Выпускная квалификационная РАБОТА 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная РАБОТА



Выпускная квалификационная РАБОТА

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества

                             

Специальность:     44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Форма обучения:

заочная

Студентка: Кузнецова Елена Викторовна                                                     

 

 

Руководитель: Дабагян Оксана Юрьевна

 

 

 
     

 

Допущена к защите: «___»____________2019 г. Заместитель директора по учебной и научно- методической работе О.И.Дьякова/___________ Выпускная квалификационная работа Защищена с оценкой «______________» «_____»______________2019 г. Председатель ГЭК__________________

 

                                

 

Тольятти, 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр

Введение ……………………………………………………………………..

3

1

Теоретические основы формирования Влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к ДОУ………….. 9

1.1

Теоретический анализ современных концепций ценностных ориентаций……………………………………………………………..   9

1.2

Особенности формирования нравственных ценностей у подростков 12

1.3

Педагогические условия эффективности формирования общечеловеческих нравственных ценностных ориентаций подростков посредством изучения ПДД в автоклубе..........……… Выводы по первой главе     18 20
2

Опытно-экспериментальная работа по формированию ценностных ориентации подростков посредством изучения ПДД в автоклубе……………………………………………………………..

21

2.1

Выявление уровня сформированности ценностных ориентаций подростков посредством изучения ПДД в автоклубе ……………….   21

2.2.

Проектирование и апробирование комплекса учебных занятий по  формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества.........................................................................................   32

2.3.

Анализ результатов исследования......................................................... Выводы по второй главе 44 49

Заключение …………………………………………………………………

50

Список используемой литературы ………………………………………

54

Приложение………………………………………………………………….

56
       

Приложение 5

Пример разработки введения выпускной квалификационной работы

Тема: Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества на занятиях в объединении дополнительного образования (ЭТО ПИСАТЬ НЕ НУЖНО!)

Введение

Актуальность исследования заключается в том, что Проблема приобщения к социальному миру всегда была одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка.

А в связи с развитием средств массовой информации, информационно - компьютерных технологий, эта проблема приобретает все большую и большую остроту, т.к. учащиеся большую часть свободного времени проводят у экранов телевизора, компьютера. Чтению книг, общению уделяется все меньше внимания.

 Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. И поэтому основная цель педагогов – помочь детям войти в современный мир.
У ребенка в процессе социализации складывается определенная модель мира, система социальных представлений и обобщенных образов (например, образ Родины, образ хорошей семьи, образ счастливой жизни). Поэтому, социальные идеи и образы не просто усваиваются им на когнитивном уровне, а присваиваются и превращаются в содержание его личности.

Изобразительная деятельность, включая все ее виды, обладает большими воспитательными возможностями.
Ещё Одна важная потребность, которая удовлетворяется в художественно-изобразительной  деятельности,– потребность в общении, определяемая коллективным характером этого искусства. Работа с детьми организуется так, чтобы они смогли свободно общаться друг с другом и с взрослыми, высказывать свое мнение, выслушивать друг друга, обмениваться впечатлениями. Во время декоративно-прикладной деятельности дети могли свободно подойти к доске, мольберту, столу взрослого, чтобы лучше рассмотреть образцы и работф друг друга.

Выполнение некоторых работ (панно, коврики, салфетки) носит коллективный характер, в процессе которых дети сами распределяют между собой процесс изготовления отдельных деталей, подбирают необходимое оборудование и материалы, оказывают друг другу помощь, советуют, как лучше и интереснее сделать совместную работу.

Одна из важнейших потребностей ребенка – потребность в деятельности. Деятельность – единственный способ самореализации, самораскрытия человека. Младший школьник стремится к активной деятельности, и чем она полнее и разнообразнее, чем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются его потенциальные возможности.

Предоставляя детям возможности заниматься художественно-изобразительной деятельностью, мы помогаем осознать им свое «Я», свои способности, выразить себя в детской деятельности, проявить творчество, инициативность, самостоятельность. Занимаясь с младшими школьниками интересной и содержательной деятельностью, которая вызывает у них чувство радости и уверенности в своих силах, расширяет круг общения со взрослыми и сверстниками, наполняет его значимым содержанием, мы в итоге формируем у них основы общей культуры, накопление собственного социального опыта, ценностных ориентаций, поднимаем их на высшую ступень социализации в пределах, доступных возрасту.

 

Коммуникативные способности - индивидуальные психологические особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совместной деятельности

 

формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества является на современном этапе развития социальных отношений одной из важнейших проблем. Младший школьный возраст – это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. Освоение элементов коммуникативной культуры в младшем школьном возрасте позволит детям успешнее реализовать свой потенциал.

    В связи с развитием средств массовой информации, информационно - компьютерных технологий, проблема развития речи учащихся приобретает все большую и большую остроту, т.к. учащиеся большую часть свободного времени проводят у экранов телевизора, компьютера. Чтению книг, общению уделяется все меньше внимания.

О необходимости развивать речь ребенка, воспитывать у него любовь к родному языку говорили лучшие педагоги и методисты. К.Д.Ушинский говорил о развитие «дара слова», подчеркивая его значение для формирования мыслительной деятельности ребенка и для дальнейшего обучения.

Коммуникативные технологии предполагают такую организацию воспитательного процесса, когда за счет активного включения обучаемых ворганизованную деятельность повышается интенсивность и эффективность учебного процесса. Развитие коммуникативных способностей максимальнореализуется через технологию сотрудничества. Успешность занятий во многом зависит от способности преподавателя организовать на занятии сотрудничество детей с преподавателем и друг с другом. В процессе такого общения проявляются интересы каждого ребенка, устанавливаются дружеские контакты на основе отношений сотворчества, что в свою очередь позволяет повысить коммуникативные возможности каждого ребенка в группе. Формирование коммуникативных умений личности в философском аспекте рассматривались в трудах А.А. Бодалева, А.А. Брудного, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, М.С. Кагана, М.И. Лисиной, Н.И. Шевандрина, Я.А. Яноушека и др. Среди авторов идеи обучения в сотрудничестве были Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин и др. Учеными выявлены сущность коммуникативных умений, предложены способы их формирования, предложены методы обучения технологии сотрудничества. Однако все они не затрагивают проблемы формирования коммуникативных умений младших школьников через технологию сотрудничества.

Проблема исследования заключается в том, что Концепция развития дополнительного образования определяет в качестве одного из приоритетных формирующих результатов – коммуникативные, однако механизмы приобщения к социальному миру и формирования коммуникаций посредством изобразительной деятельности у младших школьников в системе дополнительного образования разработаны в недостаточной степени.

Объектом исследования является процесс социализации личности дошкольника формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Предметом исследования является технология сотрудничества, направленная на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на занятиях в объединении дополнительного образования.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности использования технологии сотрудничества в   формировании коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников посредством занятий в объединении дополнительного образования

Задачи исследования:

- осуществить анализ педагогической и методической литературы по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе;

- изучить особенности технологии сотрудничества младших школьников по формированию коммуникативных универсальных учебных действий в педагогической и методической литературе; 

- выявить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;

- апробировать комплекс учебных занятий по технологии сотрудничества, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий;

- обобщить результаты исследования.

    Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что основными условиями эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников являются:

- выявление специфики формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;

- выявление эффективных методов и приемов технологии сотрудничества с младшими школьниками;

- проектирование и апробация комплекса учебных занятий по технологии сотрудничества, направленного на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

Методологической основой исследования являются: исследования о человеке как субъекте отношений, его творческой активности; учение об особенностях становления и развития личности; комплексный подход к анализу рассматриваемых фактов, положений и процессов; методологический принцип объективности, принцип альтернативности научного поиска и положения о целостности воспитательно-педагогического процесса.

Теоретической основой исследования являются следующие философские и психолого-педагогические работы: теория педагогических технологий (В.П.Беспалько, Дж. Керолл, Г.К. Селевко, Б. Блум, В.А. Трайнев др.); теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев и др.); теории личностно-ориентированного образования и организации творческой деятельности учащихся (А.Н.Леонтьев, А.В. Петровский, Л. М. Фридман); концепции моделирования и конструирования педагогического процесса (Ю.К.Бабанский, М.Л.Поташник, П.И. Пидкасистый и др.); классификации методов обучения (Ю.К. Бабанский, М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Е.И. Перовский).

  В процессе исследования использовались следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической, научной и методологической литературы, нормативно программной и учебно-планирующей документации, методические и учебные пособия; моделирование, проектирование, системный анализ, синтез; экспериментальное и практическое внедрение организационно-методического обеспечения (наблюдение за ходом учебного процесса, беседы с учениками и учителями школ города Тольятти, метод экспертных оценок); наблюдение и постановка педагогического эксперимента; статистическая обработка полученных результатов.

Исследование проводилось в четыре этапа. Основные этапы исследования:

На первом этапе (сентябрь-ноябрь 2020 г.) – теоретическом – осуществлялись изучение и анализ психолого-педагогической, учебно-методической литературы, выбор основного подхода к разработке элементов содержания и формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества, были сформулированы рабочая гипотеза, цель и задачи исследования.

На втором этапе (декабрь-февраль 2020-2021 г.) – теоретико-проектировочном – проводился поисковый эксперимент: рассматривалось состояние проблемы в теории и практике общеобразовательных школ города Тольятти, изучались основные показатели и критерии формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества, разрабатывались основные положения экспериментальной методики, разрабатывался комплекс занятий.

На третьем этапе (март 2021 г.) – опытно-формирующем – проведен формирующий эксперимент с целью проверки разработанной методики, направленных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников через технологию сотрудничества. Проведена экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы и эффективности разработанного комплекса занятий по технологии сотрудничества младших школьников для формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

На четвертом этапе (апрель-май 2021 г.) – уточнены материалы исследования, обобщены его результаты, сделаны выводы, велось литературное оформление выпускной квалификационной работы.

База опытно-экспериментального исследования:   МБОУ ДО «Планета».

 Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись  (ЕСЛИ БЫЛИ ПУБЛИКАЦИИ) участием в VI научно-практической Интернет - конференции «Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования», где была представлена статья на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на современном этапе», на сайте http://www.tgl.net.ru/wiki. (Приложение 1)

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанный и апробированный комплекс учебных занятий по технологии сотрудничества, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, может быть использован педагогами дополнительного образования в учебно-воспитательном процессе.

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы, состоящего из 30 источников, 8 приложений, 13 таблиц, 12 рисунков.

 

 

Приложение 6

 

 

Примеры оформления содержания методики исследования и констатирующего эксперимента

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

чел % чел % Высокий уровень 5 23% 5 19% Средний уровень 9 41% 12 46% Низкий уровень 8 36% 9 35%

 

Данные представлены на рисунке 2.1:

 

Рисунок 2.1 - Результаты уровня сформированности коммуникативных действий, направленных на учет позиции собеседника или партнера по деятельности

 

По результатам анкеты было выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень на 4% ниже, чем в контрольной группе; средний уровень в экспериментальной группе на 5% выше, чем в контрольной группе; низкий уровень в экспериментальной группе на 1% ниже, чем в контрольной группе.

Второй этап выявление уровня сформированности коммуникативных действий, направленных на согласование усилий по достижению общей цели.

12.03.15г. – 13.03.15г. было проведено наблюдение по методике Г.А. Цукермана «Рукавички» (Приложение 4). Наблюдение проводилось в естественных условиях во время группы продленного дня. Учащиеся выполняли работу в парах.

Результаты наблюдения оценивались по уровням: высокий, средний, низкий. Высокий уровень- умеет договариваться, находить общее решение; аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; всегда предоставляет помощь.

    Средний уровень - не всегда может договориться, найти общее решение, аргументировать свое предложение, сохранить доброжелательность.

    Низкий уровень - не может и не хочет договариваться; пассивен или агрессивен; не предоставляет помощь.

Данные представлены в протоколе 3, 4 (Приложение 5).

Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе на высоком уровне 4 ученика – (18%); на среднем уровне – 10 учеников (46%), на низком уровне 8 учеников - (36%).

В экспериментальной группе уровень коммуникации младших школьников на высоком уровне 3 ученика – (12%); на среднем уровне – 13 учеников (50%); на низком – 10 учеников (38%).

Данные показатели представлены в таблице 2.3:

 

Таблица 2.3 -Результаты уровня сформированности коммуникативных действия, направленных на согласование усилий по достижению общей цели (коммуникация как кооперация)

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

чел % чел %
Высокий уровень 4 18% 3 12%
Средний уровень 10 46% 13 50%
Низкий уровень 8 36% 10 38%

 

Данные представлены на рисунке 2.2:

Рисунок 2.2 - Результаты уровня сформированности коммуникативных действий, направленных на согласование усилий по достижению общей цели

 

По результатам наблюдения было выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень на 6% ниже, чем в контрольной группе; средний уровень в экспериментальной группе на 6% выше, чем в контрольной группе; низкий уровень в экспериментальной группе на 2% выше, чем в контрольной группе.

Третий этап – выявление уровня сформированности коммуникативных речевых действий, служащих средством передачи информации другим людям.

14.03.15г. – 15.03.15г. было проведено наблюдение по методике Г.А. Цукермана «Узор под диктовку»(Приложение 6). Наблюдение проводилось в естественных условиях во время группы продленного дня, где учащиеся осуществляли работу в парах.

 Результаты наблюдения оценивались по уровням: высокий, средний, низкий. Высокий уровень - имеет богатый словарный запас и активно им пользуется; строит понятные для партнера высказывания; умеет задавать вопросы; эмоционален в отношении к совместной деятельности.

Средний уровень - не всегда строит понятные для партнера высказывания, не всегда задает вопросы; отношение нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости).

Низкий уровень – не умеет строить понятные для партнера высказывания, не задает вопросы; негативное отношение к партнеру по деятельности.

Данные представлены в протоколе 5, 6 (Приложение 7).

Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе уровень коммуникации младших школьников на высоком уровне обладают 3 учеников – (14%); на среднем уровне – 10 учеников (45%), на низком уровне 9 учеников - (41%).

В экспериментальной группе уровень коммуникации младших школьников на высоком уровне обладают 4 ученика – (16%); на среднем уровне – 12 учеников (46%); на низком – 10 учеников (38%).

Данные показатели представлены в таблице 2.4:

Таблица 2.4 - Результаты уровня сформированности коммуникативных речевых действий, служащих средством передачи информации другим людям (коммуникация как условие интериоризации)

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

чел % чел %
Высокий уровень 3 14% 4 16%
Средний уровень 10 45% 12 46%
Низкий уровень 9 41% 10 38%

 

Данные представлены на рисунке 2.3:

Рисунок 2.3 - Результаты уровня сформированности коммуникативных речевых действий, служащих средством передачи информации другим людям

По результатам наблюдения было выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень на 2% выше, чем в контрольной группе; средний уровень в экспериментальной группе на 1% выше, чем в контрольной группе; низкий уровень в экспериментальной группе на 3% ниже, чем в контрольной группе.

По результатам проведенных методик исследования был выведен средний показатель сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.

Данные показатели представлены в таблице 2.5:

Таблица 2.5 - Средний показатель результатов сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

Уровни

Контрольная группа Экспериментальная группа
% %
Высокий уровень 18% 16%
Средний уровень 44% 47%
Низкий уровень 38% 37%

 

Данные представлены на рисунке 2.4:

Рисунок 2.4 - Средний показатель результатов сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников

По результатам среднего показателя было выявлено, что в экспериментальной группе высокий уровень на 2% ниже, чем в контрольной группе; средний уровень в экспериментальной группе на 3% выше, чем в контрольной группе; низкий уровень в экспериментальной группе на 1% ниже, чем в контрольной группе.

На основе анализа стало очевидно, что младшие школьники в недостаточной степени имеют навыки коммуникации, так как низкий уровень составил 37% в экспериментальной и 38% в контрольной группах.

Таким образом, в данном параграфе разработаны и представлены критерии сформированности коммуникативных действий на основе взаимодействия, кооперации и интериоризации, которые позволяют проектировать комплекс учебных занятий, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через технологию сотрудничества.

 

 

Приложение 7

Пример оформления содержания формирующего этапа эксперимента

2.2 Разработка и реализация комплекса учебных занятий по изучению авторской песни для формирования духовно-нравственных ориентиров у подростков

 

На основе констатирующего этапа исследования была определенна цель формирующего этапа: спроектировать и реализовать комплекс занятий и воспитательных досуговых мероприятий по изучению авторской песни, направленных на формирование духовно-нравственных ориентиров у подростков.

Задачи формирующего эксперимента:

-сформировать у подростков знания о духовных ценностях и выработать потребность в их развитии;

-обеспечить реальные условия для формирования ценностных ориентации обучающихся;

-способствовать обогащению внутреннего мира подростков;

-стимулировать интерес к общественно-полезной и значимой деятельности.

-апробировать программу по духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

В ходе формирующего эксперимента были спланированы и реализованы:

- комплекс занятий по изучению авторской песни:

Занятие по творчеству В.С. Высоцкого;

Занятие по творчеству Б.Ш. Окуджавы;

Занятие по разбору и разучиванию песни Б.Ш. Окуджавы «Десятый десантный батальон».

- досуговые мероприятия:

Воспитательное досуговое мероприятие ко дню Победы «Помни войну»;

Воспитательное досуговое мероприятие «Как здорово!».

В досуговых мероприятиях предусмотрено участие родителей (лиц, их замещающих), что значительно усилило их воспитательное действие.

Комплекс занятий и мероприятия формирующего этапа эксперимента представлены в календарно-тематическом плане (Таблица 2.6):

Таблица 2.6 - Календарно-тематический план формирующего эксперимента

Дата Наименование мероприятия Цель
02.05.19 Занятие по творчеству В.С.Высоцкого Углубить знания учащихся о личности В. С. Высоцкого, показать высокую гражданственность его самобытной оригинальной поэзии, подчеркнуть силу воздействия его стихов и песен на слушателя и исполнителя. Выучить песню.  
03.05.19 Занятие по творчеству Б.Ш. Окуджавы Углубленное знакомство ребят с творчеством и судьбой поэта, прозаика, барда Булата Шалвовича Окуджавы.
04.05.19 Занятие по разбору и разучиванию песни Б.Ш. Окуджавы «Десятый десантный батальон» Через разбор и разучивание песни Б.Ш. Окуджавы «Десятый десантный батальон» воспитывать любовь к Родине, патриотизм, коллективизм, гордость за свой народ, уважение к старшему поколению.
09.05.19 Воспитательное досуговое мероприятие ко дню Победы «Помни войну» Воспитание любви к Родине у подростков посредством участия их в мероприятии ко дню Победы для жителей города.
11.05.19 Совместное с родителями воспитательное досуговое мероприятие «Как здорово!» Через создание атмосферы доверия, доброжелательного общения, взаимопонимания, сотрудничества, непринужденность, сопереживание, через диалоги, размышления, дискуссию привести ребят к пониманию ценности объединяющего начала авторской песни.

 

02.05.19 было проведено занятие по творчеству В.С. Высоцкого   

Целью занятия было углубление знаний учащихся о личности В. С. Высоцкого, показать высокую гражданственность его самобытной оригинальной поэзии, подчеркнуть силу воздействия его стихов и песен на слушателя и исполнителя. Выучить песню В.Высоцкого.

Занятие проводилось в форме лекции-концерта при участии ребят, обучающихся на 2 году обучения, способных сыграть аккомпанемент к изучаемым песням.

Из рассказа педагога ребята узнали об основных вехах жизни В.Высоцкого Просмотрели видеозапись песни «Я не люблю» в исполнении Владимира Высоцкого и совместно сделали разбор текста песни «Я не люблю». Затем, с большим интересом посмотрели презентацию «Высоцкий и горы». После презентации получили игровое задание: собрать песню «Ну вот, исчезла дрожь в руках». До этого ребята не были знакомы с этой песней и у них получилась своя версия песни, довольно неожиданная. Судя по их эмоциональному отклику, игра им понравилась. Потом ребята разучили мелодию и текст песни «Ну вот, исчезла дрожь в руках» в авторском варианте. И в конце занятия с большим интересом был просмотрен фрагмент документального фильма «Высоцкий в кино».

На протяжении всего занятия подростки проявляли интерес к творчеству В.Высоцкого, с удовольствием пели его песни, знакомились с элементами его биографии и при подведении итогов занятия, изъявили желание продолжить изучение песен Высоцкого.

03.05.19 было проведено занятие по творчеству Б.Ш. Окуджавы Целью занятия было углубленное знакомство ребят с творчеством и судьбой поэта, прозаика, барда и основоположника жанра авторской песни, Булата Шалвовича Окуджавы.

Во время лекции-концерта прозвучали его песни и песни других бардов в исполнении наших старших воспитанников, были прочитаны стихи, отрывки из воспоминаний, которые познакомили ребят с такой непростой биографией автора и с его многогранным творчеством.

Анализируя деятельность детей во время занятия, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на исполняемые песни. Они были заинтересованы, внимательны друг к другу, и судя по их высказываниям, стали лучше относиться к представителям других национальностей.

04.05.19 проведено занятие по разбору и разучиванию песни Б.Ш. Окуджавы «Десятый десантный батальон»   

Целью занятия было: через подробный разбор текста и разучивание песни Б.Ш. Окуджавы «Десятый десантный батальон» воспитывать любовь к Родине, патриотизм, коллективизм, гордость за свой народ, уважение к старшему поколению.

Во время занятия ребята узнали историю написания одной из самых известных песен Булата Окуджавы «Десятый десантный батальон». Был продемонстрирован фрагмент кинофильма «Белорусский вокзал», где звучала эта песня и были зачитаны комментарии автора по поводу написания этой песни. Ребята записали текст песни, расставили аккорды. Педагог показал способы игры аккомпанемента к песне. В процессе разучивания песни, у ребят менялся взгляд, выражение лица, они так проникновенно пели эту песню, что было понятно, что они действительно верят в то, о чем в ней говорит автор и что с таким настроем они действительно победят врага и выгонят его с территории своей Родины.

Подводя итог занятия можно сказать, что цель была достигнута и мы сделали еще один шаг в формировании у этих подростков духовно-нравственных ориентиров.

09.05.19 Воспитательное досуговое мероприятие ко дню Победы «Помни войну»    Целью мероприятия было воспитание любви к Родине у подростков посредством участия их в мероприятии ко дню Победы для жителей города.

Сценарий составлен так, что почти всё дети делали самостоятельно. Читали текст и исполняли песни под гитарный аккомпанемент обучающиеся гитарной студии авторской песни 2 года обучения. Некоторые песни исполнялись совместно 2 и 1 годом обучения. Родители были самыми активными слушателями и обеспечивали фото и видео съемку мероприятия.

Дети были заинтересованы, внимательны друг к другу. Чувствовалось, что они делают общее полезное дело. Некоторые ребята перед началом мероприятия говорили, что боятся выступать на сцене, но в процессе выступления для них стало более важным донести до слушателей саму песню, и на страх уже перестали обращать внимание, и он отступил. Дети почувствовали себя в роли артистов, запевал, которые чувствуют гордость за свою Родину и побуждают зрителей петь с ними вместе.

Данное мероприятие имело огромное практическое значение в воспитании духовно-нравственных качеств обучающихся и в стимуляции интереса к общественно-полезной и значимой деятельности.

11.05.19 было проведено совместное с родителями воспитательное досуговое мероприятие «Как здорово!»  . Целью мероприятия было привести ребят к пониманию ценности объединяющего начала авторской песни, через создание атмосферы доверия, доброжелательного общения, взаимопонимания, сотрудничества, сопереживания, через совместное исполнение песен, размышления, дискуссию. Оно было задумано, как заключительное и обобщающее мероприятие, способствующее обогащению внутреннего мира подростков.

Сценарий мероприятия строился так, чтобы обеспечить реальные условия для формирования ценностных ориентаций обучающихся. Все подростки имели возможность проявить себя, участвовать в общем песнопении, обсуждении, дискуссии. Каждому подростку была дана возможность почувствовать себя не ребенком, но взрослым, ведь авторская песня писалась думающими людьми и для думающих людей. В авторской песне всегда прослеживается мысль о том, что взрослый - значит ответственный за всё, что происходит в твоем окружении. Ребята получили удовольствие от мероприятия и от знакомства с новыми песнями.

. В мероприятии помимо подростков участвовали и их родители. Они помогали создавать атмосферу единения, доброжелательности, помогали проводить игровые моменты, а так же сами участвовали в них и с удовольствием пели вместе с ребятами.

Наблюдая за детьми, можно сделать вывод, что у них был устойчивый интерес к занятиям авторской песней благодаря хорошей организации мероприятия, доброжелательной атмосфере, наличии необходимых материалов. Мероприятие способствовало формированию у подростков знания о духовных ценностях и выработке потребности в их развитии. В конце встречи ребята изъявили желание продолжать изучение авторской песни.

Приложение 8

Примеры оформления содержания контрольного этапа эксперимента

  2.3 Анализ результатов исследования

 

На основе констатирующей и формирующей части эксперимента была выдвинута цель контрольного эксперимента: сравнить результаты констатирующего и контрольного экспериментов и сделать выводы.

Методики исследования, используемые в контрольном эксперименте, были аналогичны методикам, использованным в констатирующем эксперименте.

 На первом этапе 15.05.19 - 16.05.19 мы провели повторное анкетирование с двумя группами, контрольной и экспериментальной, на выявление нравственных и жизненных позиций. Каждому подростку был дан экземпляр анкеты, состоящей из десяти вопросов с вариантами ответа. Данные представлены в протоколе 3, 4 (Приложение 11).

 Анализ результатов исследования показал следующее: в контрольной группе на высоком уровне сформированность нравственных и жизненных позиций составила у 3 учеников - (30%); на среднем уровне - 4 учеников (40%); на низком уровне - 3 учеников (30%).

В экспериментальной группе на высоком уровне сформированность нравственных и жизненных позиций продемонстрировали 5 учеников - (50%); на среднем уровне 4 учеников - (40%); 1 ученика - (10%) на низком уровне.

Данные показатели представлены в таблице 2.7:

Таблица 2.7 – Сравнительные результаты уровня сформированности нравственных и жизненных позиций подростков.

Уровни

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Констати-рующий этап

Контрольный этап

Констати-рующий этап

Контрольный этап

чел % чел % чел % чел %
Высокий уровень 3 30% 3 30% 2 20% 5 50%
Средний уровень 4 40% 4 40% 5 50% 4 40%
Низкий уровень 3 30% 3 30% 3 30% 1 10%

 

Срав



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.246.203 (0.003 с.)