![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления развития отечественной социологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Становление социологической мысли в России долгое время происходило в рамках других социальных наук. Предшественниками социологов можно считать российских представителей социальной мысли: П.Я. Чаадаева (1794—1856), В.Г. Белинского (1811-1848), А.И.Герцена (1812-1870), Н.Л.Добролюбова (1836—1861), М.А. Бакунина (1814—1876) и др. Их основные выводы питались идеями, рожденными Великой французской революцией и развитыми ее идеологами и последователями, суть которых заключалась в созидательной, преобразующей силе человека и созданных им коллективов и сообществ. Собственно социологические школы в России развивались в рамках нескольких направлений. Одно из них — географическое — наиболее ярко представлено JI.И. Мечниковым (1838—1888), который объяснял неравномерность общественного развития под влиянием природно-климатических и географических условий, особенно водных ресурсов и путей сообщения. Именно эти факторы, по его мнению, и определяют основную тенденцию развития человечества — от деспотии к свободе, от примитивных форм организации жизни к экономическим и социальным достижениям, покоящимся на кооперативных формах хозяйствования. Второе направление — органическая школа — воплощено в трудах Е. В. де Роберти (1843-1915), А.И. Стронина (1827-1889), П.Ф. Лилиенфельда (1829-1903), Я.А. Новикова (1830—1912). В основе теории де Роберти лежало понятие «надорганическое», которое проходит в своем развитии две стадии: простых психофизических отношений, представляющих собой исходный пункт социальности и психологических взаимодействий. Заметное место в социологической мысли принадлежит социально-юридическому направлению, т.е. ученым, работающим в области права, — Н.М. Коркунову (1853—1904), Л.И. Петражицкому (1867—1931), П.И. Новгородцеву (1866—1924), Б.А. Кистяковскому (1868—1920), Б.Н. Чичерину (1828—1904), которых интересовало взаимодействие социальных, физиологических и биологических причин в праве. Заслуги юристов состояли в том, что они дали обстоятельный анализ правосознания, его роли в регулировании жизни общества, нормативного и асоциального поведения. Марксистская школа обоснована М.И. Туган-Барановским (1865— 1919), А.А. Богдановым (1873-1928), Г.В. Плехановым (1856-1918), В.И. Лениным (1870—1924), П.Б. Струве (1870-1944), С.Н. Булгаковым (1871-1944) и Н.А. Бердяевым (1874—1948), которые развивали идеи о материалистическом понимании истории, хотя каждый по-своему. Г.В. Плехановым в наиболее полном виде изложена марксистская теория общественного развития, рассмотрены проблемы соотношения общественного бытия и общественного сознания. Идеи В.И. Ленина связаны с развитием учения К. Маркса о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории, а также о соотношении демократии и диктатуры, роли государства в создании и функционировании социалистического государства.
С убъективная (или этико-социологическая) школа, наиболее яркими представителями которой были П.Л. Лавров (1823—1900), Н.К. Михайловский (1842-1904), Н.И. Кареев (1850-1931). По мнению Лаврова, индивид является единственной реальной движущей силой общества, и поэтому «социология есть наука, исследующая формы проявления, усиления и ослабления солидарности между сознательными органическими особями». Н.К. Михайловский исходил из необходимости спасения индивида от разрушительного воздействия социального контроля, придавал большое значение взаимодействию человека с обществом. Н.И. Кареев особое внимание уделял роли индивида в истории, главной составляющей единицы организованной среды. Социальные взгляды русских религиозных мыслителей начала XX в., представленные учением B.C. Соловьева (1853—1900), персоналистскими взглядами Н. А. Бердяева и концепцией дуализма общественной жизни СЛ. Франка (1877-1950). Особый вклад в становление социологии как самостоятельной науки внесли признанные классики российской социологии П.А. Сорокин (1889-1968), М.М. Ковалевский (1851-1916). С именем последнего связано создание первого в России социологического общества. Сразу после Октября 1917 г. марксистская школа стала постепенно претендовать на ведущую роль. Под влиянием Н.И. Бухарина (1888—1938) социология стала отождествляться с историческим материализмом, а затем исторический материализм вообще вытеснил социологию, превратив этот термин на долгие годы в нежелательное, запрещенное слово. В 1920-е гг. развитие получили лишь отдельные отрасли социологического знания. В области социологии управления, экономики и труда плодотворно работали С.Г. Струмилин (1877—1974), А.К. Гастев (1882— 1938), П.М. Керженцев (1881—1940).
С конца 1920-х гг. развитие социологической мысли было прервано. До конца 1950-х гг. социологию игнорировали и причисляли к «буржуазным» наукам, к ложным теориям, якобы уводящим от достоверного знания. Начиная с конца 50-х гг. XX в., социология стала возрождаться, хотя этот процесс происходил достаточно трудно. С 1960-х гг. возродилась концепция, когда в явном или скрытом виде под со- Ведущее место в 1960—1980-е гг. заняли различные интерпретации социологии, когда в качестве предмета социологической науки рассматривались социальные группы, слои, общности (В.А. Ядов, Л.А. Гордон, Э.Н. Клопов, Р.В. Рывкина, АИ. Кравченко и др.). В 1990-е гг. выросли и получили развитие конфликтологические концепции, которые, используя соответствующие теории западной социологии, по-своему трактовали их специфику в условиях современной России (А.В. Дмитриев, А.Г. Здравомыслов и др.). На грани 1980—1990-х гг. появились и окрепли акционистские точки зрения, когда в центр внимания социологии было поставлено поведение людей (Ж.Т. Тощенко, СИ. Григорьев, Г.В. Дыльнов, В.Г. Харчева, А.Г. Эфендиев). В их теоретических представлениях в центр внимания социологических исследований ставились сознание и поведение человека, его активные, творческие и созидательные действия. В 1990-е гг. сформировались социологические теории, которые опирались на концепции устойчивого развития или теории глобализации (В.Н. Кузнецов, В.К. Левашов, Н.Е. Покровский и др.). Таким образом, становление отечественной социологии как науки прошло сложный путь. Социологическое знание стремилось вобрать в себя все лучшее, что имелось в трудах предшествующих поколений социальных мыслителей. 19. Культура в системе социологического знания, ее формы и характеристики. Культура представляет собой систему социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Слово «культура» происходит от латинского слова cultura, что означает среди прочего культивирование, или обработка земли. М.Т. Цицерон говорил о культуре ума, о необходимости возделывать ум как почву. В римскую эпоху и средние века культура отождествлялась с личной культурой. В новое время под культурой стало подразумеваться совершенствование человеческих чувств (утонченность, воспитанность и начитанность). При социологическом анализе социального взаимодействия как основы общественной жизни обычно обращают внимание на два важнейших аспекта: 1) групповой характер общественной жизни; 2) поведение людей в группах, которое регулируется, направляется и упорядочивается определенной системой ценностей, норм, идей и правил. Эти два аспекта социальной жизнедеятельности людей взаимосвязаны, так как социальное взаимодействие людей регулярно воспроизводит, как структуру социальных групп, так и систему ее ценностно-нормативных регуляторов.
Отмеченные два аспекта общественной жизни в социологии принято обозначать двумя популярными понятиями – общество (социальная система) и культура (система культуры). В конце 60-х гг., этот вопрос подробно обсуждался в работах отечественных социологов. (О.И. Генисаретский, Э.С. Маркарян, Э.В. Соколов). В работах указанных авторов, базирующихся на позитивных разработках западных социологов, различие между культурой и обществом, сводилось к следующему: 1) социум и культура являются двумя взаимосвязанными подсистемами общественной жизни; 2) особенность социальной системы выражает форму социальных отношений между людьми, которая представлена различными социальными группами и отношениями внутри и между группами. Под культурой предлагалось понимать содержательные аспекты человеческой деятельности, определяемые ценностями, идеалами, нормами и т. д. При этом подчеркивалась решающая роль культуры в плане как методологическом, познавательном, так и содержательном – в качестве решающего фактора эволюции и изменения общества. Особенность социологического подхода к пониманию культуры заключается в том, что культура рассматривается как механизм регуляции поведения человека, социальных групп, функционирования и развития общества в целом. Отмечаются три характеристики культуры: 1) культура представляет собой систему ценностей, символов и значений; 2) культура – это то, что постигает человек в процессе своей жизнедеятельности; 3) культура – это все то, что транслируется от поколения к поколению. Следует различать два уровня в системе культурных ценностей: 1) фундаментальный уровень общеразделяемых ценностей, принимаемых обществом в целом; 2) уровень локальных ценностей (в западной социологии обозначаемый термином «beliefs», переводимым обычно как верования или идеологии), служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей, образующих субкультуры данного общества.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.4 (0.011 с.) |