Выпускная квалификационная работа. Выпускная квалификационная работа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выпускная квалификационная работа. Выпускная квалификационная работа



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по направлению подготовки

44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Мировая художественная культура»

 

  Студент гр. Б2419 __________________Ю.А.Перегоедова                                                               (подпись)  
  Руководитель к.ф.н., доцент _________________ Т.Н.Преснякова (подпись)  
   
  Регистрационный № ________ ___________ ___________________   (подпись)                 (И.О. Фамилия) «_____» ________________ 2021 г.     Оценка _________________________   ____________ ___________________ (подпись)                  (ФИО)   «____» ________________ 2021 г.  
   

 

 

г. Уссурийск

2021

 

Оглавление

Введение. 4

1. Теоретические основы взаимосвязи эстетического обучения школьников в общеобразовательной школе и Школе искусств. 9

1.1.Принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы9

1.2. Условия развития системы художественного образования детей по принципу взаимодействия разных учреждений. 15

1.3. Проблема эстетического воспитания на уроках МХК в средней школе и пути ее разрешения. 18

1.4. Психолого-педагогические основы деятельности школ дополнительного образования в эстетическом обучении. 23

2. Практические аспекты системы взаимодействия уроков МХК в общеобразовательной школе и Школе искусств. 30

2.1.Особенности подходов к преподаванию школьных предметов эстетической направленности. 30

2.2.Анализ моделей и форм интеграции средней общеобразовательной школы и школ дополнительного образования. 37

2.3. Опыт интеграции средней общеобразовательной школы и школ дополнительного образования. 45

3. Экспериментальная проверка интегрированной модели эффективного взаимодействия учреждения дополнительного образования детей и общеобразовательной школы 52

3.1 Программы эстетического обучения учащихся на основе сотрудничества школы и Школы искусств и их эффективность. 52

3.2. Разработка Программы внедрения эстетического обучения и воспитания школьников. 61

Заключение. 65

Список литературы. 69

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 77

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 78

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 80

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 83

ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 86

ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 90

ПРИЛОЖЕНИЕ 7. 91

 

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что в настоящее время все чаще возникает потребность в интеграционных процессах обучения. Связано это, прежде всего, с модернизацией российского образования, которое направленно на целостное и непрерывное образование, с акцентом на деятельностный подход.

Данную тенденцию возможно проследить в основных нормативно-правовых документах РФ. Так, в Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы указано, что «одним из приоритетных направлений является развитие сетевых моделей и реализация программ дополнительного образования и образовательными организациями общего образования детей, организациями культуры и спорта. А также на базе организаций общего образования реализация программ дополнительного образования» [23]

В ряде исследований в области педагогики О.В. Бутина, Е.А. Блинова, В.Г.Боровик и других, отстаиваются идея необходимости взаимосвязи теоретической и практической деятельности общеобразовательных учреждений и школ дополнительного образования для творческого развития школьников. Основное внимание они уделают необходимости интеграции различного рода образовательных программ для российского образования.

Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию развития дополнительного образования детей, подчеркнув его значимую социокультурную роль.

Во-первых, это «необходимость дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на развитие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков».

  Во-вторых, «именно в XXI веке приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщению к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа». [28]

Классическая система образования на первый план выносят передачу общенаучных знаний теоретического характера, в то время как развитие творческих способностей школьников переносится на второй план.

В настоящее время обладать только общими предметными знаниями недостаточно. Для успешного вхождения в социальную среду, совершить выбор профессии и адаптироваться в ней, необходимо иметь запас знаний в различных сферах жизнедеятельности. А также основательный багаж знаний теоретического характера должен быть дополнен навыками в прикладной сфере.

Для того, чтобы реализовать данную концепцию разнопланового развития личности ребенка, образовательный процесс ориентирован на передачу определенных (профессиональных) знаний, умений и навыков, а также на раскрытие творческого потенциала.

В рамках обучения в средней школе потенциал творческого развития личности может быть реализован на уроках МХК, именно здесь создается базовый уровень культурного багажа. Но для его дальнейшего развития необходима интеграция с другими школьными предметами. Необходимо также учесть, что указанные требования к образованности не могут быть удовлетворены только школьным образованием, расширить его возможности можно за счет сотрудничества средней школы и школ дополнительного образования, например, «Школой искусств». Это направление является продуктивным.

Дополнительное образование – это особый вид образования, который дает школьнику реальную возможность самостоятельного выбора своего жизненного пути. По мнению Е.А. Блиновой: «Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте». [3]

Проблема исследования заключается в недостаточной реализации идеи интеграции в общеобразовательных учреждениях, которые ограничивается только предоставлением общих предметных знаний, а необходимо, исходя из интересов школьников, углубить эти знания путем интеграции с другими видами и формами образования.

 Поэтому для полноценного обучения необходимо осуществление интеграционного подхода к формированию разносторонней личности и развитию ее творческих способностей.

Объект исследования – интеграция в образовательной сфере через преподавание курса «Мировая художественная культура».

Предмет исследования – эффективность эстетической интеграции обучения в средней школе и в школах дополнительного образования.

Цель исследования – определить пути, формы и модели взаимодействия эстетического образования в средней школе и в школе дополнительного образования. Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи.

Задачи:

- определить пути развития системы художественного образования детей;

- выявить существующие проблемы эстетического воспитания на уроках МХК  в средней школе;

- выделить психолого-педагогические модели деятельности школ дополнительного образования в эстетическом обучении;

- изучить интеграционные подходы к преподаванию предметов искусств в школе и дополнительном учреждении;

- охарактеризовать модели и формы интеграции программ средней общеобразовательной школы и школ дополнительного образования;

- проанализировать существующие интеграционные программы;

- дать анализ эффективности действующих интеграционных программ;

- разработать экспериментальную программу по внедрению интегрированного обучения.

Теоретическая значимость заключается в выявлении содержательных характеристик интеграции программ средней школы и школы дополнительного образования.

Практическая значимость - расширение возможностей реализации интеграции позволяет ученикам развить творческие способности, кругозор, интеллектуальный уровень. Взаимодействие общеобразовательной школы и «Школы искусств» создает полноценное образование путем повышения навыков в творческой сфере и формирования интереса к обучению.

Теоретической базой исследования явились работы ученых в области наук об образовании, таких как педагогика, психология, философия, социология и других наук, и современных методистов, таких как: Е.А. Блинова «Взаимодействия общего и дополнительного образования» [3] Автор говорит о социальном партнёрстве как механизме эффективного развития образовательной сферы, а также творческого потенциала детей. «Взаимодействие общего и дополнительного образования – это важная фундаментальная задача, имеющая огромный потенциал для гармоничного развития личности, ее самоопределения» [3]

Современные авторы говорят о важности эстетического воспитания школьников, о его полноценном обучении и о эффективности интеграции школы и школ дополнительного образования. Работы В.А.Березиной «Дополнительное образование детей как средство их творческого развития» [2], О.В. Бутиной «Возможности интеграции общего и дополнительного образования детей в условиях ФГОС ОО» [5], А.В.Золотаревой «Совершенствование практики сетевого взаимодействия организаций общего и дополнительного образования» [9] и других авторов.

Методы, использованные в работе, это -  анализ и синтез, индукция и дедукция, а также метод систематизации.

Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из Введения, трех глав, разбитых на параграфы, Заключения и списка литературы, включающего 44 источника. Объем работы 76 страниц.

Результаты исследования были апробированы:

- Всероссийский конкурс «Академия педагогических проектов Российской Федерации» (06.10.2020) в номинации «Практический проект» получен Диплом 1 степени за работу «Использование межпредметных связей при изучении Мировой художественной культуры»

- Студенческая конференция ШП ДВФУ «Актуальные проблемы психолого-педагогических, социально-гуманитарных и естественных наук – 2021». Секция «Активное и интерактивное обучение как предмет исследования». (2 место) Тема доклада «Принципы интеграции как способ формирования культурной основы художественного образования»

1. Теоретические основы взаимосвязи эстетического обучения школьников в общеобразовательной школе и Школе искусств

1.1.Принцип интеграции как способ формирования культурной парадигмы.

Прежде, чем говорить о взаимодействии и сотрудничестве учреждений, первым дело важно разобраться в самом понятии «интеграция», понять, какими характеристиками обладает и какой смысл в нем заключен.

«Интеграция» (от лат. integratio)– это объединение в целое каких-нибудь частей или элементов в процессе развития. Такое значение можно найти в «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова [38, С.194] Опираясь на это определение, можно сказать, что, существование и деятельность противоположных элементов до вхождения в процесс интеграции, несли в себе малую долю эффективности, чем их функционирование новосозданного интегрированного единого целого.

 Поэтому можно утверждать, что данный процесс интеграции оказывается приемлемым и целесообразным. В Большом энциклопедическом словаре можно найти следующее значение: «Интеграция (лат. integratio - восстановление, восполнение, от integer - целый) – это процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации» [4].

По мнению Н.С.Тумакова [33, С.18], в процессе интеграции отделенные друг от друга части воссоединяются в один объект, прерывая тем самым свою обособленность. Также стоит обратить внимание на то, что, раскрывая понятие, важно акцентировать внимание не только на отдельных объектах, но и на функциях, так как процесс интеграции позволяет объединять обособленные части в единое целое не только сами отдельные элементы, но и их функции.

Понятие «интеграция» определяется с разных позиций: экономической, политической, естественнонаучной, педагогической.

 Предметное поле курса «Мировая художественная культура» является   средством взаимосвязи двух форм образования. Для его изучениянеобходимо понятие интеграции рассмотреть применительно к образовательной сфере. В исследовании Е.В. Чухиной «Интеграция образования: сущность, современные интегративно - педагогические концепции» [43] подробно описывается процесс становления педагогической интегрированности.

Понятие интеграции сформировалось в рамках дидактической литературы в конце 80-х годов. На протяжении предшествующих десятилетий шел активный интеграционный процесс в образовании, который нуждался в подготовленных, широкообразованных специалистах. Необходимо было уточнить научное содержание данной категории.

 Первоначально педагоги относились к этому термину с философской точки зрения. Так, например, исследователь Е.В. Чухина, рассматривает «предмет интеграции как единое мировоззрение, вносящее целостность в познание мира» [43].

Но позже стало ясно, что интеграционные процессы могут существовать как в уже сформированной системе, так и функционировать при возникновении новой системы. Е.В. Чухина делает вывод, что «результат интеграции - целостность, то есть новая реальность, где каждый из компонентов сохраняет свою суверенность, свои сущностные качества. Интеграция исключает уничтожение, подчинение, растворение одного в другом; она невозможна и для принципиально разных сущностей» [43].

Рассуждая о значении понятия в области педагогики, автор данной работы опирается на ряд научных исследователей. Таких как, например, работу С.И.Архангельской, которая трактует интеграцию в образовательном процессе как «суммирование средств, содержания, методов и видов обучения» [43]. Опираясь на суждения авторов И.Д. Зверевой, В.Н. Максимовой Е.В. Чухина утверждает, что «Интеграция есть процесс и результат создания неразрывного связного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе программы) элементов разных учебных предметов, слиянии научных понятий и методов различных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [43]. Межпредметные связи позволяют в полной мере раскрыть социальную значимость изучаемых гуманитарных основ науки, которая в дальнейшем даст толчок к приобщению учеников к гуманистической, мировоззренческой и практической ценности общих понятий.

Значимость МПС на современном этапе педагогического обучения имеет высокий статус, так как все больше и больше учителя обращаются именно к интегративным занятиям для эффективного обучения. Но не малая роль также отводится и важности МПС в формировании научного мировоззрения у детей школьного возраста.

Межпредметные связи на занятиях по МХК могут стать незаменимым проводником в изучении научно мировоззрения. Это будет основано на систематической, логически-выстроенной последовательности объединения трёх предметов: истории, литературы, мировой художественной культуры, которые выстраивают ценностный ориентир учащихся и их представления об окружающей действительности и человеке в целом. А ценностью мировосприятия выступает единство мира и человека, живущего в нём и его познающего. Человек и является центральным звеном в интеграции истории, литературы, мировой художественной культуры. Но для этого необходимо определиться с научными характеристиками этого содружества.

На уроках по МХК с применим межпредметных связей активизируются развитие навыков самостоятельной работы учеников, углублённое изучение материала и получение новых знаний, так и возможности и необходимости использовать общеучебные умения и навыки при работе с культурно-историческими объектами. Достигается это за счет таких форм научных познаний как анализ, синтез, метод дедукции и индукции и др. Поэтому так важно строит уроки, основываясь на инновационном подходе интеграции школьных предметов [22]

В своем исследовании Е.В. Чухина акцентирует внимание на еще одном научном исследовании. Это работа А.П. Валицкой [6] Из ее рассуждений вытекают следующие определения понятия «интеграции»:

Во-первых, интеграция - это методологический принцип получения комплексного знания (интеграционный подход). Одна из возможностей интеграции знаний на методологическом и методическом уровнях состоит в выявлении общности в подходах и методах, используемых различными науками». То есть на данном этапе важно определить, укрепить в сознании учеников общие стороны в приемах анализа разных дисциплин. Поиск объединяющих моментов в разнообразных науках подкрепляется «свертыванием объема знаний, которым должен владеть специалист» - это может снять дополнительную нагрузку во время обучения, а также существенно повысить педагогический уровень. Тем самым, Валицкая А.П. утверждает, что «интегративный подход в современных условиях является ключевым средством в повышения качества образования» [6]

Во-вторых, интеграция есть способ формирования единого образовательного пространства учебного заведения как глобального образовательного пространства.

        В-третьих, интеграция способствует расшифровке процедур структурно-институционального характера, то есть: сотрудничество образовательных систем и других типов учебных заведений.

       В-четвертых, интеграция содержит в себе характеристики учебных планов и методик, что может говорить о межпредметных связях [6]

Таким образом, анализируя научные исследования, можно сказать, что становление интеграции в педагогической сфере совершало долгий путь. Существует множество формулировок, и каждая определяет термин по-своему. Но в итоге, в качестве заключительной формулировки понятия «интеграция» можно сказать следующее: Интеграция - явление, процесс движения, развитие к более целостному состоянию. [6]

Рассматривая интеграцию как способ культурного воспитания школьников в образовательной среде, можно сделать заключение, что проявление данного процесса возможно при таком принципе как культуросообразность.

Образовательная деятельность все чаще старается делать уклон в сторону воспитания культурной сферы детей. Это связано в первую очередь с тем, что культура представляется в качестве модели-образа, в соответствии с которым происходит организация духовной составляющей ребенка. Но образование не является полномерным источником предоставления культурных ценностей. Оно является частью этого немалого процесса. Но в отличие от других сфер жизнедеятельности, школа способна воспроизводит культуру в ее целостности и внутренней дифференцированности. «Образование - это микрокосм культуры» [43] Исходя из данного суждения, можно сказать, что «образовательная система являет собой особый, научно обоснованный образ культуры» [43]

Многие педагоги и исследователи изучая такое явление, как культура в образовательной среде, все больше склоняются к необходимости синтеза общего и дополнительного образования. Помимо этого, делается уклон непосредственно на внедрение в школьный процесс развития художественной направленности, которая может проявляется через детскую художественную деятельность. Тем самым «осуществляется создание новой функциональной модели общеобразовательной школы на базе полихудожественного взаимодействия искусств» [36]

Автор статьи Л.И. Уколова «Влияние культурно-образовательной среды на процесс воспитания растущего человека» утверждает, что «Эстетизация образовательно-культурной среды неотделима от формирования культуры чувств, нравственного мира личности, а также и от творческой направленности её развития. Ведь в практике создания эстетической школьной среды значительное место отводится собственному творчеству учащихся» [36]

С данным суждением сложно не согласиться, так как культурное воспитание в современном мире необходимо подрастающему поколению. Это в первую очередь связано с тем, что в век компьютеризации и информативности дети теряют интерес к сфере искусства и творчества. С этой задачей может справится школа как социальный институт, являющийся обязательным этапом формирования социализации личности ребенка.

 Формирование духовно-нравственной составляющей школьника происходят на занятиях по изучению искусства - уроки по «Мировой художественной культуре» и «Изобразительному искусству». Но в реальных условиях этого оказывается недостаточно, так как из-за строгих временных рамок занятия материал может быть передан не в полной мере. Поэтому интеграция как способ культурной парадигмы школьников является важным элементом в целостном творческом развитии ребенка.

Предпосылкой и условием образовательной интегрции может выступать дополнительное образование, которое предоставляет обучающимся не только возможность познать шедевры Мировой художественной культуры, но и теоретически изучить творческий мир художника. Теория искусства позволяет погрузиться в особенности художественной деятельности, проникнуть в замысел произведений, а также средства реализации. Для расширения эстетического познания, возможно посещение музыкальных концертов и театральных постановок, которые проводит дополнительное учреждение «Школа искусств».

Таким образом, культурная среда воспитания может быть представлена как система подходов и типических методических свойств, определяющих целостность учебного процесса, а может проявляться через интегративное обучение. «В таких условиях создаётся общая культура учебного заведения, которая интегрирует все образовательные блоки, обеспечивает учащихся необходимым запасом знаний, способами творческой деятельности, духовным развитием и стимулирует потребность в саморазвитии» [36]

1.2.Условия развития системы художественного образования детей по принципу взаимодействия разных учреждений

Развитие современного образовательного процесса в нашей стране направлено на специфику образования как определенной системы, которая заключает в себе такие взаимодействующие элементы как:

- образовательных программы различного уровня и направленности учреждений дополнительного образования детей;

-органов управления образованием и подведомственных им учреждений дополнительного образования детей;

- детских и молодежных общественных объединений, реализующих дополнительные образовательные программы;

-семьи.

Ведущая роль дополнительного образования в условиях педагогической системы заключается в том, у учеников появляется возможность самостоятельно или вместе со своими родителями выбирать направления творческой деятельности, к которым у них имеются задатки.

Школьнику предоставляется выбор организатора его творческой деятельности и возможность избирать форму реализации дополнительных образовательных программ, подбирая для себя удобное количество часов для освоения предмета. В данном случае, как считает В.А.  Березина, важным элементом организации дополнительных занятий является направленность на личностно-деятельностный подход «к организации образовательного процесса, способствующем творческому развитию личности, мотивации познания, самореализации, самоопределению ребенка». [2]

В свою очередь, не все образовательные учреждения способны предоставить возможность заниматься любимым видом творческой деятельности в рамках школьного процесса. Так как из-за ограничения времени не каждый учитель успевает уделить внимание каждому ученику, тем самым личностному подходу не уделяется должного внимания. Наилучшим способом решения проблемы, касающейся предоставления ученику выбора желаемого направления в развитии эстетического обучения, будет непосредственное взаимодействие школы и дополнительного образования, которые выполняют условия для художественного обучения детей.

Основным подходом в развитии творчества «является развитие воображения в многообразии видов художественной деятельности». [2] Несомненно, это способствует прогрессу в развитии «пространства воображения» личности, то есть это «своеобразный объем воображаемых действий, образов, способность человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, адаптироваться в любой ситуации, находить нестандартные творческие решения в разных областях деятельности, в том числе и искусстве». [2]

 Осуществление эстетического образования возможно через активную деятельность в решении творческих задач. Поэтому наиболее эффективным средством достижения цели, может являться предоставление ученикам общения в среде единомышленников внутри педагогического коллектива и за его пределами, для того чтобы расширить художественный диапазон ученика.

Таким образом, интеграция является наиболее оптимальным условием для выбора эстетического образования, так как развитие художественного мышления, оказывается нереализуемым «без творческой среды общения в коллективе между детьми, между педагогами в совместной работе, а также без творческого общения между детьми и педагогами на уровне со– творчества». [2]

В образовательный процесс ученик приходит уже с определённым эмоциональным багажом. Поэтому, обучение детей должно основываться на их чувствах, их эмоциональном состоянии, интуиции. Важно обращать внимание на его интересы. Также задействовать на творческих занятиях мышление ученика, активировать разные виды памяти (зрительную, слуховую, чувственную, осязательную, двигательную и так далее), и включить ребенка в мотивационный процесс (желание работать, увлеченность), который направлен на их воображение и работу фантазии.

 Осуществление творческого процесса, основанного на чувствах и эмоциях, необходимо для того, чтобы проявить у школьников конкретный ассоциативный ряд, благодаря которому возможно выявить индивидуальный образ (состояние, настроение, характер), возникающий у конкретного ученика. Собственно, это должно послужить основой для дальнейшего развития восприятия, воображения, активности, мышления ребенка в творческой направленности.

Активную роль в этом процессе играет связь занятий с художественной средой. Таким окружением может являться экскурсия по зданию дополнительного учреждения «Школа искусств». Ученики расширяют свои эстетические границы, приобщаются к прекрасному. Дети могут застать за творческими уроками воспитанников и воодушевиться их умениями и навыками. Вместе с тем, художественное отделение способно предоставить ученикам образовательных школ мастер-классы, где школьники смогут проявить себя в практической работе. Тем самым, возрастает вероятность быстро ввести учащегося в активную работу воображения. По этой причине повысится интерес и мотивация к дальнейшему познанию. «При этом совершенно не отрицаются такие моменты, как развитие у детей активного акта сопереживания, оживления и проживания как самоцели: все должно происходить на уровне осознания, понимания, а не бессознательного перевоплощения» [29]

Таким образом, для организации подобных занятий учителю важно обращать внимание на то, что в среднем школьном возрасте эмоции стоят на первом месте у школьников. Опираясь на них и постепенно развивая, учитель сможет активировать познавательный интерес и в дальнейшем обеспечит благоприятное и эффективное творческое образование детей. А Школа искусств, как наглядный пример визуализации, поможет осуществить выполнение педагогической цели [29]

1.3. Проблема эстетического воспитания на уроках МХК в средней школе и пути ее разрешения

Эстетическое воспитание в рамках общеобразовательного процесса является необходимым условием формирования ценностных ориентаций школьников, их духовного развития и представления о целостной картине мира. Как правило, в деле совершенствования личности, эстетическое начало превозносит индивида на чувственном уровне, что позволяет сделать его обыденность и повседневность богаче и неповторимей.

Важную роль в развитии художественного воспитания детей играет характер общественных отношений. Непосредственное влияние оказывает духовное состояние общества, а также личный уровень развития культуры школьника. Эстетическая и художественная культура – это неотъемлемый элемент восприятия духовного облика личности. В зависимости от их наличия в человеке зависит уровень интеллигентности, творческие способности, художественная деятельность, неповторимая одухотворенность отношений к миру и другим людям.

Эстетика как культурный феномен воздействует на развитие самосознания, раскрывает представления о личной социальной позиции в обществе, которая опирается на принципы гуманизма. Эстетическое воспитание способно гармонично разрешать вопросы эмоционально-коммуникативной сферы школьников, сводит к минимуму негативные реакции на восприятие стрессовых ситуаций, то есть происходит контроль поведения, тем самым повышается возможность совместной деятельности и позитивного общения учеников друг с другом. Обогащение духовными качествами посредством красоты формирует у личности не только эстетико-ценностную направленность, но также появляется возможность приобщения к творческой деятельности, к созданию эстетических ценностей, в первую очередь в искусстве, затем в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении.

В процессе эстетического воспитания происходит приобщение человека к ценностям, перевод их во внутренне духовное содержание. На этом базируется развитие способностей школьников к творческому восприятию и сопереживанию, их эстетический вкус и представление об идеале. «Эстетическое образование, приобщение учащихся к сокровищнице мировой культуры и искусства являются необходимыми условиями для достижения главной цели эстетического воспитания». Важно помнить, что эстетическая культура человека основывается на чувственном понимании и осознании мира культуры.

Придерживаясь основного образовательного документа - ФГОС основного среднего образования (5-9 класс), в котором прописываются общие требования, направленные на дисциплины, предметом которых является область искусства, то можно сказать, что занятия по Мировой художественной культуре, которые имеют непосредственное отношение к сфере искусства, должны выполнять следующие рекомендации при проведении уроков:

- развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами;

-   развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности и др. [40]

Из этого следует, что формирование в процессе обучения основных эстетических критериев опирается в основном на практическую деятельность, которая имеет первостепенное значение для оценки результатов.

Таким образом, возникает первая проблема, с которой может столкнуться учитель при проведении занятий – методологическая.

Дело в том, что предметное поле дисциплины «Мировая художественная культура» – это, в первую очередь, теория и история различных видов искусства. Поэтому на уроках МХК целесообразно применять такие методологические (системообразующие) принципы принципы как:

- историзм (периодизация, исторические этапы становления искусства, связь видов искусства с изменениями, происходящими в социуме);

- образность, представленная в артефактах культуры (через мифологию и религию, через художественное творчество, воплощенные в сознании людей, начиная с  древнейших цивилизаций);

- изучение  памятников культуры, благодаря которым наиболее полно выражается духовная история человечества.

Уроки по Мировой художественной культуре способны дать школьникам 50% эстетических знаний. Например, формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоение художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития.

Но для полноценного представления о культуре важно поддерживать и практическую направленность в обучении. Это составляет вторую половину художественной наполняемости. Так как при отсутствии творческой деятельности, дети не смогут реализовать свои познания в практической части, где главным заданием является представление образа и его реализация через многообразие форм искусства.

В качестве аргумента этого утверждения мы можем привести слова В.В. Алексеевой из статьи «Эстетическое и художественное воспитание (проблемы современного образования)» [1]

Она говорит о том, что эстетическое воспитание формируется в условиях представления художественного образа. Потому что «Художественный образ — главный критерий художественного воспитания, сердцевина творческого процесса». [1] Поэтому главная цель искусства - приобщать индивида к творчеству через развитие художественно-образного мышления, начиная с ранних лет, так как именно в детском возрасте формируются одни из основных форм развития - деятельность и восприятие. Но существуют и другие когнитивные формы, которые влияют на творческую активность, например, подключение мыслительных процессов, таких как восприятие, память, формирование понятий, решение задач, воображение и логика.

При условии отсутствия одной из форм, нарушается целостность художественного воспитания. «Деятельность и восприятие суть две основные формы художественного воспитания, взаимодействующие друг с другом в разном возрасте по-разному» [1] В качестве преодоления проблемы неполноценного формирования творческой культуры поведения, можно обратиться к дополнительным часам внеурочной деятельности, на которых будет осуществляться практическая деятельность учеников. В нее смогут входить так же плановые посещения Школы искусств. Становится возможным развить у ребенка образное мышление. Стоит заметить, что образ – является основным звеном эстетической коммуникации, так как изучение искусства предполагает мышление в образах. Образ, в отличие от символа и знака, не имеет уже готовой интерпретации, он не предопределён художником. У художника есть возможность применять уже готовые знаки, но не готовыми образами. В этом и есть главная суть творческой деятельности. «Художник запечатлевает в художественных образах не только внутреннее содержание своего духа, свой собственный мир как творца» [24, С.77]

Другая проблема, которая может возникать при эстетическом обучении и воспитании детей на уроках МХК – это пагубность минимизации сложнейших процессов, которые искажают суть эстетического воспитания. Идут по пути упрощения высоких духовных ценностей. Данный фактор возникает в условиях ограничении времени. Поэтому учителя прибегают к сокращению материала, а также к его подаче через развлекательную форму. Исследователь Л. Г. Медведев предлагает прибегнуть к интеграции, как условию наиболее эффективного средства художе



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.089 с.)