О. Конт и его теория о социологии как позитивной науке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О. Конт и его теория о социологии как позитивной науке.



Огюст Конт (1798-1857) французский мыслитель, который считается основоположником социологии как самостоятельной науки. Главный труд Конта шеститомный <Курс позитивной философии>, где впервые давалось развернутое обоснование необходимости научного изучения общества, вводился сам термин <социология> и намечались общие контуры новой науки.

Социология понималась Контом как фундаментальная наука, интегрирующая все знания об обществе. В классификации наук она занимает самое почетное место и призвана открывать и описывать единые, универсальные законы развития общества, неотделимые от законов природы.

Социологический проект Конта основывался на позитивистской доктрине, ядро которой составляли следующие принципы:

- натурализм, согласно которому социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности;

- методы социального исследования должны быть аналогичны методам естествознания;

- истинность понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических проверок;

- социальные явления должны быть описаны и выражены в количественных показателях;

- социолог должен воздерживаться от ценностных суждений.

Значительное внимание Конт уделял разработке методов социологического исследования. Он выделял четыре основных метода: наблюдение, эксперимент, сравнение и метод исторического анализа.

Социологию в целом Конт подразделял на две части: социальную статику и социальную динамику. Первая призвана изучать строение общества, его структурные элементы, вторая законы социального развития.

В рамках социальной статики Конт выделял три главных социальных института: семью, государство и религию. Семья образует ту простейшую единицу, которая лежит в основе общества. Ее важнейшая функция воспитание молодого поколения в духе альтруизма, преодоления эгоистических наклонностей человека. Государство выступает как блюститель общественного порядка, согласующий интересы различных социальных групп. Религия выражает духовное, моральное единство общества. Она составляет основу социального порядка: рушится вера, распадаются и социальные связи.

Социальная динамика – это позитивная теория общественного развития. Первичным фактором социальной динамики является духовное, умственное развитие. К вторичным факторам Конт относил климат, расу, среднюю продолжительность жизни человека, рост народонаселения, общественное разделение труда.

Конт полагал, что социальные изменения носят закономерный характер. В развитии общества он выделил три стадии: теологическую, метафизическую и позитивную. Теологическая стадия охватывает древность и раннее средневековье вплоть до XVIII в. Она характеризуется господством религиозного мировоззрения и распространением военно-авторитарных режимов. Социальный порядок, возникающий на теологической стадии, получил у Конта название военного общества. Метафизическая стадия включает период с XIV по XVIII вв., в котором доминируют философско-метафизические воззрения. Сыграв положительную роль в разрушении теологизма, эти воззрения породили другую крайность революцию, <анархическую республику>, социальную дезорганизацию.

Высшая, позитивная стадия начинается, по Конту, в XIX в. и связана с утверждением научного, позитивного сознания.

Конт разъяснял, что слово «позитивный» (positive) имеет несколько значений: 1) реальное в противоположность химерическому; 2) полезное в противоположность бесполезному; 3) достоверное в противоположность сомнительному; 4) точное в противоположность смутному; 5) положительное в противоположность отрицательному (в этом случае оно указывает на одно из наиболее важных свойств новой философии, представляя ее как назначенную по своей природе преимущественно не разрушать, но организовывать).

Термин «позитивный» в значении «органический, определенный, точный» был введен Сен-Симоном и встречается в его произведениях.

На этой стадии устанавливается социальная гармония, происходит быстрое развитие промышленности и науки, наступает расцвет культуры, достигается победа альтруизма над эгоизмом, полностью уходят в прошлое военный дух и милитаризм. В центр духовной жизни выдвигаются ученые позитивисты, а на смену аристократии приходит социократия, основу которой составляют промышленники и специалисты в области управления.

В учении о социальной динамике Конт характеризовал развитие общества как прогрессивное. Конт указывал на большую роль в этом процессе общественного разделения труда и, в частности, политической деятельности.

Конт был убежденным эволюционистом и считал, что изменения в обществе должны носить постепенный, плавный, мирный характер. Он также признавал необходимость частной собственности, полагая, что неважно, кому принадлежат капиталы, лишь бы их использование приносило пользу всему обществу. Идеалом общественного устройства Конт считал социальный порядок, основанный на солидарности всех слоев и групп общества. По его мнению, в достижении социальной гармонии большую роль может сыграть социологическая наука, которая призвана найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества.

Промышленное общество рассматривалось Контом как воплощение социального прогресса. Промышленность—это производство, базирующееся на научной организации труда и обеспечивающее постоянный рост благосостояния. Однако промышленное общество порождает новую социальную проблему—«рабочий вопрос». Промышленность концентрирует большие массы наемных работников, чей уровень жизни низок, а совокупная сила настолько велика, что создает потенциальную угрозу социальному порядку. Решение этой проблемы Конт сначала видел в патронаже (от франц. patronage — покровительство), т. е. заботе богатых и власть имущих о просвещении и улучшении условий жизни рабочих. Но позднее в четырехтомном труде «Система позитивной политики» (1851—1854) Конт выдвинул принципиально другое решение проблемы: рабочий вопрос, как и все прочие проблемы промышленного общества, разрешится с переходом человечества на новую стадию интеллектуальной и социальной эволюции. Эту стадию Конт назвал новым теологическим синтезом, поскольку видел в соединении научного знания, способствующего прогрессу, и религиозного чувства, поддерживающего консенсус—согласие и солидарность всех людей, возможность объединить положительные черты старого и нового типов устройства общества. Стремясь указать верное направление социальной эволюции и ускорить ее, Конт разработал проект «религии Человечества». Обожествление человечества, которое представляется «Верховным Существом», совершенствующим мир, должно привести к культу взаимной любви и добровольному стремлению индивидов к порядку и прогрессу. «Верховное Существо» не наблюдаемо и не является предметом научного знания, оно—предмет веры, но веры, опирающейся на всю совокупность научного знания. Именно это знание подводит к мысли о существовании некоей высшей направляющей силы. Религиозно-социальный проект Конта, безусловно, был утопией, его появление даже принято было объяснять психическим расстройством основоположника позитивизма. Однако стремление указать на возможность усовершенствования общества на основе открытия закона всемирно-исторического прогресса было общей чертой всех первых проектов науки об обществе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.111.85 (0.006 с.)