Вопрос 3. Учеты овд как средство информационного обеспечения орд 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 3. Учеты овд как средство информационного обеспечения орд



Главное назначение учетов — приведение всех видов информации в целостную систему, позволяющую обеспечить возможность неоднократного обращения к ней пользователей в целях предупреждения, раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников, установления личности по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные.

Оперативные учеты — это регламентируемая нормативными актами система сбора, регистрации, сосредоточения и хранения данных о лицах, событиях и предметах по их признакам, предназначенная для информационного обеспечения ОРД.

Значение оперативных учетов заключается в том, что концентрируемая в них информация способствует:

§ своевременной организации наблюдения за лицами, представляющими оперативный интерес;

§ выявлению лиц, замышляющих, подготавливающих или уже совершивших преступления, и проведению в отношении этих лиц соответствующих ОРМ в целях предупреждения и раскрытия преступлений;

§ наиболее эффективному розыску скрывшихся преступников и лиц, без вести пропавших;

§ обнаружению похищенных вещей и предметов;

§ координации мероприятий по выявлению лиц, представляющих интерес для ОВД;

§ подбору конфиденциальных сотрудников для оперативных подразделений.

Основными требованиями, предъявляемыми к оперативным учетам, являются:

1. централизация, т.е. сосредоточение сведений, необходимых для решения задач борьбы с преступностью, в централизованных структурах — Главном информационном центре (ГИАЦ МВД России), Информационном центре (ИЦ МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ);

2. полнота — предоставление исчерпывающих сведений в регистрационной документации, в том числе в унифицированной форме, пригодной для последующей автоматизированной обработки:

3. своевременность, состоящая в постановке на учет в сроки, указанные в подзаконных нормативных актах (приказах, инструкциях, наставлениях);

4. целевой характер, заключающийся в использовании учетов для решения задач оперативно-розыскной деятельности;

5. правомерность постановки на учет, т.е. осуществление сбора, регистрации и хранения только объектов, закрепленных в подзаконных нормативных правовых актах;

6. конспиративность, обусловленная тем, что большая часть сведений, содержащихся в информационном массиве, является секретной.

7. Оперативный учет – это специализированная информационно-поисковая система данных об объектах, представляющих оперативный интерес, формируемая оперативными подразделениями органов внутренних дел, для использования в деятельности по выявлению, предупреждению, раскрытию преступлений, а также в розыске скрывшихся преступников. Формировать информационные массивы оперативного учета и обращаться к ним могут только органы, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности.

8. По своей сущности данный вид учета следует считать составной частью оперативно-справочных учетов. Однако этот вид учетов имеет свои особенности (строго ограниченная сфера использования, засекреченность составляющих его данных и т.д.), поэтому он имеет право на самостоятельное существование.

9. Объектами оперативного учета являются:

10. - лица, представляющие интерес для оперативных подразделений органов внутренних дел (проверяемые и разрабатываемые по делам оперативного учета, наблюдаемые по делам накопительно-наблюдательного производства; лица, оказывающие негласное содействие оперативным подразделениям органов внутренних дел);

11. - дела оперативного учета и накопительно-наблюдательного производства;

12. - информация, представляющая оперативный интерес, в том числе, поступающая от лиц, оказывающих негласное содействие.

13. Основными формами ведения оперативного учета являются: картотеки, фото-, видеотеки, журналы, дела оперативного учета и накопительно-наблюдательного производства, автоматизированные банки данных, банки криминальной информации оперативно-розыскного назначения.

14. На местном уровне (в отделах полиции, ОМВД, УМВД России по району, городу субъекта Федерации) ведутся:

15. 1. Картотеки:

16. - лиц, проходящих по делам оперативного учета;

17. - разыскиваемых лиц;

18. - лиц, событий и предметов, проходящих по материалам оперативной проверки, сведения, полученные от лиц, оказывающих содействие и негласное сотрудничество.

19. 2. Фото-, видеотеки: на всех лиц, представляющих оперативный интерес.

20. 3. Дела оперативно-розыскного производства (виды дел определяются ведомственным нормативным актом ограниченного доступа).

21. 4. Журналы учета:

22. - лиц, оказывающих негласное содействие ОВД;

23. - информации, поступающей от лиц, оказывающих содействие и негласное сотрудничество ОВД;

24. - дела оперативного учета и накопительно-наблюдательного производства.

25. На региональном уровне (ИЦ УМВД по субъекту РФ) осуществляется оперативный учет дел оперативно-розыскного производства, лиц, разрабатываемых по делам оперативного учета, лиц, оказывающих конфиденциальное содействие на контрактной основе и некоторых других категорий лиц, представляющих оперативный интерес.

26. Оперативно-справочные учеты состоят из пофамильного и дактилоскопического учетов.

27. Объектами оперативно-справочных учетов являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства:

28. - подозреваемые, обвиняемые, осужденные;

29. - разыскиваемые;

30. - подвергнутые административному аресту;

31. - совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;

32. - иностранные граждане или лица без гражданства, незаконно находящиеся на территории РФ;

33. - не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно.

34. - иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории РФ.

35. Учет указанных лиц осуществляется ГИАЦ (федеральный учет), информационными центрами МВД, ГУ МВД, УМВД России по субъекту Федерации путем формирования и ведения пофамильных и дактилоскопических картотек либо автоматизированных банков данных.

36. Проверказадержанных лиц, представляющих оперативный интерес, привлекаемых к уголовной ответственности, неизвестных трупов, а также следов рук по дактилоскопическим и пофамильным учетам оформляется в виде:

37. - запросов по каналам связи в соответствии с порядком, установленным ГИАЦ;

38. - требований;

39. - списков лицдля проверки по оперативно-справочным учетам ИЦ;

40. - дактилоскопических карт,приложенных к требованиям или мотивированным письмам (для проверки по дактилоскопическому учету);

41. - дактилоскопических карт с наклеенными фотоснимками отпечатков или следов, изъятых с мест происшествий, неопознанных трупов;

42. - информационных картсо следами рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений;

43. - шифротелеграмм (только для подразделений, осуществляющих ОРД) и телеграмм;

44. - мотивированных писем в произвольной форме.

45. Запросы исполняются в течение 10 рабочих дней, с пометкой "Срочно" – в течение суток.

46. Криминалистические и розыскные учеты служат для накопления, обработки и использования информации об объектах, всегда причинно связанных с событиями преступлений. Их ведение предполагает использование специальных (технико-криминалистических) познаний, а также соответствующих методов и средств.

47. Основной целью ведения криминалистических учетов является информационное обеспечение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, проводимых подразделениями ОВД.

48. Объектами централизованного учета преступлений и лиц, подозреваемых, обвиняемых в их совершении, являются событие преступления, а также лица, подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений. Для постановки на учет преступлений, а также лиц, их совершивших, заполняется информационно-поисковая карта.

49. Централизованный учет похищенных и изъятых номерных вещей и документовосуществляется в рамках формирования и ведения подсистемы "Номерные вещи". Объектами указанного учета являются номерные вещи и документы, похищенные и изъятые в связи с совершением тяжких и особо тяжких преступлений; похищенные средства мобильной связи, независимо от тяжести совершенного преступления. Основанием для постановки на учет является уголовное дело, а также некоторые виды дел оперативного учета. Для постановки на учет похищенных и изъятых номерных вещей и документов, коррекции данных, снятия их с учета, используется информационно-поисковая карта (ИПК-В).

50. Одним из видов розыскного учета является централизованный учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов и лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.Данный вид учета осуществляется в форме ведения баз данных АИПС "Опознание". Объектами такого учета являются граждане РФ, а также иностранные граждане или лица без гражданства:

51. - пропавшие без вести, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными (в том числе: лица, утратившие связь с близкими родственниками; несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов и других учреждений, а также совершившие побег из центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, спецшкол, спецучилищ и специнтернатов; психически больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии, ушедшие из дома или медицинских учреждений);

52. - находящиеся в психоневрологических и других лечебных учреждениях, домах инвалидов и престарелых, детских домах и интернатах, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;

53. - неопознанные трупы или их фрагменты (независимо от состояния на момент обнаружения).

54. Основанием для постановки на рассматриваемый учет является уголовное дело, а также некоторые дела оперативного учета. Сведения об объектах, подлежащих постановке на учет, направляются на бланках опознавательных карт.

55. К розыскному учету относится централизованный учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск.Рассматриваемый вид учета осуществляется на базе подсистемы "ФР–Оповещение". На учет ставятся лица:

56. - подозреваемые, обвиняемые, подсудимые и осужденные, скрывшиеся от дознания, следствия и суда;

57. - совершившие побег из ИВС, из-под охраны, стражи (конвоя), исправительных учреждений и СИЗО;

58. - пропавшие без вести, а также лица, утратившие связь с близкими родственниками;

59. - иные категории лиц, определенные правовыми актами МВД России.

60. Постановка на учет осуществляется путем вынесения постановления об объявлении федерального розыскаи направления его в ИЦ МВД, ГУ МВД, УМВД России по субъекту Федерации.

61. Централизованный учет утраченного или выявленного огнестрельного оружия и иного вооружения осуществляется путем формирования и ведения банка данных подсистемы "Оружие". Учету подлежит утраченное и выявленное вооружение следующих видов: боевое, ручное, стрелковое, служебное, гражданское (охотничье и спортивное) нарезное и гладкоствольное огнестрельное оружие всех моделей; гранатометы, огнеметы, ствольные и реактивные артиллерийские системы, газовое оружие, боеприпасы и взрывные устройства, имеющие индивидуальный номер, специальные приспособления (например, НРС-2-нож разведчика стреляющий или иные); иные виды вооружения.

62. Для постановки утраченного и выявленного вооружения на учет заполняется идентификационная карта на разыскиваемое вооружение.

63. Централизованный учет разыскиваемых транспортных средств осуществляется с использованием подсистемы "Автопоиск". Учету подлежат любые разыскиваемые автотранспортные средства, включая прицепы, имеющие идентификакционные номера.

64. Основанием постановки транспортных средств на учет являются зарегистрированные в ОВД в установленном порядке заявления (сообщения) об угоне или хищении транспортного средства, а также постановления об объявлении розыска транспортного средства следователя, дознавателя или лица, производящего дознание, судьи, в чьем производстве либо рассмотрении находится уголовное дело.

65. Централизованный учет похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность, осуществляется на базе подсистемы "Антиквариат". Данный вид учета организован в целях обеспечения розыска похищенных предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность, и содействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищениями. Учету не подлежат современные сувенирные изделия, предметы культурного назначения серийного, массового производства. Основанием постановки на учет является документально подтвержденный факт хищения объекта учета, а также сообщение НЦБ Интерпола иностранных государств или Генерального секретариата Интерпола, поступившее в НЦБ Интерпола, о хищении предметов.

66. Централизованный учет правонарушений и преступлений, совершенных на территории Российской Федерации иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также в отношении их, осуществляется путем ведения базы данных АИС "Криминал-И". В составе указанной базы данных функционируют такие подсистемы, как:

67. - "Административная практика" ("Адмпрактика");

68. - "Преступление";

69. - "Наказание".

70. Подсистема "Адмпрактика" предназначена для обеспечения информацией об иностранных гражданах или лицах без гражданства, совершивших административные правонарушения на территории Российской Федерации, а также об иностранных гражданах или лицах без гражданства, в отношении которых принято решение о депортации.

71. Подсистема "Преступление"предназначена для обеспечения информацией о преступлениях (происшествиях), совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, а также в отношении их.

72. Подсистема "Наказание"предназначена для сбора, обработки, поиска и выдачи информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства, обвиняемых в совершении преступлений, осужденных или отбывающих наказание на территории Российской Федерации.

 

 

6

Оперативно-розыскные мероприятия — это законодательно закрепленная и проводимая уполномоченными субъектами совокупность действий, которые основаны на применении гласных и негласных средств, направленных на выявление фактических данных, необходимых для решения конкретных тактических задач.

Основаниями для проведения ОРМ согласно ст. 7 Закона об ОРД являются:

· наличие возбужденного уголовного дела;

· ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения:

- о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела,

- событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ,

- лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания,

- лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трудов;

· поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящихся в их производстве;

· запросы других органов, осуществляющих ОРД;

· постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

· запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.

Цель ОРМ — прогнозируемый результат, на достижение которого оно направлено. Достижение цели осуществляется путем сбора конкретной информации для решения общих и частных задач.

Оформление результатов проведения ОРМ представляет собой составление оперативно-служебных документов, отражающих полученные фактические данные (рапорты, справки, акты, сводки и др.), с приложением к ним материальных носителей информации (дисков, фотографий, образцов предметов и веществ и т.д.).

Согласно ст. 6 ФЗ «Об ОРД» проводятся:

1. Опрос.

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

6. Наблюдение.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

15. Получение компьютерной информации.

 

7

статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий:

1. Наличие возбужденного уголовного дела.

2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 21.12.2013 N 369-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

3. Поручения следователя, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания или определения суда по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в их производстве.

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 28.12.2010 N 404-ФЗ, от 05.04.2013 N 53-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.

5. Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

6. Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий вправе также собирать данные, необходимые для принятия решений:

1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.

2. О допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды.

3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.

4. Об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий.

5. По обеспечению безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

6. О предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче (о продлении срока действия, об аннулировании) удостоверения частного охранника.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 22.12.2008 N 272-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.11.2011 N 329-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. О достоверности сведений о законности происхождения денег, ценностей, иного имущества и доходов от них у близких родственников, родственников и близких лиц лица, совершившего террористический акт, при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены в результате террористической деятельности, но не ранее установленного факта начала участия лица, совершившего террористический акт, в террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества.

(п. 8 введен Федеральным законом от 02.11.2013 N 302-ФЗ)

Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при наличии запроса, направленного в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области противодействия коррупции, в пределах своих полномочий проводят оперативно-розыскные мероприятия в целях добывания информации, необходимой для принятия решений:

1. О достоверности и полноте сведений, представляемых в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами гражданами, претендующими на замещение:

1) государственных должностей Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки указанных сведений;

2) государственных должностей субъектов Российской Федерации;

3) должностей глав муниципальных образований, муниципальных должностей, замещаемых на постоянной основе;

4) должностей федеральной государственной службы;

5) должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации;

6) должностей муниципальной службы;

7) должностей в государственной корпорации, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов;

8) отдельных должностей, замещаемых на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

2. О достоверности и полноте сведений, представляемых лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки достоверности сведений.

3. О соблюдении лицами, замещающими должности, указанные в пункте 1 настоящей части, ограничений и запретов, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении ими обязанностей, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, если федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлен иной порядок проверки соблюдения указанными лицами данных ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и об исполнении обязанностей.

4. О достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.

(часть третья введена Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ)

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий – это установленные Законом обязательные правила их осуществления, пределы выполнения которых обеспечивают их законность и эффективность. Общими условиями допустимости осуществления ОРМ являются: территория РФ; в отношении каждого; для достижения всех целей и задач ОРД; посредством использования любых средств, не наносящих ущерб здоровью людей и окружающей среде. Кроме того в ФЗ об ОРД предусмотрены три группы специальных условий: ограничительных, экстренных, для обеспечения собственной безопасности ОРО.

1. Ограничения по типу субъектов, в отношении которых проводятся ОРМ (ст.447 УПК).

2. 2.По правилам судебногосанкционирования проведения правоограничительных ОРМ.

3. 3.по правилам ведомственного санкционирования ОРМ.

4. 4.Мероприятия, не требующие какого-либо разрешения и проводимые оперработником самостоятельно: опрос, наведение справок, наблюдение*, сбор образцов*, исследование предметов, отождествление личности.

 

8

Опрос – это орм, основанное на проведении специальной беседы с лицами, которым могут быть известны сведения, необходимые для решения тактических задач орд. Опрос может проводиться как самим оперативным сотрудником, так и третьим лицом по его поручению, как открыто, так и негласно. К числу опрашиваемых, как правило, относятся:

а) лица, которые случайно могли стать свидетелями преступления и (или) которые сотрудничают с органами (таксисты, бармены, продавцы магазинов и т. д.);
б) лица из числа окружения интересуемого объекта (например, родственники, соседи по квартире, коллеги по работе);
в) лица, ранее совершавшие преступления и проживающие на исследуемом участке, и др. Ограничений, связанных с местом проведения опроса, нет: он может проводиться как в служебном помещении, так и на улице, на месте происшествия и т. д. Опрос может осуществляться как при непосредственном общении с человеком, так и путем связи с ним по телефону, через Интернет и т. д.Важно быть подготовленным к опросу – определить тип личности опрашиваемого, по возможности выбрать соответствующую обстановку, определить круг вопросов, которые будет уместно задать при встрече, а также тактику проведения опроса. Поскольку опрашиваемое лицо, в отличие от его допроса, не несет ответственности за отказ от предоставления информации, оперативному сотруднику необходимо найти тот психологический «ключ» к опрашиваемому, который позволит получить нужную информацию. Мероприятие может проводиться в форме беседы, в которой лишь вскользь затрагиваются интересующие оперативного сотрудника моменты (смещение акцента), с целью получить информацию от опрашиваемого, не подозревающего об истинной цели опроса. При осуществлении опроса могут использоваться открыто или скрытно от опрашиваемого фиксирующая аппаратура (аудио – видеосъемка и др.). Согласие опрашиваемого на применение аппаратуры не требуется. При проведении опроса в необходимых случаях желательно представить опрашиваемому средства, позволяющие освежить воспоминания, например образцы документов, книги с образцами татуировок. С согласия опрашиваемого можно применить гипноз. Опрос может проводиться с применением полиграфа (детектора лжи). Результаты опроса могут быть оформлены справкой или рапортом оперативного сотрудника. При наличии к ним могут прикладываться объяснения и другие документы опрошенных. Данные документы имеют оперативное значение. В зависимости от целей и тактики проведения опрос классифицируется по двум критериям:

-по степени гласности от окружающих;

-по зашифровке его целей от окружающих.

При гласном опросе от опрашиваемых лиц не скрывается факт его проведения и сведения, необходимые оперативному сотруднику. Зашифрованный опрос предполагает использование различных приемов, скрывающих истинную цель беседы, для получения оперативно значимой информации. Используется, когда есть сомнения в искренности опрашиваемого лица или оно подозревается в причастности к противоправной деятельности.

Негласный опрос заключается в сохранении в тайне от окружающих самого факта опроса, а также собираемых при этом сведений.

 

9

Наблюдение -негласное слежение оперативного работника за лицами, причастными к совершению криминального события.

Обьектами наблюдения являются лица, обоснованно подозреваемые в подготовке и совершении преступлений, их связи, места хранения похищенного, лица, поддерживающие отношения с разыскиваемыми преступниками.

Наблюдение, осуществляемое в общественным местах относится к внешнему наблюдению и предполагается, что оно не ограничивает конституционных прав граждан. Однако наблюдение, связанное с проникновением в жилище гражданина, требует санкции суда.

В процессе наблюдения могут выявляться:

-очевидцы преступления

-лица, совершившие преступления, и их участники

-места сбыта похищенного

-тайники и места хранения материальных ценностей для дальнейшего обеспечения возмещения материального ущерба.

-данные об образе жизни и криминальных связях подозреваемого лица.

-конспиративные места нелегального сбора организованных преступных формирований. Наблюдение может быть физическим, электронным или комплексным.

К физическому наблюдению, основанному на визуальном способе слежения, относится деятельность сотрудников, специализирующихся на этих методах работы, осуществляющаяся либо самим сотрудником, либо другими лицами по его заданию. В ходе физического наблюдения могут быть использованы технические средства - фотоаппараты, видеокамеры, позволяющие фиксировать действия наблюдаемого лица в реальном времени. Электронное наблюдение, основанное на применение специальных технических средств, позволяет организовывать и проводить наблюдение за интересующим лицом как в помещении, в транспортном средстве, так и на открытой местности. При этом привлекаются, как правило, сотрудники оперативно-технических подразделений. В ходе этого вида наблюдения нередко используется аппаратура аудио-, видеозаписи с целью контроля и записи разговоров, действий и операций проверяемого лица. Комплексное наблюдение позволяет фиксировать в хронологическом порядке, в реальном времени, буквально всю жизнедеятельность проверяемого лица на протяжении всего временного интервала, в течение которого осуществляется данное мероприятие. Поскольку наблюдение - мероприятие ограниченного характера, то простая (физическая) форма его осуществления используется по решению руководителя оперативного аппарата УВД области (края), как правило, за лицами, подозреваемыми в совершении тяжких преступлений. Квалифицированная (электронная) форма наблюдения проводится только на основании решения суда, поскольку предполагает ограничение конституционных прав гражданина на неприкосновенность жилища. Результаты проведенного наблюдения фиксируются в справках, с приложением фотографий, аудио- и видеозаписей на компакт-дисках либо флеш-картах, в соответствии с ч.3 ст.11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» могут передаваться органам предварительного следствия или судье.

 

10

Наведение справок — ОРМ, направленное на получение информации
о физических лицах, о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения задач ОРД, путем непосредственного изучения документов, материалов, баз данных, направления запросов на предприятия, в учреждения и организации, другим юридическим, а также физическим лицам, которые располагают или могут располагать указанной информацией.

Наведение справок - это способ собирания информации, необходимой для решения задач борьбы с преступностью, осуществляемый путем непосредственного изучения документов (в т.ч. архивных), а также направления запросов в любые органы, предприятия, учреждения и организации, имеющие информационные системы.

Наведение справок предполагает сбор сведений о биографии проверяемого, его родственных связях, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, фактах допущенных в прошлом правонарушений и других данных, позволяющих установить его причастность к противоправной деятельности.

 


Получение или сбор информации при наведении справок представляет собой процесс истребования официальных документов, составление запросов и получение необходимой для решения задач ОРД информации в виде ответов на поставленные вопросы, данных официальных криминалистических и оперативных учетов и др.
В целях сбора информации от источников, располагающих ее носителями, материалами, документами и др., представляется допустимым ее получение не только по официальным запросам, но и с использованием тактических приемов, мер конспирации.
В запрашиваемых материалах может содержаться различная информация, необходимая для обеспечения проведения иных ОРМ, определения направлений работы, поиска скрывающегося преступника или без вести пропавшего лица, проверки полученной оперативной информации и др. В частности, могут быть затребованы данные о выдаче лицу официальных документов, наличии транспортных средств, оружия, о судимости, принадлежности номера телефона, круга связей в местах лишения свободы и другие необходимые сведения.
В зависимости от статуса информации обращение за ее получением или предоставлением возможности ознакомления с содержащими ее источниками может быть как письменным, так и устным.
Сведения конфиденциального характера могут быть официально затребованы только по письменному запросу. К числу таких сведений отнесены, например: сведения, составляющие тайну следствия и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК и ФЗ (служебная тайна); сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и ФЗ (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных или иных сообщений и т.д.); сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК и ФЗ «О коммерческой тайне».
При осуществлении такого ОРМ, как наведение справок, следует руководствоваться ст. 19.7 КоАП, в соответствии с которой за непре-
доставление или несвоевременное предоставление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно предоставление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде граждане, должностные и юридические лица могут быть привлечены к административной ответственности.
В соответствии с п. 4 ст. 13 ФЗ о ФСБ эти органы имеют право получать на безвозмездной основе от государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для выполнения возложенных на органы ФСБ обязанностей, за исключением случаев, когда установлен запрет на передачу такой информации органам ФСБ.


Следует также учитывать положения ст. 7 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», которая обязывает регистрирующий орган бесплатно предоставлять по запросам правоохранительных органов по находящимся в их производстве делам сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц.
В соответствии с Законом РФ «О государственной тайне», Законом РФ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О коммерческой тайне» и некоторыми другими законами установлен специальный порядок получения информации.
Статья 139 ГК определяет, что информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются ФЗ «О коммерческой тайне»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.093 с.)