Форма интеграции в рамках взаимодействия урочной и внеурочной деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма интеграции в рамках взаимодействия урочной и внеурочной деятельности.



По мнению автора, это самая применяемая форма интеграции на сегодняшний день. Ее особенностью является то, такая форма не что выходит за рамки образовательного учреждения или ее структурного подразделения. Это объясняется тем, что сами учителя составляют программу внеурочной деятельности и зачастую предметы, которые ведут эти учителя, продолжают изучаться  в дополнительные часы. Такой формой легче управлять, и с точки зрения преемственности содержания программ она также имеет позитивный характер. В качестве негативной стороны такой формы, автор говорит о том, что внеурочная деятельность задействуется для подготовки к предстоящим контрольным мероприятиям, олимпиадам или отработке форм деятельности и навыков по сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Поэтому данная форма интеграции, если ее использовать как продолжение урочных занятий, не будет способствовать самореализации или стимулированию профессионального самоопределения, которые так важны для цельного образования личности.

2. Форма интеграции в рамках взаимодействия урочной, внеурочной деятельности и работы объединений дополнительного образования детей.

Данная форма интеграции тоже часто используется в пределах образовательной организации или отдельного ее структурного подразделения. Она имеет позитивный характер, учитывая, что процесс управления происходит оперативно, а также присутствует обратная связь с управленческим звеном. Работая по данной схеме, возможно удовлетворить потребности как родителей, так и школьников за счет деятельности, которая выполняется исходя из интересов детей, их интеллектуального, творческого развития.

Но в данной форме присутствуют некоторые проблемы, носящие негативный характер. Одной из таких является «заорганизованность дополнительного образования в школах» [7]. То есть, объединенные учреждения обязаны вести учебную деятельность строго по расписанию. Перенос занятий или каких-либо репетиция (в художественных отделениях) не допустим, так как нарушится структура плана. А для того, чтобы посетить концерты или представить публике доклад, разработанный творческий проект, необходимо заполнить и предоставить большое количество документов и заключения у разных руководящих инстанций: «утвердили в своем структурном подразделении, но не утвердили в главном и так далее» [7].

И как результат, обесценивание самой специфики дополнительного образования, благодаря которому у школьников была бы возможность в отработке навыков публичной презентации результатов, достигнутых ими как внутри, так и вне образовательной организации, а также возможность осуществления просветительской деятельности. Поэтому так важно включать в планы образовательного учреждения, выходы за пределы школы. Ведь «постоянные занятия только в классе губят как интерес, так и стремление учащихся к саморазвитию: творческая энергия, которая накапливается, не получает выхода» и это чревато выгоранием. [7]

3. Форма интеграции, в рамках которой к образовательной организации присоединяется учреждение дополнительного образования детей.

Эта форма реализуется в первую очередь по территориальному признаку, то есть присутствует организационные моменты, но она также несет в себе ряд положительных моментов. Если представители Дворца или Центра культуры и творчества, которые ранее работали с образовательной организацией по договору или временному контракту, основываясь на данной форме интеграции имеют право являться штатными сотрудниками. С управленческой точки зрения это расширяет возможности для их деятельности, а также финансовую поддержку и другие стимулы. Еще одной положительной стороной такого сотрудничества является то, что образовательное учреждение получает возможность использования недостающей материальной базой, которые может предоставить учреждение дополнительного образования. Как указывает автор: «С точки зрения создания условий для развития и самоопределения учащихся, это существенный шаг вперед» [7].

Но есть и трудности, с которыми, так или иначе, сталкивается учитель при переходе на данную форму интеграции. Учитель, работающий в образовательной организации, имеет право подать только программу ознакомительного уровня в учреждение дополнительного образования, хотя существует базовый и углубленный уровни. Автор разъясняет эту ситуацию, опираясь на ограниченный объем финансирования, также часов, которые отводятся на ту или иную программу, акцентируя внимание на наполняемость объединений. То есть, если на уровне ознакомления с творческой составляющей обучения, должно быт не менее 15 учеников. Базовый уровень – от 12 школьников и в углубленном уровне должно быть задействовано 10 учеников. Но если хотя бы 2 или 3 ученика вынуждены уйти из объединения, то ему грозит приостановление какой-либо деятельности. Но при этом, если ребенок уже прописан в отделении дополнительного учреждения, то организации необходимо сохранить эти списки первоначального количества учеников до их выпуска.

Таким образом, они становятся заложниками своего выбора, который сделали на начальном пути творческого становления. Исходя из данного обстоятельства, автор делает вывод, что эстетическое образование дается детям не в полной мере из-за препятствий, «обусловленными несогласованностью нормативно-правовой базы функционирования дополнительного образования детей и насущной потребности в осуществлении интеграции общего и дополнительного образования детей как единого пространства реализации ФГОС ОО». [7].

4. Форма интеграции, в рамках которой образовательная организация привлекает к сотрудничеству на договорной основе специалистов из учреждений культуры и дополнительного образования.

В основе этой формы лежит расширенный круг возможностей в осуществлении дополнительного образования детей, благодаря образовательному учреждению. Для реализации данной формы интеграции школа имеет дело с учреждениями культуры. Это могут быть мероприятия в публичных (массовых) библиотеках. Ученики, как правило, задействуются в какой-то активной творческой деятельности (викторина, квест, тематический утренник или вечер и др.). Но организуя подобное мероприятие, работники библиотек не акцентируют внимание на изучаемых дисциплинах детьми и работой самой системы доп. образования. Тем не менее, такая форма интеграции положительно влияет на удовлетворения интересов и образовательных потребностей детей в области дополнительного образования.

5. Форма интеграции, в рамках которой образовательная организация выстраивает на договорной основе систему устойчивых взаимосвязей «школа – вуз».

Эту форму автор выдвигает в качестве перспективы для дальнейшей интеграции школы и дополнительного образования. С учетом того, что взаимодействие происходит благодаря поддержке вузов, учителей предметников, которые проводят занятия в рамках внеурочной деятельности, а также благодаря тем должностным лицам, которые руководят объединениями дополнительного образования по соответствующим направлениям.

Исследование Н.А. Жировой дает возможность расширить границы форм интеграции и выбрать наиболее подходящую, учитывая те трудности, которые могут возникнуть при применении их в образовательной организации. В зависимости от ситуации, руководитель школьного пространства может опираться на несколько форм, так как они носят сугубо административный, ситуативно-организационный характер.

Следующим этапом успешной интеграции школы и доп. образования является выбор модели, на которой будет основываться дальнейшая работа. На основе методического материала [16] были выявлены некоторые способы реализации дополнительных общеобразовательных программ, которые отображают основные модели организации взаимодействия учреждений:

В первую модель входят разнообразные кружки, секции и клубы, где работа может не совмещаться между собой. А внеурочная деятельность в школьном пространстве зависимо от имеющихся в ней кадров и финансовых ресурсов; стратегические направления развития дополнительного образования не разработаны. Хоть данная модель является наиболее распространённой, такой вариант внешкольной деятельности в рамках образовательного учреждения имеет смысл, так как он влияет на занятость ребенка и расширение спектра их внеурочной творческой заинтересованности.

Вторая модель отличается от первой тем, что организованна внутри каждой из имеющихся в школе структур дополнительного образования, но при этом в качестве единой структуры не функционирует. В методической разработке указывается, что в подобных моделях существуют такие творческие формы как: ассоциации, экспериментальные лаборатории, научные общества объединенных групп школьников и т.п., которые способны свести воедино интересы как детей, так и взрослых. Часто в таких школах и гимназиях область дополнительного образования становится открытой площадкой для поиска при обновлении содержания основного образования, которое становится своего рода резервной и экспериментальной лабораторией. Вследствие этого, те направления в школьном образовании, которые изначально изучались в рамках программ дополнительного образования, затем включаются в основную общеобразовательную программу учебных заведений. [16]

Помимо двух основных моделей, которые предоставляются в методическом материале, приводится ряд дополнительных моделей интеграции общего и дополнительного образования детей, которые считаются успешными в применении:

- внутришкольная профилизация на основе профильных классов или межклассных профильных групп;

- применение механизмов дистанционного обучения в ресурсном центре;

- сеть образовательных учреждений, включающие несколько ресурсных центров транспортной доступности для привлечения в муниципальную структуру наиболее сильные городские школы (ими могут являться: гимназии, лицеи, школы с углублённым изучением отдельных предметов), а также внедрение межшкольных комбинатов (по технологическим профилям) и учреждения дополнительного образования детей;

- формирование социальных партнёрских отношений с вузами, образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования детей, предприятиями и организациями, а также учреждениями науки, культуры и спорта (технопарки, бизнес-инкубаторы, библиотеки, музеи, театры, спортивные комплексы и др.) [16]

Некоторые модели имеют апробацию и успешную реализацию во многих школах России. Например, Центр эстетического образования школьников в гимназии № 7 г. Мурманска. В него входит такое направление, как декоративно-прикладное искусство, которое изучает культуру родного края, национальные традиции и обычаи народов крайнего севера, а также узнают, как использовался природный материал для создания предметов быта и украшения интерьера. Хоть эта программа применяется в стенах дополнительного учреждения, она все же является неотъемлемой частью образовательной системы гимназии. [16]

Другой пример интеграции встречается в музыкально-эстетическом центре (МЭЦ) на базе общеобразовательной школы № 34 г. Мурманска. Дополнительные образовательные программы, применимые в Центре, основываются на принципах личностно ориентированного обучения, индивидуального подхода к заинтересованности и личных способностях учеников, включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Ведущая цель работы Музыкально-эстетического центра определяется формированием духовно богатой и творчески развитой личности школьников благодаря приобщению учеников к русской и зарубежной музыкальной культуре, культуре театра и изобразительному искусству. В МЭЦ входит 3 основных отделения: оркестровое, хоровое, фольклорное. [16]

Обучение проходит по стандартным программам детских музыкальных школ, и после сдачи главных экзаменов в 9-х классах предоставляются свидетельства об окончании неполной средней школы и Музыкально-эстетического центра, которое предполагает поступление в средние и высшие музыкальные учебные заведения. Для наглядности, приводятся седеющие результаты занятий в Центре: из общего числа обучающихся Центра (232 человека) 80% детей имеют хорошие и отличные оценки. Кроме того, из четырех выпусков музыкально-эстетического центра (с 1997 г. по 2001 г.) 4 человека поступили в Мурманское музыкальное училище и 2 обучающихся – в Мурманский государственный педагогический университет (количество обучающихся каждого выпуска – около 20 человек). [16]

Таким образом, из вышесказанного следует, что необходимость сотрудничества школ необходимо в современном образовании. И приведенные выше примеры доказывают, что дополнительное образование благотворно влияет на развитие эстетической сферы школьников. Так как программы способствуют углубленному расширению знаний детей по учебным и внеурочным предметам; делают школьный процесс интереснее и личностно-значимым; стимулируют мотивационную направленность в учебно-исследовательской деятельности; побуждают интерес к другим школьным курсам.

Стоит отметить, что дополнительное образование в рамках школьной программы влияет на воспитательный процесс среди учащихся: формирует появление у ребенка потребности в саморазвитии, развивает его навыки и привычки к творческой деятельности, повышает его самооценку и статус в глазах сверстников, учителей и родителей. Внеклассная занятость учащихся способствует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизации и самоконтроля учеников, развитию навыков осмысленного досуга, а также подобные занятия дают детям возможность формировать практические навыки здорового образа жизни, выносливости против неактивных факторов окружающей среды. Не менее важным моментом является то, что участие детей в программах массового досуга способствует сплочению школьного коллектива, укрепляет традиции учреждения и создает в ней благоприятную социально-психологическую атмосферу.

2.3. Опыт интеграции средней общеобразовательной школы и школ дополнительного образования

Создание новой структуры социальных отношений между образовательным учреждением и дополнительным образованием является неотъемлемой частью современного образования, которое вошло в устав нормативной базой. Возможность реализации некоторых подходов интеграции можно наблюдать во многих регионах России. Этот опыт отображается в практике самих школ, так как в ходе деятельности начинают формироваться разнообразные формы совместного использования несколькими юридическими лицами финансовых, образовательных, кадровых и иных ресурсов. Это дает ученику существенный круг возможностей в ответственном и независимом выборе нужных учебных программ без какого-либо влияния ведомственной принадлежности образовательных учреждений, реализующих эти программы.

В контексте интеграции образовательных и вспомогательных учреждений порядок совместно используемых средств и ресурсов определяется путем переговоров между руководителями учреждений и обычно оформляется в нескольких документах, в том числе в интегрированной образовательной программе.

По рекомендациям методического материала следует проводить школьные занятия на базе общеобразовательных учреждений по освоению курсов «Введение в исследовательскую деятельность» (5-й класс) и «Основы организации исследовательской деятельности» (в общеобразовательных школах – 10-й класс; в лицеях и гимназиях - 9-й класс) [16]. А внеурочную деятельность применять в качестве дополнительных консультаций, и проводить контроль результатов учебных исследований. Такие проекты могут носить не только научный характер, но и творческий.

В ходе работы у учеников возрастают возможности освоения эстетического образования, так как по окончанию проектной деятельности, ученики смогут предоставить свои результаты на базе учреждений дополнительного образования в виде презентаций на фестивалях или конференциях. Это станет отличной практикой в развитии ораторского искусства, творческого подхода к представлению материала, коммуникативных компетенций, сотрудничества и других умений, и навыков, которые подкрепляются эстетическим воспитанием.

Для осуществления подобных целей, многие учреждения активно сотрудничают с Школами искусств, кружками и другими Центрами внешкольной работы. Интересен опыт взаимодействия школы №219 Северо-Восточного административного округа г. Москвы с Центром детского и юношеского творчества (ЦДЮТ) “Бибирево”. На базе этих учреждений была разработана и апробирована (с 1994 по 1999 гг.) комплексная экспериментальная программа “Родные истоки”, направленная на приобщение школьников к отечественной культуре, понимание детьми ее истоков. Интеграция основного и дополнительного образования развивается: теперь по дополнительным образовательным программам занимаются не только воспитанники ЦДЮТ “Бибирево”, но и учащиеся многих школ округа (№ 954, 953, 604, 297, 1051, 166, 139). [16]

Учреждения дополнительного образования детей зачастую используют при реализации образовательных программ не только собственные, но и привлеченные ресурсы. Например, в Оренбургской области аэродром г. Бузулук используется школьниками, занимающимися в Центре дополнительного образования детей, для запуска моделей; сотрудники аэродрома консультируют школьников; Бугурусланское летное училище гражданской авиации предоставляет школьникам, занимающимся в «Авиамодельной лаборатории», станции юных техников, тренажерный зал и летное поле для изучения устройства самолетов; проводит творческие встречи с преподавателями и курсантами. [16]

Авторы исследования Ю.П. Прокудин, Л.Н. Макарова, В.С. Акулинина «Интеграция общего и дополнительного образования детей в школе полного дня: опыт реализации» [27] приводят в качестве реализации интеграции концепцию дополнительного образования, которая разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Конвенцией ООН о правах ребенка, решением коллегии Министерства образования РФ «О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования».

Эта концепция работает в педагогическом коллективе МОУ СОШ № 2 г. Тамбова и применяется модель «полного дня». Главной целью подпрограммы «Развитие дополнительного образования в МОУ СОШ № 2 г. Тамбова на 2007–2010 годы» является – развитие у детей определённых способностей к самоидентификации, самореализации, саморазвитию. Центром учебных процессов в системе дополнительного образования определяется каждый ученик в отдельности – «высшая цель и смысл педагогической заботы. Именно его интересы и индивидуальные склонности, своеобразие характера, личное достоинство, становление творческой индивидуальности подлежат внимательному изучению, учету и развитию». [27]

Ориентация данного учреждения направлена на эстетическое развитие, воспитание нравственных сторон ученика, формирование творчества культуры, открытость, принятие ответственного подхода к решению творческих ситуация и социализации. Среди результатов успешной реализации ориентации на эстетическо-творческие возможности воспитанников авторы приводят следующие сводки: организация конкурса авторских программ и пособий, созданных педагогами дополнительного образования; создание школьного конкурса руководителей кружков и клубов; организация работы учебного театра, вокальной студии «Юность», танцевальных студий «Контраст» и «Талисман»; кружков: «Декоративное искусство», «Бисероплетение», «Природа и фантазия», «Зеленый огонек», «Юный лектор», «Оформитель», «Архивариус», «Флористика», «Огород круглый год», «Комнатное растениеводство», «Зеленая архитектура», «Основы экологии», «Веб-программирование», «Юный турист», «Пресс-тайм», «ЮИД», «Мастерица», «Искусство аппликации», «Дары земли», «Юный педагог», «Природа и мы», «Занимательная экономика», «Волшебный мир природы», интеллектуальный «Уникум» и спортивного бального танца «Визави»; секций баскетбола и волейбола, плавания, шахматы и пулевой стрельбы; клубов: «Подросток и закон», «Экология здоровья», «Твоя профессия», «Юный пешеход», «Поиск», «Свеча», «Сберечь земли очарованье», «Заглянем в мир живой природы», «Почемучка», «Мы за здоровый образ жизни», «Подснежник», «В гостях у сказки». [27]

 Эти и многие другие апробации успешно применяются в рамках образовательного учреждения на базе программы дополнительного образования. Помимо этого, положительным моментом в развитии данной модели интеграции образовывается партнерское сетевое взаимодействие с учреждениями дополнительного образования (центром «Бионика», МОУ ДОД СЮН г. Тамбова, СДЮШОР № 6, Тамбовской областной станцией туристов, центром детского творчества «Радуга»); с учреждениями культуры (библиотеками им. Н.К. Крупской, А.П. Гайдара); другими сферами общественной практики в области дополнительного образования. [27] Авторы научно-практического исследования представляют наглядную разработку модели интеграции «Полного дня» (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Имеется еще один пример опыта успешного внедрения интеграционного подхода в обучении в Томской области. Их практика основана на сетевой модели взаимодействия с ОУ г. Томска и Томской области по реализации инновационных проектов (МБОУ СОШ No32 г. Томска, МАОУ СОШ No15 г. Томска и др.). [27]

Учреждения, с которыми они работают в партнерстве (МБОУ ДОД «Школа искусств No 8», МУ ДК «Настроение», ДТДиМг. Томска, МБ «Лукоморье» д. Лоскутова г. Томска), имеют богатый опыт в апробации моделей развития инновации и интеграции в области эстетического воспитания школьников.

Также имеется положительный результат в разработке программных и нормативных документов инновационной деятельности, методического обеспечения дополнительного образования и внеклассной деятельности, предоставляются методические ресурсы для поддержки творческих объединений, такие как сотрудники методического отделения, банк программ дополнительного образования и творческих проектов.

Образовательным учреждением определены стратегические направления развития дополнительного образования и воспитания в контексте интеграции общего и дополнительного образования в этетическом обучении детей. Из этого следует, что в процессе реализации данной программы важным моментом в работе являлось прибегнуть к поддержке ресурсных возможностей учреждений дополнительного образования детей.

 В результате возникла необходимость разработки модели интеграции общего и дополнительного образования в рамках МБОУ № 33 средней школы Томска, а также организации систематического и эффективного партнерского взаимодействия с организациями и учреждениями района. [8]

 Стоит отметить, что на базе школы существуют 14 объединений на ставках школы на бесплатной основе, что позволяет детям не ограничиваться в выборе творческого или научного направления. Например, цирковой класс «Каламбур», театральная студия «Буратино», кружки «Море идей», «Юный натуралист» и др. Помимо этого, с 2010-2011 учебного года в соответствии с ООП НОО в МБОУ № 33 средней школы Томска была организована внеурочная деятельность по многим направлениям сферы жизни ребенка, например: спортивно-оздоровительное – 4; общекультурное – 2; общеинтеллектуальное – 3; духовно-нравственное – 3 и т.д. Также 44% обучающихся школьников ежедневно присутствуют на внеклассных занятиях в объединении дополнительного образования ДШИ No8 и ДК «Настроение». [8]

Рассмотрев примеры успешной реализации совместного сотрудничества общеобразовательных школ и неформальным образованием, можно сказать, что в разных школах России такая тенденция пользуется большим успехом за счет изменения в постановлении образовательного процесса. Активно внедряются разные интеграционные модели. Эффективность таких проектов осуществляется за счет расширения и обогащения учебно-воспитательного пространства. А также предоставления свободного выбора ученикам многих видов и сфер творческой деятельности. Помимо этого, успех заключается в ориентировании на личностные интересы, потребности, способности самих детей, осуществляется индивидуальный подход, так как центром такого обучения становится школьник. Реализация эффективного эстетического обучения достигается благодаря возможности свободного самоопределения и самореализации учеников и практической деятельностью в образовательном пространстве. Важность эстетического развития школьников становится наиболее значимым элементом в обучении детей и выдвигается в приоритет с общепредметными знаниями.

Хотелось бы отметить, что при сотрудничестве с образовательными и дополнительными учреждениями необходимо тщательно подходить к выбору конкретного подхода в рамках интеграционного учебного процесса. Если говорить об эстетическом воспитании, то к нему можно применить такой подход, как модульное обучение, которое разбито на конкретные блоки по изучению искусства.

Или другой подход, основанный на синтезе школьных предметов, которые подразумевают творческую деятельность (музыка, ИЗО, МХК и др.). При составлении индивидуальной программы образовательным учреждением значимым моментом является определение формы и модели интеграции в образовательном процессе. От этого в дальнейшем будет зависеть распределение нагрузки на учеников, их допустимое количество, а также эффективность от применения той или иной модели обучения.

Но могут возникнуть трудности на пути внедрения модели интеграции, так как процесс заключения партнерских отношений с дополнительным учреждением требует немалых усилий и жизненных ресурсов. Поэтому, прежде чем приступать к объемной работе важно обратиться к опыту предшественников, которые смогли внедрить в школьную программу дополнительные часы для взаимодействия со Школой Искусства или иными кружками. Так, интеграция в сфере образования на сегодняшний день является неотъемлемым элементом в обучении детей как предметным знаниям, так и творческим умениям и навыкам.  

3. Экспериментальная проверка интегрированной модели эффективного взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и общеобразовательной школы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 534; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.025 с.)