о личности разыскиваемого используется след. источники информации.

1)учеты ПО,за исключением оперативных,(информация характера личность разыскиваемого ГИАЦ МВД,ФМС,ГИБДД –в учётах систематизируется информация о задержаниях арестах,судимостях ранее объявляемый розыск,о местах отбывания наказания,о совершенных АП,наличие зарег. оружия, ТС, загранпаспорта,2)учеты предприятий,учреждений,организаций, в котором могут иметься сведения о розыск и его связях(военкомат, ЖКХ,-об образе жизни, родственники, отношение с соседями, места продевания,задолженности по ЖКХ-лечебное учреждения о физ.псих состояние лица, болезнях, особенности развития, 3.орагны системы обязат. мед. страхования –об обращениях разыскиваемого за мед помощью, до и в период нахождения в розыске, 4. кадры предприятия учреждение по месту работы, соц. занятости населения и налоговой инспекции- об образе жизни связанных с настоящей и прошлой труд. Деятельность. 5. органы пенсионного фонда о поступлениях денежных отчислении в пф с места работы 6. органы соц. защиты населения –о получении пенсии и пособии 7. учебные заведения –о специальности по которым может работать лицо окончания заведения 8.общественное объединения,спорткомплексы и другие организации –об общественной работе,месте проведения досуга 9. учреждения фин. кредит сферы,(банки, страховые компании-о наличии счетов,кредитных и банковских ЕР карт,полисов 10.прелдприячтия,предоставляющие услуги связи –о пользовании телефонов,ip телефония, сотов связью,инетом 11. предприятия представляющие транспортные услуги,(ржд, аэро-о факах приобретения билетов,перевозка грузов, закл. договоров 12.органы загса по месту рождения и жительства лица – о регистрации в загсе,закл. и растяжении брака,рождение детей изменении фамилии, 13. консул депрат мид рф-о выдаче и реквизитах загран. Паспорта, об обращении и продлении паспорта14. бюро регистрации несчастных случаев-не стал ли розыск жертвой несчастного случая и не находится ли в мед учреждении на лечении 15. Другие предприятия учреждения,орган где могут находиться сведения о розыск лице 3) информация получения от граждан оказывает содействие овд на гласной основе (одноклассники,сослужи и т.д.)

Информация содер. в оперативных учётах характеризует личности с 2 сторон

1.наличиеинфы о фактах противоправной деятельности

2.стеепень осведомленности о методах ОРД,т.е. нахождение в агентурном аппарате либо исключи из него.

Основание для заведения РД является

1 постановление ОД,С,П, опред. суда об объявлении розыска подозрваем, обвин., или подсудимого.

2 постановление суда о приостановлении производства, по УД в случае, когда обвиняемый скрылся и место пребывания неизвестно.

3. рлстановление суда об обьявлении розыска осужден скрывшегося с места жительства или не прибывшего к месту пребывания наказания.

существует 3 вида розыска.

1.местны розыск-производит в пределах территории одного субъекта по месту его объявления. При котором сигнальная система оперативно справочных учетов используется локально

2 фед. розыск –комплекс оперативных розыскных, поисковых, информационно- справочных и иных действии овд, направленных на обнаружение разыскиваемого лица при котором используется сигнальная система всех оперативно-правочных учетов ИЦ и адресных бюро мвд,увд регоинов входящих в рф

3.международ розыск- комплекс оперативно- справочных, информационно- справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц проводи в соответствии с общепризнанными принципами международного права.

 

 

32

33



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 375; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.075 с.)