Документирование преступных действий взяточников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документирование преступных действий взяточников.



Наиболее важным институтом ОРД является оперативная разработка, главной задачей которой является документирование действий разрабатываемых и реализация оперативных материалов на конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в коррупции.

Сущность документирования заключается в получении и закреплении фактических данных о противоправных действиях коррупционеров, выявление их связей с ОПГ. Документирование также включает обнаружение фактических данных, подтверждающих эту деятельность, обеспечение возможности их использования в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона при возбуждении и расследовании УД.

Документирование в данном случае является чрезвычайно сложным по следующим основаниям:

-коррупционеры – представители органов государственной власти, а также их соучастники из организованной преступной среды, действуют в условиях строжайшей конспирации (т.е. они осведомлены об ОРД ОВД, имеют собственные службы безопасности, новейшую технику и более высокую техническую оснащенность);

-высокое служебное положение коррупционеров (особенно ответственных должностных лиц органов власти) позволяет им получать различную информацию в государственных структурах, а также оказывать давление на сотрудников органов, призванных осуществлять борьбу с коррупцией.

Учитывая, что коррупция является понятием криминологическим, представляется целесообразным подробнее рассматривать документирование взяточничества, которое является как бы классической формой продажности и подкупаемости д/л, тем более, что при разоблачении взяточника неизбежно в поле зрения оперативных работников попадают и иные связанные с коррупцией преступления, совершенные им самим или его связями из числа участников организованных криминальных структур.

Действия коррупционера, обусловленные взяткой, отличаются от нормальных служебных. Отличие может заключаться в срочности разрешения вопроса заявителя, упрощенной процедуре согласований и порядка подготовки и оформления официальных документов для него.

Специфика совершения взяточничества обуславливает и основные направления его документирования.

В ходе оперативной разработки коррупционера через агентурные возможности с помощью технических средств (прослушивания телефонных переговоров и аудио контроль за помещением) выясняется, в чьих интересах предполагается передача (либо осуществлена передача) взятки.

Важно также установить предмет взятки. В условиях рыночной экономики эта задача довольно сложная, поскольку взятка чаще всего передается бесконтактным способом. В таких случаях решающем является агентурное выведывание и контроль за телефонными и иными переговорами между коррупционерами и взяткодателями.

При даче взятки деньгами важно установить источник средств. В тех случаях, когда подношение передается в виде псевдо легальных выплат (за выполнение каких-либо работ, услуг, выпуск книги), документирование следует проводить путем установления фиктивности выполнения работы взяткополучателем.

Если взятка имела форму финансирования участия коррупционера в каком-либо научном симпозиуме, то в целях документирования необходимо установить:

А) организацию, финансирующую поездку;

Б) фактический срок, основание отсутствия коррупционера на работе (очередной отпуск, отпуск за свой счет, командировка и т.д.).

При взятке деньгами, характерной для бытового уровня следует использовать возможность переписывания купюр и пометки их люминофорами или специальными химическими веществами.

Наилучшие результаты достигаются в случаях, когда коррупционер задерживается с поличным при передаче взятки лицом, предварительно заявившем о факте вымогательства. Факту передачи взятки должны предшествовать тщательный инструктаж лица ее передающего и определение линии его поведения. В частности, следует определить место и способ передачи взятки и сигналы, которыми передающий сообщит о том, что предмет взятки вручен коррупционеру.

При задержании с поличным изымать денежные купюры, помеченные люминофорами, должен непосредственно оперативный работник (либо следователь), проводящий личный обыск лица. И только после изъятии денег понятым предлагается осмотреть руки взяткополучателя в ультрафиолетовых лучах. Их свечение подтвердит факт, что он держал помеченные деньги в руках до момента задержания.

Важно подчеркнуть, что в документировании противоправных действий коррупционеров большую роль играют до процессуальные криминалистические исследования, результаты которых после ВУД закрепляются проведением соответствующих экспертиз. Нередко на предметах и купюрах, на упаковке остаются следы рук, пальцев, ладоней. Их обнаружение дает возможность установить нахождение предмета взятки в руках у взяткодателя и взяткополучателя.

Кроме того, почерковедческое исследование записей позволяет установить исполнителя и конкретизировать роль каждого.

При документировании противоправных действий коррупционеров встречается их соучастие, получившее название «пирамиды». Оно заключается в том, что д/л часть полученного передают одному из руководителей, который в свою очередь, может передавать определённую долю еще более вышестоящему коррупционеру.

Документирование противоправных действий таких коррумпированных групп должно состоять в определении деяния коррупционера-руководителя в интересах указанного подчинения. Если характер деяния разрабатываемого коррупционера-руководителя дает основание полагать, что оно находит отражение в бухгалтерской или иной документации, то в ходе документирования необходимо выявить и скопировать такие документы с одновременным принятием мер по обеспечению сохранности их подлинников и возможности последующего приобщения к материалам УД в установленном уголовно-процессуальном порядке.

Направления документирования:

1. установление лиц, осведомленных о противоправных действиях коррупционеров и могущих в связи с этим быть источником информации;

2. выявление предметов и документов, которые использовались разрабатываемыми при совершении преступлений или имели отношение к преступным действиям и при расследовании могут быть вещественными доказательствами;

3. фиксация образа действий, линии поведения разрабатываемых.

 

Организация и тактика борьбы со взяточничеством (общие положения)

Понятие взяточничества охватывает получение взятки (ст. 290 УК) и дачу взятки (ст. 291 УК). Закон устанавливает более суровое наказание за первое из них как более тяжкое деяние. Согласно ч. 1 ст. 290 преступлением признается получение должностным лицом лично или через посредников взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если они входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям, а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе" достаточно полно и всесторонне разъясняет основные признаки и понятия, касающиеся квалификации взяточничества, а именно: субъект преступления, предмет взятки, - а также квалифицирующие признаки. Вместе с тем обобщение практики по уголовным делам свидетельствует, что возникают сложности и при оценке и квалификации действий лиц, привлекаемых за взяточничество, а также при его выявлении и расследовании.

Взяточничество является одним из наиболее сложных для расследования преступлений по многим причинам. Во-первых, субъектами получения взятки зачастую выступают лица, которые сами имеют опыт работы или службы в правоохранительных или военизированных структурах, а также лица, получившие юридическое образование. Поэтому они могут оказать и оказывают существенное противодействие сотрудникам правоохранительных органов. Во-вторых, в большинстве случаев преступление совершается в отсутствие очевидцев. Все участники содеянного - взяткодатель, взяткополучатель, посредник - заинтересованы в совершении преступления и принимают различные меры по сокрытию следов своей противоправной деятельности. В-третьих, взятки нередко даются за совершение законных действий. При этом взяткодатель зачастую не осознает, что в его интересах должно быть произведено законное по форме и существу действие, и считает его следствием дачи взятки. Осложняется ситуация еще и тем, что в документах отсутствуют следы осуществления незаконных действий. В-четвертых, поскольку все участники преступления несут уголовную ответственность за содеянное, они обычно отказываются давать правдивые показания. В-пятых, казуистичность определения провокации взятки в диспозиции ст. 304 УК состоит в наличии в нем признаков, выраженных в таких словосочетаниях, как "без его согласия" и "в целях искусственного создания доказательств совершения преступления", которые сильно осложняют, если порой вообще не исключают применение ст. 290 УК РФ.

Это обусловлено тем, что доказать согласие должностного лица на получение взятки, в частности опровергнуть его показания об отсутствии такого согласия, на практике крайне сложно. Искусственность создания доказательств совершения преступления является оценочным признаком, а признание таких доказательств искусственно созданными или фактически существующими в большей степени зависит не от содержания материалов уголовного дела, а от уровня должностного положения лица и его связей, в том числе с работниками правоохранительных органов. Такое положение вызывает у тех, кто ведет борьбу со взяточничеством, обоснованные опасения: не окажутся ли они сами при изобличении взяткополучателя признанными виновными в провокации взятки. Поэтому норма, содержащаяся в ст. 304, является серьезным противовесом норме, закрепленной в ст. 290.

В современных условиях изменилась характеристика взяточничества, в частности, суммы взяток неизмеримо возросли по сравнению с теми суммами, которые передавались в прежние годы. Изменился и предмет взятки, в качестве которого могут выступать валюта, как иностранная, так и российская, ценные бумаги, вещи, выгоды имущественного характера. Самым используемым предметом взятки являются деньги. Акции бывают бездокументарными и именными, их передача имеет сложную схему. Туристические путевки как предмет взятки также создают риск разоблачения.

Взяткополучатели - должностные лица или лица, выполняющие должностные функции. Взяткодатели - это любые физические лица старше 16 лет. Должностное лицо, предложившее подчиненному ему работнику для достижения желаемого действия (бездействия) в интересах своей организации дать взятку должностному лицу, является взяткодателем, а работник, выполняющий его поручение, - соучастником дачи взятки. Среди взяткодателей - предприниматели, родители призывников, родственники лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и др.

Способ получения взятки образуют две составляющие: получение предмета взятки и действия или бездействие, за которые взяткополучателю его дали. Взятку берут за лоббирование интересов, за размещение государственных заказов, за благосклонность при рассмотрении арбитражных, гражданских дел и т.д. К сожалению, взяточничество коснулось практически всех сфер жизни.

Способы совершения можно классифицировать следующим образом: без посредников, с посредниками; используя вымогательство, без вымогательства; за совершение законных действий (например, для ускоренного принятия решения), незаконного действия; используя сговор, без такового.

Способ сокрытия: взяткополучатели прибегают к даче ложных показаний об организованной против них провокации; оправданию факта обнаружения предмета взятки возвратом долга либо получением денег взаймы; к маскировке процедуры получения, дачи взятки. Практикуется сокрытие связей между соучастниками, уничтожение изобличающих документов.

Места передачи могут быть очень разными: служебное помещение должностного лица, ресторан, автомобиль, вагон метро, гостиничный номер и др. Точное установление места передачи взятки важно при планировании и проведении оперативных мероприятий по выявлению, фиксации преступных действий, задержанию взяточников, установлению свидетелей и принятию первоочередных мер по раскрытию преступления.

При расследовании взяточничества подлежат установлению следующие обстоятельства: 1) имел ли место факт дачи-получения взятки; 2) каков предмет взятки; 3) какова стоимость в денежном выражении предмета взятки (вещи, услуги); 4) получило ли должностное лицо за свои незаконные действия нематериальные блага: публикацию в прессе, предоставление эфирного времени; 5) каковы обстоятельства преступления (время, место, способ передачи взятки); 6) за какие законные или незаконные действия должностного лица была дана взятка; 7) нет ли в действиях преступников квалифицирующих признаков (вымогательства взятки, совершения взяточничества группой лиц, получения взятки в крупном размере и т.д.); 8) есть ли обстоятельства, освобождающие взяткодателя от уголовной ответственности (добровольное заявление о содеянном, вымогательство взятки)

На практике в процессе поступления первичной информации о фактах взяточничества складываются несколько исходных ситуаций в зависимости от того, из какого источника эта информация была получена: 1) из заявления о вымогательстве взятки; 2) заявления должностного лица о предложении взятки; 3) заявления граждан (потерпевших, свидетелей) о совершенном или совершающемся преступлении; 4) из оперативных источников; 5) из материалов расследования другого уголовного дела.

С организационной стороны расследование конкретного дела о взяточничестве зависит от того, какая следственная ситуация сложилась к моменту возбуждения уголовного дела. Под следственной ситуацией понимается объективная криминалистическая категория, отражающая положение в определенный момент расследования, характеризующееся степенью достаточности и содержанием криминалистически значимой информации для принятия решений следователем и прокурором. Как показывает анализ следственной практики, на начальном этапе расследования взяточничества чаще всего возникают следующие ситуации: 1. Взятка передана, о чем имеется заявление взяткодателя или иного лица, принимавшего участие в совершении преступления. 2. Взятка обещана, вымогается или требуется. 3. Информация о совершении взяточничества поступает от третьих лиц, не обладающих достоверными данными (информированные в той или иной степени родственники взяточников, знакомые, сослуживцы, а также сообщения средств массовой информации и проч.).

При наличии первой из перечисленных ситуаций следователь планирует свою деятельность, включая следующие следственные действия и мероприятия:

· допрос взяткодателя в качестве свидетеля; обыск по месту работы, жительства, в других местах пребывания взяткополучателя; выемка и осмотр документов;

· задержание взяткополучателя;

· допрос взяткополучателя;

·  обыск у соучастников;

·  проведение очных ставок;

·  осмотр места происшествия.

Если взятка обещана, вымогается или требуется, фактически предмет взятки еще не передан и есть реальная возможность проверить достоверность поступившего сообщения, проводятся следующие мероприятия: а) проверка материала: — устанавливается личность предполагаемого взяткополучателя и его должностное положение, объем служебных полномочий, возможности для выполнения действий в интересах взяткодателя; — устанавливаются связи должностного лица; — органу дознания поручается проведение оперативно-розыскных мероприятий; б) возбуждение уголовного дела: — допрос заявителя; — поручение органу дознания об организации оперативно-розыскного мероприятия — передачи предмета взятки под контролем; — задержание с поличным; — осмотр места происшествия; — допрос субъектов взяточничества; — обыск по месту работы, жительства, нахождения субъектов взяточничества; — личный обыск; — опись имущества, наложение ареста на имущество (после предъявления обвинения); — осмотр предмета взятки; — выемка и осмотр служебных документов; — очные ставки.

В третьей из перечисленных ситуаций следователь, прежде всего, организует проверку источника информации после получения от него подробного объяснения по существу заявления. Устанавливается его личность, проверяется характеристика, состояние на различных учетах, взаимоотношения с участниками взяточничества и другие необходимые для принятия решения о проверке материала сведения. Далее необходимо провести ознакомление с деятельностью государственного органа или учреждения с целью установления обстановки и выявления криминалистических признаков взяточничества, куда входят: установление связей должностных лиц и предполагаемых взяточников; поручение органу дознания о проверке информации оперативным путем; допрос заявителя, информатора; выемка и исследование документов; обыски по месту работы и жительства взяточников; организация наблюдения и задержания с поличным; допрос взяточников; очные ставки. Типичными первоначальными следственными действиями по делам о взяточничестве, таким образом, являются: допросы заявителя, свидетелей; задержание с поличным и допрос подозреваемого; осмотр предмета взятки, документов, иных вещественных доказательств; осмотр места происшествия; обыски; выемки; наложение ареста на имущество и др. Поскольку тактика их проведения достаточно подробно изложена в криминалистической литературе, остановимся лишь на некоторых вопросах, апробированных следственной практикой и повышающих эффективность расследования в целом. При подготовке задержания с поличным необходимо учитывать, что оно может быть успешно реализовано в случае, когда точно известны лицо, время и способ предстоящей передачи взятки; когда у гражданина вымогают взятку, и он об этом добровольно заявляет, а затем активно помогает следствию; когда лицо, известное в качестве взяткополучателя, регулярно получает взятки (например, в приемные часы); когда схема передачи и получения взятки достаточно продумана и детально разработана, а ее элементы известны оперативным сотрудникам или следственным органам. Задержание целесообразно производить в момент передачи-получения взятки или непосредственно после этого; оно должно быть осуществлено так, чтобы взяткополучатель не мог выбросить предмет взятки, передать его обратно взяткодателю. Следователь не должен участвовать в захвате субъектов взяточничества с поличным, поскольку в этом случае он становится свидетелем. После задержания взяткополучателя производится его личный обыск. В протоколе обыска отражаются, где обнаружен предмет взятки (в кармане, портфеле и т.п.), в каком виде он находится (в упаковке, ее вид, состояние), в каком порядке расположены предметы взятки и другие находящиеся там предметы. Данное обстоятельство имеет важное значение, так как обыскиваемый нередко заявляет, что деньги (взятку) ему незаметно положили в карман (сумку, портфель), и он ничего об этом не знает. Однако тот факт, что поверх конверта с деньгами находятся, например, носовой платок, футляр с очками и другие предметы, способен опровергнуть подобные объяснения. По мнению практиков, при проведении осмотра места происшествия по указанной категории уголовных дел целесообразно применение видеозаписи как вспомогательного способа фиксации получаемой информации. Необходимо учитывать, что видеозапись позволяет объективно зафиксировать момент и процесс обнаружения предмета взятки непосредственно у взяткополучателя или в осматриваемом помещении (например, служебном кабинете), а кроме того — момент обнаружения на руках и одежде взяткополучателя специальных красителей, использованных для пометки предмета взятки. Информативной для следствия является и психологическая реакция взяткополучателя на происходящие события. Важное значение при расследовании преступлений о взяточничестве (коррупции) имеют обыски, проводимые как по месту работы, так и по месту жительства (а в ряде случаев — по месту временного жительства, например, на дачах, в том числе и в подсобных помещениях, гаражах и т.п.) подозреваемых во взяточничестве (коррупции). В зависимости от следственной ситуации возможно проведение тактической операции, в ходе которой осуществляются обыски одновременно у всех участников преступной деятельности. Это лишает их возможности уничтожить предметы, которые могут быть признаны доказательствами по уголовному делу. Объектами поиска при обысках по данной категории преступлений являются не только предмет взятки, ценности, нажитые преступным путем, но и их упаковка, чеки, товарные ярлыки и т.п., позволяющие установить факт приобретения определенных вещей в конкретный период. Кроме того, необходимо сосредоточить поиск на обнаружении различного рода документов, имеющих важное значение при расследовании взяточничества: черновые записи и документы, отражающие действия, совершаемые за взятку, сведения о круге участников взяточничества, распределении между ними ролей, их адреса и т.п. Криминалистически значимая информация может содержаться и в официальных документах — договорах дарения, акциях, финансовых счетах и т.п. Поэтому наряду с обыском по месту работы взяточников может быть проведена и выемка документов: а) отражающих хотя и законно совершенные действия, но с некоторыми отступлениями от существующего порядка их совершения. Это могут быть фальсифицированные, подложные документы (расписки, справки, чеки, квитанции и т. п.); б) свидетельствующих о незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконные приказы, распоряжения, оставленные без рассмотрения заявления, документы и т.п.); в) позволяющих судить о систематичности совершаемых за взятку действий, длительности связи коррумпированных лиц. Как показывает изучение следственной практики, в отличие от первоначального этапа расследования взяточничества, на последующем этапе целесообразно осуществление таких следственных действий, как очная ставка, предъявление для опознания (лиц, предметов, документов), следственный эксперимент и др.

Важное значение имеет проведение судебных экспертиз: трасологических (установление целого по части — в случае обнаружения и изъятия разорванных документов); дактилоскопических, в том числе эджеоскопических (в случае обнаружения на предмете взятки, на его упаковке, денежных знаках и т.п. отпечатков пальцев рук или их фрагментов); судебно-почерковедческих — для установления исполнителя документа (черновика служебного письма, проекта решения, записки, личного письма и проч.); автороведческих — для установления авторства художественного произведения, научного труда и проч.; судебно-технических (технико-криминалистических) экспертиз документов — на предмет выявления в них изменений, дописок, допечаток, исправлений и проч. Возможно проведение и других видов экспертиз, в том числе судебно-экономической экспертизы, особенно если получение взятки связано с другими преступлениями коррупционного характера.

 

53

оперативно-розыскная характеристика связанная с легализаций денежных доходов и иного имущества

По нашему мнению, приоритетным направлением в выявлении фактов легализации преступных доходов остаётся агентурная деятельность оперативных подразделений. Её главной задачей является проникновение в преступные сообщества, выяснение их структуры, текущей деятельности и планов.

В ходе оперативных мероприятий негласных агентов может быть выявлена информация о фактах легализации, которая включает в себя добытые в соответствии с законом сведения, перепроверяемые или подтверждаемые с помощью иных источников информации. В частности, это может быть информация:

о приёмах и способах легализации преступных доходов, в свою очередь связанных с отраслевой принадлежностью задействованных в "отмывании" юридических лиц;
о связях лиц, причастных к получению преступных доходов, с лицами из торгового и банковского секторов экономики;
об организаторах и исполнителях преступлений;
о преступных связях ("крышевании") лиц, сотрудников правоохранительных и контролирующих органов, с лицами из подконтрольных им организаций.

-обыск;
-выемка и изучение финансово-хозяйственной документации;

 

54

При построении деятельностной основы раскрытия и расследования легализации криминальных доходов сначала анализируется исходная информация о преступлении, имеющаяся у следователя до расследования, сложившаяся в определенных условиях реальной следственной ситуации. Следователь выдвигает возможные версии о происходящем событии, определяет очевидные (процессуально доказываемые) и еще не установленные обстоятельства, а также оценивает первичную информацию с целью принятия решения о возбуждении уголовного дела.
Каждому конкретному криминальному отмыванию денег присущи свой преступный почерк, индивидуальность, хотя и не исключено, что некоторые события в реальных условиях могут совпадать с типичными, характерными для данной группы криминальных деяний.
ОРМ:
Прослушивание телефонных переговоров.
Наблюдение.
Оперативный эксперимент.
Опрос (свидетелей-соседей..)

 

55

Розыскная работа является стадией оперативно-розыскного процесса и, одновременно, самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений. Ей присущ ряд характерных отличительных признаков: нормативно-правовой характер, относимость к компетенции государственных правоохранительных органов и спецслужб, комплексность применяемых средств и методов, многоцелевая направленность и некоторые др.
Правовой характер розыскной работы заключается в том, что она основывается на нормах права и детально регламентируется нормативными актами как законодательного, так и подзаконного уровня.Основным субъектом розыскной работы выступают оперативные подразделения, которые осуществляют розыск всех без исключения категорий разыскиваемых лиц. Непосредственно розыскную работу в ОВД выполняют подразделения уголовного розыска, паспортно-визовой службы. С учетом специфики и объема розыскной деятельности в указанных службах создаются розыскные подразделения или выделяются специальные сотрудники.Розыскная работа нацелена на решение трех основных задач: обнаружение местонахождения известных правоохранительным органам лиц (подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, пропавших без вести, иных категорий разыскиваемых), установление личности трупов и лиц, не могущих сообщить сведений о себе в силу состояния здоровья или возраста, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей, безвестного исчезновения.Розыскную работу следует отличать от комплексной деятельности по раскрытию преступлений. Если основной задачей розыска является обнаружение уже известных, установленных лиц, для привлечения к уголовной ответственности которых имеются необходимые правовые основания, то основной задачей раскрытия преступлений является установление неизвестных лиц, совершивших преступление и сбор доказательств их виновности.

 

56



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 802; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.30.232 (0.026 с.)