Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Актуальность темы : «развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Стр 1 из 4Следующая ⇒
Вольдимарова М.В. Квалификационная категория Стаж педагогической работы – 7 лет 4 месяца Сроки: Учебный год старшая группа
с.Комсомольское, 2018 По развитию мелкой моторики рук
Список литературы: 1. Гущина Н.П. Система работы по развитию мелкой моторики у детей школьного возраста (Из опыта работы)// Дошкольное воспитание, 2015. - №10 2. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. 2012 г. 3. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013. 4. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013. 5. Солнцева В. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики; АСТ, Астрель - М ., 2015. 6. Сыропятова Г. А. Графические диктанты. Сказочные герои. Для детей 6-10 лет; Литур-опт - М., 2012. 7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика. Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста; Корона-Век - М ., 2015.
8. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики; Эксмо - М., 2015.
Приложение 1 Анкета для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» 1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка? - Да - Затрудняюсь ответить - Нет Приложение 2 Примерная тематика ширм и папок-передвижек для родителей по развитию мелкой моторики рук 1. Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить! 2. Развитие мелкой моторики. Советы и рекомендации. 3. Как развить мелкую моторику руки ребенка старшего дошкольного возраста. 4. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук 5. Игры на кухне с крупами 6. Играем пальчиками – развиваем речь 7. Игры с бусинами развивают логику, ум и моторику. 8. Ручная работа. 9. Ну-ка, пальчик, расскажи… 10. Азбука аппликации.
Приложение 3 Примерная тематика бесед и консультаций для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста 1. Развитие мелкой моторики у дошкольников. 2. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников. 3. Пальчиковая гимнастика. 4. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики. 5. Развитие графических навыков у дошкольников. 6. Игры на кухне. 7. Зачем нужны шнуровки. 8. Игры с песком, или песочная терапия. 9. Формы работы по развитию мелкой моторики рук. 10. Пальчиковая гимнастика с использованием русского фольклора. 11. Фольклорные пальчиковые игры. 12. Конструирование из строительного материала. 13. Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Приложение 4 Примерные игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста 1.Пальчиковая гимнастика. 2. Фольклорные пальчиковые игры. 2. Самомассаж. 3.Ниткография. 4. Работа с песком. 5. Рисование на крупе. 6. Игры с пуговицами. 7. Оригами. 8. Развитие графических навыков. 9. «Выложи фигурку» (фасоль, горох, боб, камушки, пуговицы). 10. «Игры с кубиками» 11. Пазлы. 12. «Покатай жёлудь» (орех, карандаш, бигуди, мячик). 13. Игры с мозаикой 14. «Собери бусы» 15. «Выложи узор» 16. «Волшебные палочки» (выкладывание по схемам). 17. «Обведи и заштрихуй предмет» (работа с трафаретами). 18. «Шнуровки» 19. «Нитки» 20. «Верёвочки» 21. «Перекаты с шиповаными мячами» 22. Игры с конструктором 16. «Нарисуй рисунок по точкам» 17. «Логопедические бусы» 18. «Веселые прищепки» 19. «Обведи рисунок по точкам».
Приложение 7 Мастер-класс для педагогов Теоретическая часть Мелкая моторика - это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечной и костной. Почему важно развивать мелкую моторику: · навыки мелкой моторики помогают совершать как примитивные жесты (например, брать в руку предметы), так и достаточно сложные движения (например, писать), от степени развития мелкой моторики зависит почерк человека; · развитие мелкой моторики у детей определяет качество жизни, поскольку с ней связано огромное количество бытовых действий (застёгивать пуговицы, зашнуровывать ботинки и т. д.);
· головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом, так что развитие мелкой моторики у детей помогает им быстрее и лучше заговорить; · несформированность графических навыков и умений мешают ребёнку адекватно изображать объекты предметного мира, что влияет наего самооценку. В последнее десятилетие во всем мире значительно возросло количество детей, у которых есть нарушения речи и проблемы с письмом. Это связывают с тем, что раньше не использовали детскую обувь и одежду на липучках. Дети ежедневно тренировали свои пальчики, завязывая шнурки, застёгивая пуговицы и крючки на одежде, т. е. мелкая моторика развивалась за счёт самых обыденных действий. Так как учёные доказали тесную связь развития мелкой моторики с развитием речи у ребёнка, следовательно, необходимо стимулировать моторный центр, отвечающий за движения пальцев, и тем самым активизировать речевой центр. Выделяют два вида средств стимулирования моторного центра: · традиционные – пальчиковая гимнастика, лепка, конструктор, мозаика, плетение и т. д.; · нетрадиционные (с использованием нестандартного оборудования) – массажные мячики, прищепки, счётные палочки, шестигранные карандаши, бусы, верёвочки (нанизывание, «рисование»).
Техника «Рисование верёвочкой»: предлагается детям, начиная со средней группы; · техника может использоваться как дома, так и в ходе организованной образовательной деятельности; · обучению технике «Рисование верёвочкой» может быть посвящено целое занятие или её фрагменты, которые могут быть представлены на различных занятиях.
Продолжительность занятия: · средняя группа (4-5 лет) – 15-20 минут; · старшая группа (5-6 лет) – 20-25 минут; · подготовительная группа (6-7 лет) – 25-30 минут.
Задачи техники «Рисование верёвочкой: развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму; · развитие зрительно-моторной координации; · формирование плавности, ритмичности и точности движений; · развитие художественно-эстетического восприятия; · формирование способности представлять, анализировать будущий рисунок. Этапы освоения техники. 1) Выкладывание простых узоров. Потребуется верёвочка. Детям предлагаются варианты образцов (волна, кривые линии, круг, овал). Задача ребёнка – выложить рисунок на образце, предварительно проведя по образцу пальчиком.
2) Выкладывание воздушных петелек. Применяется техника сходная с предыдущей. 3) Выкладывание лёгких рисунков. Наложение верёвочки на образец. 4) Выкладывание изображения животных. Наложение верёвочки на образец. 5) Наклеивание верёвочки на контур животного. Изображение животного всегда начинается с головы, затем формируется тело. На контур рисунка наносится клей, на него накладывается верёвочка таким образом, чтобы получился ровный контур рисунка. 6) Раскрашивание получившегося рисунка. После того как клей высохнет, рисунок раскрашивается соответствующими цветами. Практическая часть. С педагогами проводится ООД с использованием техники «Рисование верёвочкой» по теме «Дикие животные. Ёжик» (для старшей группы). Участники выступают в роли детей.
Вводная часть. Воспитатель: «Ребята, сегодня к нам в гости пришёл лесной житель. Каких лесных зверей и птиц вы знаете?.. Молодцы, как много вы знаете. А загадку сможете отгадать? Иголки, лежали, лежали Да под лист убежали. Узнали, кто это?.. Молодцы! Основная часть. Воспитатель: «Ёжик пришёл с нами познакомиться (достаёт игрушку ежа). Ребята, Ёжик спрашивает: а вы что-нибудь про ежей знаете? (Подносит игрушку к уху). Где они живут, что едят?..»
Ёжик (воспитатель говорит за него):« Ух, ты, как много вы про меня знаете! Всё правильно, я лесной житель. А ем я то, что найду в лесу – орехи, ягоды, грибы…». Воспитатель: «А ещё, Ёжик, мы про тебя стихи знаем. Расскажем, ребята?.. (воспитатель раздаёт “детям” массажные мячики, под его руководством они выполняют действия с мячиками). Серый ёжик весь в иголках (мячик положить на правую ладонь, каждым пальцем левой руки поочерёдно нажать на бугорки мячика, затем поменять руки), Словно он не зверь, а ёлка. Хоть колюч молчун лесной (мячик катается между ладонями). Ёжик добрый, а не злой» Ёжик: «Вот это да! Спасибо, ребята, мне очень приятно. Как вы думаете – зачем мне иголки?.. Молодцы, всё про меня знаете!» Воспитатель: «Ёжик, ты пришёл к нам в гости, рассказал немного про себя – и где живёшь, и что делаешь, и зачем тебе иголки. И мы с ребятами хотим сделать тебе подарок. Необычную картину. Согласен?.. Ребята, сделаем подарок?..» Ёжик: «Подарок? Конечно, хочу! Ой, как здорово! Воспитатель: «Ёжик, мы сделаем с ребятами твой портрет. Так что пока посиди, отдохни». (Воспитатель раздаёт каждому ”ребёнку” шаблон с нарисованным контуром ёжика и приготовленные нитки. Задача “детей” – выложить нитки по контуру, приклеить, а затем раскрасить свою работу. Воспитатель также создаёт портрет.) Подведение итогов. Ёжик: «Вот это да! Подарок так подарок! Спасибо вам, ребята, что так много знаете про меня, да ещё и подарки сделали!». Воспитатель: «Приходи к нам ещё в гости, Ёжик!». (Воспитатель дарит Ёжику свою работу на память, “детские” работы остаются у их авторов.) Ёжик: «Спасибо, ребята! До встречи весной!» (Ежик уходит.Воспитатель прячет игрушку.) Подведение итогов (анализ)
Участники обмениваются впечатлениями. Приложение 5 Приложение 6
Блок 3. Работа с бумагой. 1. «Вырезание ножницами». На листе плотной бумаги нарисованы четкими линиями различные фигуры. Ребёнку предлагается вырезать эти фигуры по контуру. 2. «Сгибание листа пополам» (выявляем содружество обеих рук в работе). Ребенку предлагается сложить прямоугольный лист бумаги пополам. 3. Обрывание листа бумаги
Блок 4. Обследование щепоти «Захват карандаша» Ребёнок по указанию тремя пальцами берёт карандаш. «Посолим капусту». Ребёнок по указанию педагога как бы растирает комочек соли.
Блок 5.Графические действия (отдельная система баллов). 1. Методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).
На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом (рис. 1). Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Тип дорожек усложняется от первой к последней. Ребенку нужно соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки. Оценка: 3 балла – без ошибок; 2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии; 1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии.
Рис. 1. Методика «Дорожки».
1. Методика «Мячики» (рис. 2). На рисунке изображены кегли и мячик. Ребёнку нужно «попасть» мячиками в кеглю, т.е. провести карандашом прямые линии, не отрывая карандаш от бумаги. Оценка: 3 балла – все линии прямые и попадают точно в кеглю; 2 балла –1 – 2 ошибки (ошибкой считается непрямая линия или непопадание линии в кеглю); 1 балл – 3 и более ошибок.
Рис. 2. Методика «Мячики». 1. Методика «Лес» (рис. 3). На рисунке изображен лес. Ребенку нужно обвести рисунок точно по контуру, не отрывая карандаш от бумаги. Оценка: 3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии; 2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии; 1 балл – 5 и более раз сошел с линии.
Рис. 3. Методика «Лес».
По окончании обследования высчитывается средний балл на каждого ребенка, т.е. суммируются баллы по всем заданиям и делятся на общее количество заданий (12). По среднему баллу определяется уровень развития мелкой моторики рук. Высокий уровень (средний балл равен 2, 6 – 3) - у детей мелкая моторика сформирована хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляются быстро и легко. Средний уровень (средний балл равен 2 – 2,5) – у детей мелкая моторика развита достаточно хорошо. Но бывает, что дети испытывают небольшие трудности при быстрой смене упражнений из пальчиков, при вырезании, конструировании из бумаги, графических упражнениях. Низкий уровень (средний балл равен 1 – 1,9) - у таких детей мелкая моторика отстаёт от возрастной нормы. Движения скованные, координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами; сгибать лист пополам; не умеют держать правильно карандаш, линии при рисовании прерывистые, ломаные. Нарушена общая координация движений, их целенаправленность, точность. Дети затрудняются в подражательных движениях, в выполнении действий по образцу, упускают их элементы. Вольдимарова М.В. Квалификационная категория Стаж педагогической работы – 7 лет 4 месяца Сроки: Учебный год старшая группа
с.Комсомольское, 2018 Актуальность темы: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. В ФГОС описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка. Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать задолго до поступления в школу. В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, а также проблемы с речевым развитием детей, решила взять тему по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук как средство развитие речи у детей старшего дошкольного возраста. Для достижения цели были обозначены задачи: 1. Подобрать, изучить литературу, проанализировать информацию из Интернет-ресурсов. 2. Систематизировать материал для составления картотеки пальчиковых игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. 3. Изготовить дидактические игры для развития мелкой моторики рук у детей, внедрить их в работу с детьми старшего дошкольного возраста. 4. Подготовить для родителей (законных представителей) консультативный материал по теме самообразования. 5. Подготовить и провести с педагогами семинар-практикум по теме самообразования. 6. Организовать выставку «Игры и пособия, способствующие развитию мелкой моторики руку детей старшего дошкольного возраста». Срок реализации: с 1 сентября 2018 по 30 мая 2019 года Участники: · Воспитатель · Дети старшей группы · Родители Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму. Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.
Формы работы: - совместная деятельность воспитателя с детьми; - индивидуальная работа с детьми; - свободная самостоятельная деятельность самих детей; - консультативная работа с родителями. Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра) - массаж кистей рук; - пальчиковые гимнастики и физкультминутки; - лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.); - игры с кубиками, конструкторами; - рисование с использованием шаблонов, трафаретов; - пальчиковый театр; - пальчиковые игры со стихами, со скороговорками; - нетрадиционные техники рисования; - конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО, с деревянным конструктором, палочки Кюизенера; - различные виды аппликаций; - рисование по трафаретам, штриховка, лабиринты; - дидактические игры; - шнуровка; - игры с мелкими предметами; - пазлы, мозаика.
Ожидаемые результаты: · Подобран диагностический инструментарий по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. · Разработан перспективный план. · Разработана картотека дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста. · Обогащена предметно-пространственная развивающая среда. · Проведены консультации с родителями и педагогами, изготовлены папки – передвижки.
Форма отчета: · Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные формы работы по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста». · Выставка логопедических игр и пособий, изготовленных своими руками и руками родителей. · Презентация на родительском собрании «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста». · Публикация фотоотчета на сайте Инфоурок в Интернете. Перспективный план работы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 316; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.195 с.) |