Социальные сети. Общий принцип. Воронки вовлечения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные сети. Общий принцип. Воронки вовлечения.



Начнем с соцсетей, так как если мы говорим про опасный контент, то в первую очередь как главный его источник мы конечно же имеем ввиду соцсети. Именно там по статистике происходит чаще всего первое знакомство ребёнка с деструктивными направлениями и опасными течениями, с его последующим полным втягиванием в них. Эту технологию втягивания мы тоже позже разберем подробно, сначала обозначим общий принцип.

Первое и главное, что хочется сказать родителям, есть очень много серьезных причин, почему вашего ребенка хотя бы как минимум до 14- 16 лет не должно быть в соцсетях. Если вы регистрируете своего, к примеру 10 летнего ребенка в соцсетях, то вы совершаете точно такую же ошибку, как если бы вы в этом возрасте посадили ребёнка за руль автомобиля, и отпустили кататься в город. Права на вождения автомобиля дают в 18 лет не потому, что ребенок в 18 лет может им управлять физически, достать до педалей он может и в 10 лет, а потому, что только к этому возрасту у него формируются те психологические качества, которые позволят ему водить автомобиль безопасно для себя и окружающих. К тому же в 18 лет он начинает самостоятельно отвечать за все свои действия.

 Точно также и с соцсетями - раньше 16 лет у ребенка еще физически не сформированы те качества, которые позволят ему безопасно находиться в этой токсичной интернет-среде, и никакие ваши инструкции тут не помогут, точно также, как и в случае с автомобилем. Ребёнок в этом возрасте всегда будет легкой жертвой для администраторов деструктивных групп, манипуляторов, и прочих опасных сущностей, о которых в этой книге тоже пойдет речь, и вы сами в этом убедитесь.

Вообще такой вариант потребления информации детьми, как сообщества в соцсетях, является самым опасным. Дело в том, что принцип алгоритма работы любой соцсети состоит в том, что ты сам выбираешь те группы, новости которых ты хочешь видеть у себя в ленте, в отличие, скажем, от телевизора. С одной стороны, это очевидный плюс, но это только в том случае, если ты понимаешь, что такое хорошо, а что такое плохо, и формируешь свою новостную ленту исходя из этого.

Но дети этого как правило еще не понимают, и подписываются просто на то, что максимально популярно, чтобы быть как все, и быть в теме. А самые популярные и массовые сообщества  сейчас и есть самые деструктивные. Это подтверждает многолетний анализ тех групп, на которые чаще всего подписываются школьники. Почему так?

Дело в том, что хозяева и администраторы этих групп, да вообщем-то и соцсетей в целом, ради получения прибыли фактически эксплуатируют детей и подростков, играя на их возрастных потребностях. У подростков есть 2 возрастные несовместимые потребности -это быть как все, и в тоже время не быть как все. И эти группы используют подростковые возрастные потребности в своих целях, они играют на желании подростка выделиться, и подсовывают им экстремальные и иногда просто недопустимые вещи, зная, что подростки будут это использовать, чтобы выделиться, так как на деструктиве выделиться проще всего. К тому же человек так устроен, что на что-то экстремальное и опасное он реагирует гораздо ярче, чем на что-то просто красивое к примеру. Именно на это чаще всего детей и ловят.

Далее я приведу цитату из доклада ведущего поведенческого психолога лаборатории «Крибрум», занимающейся мониторингом соцсетей, Ольги Самосват:

Поведение пользователей социальных сетей обусловлено поиском социального одобрения. Пользователи подстраивают свое поведение под требования сети. Они усваивают и демонстрируют то поведение, которое получает больше одобрения в виде лайков, комментариев, репостов.

Пользователи интуитивно знают нормы поведения, принятые в социальных сетях, и сознательно следуют им, чтобы быть принятыми виртуальным сообществом. Они принимают эти нормы и правила, даже если они несут деструктивный характер. Уровень критики к информации в социальной сети снижен, пользователи усваивают любую транслируемую им информацию через социальные сети, если она подкрепляется элементами социального одобрения (лайками, репостами, комментариями). Аккаунты с большим числом подписчиков, «лайков», репостов и комментариев привлекают к себе больше подписчиков. Идеи, высказанные такими аккаунтами, являются более ценными и значимыми, чем высказанные менее популярными аккаунтами. Пользователи стараются мыслить в формате популярных аккаунтов, чтобы таким образом символически разделить их популярность.

 Проще говоря, дети подписываются на деструктив не потому, что они такие плохие, или потому что родители их не научили что такое хорошо, а что такое плохо, а потому что соцсети создают вокруг них массированное облако популярного и массового деструктивного контента, к которому они вынуждены подключаться, чтобы быть как все, потому что в их возрасте это действительно для них очень важно.

А дальше происходит вот что, и это самое опасное. Подписавшись на все эти группы, ребенок начинает получать в ленту соответственно только их новости, не видя у себя в новостной ленте больше вообще никакой другой альтернативы, и в итоге он как бы капсулируется в таком информационном коконе, который создают ему в голове эти сообщества, и под этот кокон уже не проникает никакая другая информация. Тем самым соцсети гораздо эффективнее всех других средств массовой информации формируют в голове у детей свою альтернативную реальность.

Эту альтернативная реальность наполнена определенными смыслами, которые закладывают в голову те сообщества, которые мы будем разбирать в книге, эти смыслы можно также назвать ментальными вирусами. Вот основные вирусы, объединяющие абсолютное большинство существующих на сегодня групп, таблица взята из того же доклада лаборатории «Крибрум»

Психологическая война - 8 направлений внедрения ментальных вирусов:

1. Стимулирование инфантильного поведения среди детей и взрослых;

2. Прививание эгоцентрической картины мира;

3. Формирование образа «успешного» человека;

4. Секс и насилие вместо доблести и любви;

5. Стимулирование бессмысленного потребления;

6. Табу на благородство;

7. Разрушение семейных ценностей;

8. Воспитание девочек и мальчиков по общим стандартам.

Поведенческие особенности, формируемые под воздействием деструктивной информации:

1. Снижение способности самостоятельно думать и принимать решения.

2. Отрицание всякой ответственности.

3. Отсутствие авторитетов среди значимых взрослых.

4. Обесценивание норм морали и общечеловеческих ценностей.

5. Выраженная симпатия подростков к антигероям, антидвижениям и всему, что можно назвать «темной стороной» (зло).

6. Выраженное стремление подростков к разрушению на всех уровнях: своей психики, своего тела, своего окружения, вещей, идей, государства, общества, культуры, морали и т.п. Подростки хотят разрушать и быть разрушенными.

 

Запомните эту таблицу и эти пункты. Все то, что мы будем разбирать далее, все группы, субкультуры, ютуб каналы, блогеров, все эти явления в обязательном порядке будут содержать многие или сразу все эти пункты.

Распространение

Разобранное ранее касается качества самого контента, касаемо методов его распространения нужно разобрать такие медиатехнологии, как воронки вовлечения, и «перекрестное опыление», просто эти понятия далее будет применяться постоянно, и их нужно сразу разобрать подробно.

Воронка вовлечения. Это общий принцип продвижения всех деструктивных групп.

Сначала идут массовые группы широкого охвата, изначально не имеющие каких-то определенных тем или направлений. Как правило это юмористические паблики, или околошкольные группы, со специфическим юмором (про них подробно в следующей главе). Это группы могут насчитывать как 10.000, так и и 10.000.000 подписчиков, как правило это большие группы вроде МДК или 4сн. Эти сообщества знакомят ребенка сразу со всеми видами деструктивных направлений, дают общее представление обо всём, но как правило в относительно легкой форме. Если это пропаганда наркотиков, суицида, или школьных расстрелов, то она всегда подаётся в виде юмора, а не в том виде, в каком она есть уже в более узкотематических группах следующего уровня. Со временем ежедневно обрабатываемый таким контентом ребенок (это важный момент, ведь подписавшись один раз  он видит эти новости по несколько раз в день, и каждый день!) рано или поздно он начинает интересоваться уже более плотно чем-то определенным, и подписывается на какие-то уже более узкотематические группы, о которых получил представление и рекламу в группах широкого охвата.

 И вот уже в этих группах ребенка начинают усиленно накручивать постами уже на какую-то определенную тему. Ну, например, если мы говорим про группы АУЕ (запрещенная в России экстремистская организация), то в уже узкотематических группах второго уровня воронки ему с каждым постом будут внушать саму правильность такого образа жизни как такового. Будет идти время, и видя такие посты у себя в ленте каждый день, он незаметно для себя самого примет такой образ жизни как единственно правильный. А если он не отпишется от новостей данной группы, то внушение произойдет  неизбежно, такова особенность возраста, ведь подросткам свойственно действовать по шаблону.

Как только он проникается этими идеями - его замечают, и приглашают уже в закрытые группы «для своих», где уже кураторы на него смотрят, как на бесплатную рабочую силу, способную приносить им доход, или для других целей, в зависимости от направления. Потом они переходят с ребёнком в личное общение, навешивают «лапши», дают ему ложное чувство важности и избранности (каждому), и далее используют его в реальных действиях уже так сказать в офлайне.

Это общий принцип, заменяем АУЕ на пропаганду суицида, наркотиков, насилия, ЛГБТ, технология будет та же самая, но начало всегда одно - это группы широкого охвата.

Но у воронок вовлечения есть и другое применение. Есть такой контент, который любой неподготовленный человек сразу же отвергнет просто потому, что он слишком отвратителен, и просто не допустим для любого нормального человека в принципе. В этом случае он разбивается на так сказать грани зла, и само явление искусственно делится на уровни, чтобы приучать постепенно... Особенно это касается суицидального контента, про это мы подробно разберем в соответствующей главе.

Второе важное понятие, которое нужно запомнить - перекрестное опыление. Это технология, когда одна группа, посвященная одному деструктивному направлению, рекламирует и делает репосты с других групп, других схожих по духу тематик, и кроме своего направления втягивает детей в похожие по духу. Так ребенок, втянувшись во что-то одно, обязательно со временем будет знать всё остальное, таков принцип работы всех соцсетей, это их основа.

К примеру, если ребёнок подписан на аниме группы, то оттуда его будут втягивать в ЛГБТ сообщества, просто потому, что в аниме есть много массовых жанров, пропагандирующих эти темы. А с ЛГБТ-групп его потом будут втягивать в сообщества фурри, слэш, трансгендеров, а потом, накрученный всем этим, и запутавшийся в том, кто же он есть, ребёнок уже сам попадает в депрессивные группы, а оттуда соответственно в суицидальные. Примеров таких схем вовлечения масса, и пример, приведенный ниже, из реальной жизни.

 Девочка из нормальной семьи зарегистрировалась в тик-токе и инстаграмме. Через год порезы, экстремальное похудение, суицидальные записи, потерянный взгляд. Как такое произошло? Сначала просто подписки на модных блогерш, потом стремление выглядеть так же, потом группы похудения, оттуда незаметный переход в сообщества анорексии, от их контента - депрессия, от депрессии – вход в депрессивные группы, а у них перекрестное опыление с сообществами сатанистов и суицидальными группами. Как итог - девочка за год от жизнерадостного ребенка дошла до лечебного стационара. И таких  примеров и цепочек вовлечения можно привести массу. В этих цепочках сам ребенок эти звенья не ищет, и не замечает эти переходы, просто это принцип работы всех соцсетей, что группы схожих тем постоянно взаимно «опыляются».

Это работает и в другую сторону, например, в нашей группе основное направление - это защита детей от опасного контента и информирование родителей, но при этом мы распространяем и информацию групп, защищающих семейные ценности, пропагандирующих здоровый образ жизни, антинаркотический контент, материалы, затрагивающие проблемы в образовании, просто потому, что нам эти темы близки по духу. А суицидальные группы, к примеру, распространяют контент, содержащий пропаганду анорексии, ЛГБТ, наркотиков, самоповреждений, антисемейный контент, и все прочее, что им близко, создавая вокруг человека такой информационный кокон из соответствующих тем, это и называется перекрестное опыление.

Теперь небольшой промежуточный итог. У нас есть масса детей, которых родители отпускают в ту токсичную среду, в которой они в этом возрасте не должны находиться в принципе. У нас есть связанная и отлаженная система деструктивных групп, эксплуатирующая таких детей, у нас есть соцсети, зарабатывающие на этом, и у нас есть миллионы родителей, не знающие о том, что происходит. К тому же все эти процессы идут по нарастающей уже много лет, и вот к чему это всё уже привело.

Ниже статистика лаборатории Крибрум. В интернете вы можете найти видео, которое называется «Как происходит вовлечение детей в деструктивные сообщества». Это видео -отрывок из выступления Н.И.Касперской на форуме «Цифровая гигиена». В нем очень подробно о том, к чему это всё уже привело. Ниже таблица из этого доклада, данные на 2019 год, сейчас ситуация еще хуже.

 

Дальше мы будем разбирать всё подробно, каждое направление в отдельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 972; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.127 (0.013 с.)